УДК 796.011.3
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2012 Курамагомедов К.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представят сравнительно-сопоставительный анализ видов дополнительного образования, компонентный состав системы дополнительного образования и ее характеристики, принципы построения спортивно-оздоровительною лагеря физкультурной направленности.
The author of the article represents a comparative-contrastive analysis of supplementary education kinds, component composition ofthe supplementary education system and its characteristics, the principles of building the sport and health-improving camp of physical training direction.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный лагерь, дополнительное образование, физкультурное образование, принципы образования
Keywords: sport and health-improving camp, supplementary education, physical training the principles of education.
Смета ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности повлекли за собой необходимость реформирования системы образования Российской Федерации, рассматривающей как зона ближайшего развития личности путь развития, выбираемый личностью в соответствии со своими потребностями. В этих условиях дополнительное физкультурное образование рассматривается как активный инновационный поиск ребенком варианта своего образования и педагога, стремящегося удовлетворить его ожидания через объединения по интересам, обновление содержания традиционных и привлечение педагогических технологий.
Система дополнительного образования получила свое современное название в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», где в качестве основы развития представлена сеть внешкольных учреяедений [3].
На сегодняшний день действует система дополнительного образования, сформированная в начале 90-х годов, обладающая свойствами и специфическими характеристиками, среди которых:
- открытость системы, предполагающая включение востребованного содержания образования, наличие конкурентоспособных педагогических кадров; свободный выбор образовательных курсов; привлечение высококвалифицированных специалистов из различных отраслей науки, искусства, техники для организации образовательного процесса в условиях развивающего рынка образовательных услуг; адаптация прогрессивных образовательных технологий к потенциалу системы дополнительного образования (содержательному, методическому, кадровому и пр.) и т. д.;
- включенность в социально-педа-гогический процесс, когда учащимся, получающим общеобразовательную подготовку, общество разрешает в целях адаптирования самостоятельно превзойти образовательный стандарт, самоактуализироваться согласно своим интересам, способностям, склонностям и т. д.;
- зависимость формирования контингента дополнительного образования, ориентируясь не только на познавательные, художественные, технические и другие интересы, но и на социальные, семейно-бытовые проблемы (преодоление детской преступности, агрессивности, девиантного поведения, одиночества, детско-родительских и других отношений);
- ориентация на формирование социально-психологического иммунитета учащихся, которая
включает учащихся в социально-позитивную деятельность, не просто отвлекая от различных негативных явлений, но и укрепляя стабильность веры в жизнь, помогая обрести ее смысл, защищая их от социального негатива;
- постоянный характер творческой деятельности учащихся как стилевая черта существования учреждений дополнительного образования, где преобладают открытие субъективно нового в избранной сфере знаний, объективно значимого, ранее не известного науке, технике, искусстве и в человеческих отношениях [2].
Дополнительное образование реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, цель которого заключается в мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества.
При этом образовательно-воспита-тельная работа строится на принципах, включая принципы, характерные только для системы дополнительного образования (по В. Р. Магомедову):
- вариативности, обеспечивающей право на добровольное участие в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых системой дополнительного образования;
- либеральности, характеризующей право детей развивать свои способности в согласии с природой, а не вопреки ей;
- непрерывности, обеспечивающей непрерывный творческий рост в системе различных подразделений дополнительного образования;
- целостности, предполагающей приобретение целостного представления о процессах и явлениях, изучаемых дополнительно;
- социокультурных связей, ориентированных на широкое освоение внешней социокультурной среды;
- успешности, гарантирующей возможность каждого на успех;
- системности, гарантирующей овладение общей культурой на уровне федерального, регионального и местного уровней образовательного пространства;
- программности, определяющей возможность получать дополнительное образование в соответствии с самым широким спектром познавательных интересов и потребностей учащихся;
- оптимизации, предполагающий право полного использования потенциала дополнительного образования за счет углубления, расширения и применения общеобразовательных знаний;
- самоуправляемости, обеспечивающей возможность реализовать свои социальные функции (гражданина, учащегося и т. д.);
- функциональности, обеспечивающей компетентность через приобретение знаний, помогающих ориентироваться в мире культуры, профессий, аксиологических проблем и т. д.;
- инновационности, способствующей активному инновационному поиску варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования;
- комфортности, способствующей развитию интересов и способностей в максимально комфортных для личности условиях;
- адекватности, предполагающей выбор из предложенного максимального объема информации столько, сколько хочет и может усвоить ребенок;
- коммуникативности, позволяющей расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- адаптивности, ориентированной на обеспечение механизмами и способами вхождения в сложную обстановку нестабильного общества;
- рекреативности на отдых, игру и развлечения.
Учреждения дополнительного физкультурного образования выполняют ряд функций, под которыми понимается взаимосвязанная направленность деятельности субъектов воспитательного процесса, осуществляемая на основе системы общественного разделения труда, опосредованная определенной зависимостью и взаимосвязью целей, задач, содержания, форм и методов реализации деятельности, а также контроля конечных результатов.
С учетом сказанного дополнительное физкультурное образования выполняет ряд функций, среди которых:
- мировоззренческая, обеспечивающая целостную, завершенную систему знаний, убеждений, взглядов и основу их дальнейшего укрепления, совершенствования, для
чего формируется оптимистический взгляд на окружающий мир, убеждение в активной роли человека в его преобразовании, уверенность в необходимости дальнейшего прогресса, ощущение себя частью мирового сообщества, одновременно отождествляя себя с российской нацией;
- гражданского воспитания, состоящая в том, чтобы раскрыть общечеловеческие, общегражданские ценности, воспитать активную гражданскую позицию, привить любовь к Родине, воспитать чувство патриотизма, укрепляя чувство долга, моральной ответственности за судьбу своего народа и Отечества;
- социально-педагогическая, отражающая ожидаемые результаты деятельности учреждений дополнительного образования, соответствующие социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения;
- социальной защиты через активное участие в организации системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагоги-ческих, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического и умственного развития, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства, реализация которой обеспечивает адекватное восприятие ребенком существующих социально-экономических условий;
- образовательная, поскольку дополнительное образование в научном плане является продолжением изучения школьных предметов на более высоком уровне, предлагая программы по углубленному теоретическому изучению и практической деятельности базисных курсов;
- рекреативная, поскольку учреждения дополнительного образования работают в направлении заполнения досуга детей личностно и общественно значимыми видами деятельности, состоящей в предупреждении развития асоциального поведения;
- оздоровительно-гигиеническая, поскольку учреждения дополнительного образования предоставляют услуги по укреплению здоровья, что предполагает совершенствование соматической сферы, поддержание двигательной активности, формирование знаний и умений по личной гигиене;
- художественно-эстетическая, поскольку учреждения дополнительного образования реализуют образовательные программы, направленные на эстетическое воспитание и развитие, где предусматривается творческое самовыражение, развитие художественного вкуса, любви к прекрасному, умения получать эстетическое удовольствие от произведений искусства;
- профориентационная, поскольку учреждения дополнительного образования реализуют программы, направленные на профессиональную ориентацию, развитие специфических навыков, постижение азов различных профессий, где, захватывая сферы личностных интересов, обеспечивается возможность для ребенка на практике попробовать себя в тех или иных видах производительного труда, в различных сферах человеческой деятельности;
- коммуникативная, которая выступает одним из основных видов деятельности в учреждениях дополнительного образования, протекаемой на уровнях «личность-личность», «личносгь-кол-лектив», «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», исходя из чего обеспечивается приобретение умений и навьжов общения;
- инновационная, выражаемая в разработке учреждениями дополнительного образования методов и форм, которые применимы в учреждениях общего образования, в массовой школе;
- повышения квалификации, поскольку учреждения дополнительного образования регионального уровня являются центрами повышения квалификации, в рамках которой организуются конкурсы педагогического мастерства федерального и регионального масштабов;
- организационно-методическая, выражающаяся в обеспечении федеральных педагогических проектов, инициировании и проведении региональных проектов и программ;
- социализации личности, под которой понимается интеграция человека в социум, подготовка к продолжению образования, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, а также выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей каждого ребенка Реализация данной функции выражается в готовности и способности личности к решению социально значимых проблем, возможности получить профессиональное образование, а также развитие способности к самопознанию, самооценке и самоопределению.
К учреждениям дополнительного образования относятся: центры, дворцы, дома по профилям образовательной деятельности; клубы, детские студии, станции различно ориентированного
творчества детей, по различным областям науки, техники, искусства, туризма, спорта; детский парк, музей, детский оздоровительный лагерь и т. д.
При этом детский оздоровительный лагерь как учреждение дополнительного образования имеет свои специфические, исторически обусловленные черты и признаки.
В начале XX в. получили развитие летние детские площадки, местом локализации которых выступали парки, сады и пустыри, где возрастной контингент составляли дети дошкольного и младшего школьного возрастов. Основной целью детских площадок являлось физическое и творческое развитие.
Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздорови-тельные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации.
В качестве особенностей пионерского лагеря выступали: массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей общественно-полезную направленность; возможность развивать интересы и способности каждого ребенка; дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы к творческому развитию личности; широкий простор для детской инициативы и самодеятельности; сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм в зависимости от содержания и характера работы коллектива; органическая связь, согласованность и взаимодействие со школой, комсомольской и пионерской организациями, семьей и общественностью [2].
Существовало четыре типа пионерских лагерей: загородные, городские, школьные, колхозные, где создавались пионерские дружины, имевшие свою внутреннюю структуру. При этом главной задачей пионерского лагеря считалось общественно-политическое воспитание детей: знакомство с событиями в жизни страны и за рубежом, с лучшими произведениями советских и зарубежных писателей, композиторов, художников. Важной составляющей признавалось оздоровление воспитанников, которое приобрело массовый централизованный характер и сопровождалось общесоюзными смотрами, кампаниями и т. д. В это же время предпринимаются попытки вести работу с детьми на гуманистической основе, что наиболее ярко проявлялось в летний период.
В «Педагогическом словаре» понятие «лагерь» определяется как «внешкольное учреждение, организующее активный отдых учащихся в каникулярное время, где жизнь, труд, отдых и развлечения осуществляются на основе широкой самодеятельности. При этом важное место в работе с детьми отводится физкультуре и спорту, ознакомлению с родным краем и родной природой, для чего детей активно привлекали в посильный общественно полезный труд, содействующий коммунистическому воспитанию и укреплению здоровья».
Проблема воспитания социальной активности была многоаспектной и решалась различными научными школами по-разному, где основное отличие составляли способы достижения оптимального результата в развитии социальной активности.
С принятием Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об учреждениях дополнительного образования детей большинство детских оздоровительных лагерей получили статус учреждений дополнительного образования, организация детского летнего отдыха находилась в кризисном состоянии, которое объяснялось ведомственной неразберихой и слабым финансированием.
С 1996 г. в состав президентской программы «Дети России» вошла целевая программа «Организация лешего отдыха детей», где типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи;
оздоровительно-спортивные лагерями ДЮСШ; лагерями санаторно-курортного типа; международными и всероссийскими детскими центрами; профильными лагерями; городскими лагерями с дневным пребыванием; семейными домами отдыха
По данным Министерства труда и социального развития, в 2011 г. для организации детского лешего отдыха было открыто порядка 49 ООО детских оздоровительных лагерей.
Таким образом, современная система дополнительного образования находится в состоянии реформирования, для которой разработана нормативно-правовая база, сохраняющая общие исторические черты, что обеспечило большую конкурентную способность на рынке образовательных услуг. Среди учреждений дополнительного образования наиболее серьезному реформированию подверглись оздоровительные лагеря, которые в изменившихся условиях привели к обновлению содержания, но продолжают составлять основу лешего детского отдыха в Российской Федерации.
Примечания
1. Закон РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреэдений дополнительного образования детей» от 25 апреля 1994 года N912/1. 2. Закон РФ «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреэдения» от 23 ноября 1994 года N922/1. 3. Закон РФ «О практике сои^альноледагогической работы в России и перспективах ее развития» от 27 октября 1993 года N919/1.4. Закон РФ «О развитии учебноисследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования» от 10 января 1996 года №1/1- 5. Закон РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» от 5 июня 1996 года N912/1.6. Закон РФ «Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» от 25 декабря 2001 года №19/2.
Статья поступила в редакцию 22.08.2012 г.