Научная статья на тему 'История становления системы дополнительного образования детей в России: два «Золотых периода»'

История становления системы дополнительного образования детей в России: два «Золотых периода» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7016
791
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION / AFTER-SCHOOL WORK / AFTER-SCHOOL EDUCATION / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

Для понимания современных проблем дополнительного образования детей и прогнозирования приоритетов его дальнейшего развития необходимо осмыслить его историю. Аналитический обзор советского периода становления и развития системы дополнительного образования детей составляет содержание данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION IN RUSSIA. TWO "GOLDEN PERIODS"

To understand modern problems of additional children education and predict its future development priorities it’s necessary to understand its history. Analytical review of Soviet period of the development and establishment of the system of additional children education is the content of this article.

Текст научной работы на тему «История становления системы дополнительного образования детей в России: два «Золотых периода»»

3. А. Каргина

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ:

ДВА «ЗОЛОТЫХ ПЕРИОДА»

УДК 37.018.4 ББК 74.03(2)

Для понимания современных проблем дополнительного образования детей и прогнозирования приоритетов его дальнейшего развития необходимо осмыслить его историю. Аналитический обзор советского периода становления и развития системы дополнительного образования детей составляет содержание данной статьи.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внешкольная работа, внешкольное образование, исторический опыт.

Z. A. Kargina

History of formation of the system of additional children education IN RUSSIA. two "golden PERioDS"

To understand modern problems of additional children education and predict its future development priorities it’s necessary to understand its history. Analytical review of Soviet period of the development and establishment of the system of additional children education is the content of this article.

Keywords: additional children education, after-school work, after-school education, historical experience.

Внешкольная работа с детьми формирования государственной сис-

в СССр в 1920—30-е г°ды — темы внешкольной работы с детьми

этап интенсивного формирования (далее по тексту — ВР), основу чего

государственной системы составили:

1920—30-е годы можно назвать — в социально-политическом

«золотым периодом» становления сис- плане становление нового советского

темы дополнительного образования государства, новой экономики, продетей. Это время бурного расцвета и мышленности и т. д.;

— в социокультурном плане создание новой государственной системы общего образования, новой социалистической культуры.

На основе первых научно-теоретических разработок и осмысления опыта работы с детьми в начале 1920-х годов были сформулированы основные задачи ВР: а) развитие способностей и интересов детей; б) повышение их интеллектуального уровня и творческой активности; в) приобщение детей к основам культуры; г) развитие их самостоятельности [23]. Впервые были определены и принципы ВР: добровольность участия детей в работе, их самодеятельность и самоуправление, массовость, учет интересов детей и удовлетворение их запросов, воспитание в коллективе.

Начальный этап становления государственной системы ВР — период педагогических экспериментов. Так, например, А. С. Макаренко в условиях трудовой колонии им. м. Горького и трудовой коммуны им. Ф.

Э. Дзержинского разработал методы клубной работы с детьми [25; 26]. С. Т. Шацкий разрабатывал идею преобразования школы в культурный комбинат, который будет представлять собой несколько ступеней школы (соответствующих начальной и средней школам, техникуму и вузу), к которым присоединены культурные учреждения для правильного времяпровождения детей — театр, кино, библиотека, клуб, мастерские и др. [38].

Г. А. Казанская, обобщая опыт работы советской школы в 1920-е гг., описывает так называемую студийную систему, в условиях которой весь учебный материал изучался учащими-

ся самостоятельно в специально организованных лабораториях [16]. В ходе аналогичных экспериментов у ряда педагогов (А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев и др.) начала формироваться позиция приоритетности ВР в условиях школы над ВУ, стали появляться идеи замены школы клубом, студией. Так, например, в системе Костромского ГорОНО все школы 2 ступени были преобразованы в клубы, где учащиеся вместо классов распределялись согласно интересам по кружкам, а обязательное прохождение школьных дисциплин было ликвидировано; в условиях Петроградского ГубОНО был разработан «Школьный план единой трудовой школы» (подписанный А. В. Луначарским), согласно которому все самостоятельные детские клубы закрывались, а учебные занятия продлевались на три часа, в течение которых все учащиеся должны были посещать занятия в школьных кружках и клубах. На основе такого опыта решением коллегии Наркомпроса (1925 г.) во всех школах I и II ступеней был введен клубный день, свободный от учебы и предполагающий организацию кружковых занятий и массовых общественных дел. [22; 29; 39]

Начало 1920-х гг. стало периодом создания пионерской организации. Решением V съезда РКСМ (Москва, октябрь 1920 г.) всем комсомольским организациям вменялось в обязанность оборудовать для создаваемых пионерских отрядов клубные помещения. Так, например, на базе пермского клуба «Муравейник» были созданы первые детские коммунистические группы, которые впоследствии объединились в пионерскую дружи-

ну им. К. Либкнехта; в Москве клуб «Пчелка» был преобразован в Дом пионеров им. Павла Андреева, а клуб детей «Трудовая коммуна» — в центральный Дом пионеров. С этого момента начинается создание Дворцов и Домов пионеров как новой формы ВУ. Одной из основных функций деятельности Дворцов и Домов пионеров являлось идеологическое воспитание: они рассматривались как центры пионерского движения [36].

В 1920-е гг. страна бурно технически развивалась, что сразу же «откликнулось» в содержании ВР. Получило свое начало движение юных техников: в Домах пионеров, при пионерских отрядах начинают создаваться технические кружки и мастерские; а в 1926 г. в Москве был проведен сбор юных техников, на котором было объявлено о создании Центральной детской технической станции. Это стало началом создания сети специализированных станций юных техников [28].

В 1920-е годы появляется еще одна новая форма ВУ, связанная с развитием пионерского движения в СССР, — пионерский лагерь. 16 июня 1925 г. торжественно был поднят флаг Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», который первоначально был создан как опытное учреждение оздоровления и воспитания детей общества Красный Кр ест РСФСР и его «Службы здоровья». В своей структуре лагерь сохранял особенности пионерской организации, а одной из главных его задач считалось общественно-политическое воспитание детей. Большое значение придавалось также трудовому воспитанию и оздоровлению детей [20]. В 1930-е гг.

в рамках «похода школ за техническими знаниями» стали развиваться политехнические лагеря, в содержание работы которых входило выполнение детьми технического проекта. В этот же период началось укрупнение и концентрация лагерей («лагерь-фабрика», «лагерь-казарма»), которые ряд исследователей считали прообразом будущего детского социалистического города (Л. Бочкин). К концу 1930-х гг. в стране сложились основные типы летних объединений: 1) массовый

пионерский лагерь; 2) санаторный пионерский лагерь; 3) профильный лагерь; 4) интернациональный лагерь;

5) школьный лагерь [Там же].

В 1920-30-е годы расширяется и становится более разнообразной сеть профильных ВУ. Появляются такие учреждения, как Дом художественного воспитания (1925 г.), Центральная станция детских развлечений (1928 г.), Стадион юных пионеров (1934 г.), Детская игротека, Детская железная дорога, Дом колхозных ребят, детские сады и парки, детские площадки, детские пароходства, детские дома культуры (1932—1940 гг.) [2; 6; 10; 11; 17; 18; 37].

В начале 1930-х гг. увлечение пионеров Челюскинской эпопеей вылилось в массовую организацию географических кружков, которых к 1934 г. только в школах Москвы насчитывалось свыше 2 тысяч [7]. В этот же период новый импульс получила туристско-экскурсионная работа со школьниками: в 1930 г. состоялась первая Всесоюзная конференция по данной теме; в 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление, в котором ставилась зада-

ча каждой школе включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий; в 1934 г. Наркомпрос РСФСР совместно с ЦК ВЛКСМ создают Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию, наделяя ее организационно-методическими функциями. Вскоре в областях и краях РСФСР начинают создаваться свои областные Детские экскурсионно-туристские станции, и к 1941 г. только в Российской Федерации их насчитывалось 54 [21].

Определенный стимул к расширению сети ВУ дали решения первой сессии Государственного ученого совета (май 1929 г.), в которых была «наряду со школьной системой намечена система ВУ» [35. С. 73]. К середине 1930-х гг. необходимость развития сети ВУ официально определялась, во-первых, невозможностью развертывать внеурочную работу в самой школе (школы работали в 2—3 смены); во-вторых, недостаточным охватом детей пионерским движением.

Усиление идеологического воспитания учащихся предопределило изменение концептуальных подходов к ВР с детьми. Ее задачи в этот период формулировались следующим образом: 1) борьба за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотности; 2) организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительной работы; 3) оздоровление ребят и окружающего быта; 4) включение детей в социалистическое строительство, участие их в мероприятиях партии и советской власти [9]. Принципы ВР в этот период были сформулированы Н. К. Крупской, по

мнению которой: а) ВР не должна быть продолжением школьной учебы;

б) она должна охватывать всех детей;

в) внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и формировала умение быть коллективистом; г) следует всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру; д) участие в кружках должно быть добровольным; е) необходима дифференциация детских интересов, содействие подростку в выборе профессии. [Цит. по: 8]

В 1920-30-х гг. ВР становится важной частью общего процесса коммунистического воспитания,и поэтому она поддерживается различными управленческим действиями со стороны государства. Во-первых, в системе Наркомпроса организуются несколько общественных педагогических объединений — Совет художественного воспитания (1924 г.), Комиссия по детской книге (1926 г.), Совет по ВР (1929 г.), основной для которых стала организационно-методическая помощь органам народного образования по вопросам ВР с детьми. В-вторых, разрабатывается серия документов, направленных на развитие ВР: Постановление ЦК РКП (б) «О пионерском движении» (1924 г.), Постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и ближайших задачах пионер-движения» (1928 г.) и «О работе пионерской организации (к 10-летию пионерской организации)» (1932 г.), Постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по развертыванию ВР среди детей в 1933 г.» (1932 г.). Данными документами определялось включение

пионерской организации в систему воспитательной работы школы, а развитие ВУ — как базы пионерской организации. Это повлекло изменение приоритетов деятельности ВУ: они становятся центрами инструктивнометодической и политико-массовой работы со школьными пионерскими дружинами. Учебно-воспитательная (кружковая) работа отодвигается на второй план и перестает быть значимой частью работы ВУ.

К концу 1930-х гг. в основном сложилась государственная и общественная система ВР, фундамент которой составляла сеть разнообразных по типам ВУ. К тому же в этот период система ВУ обладала финансовыми ресурсами, достаточными для непрерывного расширения своих масштабов. Это было обусловлено тем, что на нее возлагались задачи идеологического воспитания подрастающего поколения и предупреждения детской безнадзорности. Основными содержательными направлениями ВР стали: идейно-политическое, интернациональное, атеистическое, эстетическое, трудовое воспитание [1]. Постепенно ВУ становятся центрами территориальных воспитательных систем, объединяющими вокруг себя общеобразовательные учреждения и вовлекающими в процесс воспитания детей различные организации и социальные структуры.

Но в истории ВР отразились и трагические страницы жизни страны, а наряду с позитивными проявились и негативные тенденции. Единая трудовая школа, создаваемая в Стране советов как эталон справедливости, равенства, возможности полноценного образования всеми детьми, обернулась на прак-

тике единообразием, средством нивелирования личности, монополизмом государства на обучение и воспитание. В массовой практике страны задачи ВР стали постепенно трансформироваться из образовательных в организационные, а ВР начинает рассматриваться как воспитательные занятия и культурно-просветительские массовые мероприятия, проводимые во ВУ [1; 9].

Ряд постановлений ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931 г.), «О пионерской организации (1932 г.), «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) и др. радикально изменили облик системы общего образования и ВУ: жесткий централизованный контроль по всем направления, тотальная унификация и регламентация, идеологизация обучения и воспитания, установка на единомыслие и дисциплину [1; 12]. Всероссийское совещание по ВР (1933 г.) решительно осудило чрезмерное увлечение изобретательством, делая ставку на «массовость работы». Усугубил негативную ситуацию приказ Наркомпроса РСФСР «О порядке обслуживания школьников ВР» (1934 г.), в котором было признано недопустимым в школах проведение олимпиад и организация детских университетов культуры. [11; 32; 33]

Отрицательно сказалась на развитии детского технического творчества отмена трудового обучения в школах (1937 г.). В этих условиях ВУ сосредотачивают всю деятельность внутри своих лабораторий, ориентируясь на работу с наиболее одаренными детьми. Негативное влияние на развитие ВР оказали и такие антинаучные акции, как разгром краеведения, сельскохо-

зяйственной и экономической наук в

1930-е гг. [12; 28]

В этот период руководство страны придает серьезное значение ВР как средству идеологического воспитания детей, но констатирует «исключительное отставание ВР среди детей от общего роста школ». [31. С. 10—12]. На Всероссийском совещании по ВР (Москва, 1938 г.) было отмечено, что ВР стала отсталым, самым забытым и запущенным участком; лишь в отдельных школах констатировалась хорошо организованная педагогами-энту-зиастами клубно-кружковая работа с детьми [36].

Обобщая итоги данного этапа становления государственной системы ВР, необходимо констатировать, что наряду со значительными позитивными результатами (расширение сети и большое разнообразие ВУ, определение концептуальных организационных и научно-педагогических оснований их деятельности) жестко обозначились негативные тенденции, сохранившиеся в работе учреждений на долгие годы — идеологизированность деятельности, преобладание организационно-массовых мероприятий над учебно-воспитательными, выдвижение на первый план инструктивно-методической работы, направленной «вовне».

Особенности внешкольной работы с детьми и подростками в

СССР

в военные и послевоенные годы

(1940-50-е гг.)

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) в стране продолжали действовать около 1000 ВУ. Содержание их работы было перестроено к условиям военного време-

ни: создавались оборонные кружки (занятия по гражданской обороне); столярные и слесарные мастерские ВУ выполняли производственные заказы; кружковцы шефствовали над госпиталями; на занятиях декоративно-прикладных кружков ребята готовили «подарки» фронтовикам, на занятиях в технических кружках подростки осваивали необходимые «гражданские» профессии — телефониста, телеграфиста, киномеханика и др. [5; 9].

В военные годы впервые было проведено несколько Всесоюзных пионерских акций: Всесоюзный смотр «Юные техники — в помощь фронту», сбор лекарственных трав, сбор металлолома. Новый импульс в годы войны получило тимуровское движение. Так, например, Новосибирская станция юных техников организовала тимуровские мастерские, которые ремонтировали семьям фронтовиков радио- и электроаппаратуру, посуду, изготавливали несложную мебель и др.

В первые послевоенные годы главной задачей стало восстановление и расширение сети ВУ. И к концу 1940-х гг. в системе народного образования насчитывалось 1846 ВУ, а к 1951 г. — уже 2121 [9].

Продолжением военно-патриотического воспитания, начатого в 1930-е гг., стало участие школьников в создании «Летописи Великой Отечественной», в операциях «Орден в твоем доме», «Герои живут рядом», «Долг памяти», в походах, авто-мотопробегах по местам боевых действий воинских частей и партизанских отрядов «Дорогами подвига», в поиске неизвестных героев и увековечении имен павших воинов, организации работы

музеев «Боевой Славы». Важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения в это время стали играть военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», в которых участвовали сотни тысяч пионеров и школьников

[24].

В 1940-е годы развитие ВР с детьми было поддержано управленческими документами: решения

Всероссийского совещания по народному образованию (1945 г.); приказы Министерства просвещения РСФСР «Об улучшении внеклассной и ВР с учащимися» (1947 г.) и «О развитии ВР работы с детьми» (1948 г.) определили приоритетные направления развития ВР — улучшение туристско-экскурсионной работы, расширение массовой и кружковой работы в области художественного воспитания, физкультуры и спорта.

В 1950-е гг. расширение сети ВУ продолжалось ускоренными темпами: например, если до 1952 года ежегодно открывалось от 35 до 60 ВУ, то только в одном 1953 году было открыто 170 ВУ. Возникают новые типы внешкольных объединений: клубы юных пожарных, моряков, механизаторов и др.

В начале 1950-х гг. стимулом к развитию детских лагерей стало принятие «Положения о загородном пионерском лагере» (1951 г.) как детском ВУ под эгидой профсоюзов. Постепенно сложилась их следующая типология: детский оздоровительный лагерь (загородный, городской), санаторный лагерь (летний, круглогодичный), профильный лагерь, лагерь детских и юношеских организаций (пионерского и комсомольского актива), лагерь труда и отдыха [20].

Одним из приоритетов во ВР в 1950-е гг. стало массовое распространение детского туризма. Этому способствовало включение туризма в единую Всесоюзную спортивную классификацию (1949 г.), установление разрядных спортивных нормативов (в том числе и юношеских разрядов) по туризму, утверждение значка «Юный турист» (1954 г.) [21].

В 1950-е гг. был принят целый ряд основополагающих документов по ВР, среди которых: постановление Совета министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам ВУ» (1952 г.), «Положения о внешкольных детских учреждениях министерства просвещения РСФСР» (1953 г.), Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). В названных документах подчеркивалось значение внеклассной и ВР с детьми, определялись пути их развития, содержание, формы и методы работы ВУ.

В этот период целый ряд документов по ВР был принят и руководящими органами Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) и Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (ВПО): Постановления пленумов

ЦК ВЛКСМ «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации им. В. И. Ленина» (1957 г.) и «Примерный перечень умений и навыков для пионеров» (1958 г.), Постановления Центрального совета ВПО «Об улучшении работы ВУ в связи с законом «Об

укреплении связи школы с жизнью» (1959 г.) и «О дальнейшем развитии инициативы и самодеятельности в ВПО им. В. И. Ленина» (1960 г.). Обобщенный анализ названных документов позволяет выделить в качестве приоритетов улучшение руководства работой ВУ через закрепление за каждым учреждением шефской комсомольской организации, а также содействие в привлечении к работе ВУ общественных и творческих организаций.

В то же время, в 1950-е годы обозначился целый ряд негативных тенденций во ВР с детьми: ярко выраженная патриотическая направленность ВР в 1940-е годы сменяется к 1950-м годам чрезмерной парадностью, преобладанием массовых форм работы ВУ за счет снижения роли клубной, кружковой и индивидуальной деятельности по интересам; появилась практика записи в кружки только по рекомендации из школы (от классного руководителя или совета пионерской дружины); работа по типовым учебным программам и в рамках массовых всесоюзных мероприятий не позволяла ВУ учитывать местные условия их деятельности (специфику национальных, географических и экономических особенностей республики, области, края); все более ослаблялась связь ВУ со школой, что приводило к дублированию в их работе содержания и форм учебной и воспитательной деятельности.

Обобщая результаты данного этапа развития системы ВР с детьми, необходимо констатировать: как ни парадоксально, но именно военные и первые послевоенные годы превратили ВУ снова в «центры для детей», где они могли получить полезные знания,

умения и навыки, поучаствовать в социально значимой работе. Но к концу 1950-х гг. деятельность ВУ не только вновь вернулась в «прежнее русло», но и в значительной степени сделала недоступными внешкольные занятия для значительной части учащихся (неблагополучных, неуспевающих и др.).

Внешкольная работа с детьми и подростками в СССр в 1960—70-е годы — этап окончательного становления государственной системы 1960—70-е годы стали вторым «золотым периодом» в истории ВР, что было предопределено:

— в социально-политическом плане демократизацией общественной жизни в стране («хрущевская оттепель»);

— в социокультурном плане бурным развитием технической мысли («научно-техническая революция»), началом космического века.

Именно научно-техническая революция оказала значительное влияние на развитие ВР с детьми в начале 1960-х гг.: начинают активно создаваться новые типы ВУ технического профиля — детские автотрассы, клубы моряков, речников и полярников, клубы юных космонавтов, военно-технические школы. Расширяется сеть станций юных техников [9].

В этот же период активизируется деятельность школьных клубов: начинают создаваться общешкольные клубы (контролирующие всю ВР в школе), узкопрофильные клубы («Юных путешественников», «Юных следопытов» и т. д.), широкопрофильные клубы (комсомольские и пионерские) [40].

В 1960-е гг. по стране начинают появляться школьные лесничества, периодом наивысшей активности которых станут 1970—80-е гг. Юные лесоводы занимались большой практической деятельностью: проводили опытническую работу по лесоводству и вели пропаганду природоохранных знаний среди школьников и населения [14].

К этому же периоду относится создание новых типов ВУ — Домов комсомольца и школьника, Военно-спортивных клубов. Важным событием в истории ВР стало открытие 1 июня 1962 г. нового Московского городского дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, который с первых дней существования стал организационно-методическим центром пионерской и ВР. Именно по инициативе дворца в 1960-е гг. был организован ряд всесоюзных пионерских мероприятий: День памяти юных героев-антифашистов, кампания «Пионеры СССР — Вьетнаму», Всесоюзная трудовая операция «Чукотка» и др. Все эти мероприятия имели прямое отношение к ВУ, так как перед ними ставилась задача методического и организационно-массового обеспечения политизированных акций [9].

Результатом стало изменение общей ситуации и приоритетов деятельности ВУ к концу 1960-х гг.: на них (особенно на Дома пионеров) органами народного образования, руководителями комсомола и пионерской организации возлагается задача «помощи школе», а также руководство (понимаемое в то время как контроль) всей воспитательной деятельностью школы, работой пионерской дружины и школьной комсомольской организации.

Именно в 1960-е гг. вновь становятся актуальными научно-педагогические труды выдающихся деятелей ВР с детьми. Опираясь на идеи

А. С. Макаренко, И. П. Иванов разрабатывает методику коллективной творческой деятельности, первой «лабораторией» которой стала школа пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев» (на базе Дома пионеров Фрунзенского района Ленинграда). Благодаря «КЮФ» в Советском Союзе получили широкое распространение разнообразные по содержанию и форме коллективные творческие дела, а уже летом 1962 г. был проведен первый коммунарский сбор во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» [11; 13].

В 1970-е гг. продолжается интенсивное развитие научно-технического творчества учащихся: увеличивается количество кружков и клубов технического профиля, появляются новые виды технического творчества — радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, космонавтика; начинают формироваться научные общества учащихся, первым из которых стало городское научное общество учащихся, созданное в Челябинске под руководством

А. З. Иоголевича. Наиболее известными научными обществами учащихся в стране стали «Малая Тимирязевская академия» в Москве, Крымская малая академия наук «Искатель», «Малая лесная академия» в Карелии и мн. др. В 1975 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский слет актива научных обществ учащихся [1; 15].

В 1970-е гг. в рамках интенсивного развития в стране детского кино во ВУ создаются детские киностудии,

организуются пионерские кинотеатры и школьные киноклубы, начинают проводиться смотры-конкурсы детских фильмов [3; 4].

С середины 1970-х гг. новый импульс к развитию получает ВР в школе: появляются новые типы образовательных учреждений — школа-комплекс. Так, например, в 1975 г. в Белгородской области начала действовать Яснозоринская школа-комплекс под руководством М. П. Щетинина, которая объединяла в своей структуре общеобразовательную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы, клубы юных техников и натуралистов. В школе-комплексе был введен «свободный час», в течение которого каждый ученик обязательно должен был заниматься в выбранном им детском творческом объединении [36].

В 1970-е гг. в рамках идеологического воспитания граждан социалистического общества во ВУ создаются особые структуры — ленинские музеи, залы, комнаты; для детей организуются экскурсии, походы, путешествия по ленинским местам, по дорогам гражданской и Великой Отечественной войн, на ударные комсомольские стройки. Идеологическая направленность находила свое выражение в тематике детских праздников, содержании учебного процесса детских коллективов [11].

В этот период продолжается проведение организованных ВЛКСМ всесоюзных пионерских акций: Всесоюзные марши пионерских отрядов «Всегда готов!», «Салют, Победа!», «Берем с коммунистов пример», «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!» и др. В рамках названных социально-идеологических проектов ВУ играли роль

организаторов: методисты ВУ разрабатывали содержание конкретных дел, а педагоги-организаторы проводили районные и городские мероприятия идейно-политической направленности.

В 1960—1970-е гг. был принят целый ряд документов, затрагивающих проблемы ВР с детьми: решения XV съезда ВЛКСМ (1966 г.), Постановления ЦК ВЛКСМ «О деятельности Челябинского Дворца пионеров» (1970 г.), «О Литовском Дворце пионеров» (1971 г.) и «О Киевском Дворце пионеров» (1973 г.); постановления правительства СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» — специальный раздел «О внешкольном воспитании» (1973), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательной школы и подготовке их к труду» (1977 г.). Названные документы определяли значение ВР для всестороннего развития личности, необходимость повышения качества работы ВУ, необходимость подготовки школьников к труду в сфере материального производства.

В рассматриваемый период был проведен ряд научно-педагогических мероприятий, ориентированных на развитие ВР с детьми: а) были созданы типовые учебные программы практически по всем существующим в то время направлениям и видам ВР с детьми; б) регулярно проводились общественные смотры ВУ, ставшие частью системы обобщения и распространения

передового опыта; в) проводились научно-теоретические конференции и семинары по проблемам внешкольной и пионерской работы с детьми.

В целом, необходимо констатировать, что к концу 1970-х гг. завершается формирование государственной системы ВР с детьми. ВУ стали одним из основных институтов социального воспитания: усилилась их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия и индивидуализации работы с детьми, усилилась роль ВУ в координации всей воспитательной работы в социуме.

В содержании деятельности ВУ четко выделились четыре основные функции:

1. Создание условий для социального (гражданского) самоопределения школьников через участие в системе районного и городского самоуправления (районные и городские пионерские и комсомольские штабы и клубы), в разнообразных социальных мероприятиях (трудовых и природоохранных акциях, краеведческой работе, общественных смотрах и др.).

2. Обеспечение профессионального самоопределения школьников в процессе учебно-кружковой работы.

3. Создание условий для развития контактов учащихся на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях (от первичных форм самоуправления до международных смен в пионерских лагерях общесоюзного уровня — «Артек», «Орленок» и др.).

4. Формирование духовного образа жизни через влияние на содержа-

ние и формы проведения свободного времени детей.

В то же время к концу 1970-х гг. проявились и негативные тенденции во ВР с детьми:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— заформализованность кружковой работы и отрыв ее от реальных потребностей детей (типовые программы для ВУ не давали возможности учитывать региональные особенности, актуальные интересы детей и т. д.);

— дублирование деятельности кружков и клубов в школах и ВУ;

— чрезмерная политизация всей работы ВУ (включение в содержание воспитательного процесса кружков изучения материалов партийных и комсомольских съездов и т. д.);

— стремление к «поголовному охвату» школьников ВР (учащихся насильно заставляли посещать занятия объединений, а педагогов — руководить кружками и клубами) [34].

Обобщая итоги данного этапа развития системы ВР, необходимо констатировать, что она окончательно сложилась как государственная структура с четко определенными целями и функциями, стала центром организации социально-политического воспитания подрастающего поколения.

особенности внешкольной работы с детьми и подростками в 1980-е и начале 1990-х гг.

В 1980-е гг. происходят значительные изменения в политической и социокультурной ситуации страны:

— постепенно ослабевает влияние пионерской и комсомольской организаций в образовательных учреждениях;

— наблюдается бурный рост разнообразных молодежных объедине-

ний (особенно неформальных) политической и патриотической направленности;

— первые годы перестройки внушают надежду на обновление всей общественно-политической жизни страны.

Изменения общей ситуации в стране предопределили обновления во ВР, отразившиеся в ряде новых тенденций: а) расширяется учебнокружковая работа и постепенно складываются шесть образовательных направлений ВР — художественное и декоративно-прикладное творчество, физкультурно-оздоровительная работа, эколого-биологическая деятельность, туризм и краеведение, техническое творчество; б) более разнообразными и менее политизированными становятся массовые мероприятия, организуемые ВУ; в) появляются образовательные комплексы, включающие ВУ: например, дошкольное учреждение — школа — ВУ, школа — ВУ — учреждение культуры (спорта), несколько ВУ; г) в школах и ВУ начинается активное создание различных по тематике музеев (в противовес тематическому однообразию в предыдущие годы); д) расширяется работа со взрослыми через организацию семейных клубов, клубов выходного дня, семейных праздников и др. [27].

В 1980-е гг. продолжает активно развиваться детское техническое творчество, поддерживаемое государством. В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию детского технического творчества в РСФСР в свете основных направлений реформы общеобразова-

тельной и профессиональной школы» (1986 г.) в работу с детьми вовлекались Академия наук СССР (для постановки конкретных практических задач юным исследователям), втузы (для участия профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в организации технических, конструкторских кружков, научных обществ учащихся), промышленность (для увеличения производства предметов для детского технического творчества), Министерство бытового обслуживания населения (для организации проката инструментов и оборудованных рабочих мест для занятий техническим творчеством) [30].

Постепенно начинает изменяться концепция деятельности системы ВР. Например, ее задачи в этот период формулировались следующим образом: а) формирование у детей высоких эстетических вкусов и нравственных идеалов; б) заслон безыдейности и низкопробной духовной продукции;

в) эффективная пропаганда социалистического образа жизни [19].

В то же время, в работе ВУ продолжают сохраняться и сложившиеся направления деятельности. В 1980-е годы организуются последние Всесоюзные пионерские акции: «Пятилетка трудовых пионерских дел», операция «Уренгой», соревнование «Миллион — Родине», операция «Зернышко», операция «Пионерская ферма» и др. ВУ по статусу продолжают оставаться инструктивно-методическими центрами пионерской работы: оказывают методическую помощь учителям и вожатым, организуют работу районных и городских штабов, ведут подготовку пионеров-инструкторов.

Новое направление развития в 1980-е гг. получила ВР в школе. Например, авторский проект школы, «открытой в мир» (А. Н. Тубельский), предполагал организацию общения учащихся с различными специалистами (музыкантами, инженерами, «мастеровыми» и др.) в рамках клубов [36].

Постепенная демократизация социально-политической обстановки в стране способствовала выработке соответствующих принципов организации внеклассной и ВР: добровольность в выборе форм и направлений занятий; их общественная направленность; опора на инициативу и самодеятельность детей; вовлечение их в активную деятельность; использование романтики и игры; четкая организация воспитательной работы; охват всех учащихся внеклассной и ВР; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [1].

В 1980-е гг. был принят ряд документов партии и правительства (касающихся проблем ВР), отражающих противоречия данного периода. В 1984 г. вышло Постановление Пленума ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «О реформе общеобразовательной школы», которое определяло целый ряд нововведений (экономическое воспитание, компьютеризация, создание внешкольных комплексов, развитие клубов по интересам по месту жительства), оказавших значительное позитивное влияние на деятельность ВУ. Но уже в 1985 г. были изданы приказ Министерства просвещения РСФСР «О едином режиме дня в общеобразовательных школах РСФСР» (в кото-

ром определялось единое расписание работы в школах и ВУ), постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» и «О партийном руководстве работой по осуществлению реформы общеобразовательной и профессиональной школы в Горьковской области», в значительной мере повторяющие «постановляющие» позиции многих предыдущих документов по проблемам ВР с детьми.

Обобщая результаты развития системы ВР с детьми в 1980-е — начале 1990-х гг., необходимо констатировать, что содержательные изменения в деятельности ВУ в значительной мере создали предпосылки к последующему изменению их статуса: становлению как полноценных образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Общий анализ советского периода развития ВР позволяет сделать следующие выводы:

— в стране была создана государственная система ВР, не имеющая аналогов в мире;

— сформировалась своеобразная «сфера детского досуга», позволяющая удовлетворять разнообразные потребности и интересы учащихся;

— были созданы условия для профессиональной ориентации школьников через занятия в различных по тематике и направленности детских объединениях;

— сложилась система педагогической поддержки социального становления детей и подростков через систему клубов и участие школьников в разнообразных социально значимых мероприятиях.

Список литературы

1. Абраухова, В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития : дис. ... канд. пед. наук / В.

B. Абраухова . — Ростов-н/Д., 1997. — 279 с.

2. Адлер, И. Летние площадки: для учащихся начальной школы: опыт Москвы / И. Адлер. — М. : Учпедгиз, 1935. — 31 с.

3. Баранов, О. А. Пионерский кинотеатр имени А. П. Довженко / О.А. Баранов // Народное образование. — 1962. — № 5. — С. 72—75.

4. Баранов, О. А. Школьный киноклуб / О. А. Баранов // Воспитание школьников. — 1971. — № 1. — С. 78—80.

5. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися в условиях военного времени / сост. А. М. Гельмонт. — М. : Наркомпрос РСФСР, 1941. — 5 с.

6. Глязер, С. Детские сады и парки: практич. мат-лы по оборуд., оформл. и орг-ции досуга в дет. парках, садах, скверах и на площадках / С. Глязер. — М. : Изд. и ф-ка юнош. книги изд-ва «Молодая гвардия», 1937. — 114 с.

7. Голованов, В. П. Современные социально-педагогические основы развития системы дополнительного образования: на материалах г. Москвы дис. ... канд. пед. наук / В. П. Голованов. — М., 2000. — 172 с.

8. Голованов, В. П. Становление и развитие отечественной системы дополнительного образования детей: исторические уроки и задачи / В. П. Голованов // Внешкольник. — 2008. — № 5. —

C. 14—18.

9. Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях /

В. П. Голованов. — М. : Центр «Школьная книга», 2001. — 224 с.

10. Гололобов, Н. Дом колхозных ребят. — М. : Молодая гвардия, 1937. — 80 с.

11. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: уч. пособ. для студ. учрежд. сред. проф. образ. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

— 348 с.

12. Егорова А. В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России : дис. . канд. пед. наук / Н. Гололобов. — М., 2004. — 195 с.

13. Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области / И. П. Иванов. — М. : Педагогика, 1982. — 80 с.

14. Ивин, В. Д. Лесу помогаем — у леса учимся: из опыта работы школьных лесничеств на Смоленщине / В. Д. Ивин, Т. В. Жаворонкова // Внешкольник. — 2007. — № 5. — С. 56—59.

15. Иоголевич, А. З. Дорогой творчества / А. З. Иоголевич // Народное образование. — 1993. — № 3. — С. 86—91.

16. Казанская, Г. А. Становление образовательно-воспитательного процесса советской школы в 20-е годы ХХ века / Г. А. Казанская // Педагогический профессионализм в современном образовании: мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 21—22 февр. 2007 г.) / под науч. ред. Е. В. Андриенко. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. — С. 389—396.

17. Клусов, Н. П. Пионерские стадионы / Н. П. Клусов, А. А. Цуркан. — М. : Молодая гвардия, 1984. — 128 с.

18. Ковалева, А. И. Системавнешколь-ных учреждений СССР в 20-е годы / А. И. Ковалева // Идейно-политическое воспитание учащихся: сб. науч. тр. — М. :

[б.и.], 1977. — С. 106—108.

19. Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. — Оренбург : Южный Урал, 1993. 62 с.

20. Коваль, М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений : дис.

. д-ра пед. наук / М. Б. Коваль. — М., 1991. — 332 с.

21. Константинов, Ю. С. Детский туризм в России: очерки истории: 1918— 1998 гг. / Ю. С. Константинов. — М. : ЦДЮТур РФ, 1998. — 176 с.

22. Костин, А. К. Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона : дис. . д-ра пед. наук / А. К. Костин. — М., 2007. — 589 с.

23. Луначарский, А. В. Революция и Внешкольное Образование / А. В. Лу-на-чарский // Внешкольное образование. —

1919. — № 2—3. — С. 3—5.

24. Мазыкина, Н. В. Воспитать патриота Отечества / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов // Внешкольник. — 2003. — № 7—8. — С. 42—44.

25. Макаренко, А. С. Клубработа /

А. С. Макаренко // Сочинения. В 7 тт. Т. 2. Марш 30-го года (повесть). — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. —

С. 104—110.

26. Макаренко, А. С. О направлении и формах клубной работы на 1930— 1931годы/А.С.Макаренко / / Сочинения. В 7 тт. Т. 7. Публицистика. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 473—479.

27. Митина, И. И. Педагогические основы взаимодействия внешкольных учреждений со школой : дис. ... канд. пед. наук /

И. И. Митина. — М., 1971. — 208 с.

28. Никулин, С. К. Становление и развитие системы технического творчества учащихся / С. К. Никулин // Внешкольник. — 2003. — № 7—8. — С. 38—41.

29. О введении клубного дня в школах

I и II ступени: циркуляр НКП РСФСР от 28.III.1929 // Еженедельник Наркомпроса РСФСР. — 1925. — № 15. — С. 9—11.

30. О мерах по дальнейшему развитию детского технического творчества в РСФСР в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы: пост. Совета министров РСФСР от 5.03.1986 № 91 //

Библиотека нормативно-правовых актов СССР. — Режим доступа: www.libussr.ru — Дата обращения : 11.02.2013.

31. О мероприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.: пост. СНК РСФСР от

26.XII.1932 // Собр. узакон. и распо-ряж. раб.-крест. прав-ва РСФСР. — 1933. — № 3. — Ст. 10. — С. 10—12.

32. О порядке обслуживания школьников внешкольной работой: приказ

Наркомпроса РСФСР от 30.03.1934 № 250 // Бюллетень Наркомпроса РСФСР от 20.04.34. — № 12. — С. 5.

33. Об итогах Всероссийского совещания по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми: приказ Министра просв. РСФСР от 13.10.1952 № 1039 // Сб. приказов и распоряж. Мин-ва просвещ. РСФСР. —1952. — № 42. — С. 19—24.

34. Паладьев, С. Д. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы : дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) /

С. Д. паладьев. — М., 1989. — 205 с.

35. Печатников, А. Первая сессия Государственного учебного совета / А. Печатников // Педагогическая квалификация. — 1929. — № 4. — С. 72—75.

36. Полукаров, В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся : дис. ... д-ра пед. наук /

В. В. Полукаров. — М., 1994. — 405 с.

37. Пригожин, Ю. Советская детвора: детский дом культуры им. Павлика Морозова / Ю. Пригожин. — М. : Московский рабочий, 1937. — 116 с.

38. Романов, А. А. Проблема внешкольного воспитания детей в педагогическом опыте С. Т. Шацкого / А. А. Романов // Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика: сб. науч. ст. / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко, Е. В. Литовкина. — Рязань : РЗИ МГУКИ, 2001. — С. 31—41.

39. Смирнова Н. А. Педагогические возможности клубных форм работы в образовательном процессе современной школы : дис. . канд. пед. наук. — СПб.,

1995. — 273 с.

40. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. — М. : Просвещение, 1986. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.