Научная статья на тему 'История становления системы дополнительного образования детей в России: начало пути'

История становления системы дополнительного образования детей в России: начало пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4094
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION / AFTER-SCHOOL WORK / AFTER-SCHOOL EDUCATION / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

Для понимания современных проблем дополнительного образования детей и прогнозирования приоритетов его дальнейшего развития необходимо осмыслить его историю. Аналитический обзор начальных этапов развития и становления системы дополнительного образования детей составляет содержание данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION IN RUSSIA. BEGINNING OF THE WAY

To understand modern problems of additional children education and predict its future development priorities it’s necessary to understand its history. Analytical review of the initial stages (of Soviet period) of the development and establishment of the system of additional children education is the content of this article.

Текст научной работы на тему «История становления системы дополнительного образования детей в России: начало пути»

3. А. Каргина

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: НАЧАЛО ПУТИ

УДК 37.018.4 ББК 74.03(2)

Для понимания современных проблем дополнительного образования детей и прогнозирования приоритетов его дальнейшего развития необходимо осмыслить его историю. Аналитический обзор начальных этапов развития и становления системы дополнительного образования детей составляет содержание данной статьи.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внешкольная работа, внешкольное образование, исторический опыт.

Z. A. Kargina

History of formation of the system

OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION IN RUSSIA. BEGINNING OF THE WAY

To understand modern problems of additional children education and predict its future development priorities it’s necessary to understand its history. Analytical review of the initial stages (of Soviet period) of the development and establishment of the system of additional children education is the content of this article.

Key words: additional children education, after-school work, after-school education, historical experience.

Современная сфера дополни- сту ВР) с детьми, что предопределяет

тельного образования детей (далее необходимость понимания актуальных

по тексту — ДОД) России является изменений в контексте общей истории

преемницей системы внешкольного ее развития, использования истори-

образования (далее по тексту — Во) ческого опыта в современной образо-

и внешкольной работы (далее по тек- вательной ситуации, обоснованного

прогнозирования тенденций и перспектив развития данной образовательной сферы.

Анализ исследований исторических аспектов ДОД позволяет констатировать: к настоящему времени не сложились единые представления о его развитии и становлении, не сформировалась объективная педагогическая оценка исторического опыта, не определено место истории ВО и ВР в современной теории ДОД.

У современных исследователей можно констатировать различные представления об исторической «точке отсчета» процесса становления ВО — ВР — ДОД. Так, например, Н. А. Морозова и А. К. Костин считают, что ДО как вид образовательной деятельности зародилось в III —

II тыс. до н.э. в древнейших государствах и цивилизациях (Китае, Древней Греции, Древнем Риме, Индии и др.) и прослеживают в истории образования различных стран его содержательные особенности. В России В. В. Абраухова и А. К. Костин историческим началом внешкольного и внеклассного воспитания считают XVII в. и связывают с возникновением так называемых «школьных товариществ». Этим же периодом определяют начало становления ВО еще ряд исследователей, но первоначалом называют либо литературный кружок в Шляхетском кадетском корпусе Петербурга, организованный его учащимся А. П. Сумароковым в 1759 году (В. П. Голованов, В. Г. Кочеткова, С. Л. Паладьев и др.), либо детский парк, созданный по приказу Екатерины II для ее внука, бу-

дущего императора России Александра I (Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова). С. Н. Томчикова одной из первых форм внешкольного образования рассматривает детский домашний театр, появившийся в дворянских семьях России в конце XVIII в. Ряд исследователей (Т. В. Ганина, Л. Ю. Круглова, Б. К. Тебиев и др.) начальным периодом формирования ВО в России определяют 60-е годы XIX века, связывая это с организацией воскресных школ, первая из которых была открыта в Москве в июне 1860 г., или с появлением различных клубов — клубов гимназистов в Чернигове и юных орнитологов в Глухове, спортивно-молодежных клубов в Москве (В. В. Абраухова).

[3; 9; 14; 20].

Не сложилось единых подходов и к исторической периодизации развития и становления системы ВО — ВР — ДОД. Так, например, Л. Ю. Круглова в развитии ВО выделяет три периода: 1 период — становление ВО в дореволюционный период; 2 период — развитие системы ВО в советский период; 3 период — трансформация ВО на основе реформирования в ДО в постсоветский период развития России [9].

Н. А. Морозова на основе критерия «тип образовательного учреждения» определяет восемь этапов развития ДО: 1 (^С—вв.) — этап дополнений к обучению в школе; 2 (XIV—XVI вв.) — этап дополнений к обучению в училищах, а также

— в школе; 3 (XVII в.) — этап дополнений к обучению в однопрофильных академиях, а также — в школе и учи-

лищах; 4 (XVIII в.) — этап дополнений к обучению в профессиональных училищах, университетах, а также — в школе, училищах, однопрофильных академиях; 5 (перв. пол. XIX в. — 1859 г.) — этап дополнений к лицейскому, дошкольному, институциональному, а также к обучению в школе, училищах, однопрофильных академиях, профессиональных училищах, университетах; 6 (1859—1917 гг.) — этап создания самостоятельных учреждений внешкольного (дополнительного) образования для взрослых и детей, а также — дополнений к обучению в школе, училищах, профессиональных училищах, университетах, детских садах;

7 (1917—1992 гг.) — этап создания разветвленной сети внешкольных образовательных учреждений и учреждений повышения квалификации, а также — дополнений к обучению в школе, профессиональных училищах, колледжах, университетах, детских садах;

8 (1992—2002 гг.) — этап определения статуса ДО, формирования его как становящейся системы [14].

Е. В. Смольников с учетом исторического развития, смены идеологических установок и образовательных парадигм называет шесть основных этапов становления системы ДОД: 1 (1905—1917 гг.) — возникновение; 2 (1918—1939 гг.) — становление; 3 (1940—1960 гг.) — развитие;

4 (1961—1986 гг.) — расцвет;

5 (1987—1992 гг.) — кризис (спад);

6 (1993 г. по настоящее время) — стабилизация (выход из кризиса) [18].

В. П. Голованов свою периодизацию основывает на эволюции теоретических представлений о сущности

и назначении дополнительного (внешкольного) образования детей, выделяя пять этапов: I этап (сер. XIX в. —

1917 г.) — зарождение ВО (синкретизм); II этап (1917 г. — нач. 30-х гг.) — формирование государственной системы ВО (становление); III этап (нач. 30-х гг. — 80-е гг.) — развитие системы внешкольного воспитания (зрелость); IV этап (сер. 80-х гг. — 90-е гг.) — демократизация системы внешкольного воспитания, интеграция в систему ДОД (трансформация);

V этап (конец 1990-х гг. по наст. вр.) — становление и развитие системы ДОД как образовательной и социальной полисферы (социокультурное адаптирование ) [3].

А. В. Егорова, А. Н. Ткачева исследовали историю становления системы ДОД с позиций понимания его как общественной функции, следующей за изменениями в обществе и влияющей на его развитие. На основании данного критерия авторами названы пять этапов (с небольшими расхождениями в указании дат): I этап (до 1918 г.) — период зарождения внешкольных объединений детей, разработка теоретических основ ВР; II этап (1920— 30-е гг.) — возникновение различных видов внешкольных учреждений (далее по тексту — ВУ), поиск форм и содержания работы с детьми;

III этап (1940-50-е гг.) — становление и расцвет ВО, развитая сеть разнообразных государственных ВУ;

IV этап (1960—1992 гг.) — повышение значимости ВУ в системе воспитания, создание широкой сети специализированных, профильных ВУ;

V этап (с 1992 года по настоящее вре-

мя) — период преобразования системы ВР в систему ДОД. [4; 19]

Анализируя различные подходы к исторической периодизации процесса развития и становления системы ВО — ВР — ДОД, мы можем констатировать, что практически все исследователи рассматривают его во взаимодействии с социумом, системой общего образования. Мы в своем исследовании предлагаем периодизацию становления названной образовательной сферы, основанную на его взаимосвязи с социумом — историческими событиями и общественно-политическими условиями в стране, особенностями социокультурной ситуации, динамикой приоритетов в интересах и потребностях детей, социально-образовательных запросов семьи, изменениями в системе общего образования.

Дореволюционный период формирования системы внешкольного образования в России как предпосылка создания государственной системы внешкольной работы с детьми

Системное развитие ВО в России начинается примерно с середины XIX века. Предпосылками для этого стали:

— в социально-политическом плане: отмена крепостного права, в результате чего на рынке труда появилось большое количество рабочей силы, нуждающейся в подготовке к работе на производстве;

— в социокультурном плане: кризис образования, возникший на «стыке» демократизации общества и консерватизма государственной системы образования.

С самого начала своего становления ВО развивалось очень интенсивно и к началу XX века имело очень разнообразные организационные формы, которые можно классифицировать следующим образом: 1 группа — учреждения, преследующие цели чисто учебные, программно организованные концентрически по типу школ: а) воскресные школы, классы, б) вечерние классы, курсы, в) общеобразовательные курсы, г) технические, профессиональные курсы, д) народные университеты, е) народные политехникумы,

ж) дополнительные и повторительные школы, и т. д.; 2 группа — учебные заведения внешкольного типа, имеющие программы не концентрического характера: а) лекции, б) «народные» чтения, в) экскурсии, г) кружки самообразования и т. д.; 3 группа — учреждения по распространению знаний через книгу: а) народные библиотеки и читальни, б) книжная торговля, в) земские книжные склады и т. д.; 4 группа — учреждения общественного воспитательного характера, ориентированные на научное и эстетическое развитие населения: а) земские центральные музеи, б) выставки, в) драматические и оперные спектакли и т. д.; 5 группа — учреждения, имеющие общеобразовательные и воспитательные цели, но включающие в себя элементы развлечения: а) театры,

б) концерты, в) кинематографы и т. д.;

6 группа — учреждения, охватывающие все виды ВР, ставящие цель общественного (социального) развития населения: а) народные дома, б) клубы и т. д.

Основу данного перечня составила классификация, предложенная В. П. Вихляевым, содержательное расширение которой проведено на основе исследований В. П. Вахтерова,

В. А. Зеленко, С. С. Серополко,

В. И. Чарнолуского, Н. Н. Ярошенко и др. [2].

Цели и задачи ВО в этот период определялись следующим образом: 1) умственное и нравственное

развитие народа, 2) приобщение к благам культуры и просвещения всего взрослого неграмотного населения,

3) предоставление возможности применения в дальнейшей жизни учащихся их школьных знаний. Все это было необходимо для улучшения благосостояния народа, создания сколько-нибудь прочного демократического строя. «А и то и другое является существенным условием прочности и целостности государства в условиях международной борьбы за существование» (С. О. Серополко) [17. С. 5—6].

В конце XIX и начале XX века в системе ВО появились первые формы работы с детьми, которые стали прообразами будущих ВУ. Так, например, в 1899 г. в Петербурге в Мраморном дворце Н. А. Бартошевич открыл детское учреждение, которое стало аналогом будущих станций юных натуралистов; в 1900 г. в Царском селе Е. С. Левицкой была открыта «новая школа», в которой проводились строевые и спортивные занятия; в 1895 г. в Томске В. Д. Пирусский на благотворительные средства основал дом физического развития и др. [14; 22].

Большое развитие в дореволюционной России получили клубы, кото-

рое создавались как самостоятельные учебные заведения, так и в структуре других образовательных учреждений. Создателями первых детских и подростковых клубов стали Л. И. Глибов в Чернигове (1862 г.), П. Ф. Лесгафт в Санкт-Петербурге (1901 г.). Но свое массовое развитие клубы получили в период первой русской революции, основой чего стало стремление прогрессивной интеллигенции противопоставить самодержавной классово-сословной политике в области просвещения демократическое воспитание. [21]

На волне революционного подъема появились и первые специализированные детские ВУ. Так, например, в 1905 г. С. Т. Шацкий и

А. У. Зеленко открыли учреждение, структура которого представляла собой целую группу детских клубов, объединенных под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» («Детский Сеттльмент»). В 1906 г. К. Н. Вентцель создал «Дом свободного ребенка», основу учебно-воспитательного процесса которого составляла совместная деятельность детей, родителей и воспитателей. В 1907 г. А. Радченко была создана «Школа шалунов», в которой главный акцент делался на свободу действий ребенка, что рассматривалось как условие для реализации детьми своих потенциальных возможностей. В 1910 г. О. Кайдановой была создана «Семейная школа», объединившаяся на принципе трех «С» — Сотоварищество, Сотворчество,

Содействие, где главное внимание уделялось созданию каждым особой атмосферы своего мира [3; 18].

Накануне второй русской революции стали появляться учреждения ВО, созданные по инициативе гимназических союзов — Дома юношества (Дома юности). Первый Дом юношества был создан в Рязани (1916 г.). На его базе были открыты кружки: литературный, научный, богословский, помощи жертвам войны, музыкальный, драматический, ремесленный; действовали: бюро труда, книжная лавка, школьная касса и журнальная комиссия. Кроме того, в Доме были открыты мастерские для работы на нужды армии; организовывались сады и ясли для детей беженцев и воинов, ушедших на фронт; создавались сельскохозяйственные дружины для помощи семьям воюющих солдат [6].

Постепенно в рамках ВО сложились специальные формы работы с детьми, которые можно классифицировать следующим образом: а) клубы (вечерние собрания), объединения по интересам (кружки); б) спортивногимнастические клубы; в) экскурсии (кислородные, природоведческие, исторические); г) праздники, любительские коллективы, литературные чтения и литературно-музыкальные вечера, театральные представления;

д) беседы, библиотеки-читальни;

е) мастерские, трудовые дружины учащихся; ж) дневные приюты для детей, летние и зимние оздоровительные колонии, сельскохозяйственные колонии труда и отдыха; з) бойскаутские отряды; и) детские площадки и т. д. [9]. Необходимо отметить, что первые детские ВУ выполняли не только образовательную, но и компенсирующую функцию, восполняли отсутствие

у детей школьного образования, помогая организовать их содержательный и развивающий досуг.

Начало становления внешкольного образования и его инновационный характер связаны были, как правило, с личной инициативой представителей прогрессивной интеллигенции того времени (П. Ф. Лесгафта,

С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др.), которые пытались противостоять консерватизму официального образования. Но постепенно внешкольное образование приобретает общественно-государственный характер через создание различных структур, ориентированных на оказание помощи ВО: Общества содействия физическому развитию детей, Общества содействия внешкольному просвещению (ВО), Общества для внешкольных работников и др. [1].

Постепенно ВО начинает занимать определенную нишу в системе российского образования, о чем свидетельствуют два факта его дореволюционной истории:

— принятие Положения об основной государственной системе учреждений ВО;

— разработка 24 октября 1917 г. по инициативе С. С. Салазкина (министра Народного просвещения Временного правительства),

В. И. Вернадского и С. В. Паниной (товарищей министра) проекта структуры государственного ВО.

Обобщая итоги данного исторического этапа становления системы ВО, необходимо отметить, что, несмотря на достаточно короткий пери-

од, данный тип образования прошел интенсивный путь своего развития: приобрел не только разнообразные формы организации, но и государственное признание его значимости.

Начало становления государственной системы внешкольной работы с детьми в первые послереволюционные годы (1917—1920 гг.)

Становление и развитие системы ВР с детьми в молодом советском государстве проходило в чрезвычайно сложных условиях:

— в социально-политическом плане: хозяйственная разруха, беспризор-щина, голод, эпидемии, детский наемный труд, массовая неграмотность как результат империалистической и гражданской войн; а также формирование новой системы законодательства в сфере детства — принятие Декрета Совета Народных комиссаров «О гражданском браке и о детях» (31 декабря 1917 г.), в котором впервые в ранг государственной политики были возведены защита прав ребенка и забота о детях (лозунг «Все лучшее

— детям!»);

— в социокультурном плане: формирование новой системы народного образования — политехнической школы, которая должна готовить всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, а также недостаточное количество школ, отсутствие в них хорошо поставленной воспитательной работы (т. е. коммунистического воспитания).

С самого начала советского периода своей истории ВО становится важной составляющей революционного воспитания детей и подростков. Значимость ВО для молодого советского государс-

тва подтверждается рядом событий: в ноябре 1917 г. в Народном комиссариате просвещения был создан отдел ВО, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы среди детей; 4 июня

1918 г. было принято постановление Наркомпроса «Положение об организации дела внешкольного образования в Р.С.Ф.С.Р.»; в августе 1918 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд по просвещению, на котором работала внешкольная секция, сформулировавшая основные положения ВО. [3]

Особое место на постреволюци-онном этапе истории ВО занимает Первый Всероссийский съезд по ВО, который состоялся в Москве в мае

1919 г. Решения данного съезда заложили базовые основания ВО. Так, например, целями данного типа образования определялось содействие созданию всесторонне развитого члена коммунистического коллектива, пробуждение и развитие классового самосознания трудящихся, подготовка из них активных работников социалистического строительства и сознательных борцов за мировой коммунизм. Основной задачей работы по ВО стало создание очагов социалистической культуры. Базовыми началами ВО были названы самодеятельность, трудовой метод, общедоступность и бесплатность пользования. Также была определена организационная структура рассматриваемой системы образования. Системообразующим центром становился Губернский центр ВО, в котором должны быть созданы секции: организационная, ликвидации безграмотности (обучение взрослых и

подростков), библиотечная, музейновыставочная, экскурсионная, народных домов и клубов, художественного образования, народного театра, музыкальная, книжных складов; подотдел национальных меньшинств [16].

В этот период сохранялась типология ВУ, сложившаяся еще в дореволюционный период, но им отводилась уже новая роль. Так, например, Народные дома должны были способствовать переустройству общего уклада жизни на коммунистических началах; клубы определялись очагами социалистической культуры и пролетарского творчества, воспитывающими коммунистическое мировоззрение масс; элементарные школы должны были обучать взрослых и подростков общей и политической грамоте, давать им сумму элементарных знаний, умений и культурных навыков; школы повышенного типа — способствовать слушателям в выработке целостного социалистического мировоззрения, расширить их общее образование; народные (крестьянские) университеты — вводить в научную систему знаний, вырабатывать стройное социалистическое мировоззрение; пролетарские (рабочие) университеты — интегрировать пролетариат в сферу научного творчества, воспитывать стойких и сознательных классовых работников, самостоятельно и творчески разрабатывающих научные проблемы в духе коммунизма.

Новое понимание значения ВО декларирует в этот период Н. К. Крупская, которая считала, что всякая ВР должна носить пропагандистский характер, а клубы и народ-

ные дома должны стать очагами новой, социалистической культуры. Это было необходимо для того, чтобы вооружить каждого гражданина Советской республики всей силой знания, чтобы помочь ему стать вполне сознательным социалистом [10].

Инициаторами создания сети детских ВУ выступили Советы рабочих депутатов, партийные, профсоюзные и комсомольские организации. В стране начали создаваться разнообразные по характеру и организационной структуре объединения пролетарских детей вне школы: станции, клубы, детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские коммуны и площадки; а также своеобразные социально-педагогические комплексы, организующие ВР с детьми: вольные школы, народные дома, исправительные учреждения, приюты, детские площадки, народные детские сады, летние колонии и др.

С 1918 г. начинают создаваться специализированные ВУ для детей, первыми из которых стали Детская художественная школа (1918 г., Петроград), Дом ребенка «Пчелка», Станция любителей природы, Бюро школьных экскурсий (1918 г., Москва), Детский клуб «Муравейник» (1919 г., Пермь) и др. Особенностью названных учреждений являлась собственно образовательная направленность их деятельности. Немного позже (в 1920 г.) в стране открывается еще несколько детских ВУ, основное назначение которых его организаторы видели в приобщении детей к общественно-политической жизни — Клуб «Красная звездочка»

(Черемхов), Детский клуб «Цветы коммунизма» (Нолинск). Именно такие учреждения стали впоследствии базой первых пионерских отрядов [3].

Еще одной формой ВР с детьми становятся театры. Так, например, только в 1918 г. в Петрограде открывается первый передвижной театр для детей и государственный театр марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой, в Саратове — «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина», в Оренбурге — «Детский пролетарский клуб-театр», в Москве — 1-й стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н. И. Сац, и др. [20].

С 1918 г. начинается создание государственной системы детско-юношеского туризма: по предложению

Н. К. Крупской Наркомпрос РСФСР организовал в декабре 1918 г. в Москве Центральное бюро школьных экскурсий (с 1921 г. — опытно-экспериментальная база Наркомпроса). А в феврале 1919 г. в Петрограде была создана первая экскурсионная станция [7].

В первые послереволюционные годы продолжается развитие клубов, которые становятся наиболее распространенной формой организации ВР с детьми. Так, например, в 1918 г. в Самаре на базе клуба Революции 1905 года (Пушкинский дом) появился первый подростковый клуб, в котором была организована деятельность по интересам: массовая работа, агитбригада, художественное и прикладное творчес-

тво, литературные кружки. Особым стимулом расширения клубной деятельности и ВР в целом стали «Основные принципы единой трудовой школы», в которых указывалась необходимость предоставления ученикам полного простора в деле организации различных форм внеурочной работы (всякого рода обществ, научных кружков, политических клубов и др.) [5; 12].

С октября 1918 г. (до 1922 г.), в связи с решением Наркомпроса об обязательном обучении подростков с 15 до 17 лет, возникла особая форма — школа-клуб, где после 4-часовой работы на предприятии подростки еще 4 часа занимались учебой, искусством, спортом [15].

Значительный вклад в теорию и практику клубных объединений внесли А. С. Макаренко и его соратник

В. Н. Терский, которые считали клубную работу делом огромной важности и строили ее как систему, ориентированную на творческую деятельность каждого воспитанника, постепенное приобщение детей к духовной культуре общества; С. Т. Шацкий, который в ходе опытно-исследовательской работы в рамках Первой опытной станции по народному просвещению (колония «Детский труд и отдых», 1919 г.) обосновал и практически проверил теоретические основы методики клубной работы. [13; 23]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственную политику в сфере ВО СССР в этот период в значительной мере определяли народный комиссар просвещения А. В. Луначарский и начальник отдела внешкольной работы Наркомпроса Н. К. Крупская. А. В. Луначарский рассматривал как

внешкольное «всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы», а его основной целью — помочь «идти дальше, дополнить и выровнять образование тех, которые получили в школе недостаточно знаний, получили образование, скорее калечащее душу, чем способствующее ее росту» [11. С. 13].

Однако излишняя политизированность ВР в период становления советского государства привела к тому, что к концу 1920 г. она была преобразована в политико-просветительную работу. Ее организационным центром стал Главный политико-просветительный комитет республики (официальный декрет СНК о нем был опубликован 23^! 1920 г.), который координировал работу Наркомпроса, профсоюзов,

Список

1. Верба, И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование детей. — 2000. — № 7—8. — С. 29— 32; № 10. - С. 11-13.

2. Вихляев, В. П. Краткое руководство по статистике народного образования / В. П. Вихляев. — М. : Издание стат. отдела Наркомпроса РСФСР, 1919. — 138 с.

3. Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнитель-ногообразованиядетейв современных социокультурных условиях / В. П. Голованов. — М. : Центр «Шк. книга», 2001. — 224 с. (Сер. «Педагогика дополнительного образования детей»).

4. Егорова, А. В. Социально-педаго-

гические условия развития дополнительного образования детей в России : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Егорова. — М., 2004. — 195 с.

Красной армии, Коммунистического союза молодежи. Базой политико-просветительной работы стали сложившиеся к этому времени формы ВУ — в деревне изба-читальня, в городе клуб, центральные и специальные детские библиотеки, красные уголки, самообразовательные кружки (сельскохозяйственные, производственные, кооперативные и т. п.), пункты по ликвидации неграмотности (ликпунк-ты) и др. [8].

Обобщая итоги данного этапа, необходимо констатировать, что именно в этот период ВР начинает рассматриваться как значимая составляющая общего образования, выполняющая две основных функции — социальнополитическое воспитание подрастающего поколения и развитие его общей культуры.

литературы

5. Единая трудовая школа: положение о Единой Трудовой Школе Р.С.Ф.С.Р. — М. : Изд-во Всерос. Центр. исп. комитета советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1918. — 24 с.

6. Заболотский, П. А. Дома юношества и школьные клубы / П. А. Заболотский. — Нежин: [б. и.], 1918. — 20 с.

7. Константинов, Ю. С. Детский туризм в России : очерки истории: 1918 —1998 гг. / Ю. С. Константинов. — М. : ЦДЮТур РФ, 1998. — 176 с.

8. Кравченко, А. Г. Политико-просветительная работа в РСФСР / А. Г. Кравченко // Педагогическая энциклопедия ; под ред. А. Г. Калашникова. Т. 3. — М. : Работник просвещения, 1929. —

С. 333—342.

9. Круглова, Л. Ю. Интегративноразвивающий подход к модернизации профессиональной деятельности педаго-

гов дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук / Л. Ю. Круглова. — Магнитогорск, 2006. — 387 с.

10. Крупская, Н. К. Задачи внешкольного образования в советской России / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения. В 11 тт. Т. 7. — М. : Изд-во АПН, 1959. -С. 20-28.

11. Луначарский, А. В. Задачи внешкольного образования в Советской России: экскурс в историю / А. В. Луначарский // Внешкольник. — 2003. — № 7—8. — С. 13.

12. Львов, К. И. Организация клубной работы с детьми. 2-е изд. / К. И. Львов, М. В. Полетаева. — М. : Работник просвещения, 1930. — 284 с.

13. Макаренко, А. С. Клубработа / А. С. Макаренко // Сочинения. В 7 тт. Т. 2. Марш 30-го года (повесть). — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. —

С. 104—110.

14. Морозова, Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление : дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Морозова. — М., 2003. — 332 с.

15. Невский, В. А. Школа-клуб трудящегося юношества / В. А. Невский. — Кострома : Костромск. губ. ОНО, 1920. — 93 с.

16. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6—19 мая

1919 г.: док-ты и мат-лы. Кн. вторая.

Ч. 1. — М. : Гос. респ. центр рус. фольклора, 1993. — 152 с. (Сер. «Из истории традиционной культуры»).

17. Серополко, С. О. Внешкольное образование: сб. ст. / С. О. Серополко. — М. : Изд-во журнала «Педагогический листок», 1912. — 48 с.

18. Смольников, Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко-педагогический анализ : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Смольников. — Ульяновск, 2006. — 229 с.

19. Ткачева, А. Н. Преодоление профессиональных деформаций специалистов дополнительного образования детей в системе переподготовки и повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук /

А. Н. Ткачева. — М., 2007. — 198 с.

20. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. — Магнитогорск, 2002. - 211 с.

21. Фролова, Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками / Г. И. Фролова. - М. : Просвещение, 1986. — 160 с.

22. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России : дис. ... д-ра пед. наук / М. О. Чеков. — Самара, 2003. — 393 с.

23. Шацкий, С. Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» / С. Т. Шацкий // Педагогические сочинения. В 4 тт. Т. 1. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. —

С. 287—292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.