УДК 379.81:374
ДЕТСКАЯ ИГРОТЕКА В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР (1930-1950 гг.)
В статье раскрыты история возникновения детских игротек в СССР, их задания (расширение работы по организации культурного досуга детей, повышение идейно-политического уровня детских развлечений и игр), направления (организационная, методическая, инструктивная и консультативная, массовая учебно-воспитательная, экспериментальная работа) и формы учебно-воспитательной работы с детьми и взрослыми (соревнования, викторины и турниры по играм, конкурсы, вечера научных развлечений, экскурсии, беседы, игры, демонстрация интересных опытов, научно-фантастические «путешествия», выставки, праздники). Охарактеризованы результаты деятельности игротек. Выявлены трудности в организации работы игротек: отсутствие собственного помещения у некоторых игротек; отсутствие поддержки деятельности игротек со стороны некоторых образовательных учреждений и педагогических коллективов вследствие слабой организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, отсутствия необходимого количества игр и игрушек, неэффективности инструкторской работы, недостаточной издательской деятельности игротек.
Ключевые слова: детская игротека, дети, внешкольное образование, досуг, игры, детские внешкольные учреждения.
C. E. flynapeHHO S. E. Luparenko
CHILDREN'S GAMES LIBRARY IN THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION IN THE USSR (1930-1950)
The history of emergence of children's Games Libraries in the USSR, their tasks (extension of work on organization of children's cultural leisure time; increase of political-ideological level of children's entertainments and games), directions of work (organizational, methodic, instructive and consultative, mass educational, experimental works) and forms of educational work with children and adults (game contests, quizzes and tournaments, competitions, shows of scientific entertainments, excursions, talks, games, demonstration of interesting experiments, science fiction "travel", exhibitions, holidays) have been revealed. The results of the activity of Games Libraries have been characterized. The difficulties in organization of the work of Games Libraries have been revealed. They are: some Games Libraries' absence of own premises; some educational establishments and teaching staff's absence of support for the work of Games Libraries because of poor organization of educational activity at educational institutions, lack of the required amount of games and toys, inefficiency of instructive work, insufficient publishing activities of Games Libraries.
Keywords: children'sGamesLibrary,children,extracurricular education, leisure time, games, children's extracurricular institutions.
Середина ХХ столетия в СССР характеризовалась расширением сети внешкольных учреждений и заметной активизацией их работы. Система внешкольного образования решала прежде всего задачи организации детского населения. Внешкольные учреждения вели борьбу с детской беспризорностью, обеспечивали идейно-политическое влияние на детей в духе революционных преобразований, привлекали детей к культурному наследию.
Именно по инициативе партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в стране начали создаваться разные по характеру и организационной структуре объединения детей вне школы. В начале 1920-х гг. внешкольная работа проводилась преимущественно клубами, где под руководством общественных активистов работали кружки, площадки для игр. На основе клубов создавались внешкольные союзы и братства. Кроме того, появились первые детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские клубы, художественные студии и дома художественного творчества, станции (юных техников, любителей природы), бюро школьных экскурсий и детские экскурсионно-туристические станции, дома пионеров, которые организовывали общественно-полезную деятельность детей и их досуг. В 1930-х гг. были созданы новые специализированные внешкольные учреждения: детские железные дороги, дома колхозных
детей, детские спортивные школы, детские порты, детские радиостудии, детские аэроклубы.
В конце 1931 г. в г. Загорске (сейчас Сергиев-Посад) при Музее игрушки был создан научно-экспериментальный институт, который имел целью сбор и изучение игр и игрушек, разработку образцовых (педагогически целесообразных и нужных ребенку) игрушек, а также подготовку специалистов по изготовлению игрушек [1].
Идея создания и распространения среди детей образцовых игрушек была реализована в открытии специальных учреждений, подобных которым не было нигде в мире, -игротек. Они были своеобразными «библиотеками игр», которые в своей работе ориентировались на привлечение детей к игровому общению, обучение играм детей, родителей и педагогов, развитие самостоятельности и социальных навыков детей, организацию детского досуга.
Игротеки начали возникать при клубах и парках культуры в 1933 г. в виде небольших игровых комнат. Первая игротека широкого профиля была открыта в апреле 1934 г. в научно-экспериментальном институте игрушек в г. Загорске при образцовой школе-семилетке. На протяжении 1934 г. комнаты игр и игуршек начали открываться при дворцах и домах пионеров, в школах и клубах Москвы, Ленинграда, Ростова и других городов.
В 1935-1936 гг. в Одессе как специальное детское учреждение была организована Центральная детская игротека (ЦДИ), которая представляла собой «прокатный пункт детских игр, игрушек и спортивного инвентаря» [2; 3]. ЦДИ была первым подобным учреждением в Украине, и позже (на протяжении 1930-1940 гг.) по примеру ЦДИ в СССР были организованы новые игротеки в других городах (Киеве, Харькове, Львове, Херсоне, Днепропетровске и др.).
Следует отметить, что вопрос детских игротек в системе внешкольной работы в СССР не стал предметом масштабных исследований. Например, вопросы организации деятельности детской игротеки были раскрыты в работах еще советских исследователей, в частности основателя и руководителя ЦДИ Е. Минскина [2; 4; 5; 6], а также Н. Пановой [3]; анализ работы разных игротек приведен в трудах О. Ефимовой [7], Ю. Тимофеева [1]. Однако в современных научных трудах о работе игротек встречаются только короткие упоминания, и целостное исследование, посвященное сущности, направлениям и формам работы детской игротеки в СССР, отсутствует. Поэтому недостаточное изучение проблемы деятельности детских игротек, а также наличие интересного и эффективного опыта (в основе данной работы лежат малоизвестные архивные материалы Государственного архива Одесской области) обусловило выбор темы исследования.
Основными заданиями игротек были следующие: расширение роботы по организации культурного досуга детей; повышение идейно-политического уровня детских развлечений и игр, которые проводились в школах, пионерских отрядах и внешкольных учреждениях. Для осуществления своей работы игротеки имели методический и консультационный отделы, прокатный фонд игр для выдачи детям домой, экспериментальную мастерскую, передвижную методическую выставку игр для детей школьного возраста. Как правило, игротеки имели свои филиалы по школам, детским домам; в летний период они выезжали в парки, сады, загородные пионерские лагеря, детские санатории. Также иногда у игротек были тачки, на которые сотрудники загружали наиболее популярные у детей игры и с ними ездили по дворам города, организовывая досуг детей и привлекая их к работе в игротеке.
Основные направления работы игротеки: организационная, методическая, инструктивная и консультативная, массовая учебно-воспитательная, экспериментальная. Рассмотрим их более детально.
Организационная работа игротеки включала создание игротек или комнат игр во всех дворцах и домах пионеров; сотрудничество с предприятиями, которые изготовляли детские игры; внедрение игр и игрушек в работу детских секторов рабочих клубов, домов культуры и сельских клубов; организацию филиалов игротеки в пионерских лагерях, детских санаториях, садах и парках, детских домах, школах и других местах; обеспечение материалами отделов, филиалов и выставок игротеки; проведение педагогических совещаний работников игротек; проведение работы по повышению политических знаний сотрудников игротек и др.
Методическая работа предусматривала разработку и издание методических материалов по детским развлечениям. Игротека координировала деятельность работников
игрушечной промышленности на основе рекомендованных, педагогически оправданных игр и игрушек, привлекала новых авторов и художников к созданию игр и игрушек, написанию книг по организации детского досуга. Игротека разрабатывала методические материалы по формам организации игр и развлечений среди детей, в частности а) программу игр и развлечений во время каникул; б) массовые школьные игры-конкурсы по решению заданий и головоломок (описание проведения игры и необходимое оборудование); в) пособия для вечеров интересной науки (описания и чертежи); г) описание игр, забав и развлечений возле елки, настольных игр (например, «Отвечай четко», «Разрезная географическая карта», «Кто останется» и др.), подвижных и малоподвижных игр, игр пионерского отряда; д) самодельные елочные игрушки, маски и украшения (образцы и шаблоны); е) брошюру «Самодельные игры для школьной игротеки» для издания через Министерство просвещения [8; 9]. Игротека осуществляла высылку методических материалов педагогическим училищам, которые имели группы подготовки пионервожатых, и органам власти.
Кроме того, игротеки проводили выставки разработанных и наиболее популярных у детей игр и игрушек. Также игротеки организовывали и проводили республиканские конкурсы (на лучшую организацию игротеки, лучшую программу сбора пионерского отряда, посвященного научным развлечениям и познавательным играм и т. д.).
Инструктивная и консультационная работа игротеки включала: помощь детям, детским учреждениям и руководителям (учителям и пионервожатым) в организации развлечений дома и в детских заведениях. Работники игротек проводили беседы, выезды во внешкольные учреждения в разные города страны с целью помощи и проверки состояния работы в сфере организации игр и развлечений детей, организовывали семинары для пионервожатых по проблемам игр и развлечений детей [10].
Работники игротек проводили как заочные (письменные), так и очные консультации для массовиков-затейников, пионервожатых. Кроме того, сотрудников игротек прикрепляли к их филиалам, игровым площадкам, школам и внешкольным учреждениям с целью предоставления консультаций и организации игровой деятельности детей.
Массовая учебно-воспитательная работа предусматривала, во-первых, выдачу детям игр и игрушек домой (через отделы выдачи игр детям домой).
Во-вторых, игротеки принимали участие в организации детского отдыха и развлечений на протяжении каникул. С этой целью в городах организовывали дополнительные игровые площадки. Так, для обслуживания детей играми в Одессе летом 1948 г. был мобилизован весь штат работников и весь наличный фонд игр и аттракционов. В трех садах (Парке культуры и отдыха, Городском саду и саду при Дворце пионеров) были установлены садовые аттракционы и павильоны для игр. В 43 пионерских лагерях, санаториях и площадках были созданы филиалы ЦДИ, каждому из которых был предоставлен комплект игр и наборов. Согласно отчету о работе игротеки за лето 1948 г. «всеми филиалами ЦДИ... было охвачено 30 000 детей. Точками
ЦДИ в парках и садах г. Одессы было зарегистрировано 95 000 посещений детей» [1].
В-третьих, работники игротек проводили много массовых учебно-воспитательных мероприятий, а именно [12]:
- соревнования, викторины и турниры по играм, которые проводили в садах, пионерских лагерях, дворах жилых домов;
- конкурсы (на находчивость, решение интересных заданий и головоломок, новые игры, ребусы и др.);
- вечера научных развлечений;
- экскурсии;
- беседы («Правила пользования настольными играми», «Как самому изготовить простые игры» и др.);
- игры, в частности: познавательные (игры-загадки, игры с карандашами и др.), литературные («Литературные змейки», «Пословицы и поговорки» и др.), творческие («Рассказ по рисунку», «Рассказ многих авторов», «Синонимы», «Антонимы», «Крылатые слова», «Откуда эти выражения» и др.), подвижные и малоподвижные (эстафеты, «Море волнуется» и др.);
- демонстрация интересных опытов;
- научно-фантастические «путешествия»;
- выставки, демонстрирующие достижения игрушечной промышленности;
- праздники (игр и игрушек).
Все эти и другие формы организации воспитательной работы, которые реализовывали игротеки, стали основой для организации интересных воспитательных мероприятий в разных образовательных учреждениях страны. Например, в средней школе с. Бехтеры Голопристанского района Херсонской области учителя по материалам ЦДИ проводили викторины и вечера научных развлечений. В детском доме № 3 г. Днепродзержинска Днепропетровской области заведующая педагогической частью проводила с воспитанниками литературные игры. В Лозоватской средней школе Ульяновского района Одесской области старшая пионервожатая Т. Парконина организовывала игры во время школьных каникул [9].
Некоторые школы и детские дома создавали самодельные игры для школьных клубов и игровых комнат, а также пособия для игр. Например, в детском доме № 8 г. Одессы под руководством воспитателей и старшего пионервожатого дети изготовили самодельные настольные игры «Хоккей», «Настольный футбол». Ученики Росошанской средней школы Свалявского района Закарпатской области под руководством учительницы С. Галькевич изготовили иллюстрации и пособия для вечеров загадок и ребусов [9].
Экспериментальная работа осуществлялась в экспериментальных мастерских. Их работники изучали потребности детей в играх, разрабатывали и изготовляли новые игры. Благодаря этой работе были созданы такие новые игры, как настольные кегли, «Вишенки», «Флотская», «Звено в разведке», «Футболисты», «Юные туристы», «Изучай иностранные языки» и др. [9; 10]. После изготовления работники игротеки проводили апробацию новых игр, следя за реакцией детей, их активностью и интересом во время игр (например, в одном из залов ЦДИ на протяжении лета 1948 г. проводилась проверка реакции детей на новые образцы моторных настольных игр с использованием ша-
риков, кеглей и юлы, а в другом - тактических и образовательных настольных игр. За лето 1948 г. в экспериментальных залах было зарегистрировано 11 000 посещений детей [12]). Лучшие из разработанных игр утверждались в Министерстве просвещения и шли в массовое производство. С целью расширения фонда игр, которые использовались в летний период, ЦДИ организовала сбор велосипедов из трофейных частей, полученных с помощью работников Одесского военного округа [10].
Кроме того, экспериментальные мастерские выполняли ремонт игр и игровых пособий, которые возвращали пионерским лагерям, площадкам и индивидуальным абонентам. Например, летом 1948 г. вследствие работы экспериментальной мастерской ЦДИ по восстановлению игр было возвращено в эксплуатацию 270 детских игр и 18 аттракционов [10]. Также игротеки проводили пересмотр настольных игр с целью их улучшения и творческой переработки, изготовляли игровое оборудования и оформление для массовых праздников, семинаров и курсов по подготовке организаторов игр и развлечений, летних игровых площадок игротек.
Таким образом, игротеки обеспечивали разные детские учреждения играми, охватывая ими десятки тысяч детей [9; 14]. Следует отметить, что игротеки пользовались большой популярность среди детей и взрослых: «.некоторые родители настолько заинтересовывались игротекой, что почти каждый день приходили с сыном или дочкой обменять игру» [2, с. 44].
Согласно архивным данным [10], материалы игротек способствовали улучшению работы детских учреждений в области организации игр и развлечений среди детей. От механической выдачи игр детям они перешли к более углубленной работе, начали использовать разнообразные формы воспитательной деятельности. Например, в игротеке Винницкого Дворца пионеров была создана группа детского актива, которая помогала работникам проводить массовые вечера и соревнования. За лето, опираюсь на детский актив, Винницкая игротека провела 6 массовых викторин и вечеров загадок, 7 конкурсов головоломок, шахматный турнир между командами дворцов пионеров городов Проскурова и Винницы, 6 межшкольных турниров в Винницкой области. Кроме того, Винницкая игротека мобилизировала огромное количество детей для участия в общественно-полезной работе по изготовлению игр, пополнив, таким образом, свой фонд новыми экземплярами [10].
Не ограничивались только использованием игр и в игротеках Херсонской, Ворошиловградской (сейчас - Луганская), Сталинской (сейчас - Донецкой) и других областей. С детьми проводили инструктивные беседы о правилах использования игр, технике изготовления самодельных игр, а также проведении соревнований и турниров [10].
Согласно отчету о работе игротеки за 1948 г., «Херсонская игротека. провела значительную работу по расширению своего фонда за счет покупных и главным образом самодельных игр. Увеличилось количество и разнообразие игр, что позволило Херсонской игротеке одной из первых перейти от обслуживания детей играми на месте к выдаче игр в прокат домой или детским учреждениям» [15].
Однако существовали определенные трудности в организации работы игротек.
Во-первых, не все образовательные учреждения и педагогические коллективы поддерживали деятельность игротек и внедряли опыт их работы. Это объяснялось недостаточной информированностью педагогов о возможностях использования опыта игротек; слабой организацией воспитательной деятельности в некоторых образовательных учреждениях; отсутствием необходимого количества игр и игрушек в свободной продаже; неэффективностью инструкторской работы, которая проводилась игротеками по стране; отсутствием выездов; недостаточной издательской деятельностью игротек: «...при ЦДИ нет специального методического объединения» [15]. Об этом свидетельствуют данные отчета о работе игротеки за первое полугодие 1951 г., согласно которым «немного обособлено проводят работу по организации детского досуга Дома культуры и профсоюзные клубы. Детские сектора этих культурно-просветительных учреждений проводят массовые вечера и кружковую работу с детьми. Среди игр. наиболее популярными являются подвижные игры и игры, которые не требуют оборудования. Слабое распространение настольных игр и игр с принадлежностями в клубной и пионерской работе объясняется, главным образом, отсутствием таких игр в продаже. Промышленность. сосредоточена преимущественно на игрушках для дошкольников, а игр для детей школьного возраста выпускается очень мало» [17]; «Главным недостатком ЦДИ является слабое распространение интересного опыта по организации игр и развлечений, накопленного на протяжении многих лет. .ЦДИ должна иметь сеть во внешкольных учреждениях и школах. в виде игротек и комнат игр» [15].
Во-вторых, некоторые игротеки не имели собственного помещения, что очень препятствовало их работе: «Успешному проведению зимней работы. препятствует отсутствие помещения, которое отвечает заданиям ЦДИ. Ни одно из запланированных мероприятий по решению вопроса о предоставлении помещения Центральной детской игротеке до сих пор не было воплощено в жизнь» [18].
Стоит отметить, что с середины 1950-х гг. ЦДИ, существовавшая в Одессе, постепенно стала терять свою популярность и распространение по причине решения правительства о ее переводе в другой крупный город (Киев или Харьков), а также отъезда ее создателя и духовного вдохновителя Е. Минскина в Москву для руководства Московской игротекой. Эта ослабило деятельность ЦДИ и притормозило ее деятельность. Однако, несмотря на это, игротеки продолжали существовать во многих городах и стали уникальными внешкольными учреждениями, которые охватили и заинтересовали своей деятельностью огромное количество детей. Их опыт был положительно оценен и использовался по всей стране.
Таким образом, на протяжении исследуемого периода была создана сеть внешкольных учреждений, налажена четкая система внешкольного воспитания детей, которая вместе со школой решала задание развития личности, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в обществе. Этому способствовало развитие детского движения и повышение роли комсомольских и пионерских организаций в воспитании детей, усиление массовости, что также свидетельствовало о привлечении в сферу внешкольного воспитания все большего количества детей. В стране была
сформирована государственная система внешкольного детского образования, которая реализовывалась через комплексные и специализированные внешкольные учреждения.
Уникальным внешкольным учреждением, подобным которому не было ни в одной стране мира, была детская игротека, основными заданиями которой стали: расширение работы по организации культурного досуга детей; повышение идейно-политического уровня детских развлечений и игр, которые проводились в школах, пионерских отрядах и внешкольных учреждениях. Среди направлений работы детской игротеки были следующие: организационная, методическая, инструктивная и консультационная, массовая учебно-воспитательная, экспериментальная работы. Для осуществления этой деятельности детская игротека имела в своем распоряжении консультационный и методический отделы, прокатный фонд игр для выдачи детям домой, экспериментальную мастерскую и передвижную методическую выставку игр для детей школьного возраста. Архивные материалы [8; 9; 10; 12; 14] подтвердили, что детские игротеки пользовались большой популярностью среди детей, а их материалы эффективно использовали в разных городах страны: филиалы игротек открывались во всех областях; в крупных городах организовывались самостоятельные игротеки. Опыт работы детских игротек подтвердил их высокую эффективность и результативность работы по организации детского досуга, который, к сожалению, не был в дальнейшем удачно использован из-за материальных и организационных трудностей.
1. Тимофеев Ю. Из предыстории и истории игротек // Теория и история игры. М. : ОДИ-International, 2002. Вып. 2. С. 72-93.
2. Минскин Е. Одесская игротека // Вожатый: общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И Ленина. 1936. № 1. С. 43-45.
3. Панова Н. Одесская игротека // Советская игрушка: орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопром-совета 1936. № 2. С. 7.
4. Минскин Е. Игротека // Вожатый: общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. 1937. № 7. С. 14-17.
5. Минскин Е. Игротека в детских внешкольных учреждениях и школах: инструктивно-методическое письмо с альбомом чертежей настольных игр. М., 1953. 55 с.
6. Минскин Е. Одесская игротека // Игрушка: орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, НИИ игрушки и Всекопромсовета. 1937. № 9. С. 9-11.
7. Ефимова Е. Из истории игровой культуры довоенной Одессы: Ефим Маркович Минскин и Одесская игротека // Особа в тоталтарному сусптьствг рефлексм ХХ1 столбя: Мiжнародна науково-практична конферен^я, 23-27 червня 2013 р.: матер. конф. Одеса : ОНУ iм. I. I. Мечыкова, 2013. URL: http://www.liberte.onu.edu.ua/info/kultura (дата обращения 19.10.2014).
8. Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. Р 5391 - Одесская центральная детская игротека Минис-
терства просвещения УССР г. Одесса. 1944-1952 гг. Оп. 1. Д. 47 - План работы на 1951-1952 учебный год. 1951 г.
9. ГАОО. Ф. Р 5391. Оп. 1. Д. 48 - Полугодовые отчеты о работе Игротеки. 1951-1952 гг.
10. Там же. Д. 24 - Отчет о работе Игротеки за лето 1948 г.
11. Там же. Л. 3.
12. Там же. Д. 16 - Годовой план работы Центральной Детской Игротеки. 1947 г.
13. Там же. Д. 24. Л. 4.
УДК 378
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Важной особенностью современного образования является его интернационализация. В статье рассмотрены ценностные аспекты межкультурной коммуникации, выявлены показатели готовности преподавателя к коммуникации. Выделены инвариантные модульные программы подготовки к межкультурному взаимодействию, наиболее продуктивные образовательные стратегии.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, коммуникативный акт, ценность, модуль, образовательная стратегия.
Одной из основных особенностей развития современного университета является интернационализация высшего образования - объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности. В настоящее время многие отечественные и зарубежные ученые (Д. Нейт, Д. Местенха-узер, Б. Элингбо, А. П. Лиферов) понимают интернационализацию как процесс международной ориентации университетов, а именно стратегию международного образования, предполагающую набор разноплановых программ и услуг для студентов различных стран; процесс интеграции международного аспекта в образовательную, исследовательскую и другие функции университета. В определение интернационализации высшего образования включаются такие элементы, как наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ, международная мобильность студентов и преподавателей, наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи.
Современные университеты ориентированы на обновление образовательной среды, которая создает возможности для беспрепятственной коммуникации профессорско-преподавательского состава вузов разных стран, в том числе и зарубежных. При этом актуализируется проблема подготовки преподавателей отечественных вузов к межкультурной коммуникации в условиях интеграционных про-
14. Там же. Д. 3 - Приказы по игротеке. 1944-1946 гг. -35 л.
15. Там же. Д. 24. Л. 2.
16. Там же. Д. 48. Л. 15.
17. Там же. Д. 3. Л. 5.
18. Там же. Д. 24. Л. 5.
© Лупаренко С. Е., 2014
С. А. Мыльникова S. A. Mylnikova
UNIVERSITY TEARCHERS' TRAINING FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE SPHERE OF EDUCATION
Internationalization is an important feature of modern education. The value aspects of intercultural communication are discussed and characteristics of the teacher's readiness for communication are revealed in the article. The invariant module programmes on intercultural cooperation training and more productive educational strategies are pointed out.
Keywords: intercultural communication, communicative act, value, module, educational strategy.
цессов, а сама готовность рассматривается как показатель профессиональной компетентности преподавателя современного вуза.
В условиях глобализации образования очевидным ценностным ориентиром становится необходимость интеграции отечественного и зарубежного опыта. При этом необходимо отметить необходимость нахождения культурных основ такой интеграции, преодоления достаточно широко распространенного суждения о том что «.подавляющее большинство пропагандируемых современных «модных» западных педагогических идей, изначально ориентированных на культ индивидуализма, игнорируют специфику нравственного, религиозного и культурного опыта, особенности мировоззрения и менталитета наших соотечественников, чужды как духу нашего народа, так и вековым традициям отечественного образования.» [1, с. 4]. Это обусловливает появление такой ценности, как усиление гуманитарной (в том числе языковой) подготовки будущих педагогов, которая способствует не только формированию готовности к межкультурному взаимодействию преподавателей и студентов вузов, воспитанию межнациональной толерантности, но и потребности более глубокого изучения отечественных культурно-образовательных традиций.
Под термином межкультурная коммуникация принято понимать адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным нацио-