Научная статья на тему 'Из истории применения умственных игр в очно-заочной работе с детьми («конкурс смекалки»)'

Из истории применения умственных игр в очно-заочной работе с детьми («конкурс смекалки») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики / игры / умственные игры / занимательные задания / игротека / очно-заочная работа с детьми / Московский городской Дом пионеров / Московский городской Дворец пионеров и школьников / «Неделя игры и игрушки» / «Конкурс смекалки» / history of pedagogic / games / mental games / entertaining tasks / game-room / internal and correspondence (full-time and part-time) work with children / Moscow city House of pioneers / Moscow city Palace of pioneers / «Week of games and toys» / «Сontest of savvy»)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Алексеевна

В статье рассматривается опыт проведения заочного конкурса занимательных задач и головоломок на традиционном игровом празднике «Неделя игры и игрушки» в Московском городском Дворце пионеров – Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Воробьевы горы». Освещены также педагогические истоки этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of use of mental games in internal and correspondence work with children (the “contest of savvy”)

The article discusses the experience of organization correspondence competition includes mental games, entertaining tasks and puzzles during the traditional game holiday «Week of games and toys» in The Moscow city Palace of pioneers State budgetary educational institution «Vorobyovy Gory».

Текст научной работы на тему «Из истории применения умственных игр в очно-заочной работе с детьми («конкурс смекалки»)»

Е. А. Ефимова

Из ИСТОРИИ ПРИМЕНЕНИЯ УМСТВЕННЫХ ИГР В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

(«КОНКУРС СМЕКАЛКИ»)

УДК 94(47).084.6-9+379.8+398.6 ББК 74.200.585.81+77.563

В статье рассматривается опыт проведения заочного конкурса занимательных задач и головоломок на традиционном игровом празднике «Неделя игры и игрушки» в Московском городском Дворце пионеров — Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Воробьевы горы». Освещены также педагогические истоки этой работы.

Ключевые слова: история педагогики; игры; умственные игры; занимательные задания; игротека; очно-заочная работа с детьми; Московский городской дом пионеров; Московский городской дворец пионеров и школьников; «Неделя игры и игрушки»; «Конкурс смекалки».

E. A. Efimova

From the history of use of mental games

IN INTERNAL AND CORRESPONDENCE WORK WITH CHILDREN (THE "CONTEST OF SAVVY")

The article discusses the experience of organization correspondence competition includes mental games, entertaining tasks and puzzles during the traditional game holiday «Week of games and toys» in The Moscow city Palace of pioneers - State budgetary educational institution «Vorobyovy Gory».

Key words: history of pedagogic; games; mental games; entertaining tasks; game-room; internal and correspondence (full-time and part-time) work with children; Moscow city House of pioneers; Moscow city Palace of pioneers; «Week of games and toys»; «Contest of savvy»).

В Московском городском Дворце ние 60 лет проводится игровой праз-пионеров (с 2014 г. — ГПБОУ дник «Неделя игры и игрушки». В «Воробьевы горы») ежегодно в тече- дни осенних школьных каникул сотни

детей в течение нескольких часов могут поиграть в различные подвижные и умственные игры, поучаствовать в конкурсах и мастер-классах. После игровой программы проходит игровое представление или концерт в концертном зале Дворца. Но праздник «Неделя игры и игрушки» начинается задолго до того, как его юный участник придет во Дворец на Воробьевы горы. Получая пригласительный билет на праздник, он получает и игровое домашнее задание «Конкурс смекалки». Обычно в нем 15—20 игровых задач и заданий; многие из них связаны с различными науками и школьными предметами (астрономия, биология, география, история, лингвистика, литературоведение, математика, физика, химия и др.). По форме задания «Конкурса смекалки» являются ребусами, анаграммами, криптограммами, буквенными и цифровыми задачами, головоломками и т. д.

Корни, истоки праздника «Неделя игры и игрушки» находятся в истории работы игротеки Московского городского Дома пионеров. «Неделя игры и игрушки», как и игротека, является детищем крупного специалиста в области детской игры, создателя игротек в Одессе (1935 г.) и в Московском городском Доме пионеров (1947 г.) Ефима Марковича Минскина

(1906-1987).

Его стремление донести игры до каждого ребенка, принесенное им из

одесской игротеки 1935-1941 гг., совпало с парадигмой массовой работы Московского городского Дома пионеров, выражающейся в стремлении к наиболее широкому охвату московских школьников мероприятиями Дома пионеров. В этих целях игротекой МГДП в конце 1940-х-1950-х гг. практиковались выездные, заочные, очно-заочные формы работы, а также массовые праздники. Среди последних самым ярким был праздник новогодней елки, организуемый в МГДП тех лет почти исключительно силами игротеки и по схеме, близкой к схеме будущей «Недели игры и игрушки».

Практика предварительного, предпраздничного вручения детям игровых домашних заданий была выработана Е. М. Минскиным именно в годы работы в Московском городском Доме пионеров. В преддверии праздников новогодней елки, начиная с нового 1949 года, игротекой Московского Дома пионеров по московским и подмосковным школам рассылались сборники конкурсных задач, занимательных вопросов и головоломок на зимнюю и новогоднюю тематику (тиражами 10-13 тыс. экз.). Нами выявлено 14 модификаций таких сборников, изданных в 19481957 гг. Примеры названий: «Мой новогодний подарок» (1951), «Затеи Деда Мороза» (1952), «В зимний вечер» (1954), «Новогодний подарок Деда Мороза» (1956)1. Школьники,

1 Ефимова Е. А. Публикации Е. М. Минскина. // Празднично-игровая культура и современное образование : материалы научно-практической конференции по празднично-игровой культуре / Сост.: В. Ю. Колчев, Л. А. Нисловская. М.: МГДД(Ю)Т, 2013. С. 114131.

выполнившие эти задания, сдавали ответы лично во время праздников в Доме пионеров или присылали по почте. Подведение итогов обычно проходило в марте. Победителей для этого мероприятия собирали в МГДП также путем рассылки приглашений по почте; они получали в подарок настольные игры, изготовленные в мастерской Дома пионеров.

Е. М. Минскин не сочинял игровые задания, он располагал огромной информационной базой в виде книг, журналов, газет, других изданий, а также вырезок, выписок, рисунков из литературы, которую собирал десятилетиями. До сих пор многие его издания из числа указанных выше успешно используются в практической работе.

Используя удачный опыт проведения новогодних праздников, Е. М. Минскин и руководимая им игротека МГДП, не отказываясь от проведения новогоднего праздника, в короткие сроки смогли организовать еще один увлекательный длительный праздник для московских школьников — «Неделю игры и игрушки». «Неделя игры», ставшая одной из лучших традиций нашего Дома-Дворца, проходит с 1950 года1.

Домашние игровые задания «Недели игры», получившие впоследствии название «Конкурс смекалки», были введены с 1965 г. Они давались сначала под традиционным для игротеки Е. М. Минскина заглавием «Над этим стоит подумать», затем (с 1971 г.) появилось словосочетание «Ума палата» и параллельно — «Конкурс смекалки». Задания были оформлены как черно-белый вкладыш

в цветной билет-приглашение на праз-

2

дник .

Организационно процесс получения ответов на задания и их оценки был четко структурирован; в этом алгоритме он проходит и по сей день. Задания предваряются обращением к юному участнику «Недели игры и игрушки»: «Попытайся дома решить помещенные на этих страницах задачи и головоломки. Ответы в письменном виде сдай при входе во Дворец пионеров. За лучшие ответы будут вручаться призы. Не забудь указать фамилию, имя, школу, класс и домашний адрес». В настоящее время оно несколько длиннее: «Дорогой друг! Реши дома эти задания. Аккуратно оформив ответы на отдельных листах или в тетради (можно напечатать), сдай их при входе во Дворец творчест-

1 Ефимова Е. А. Неделя игры и игрушки: историко-педагогический экскурс // Мир игры и празднично-игровая культура детства. Ч. 1. / Отв. ред. С. В. Григорьев. Под общ. ред. Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. М.: ОДИ-Ыегпа1юпа1, МГДД(Ю)Т, 2010; Неделя игры и игрушки: История и педагогическое значение // Московская игротека. Выпуск 2. М.: МГДТДиЮ, 1999-2000, С. 1-16.

2 Ефимова Е. А. Приглашения в игру: билеты на праздник «Неделя игры и игрушки» в фондах Музея истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества // «Гуляй там, где все» : история советского детства: опыт и перспективы исследования / Сост.: В. Г. Безрогов, М. В Тендрякова; редкол.: М. Р. Балина, В. Г. Безрогов, К. Келли, А. А. Котомина, О. М. Розенблюм, М. В. Тендрякова, Ю. В. Филиппов. М.: РГГУ, 2013, С. 307-316.

ва. Обязательно укажи фамилию, имя, номер школы и класс (также электронный адрес и контактный телефон), административный округ. Выполнять задания можно самостоятельно или с друзьями; можно пользоваться помощью старших и дополнительной литературой. Желаем успеха!»

Пришедшие на праздник дети сдавали домашнее задание при входе во Дворец в киоск с яркой надписью «Конкурс смекалки». Пока дети осваивали игровое пространство Дворца, участвуя в играх и соревнованиях, специальное жюри «Конкурса смекалки» из сотрудников отдела игры проверяло их работы. При оценке работ учитывались: правильность решения, полнота ответов, самостоятельность выполнения творческих заданий, качество и глубина выполнения творческих заданий, красочное оформление работы. Жюри могло выделить в некоторых случаях выполнение и отдельного задания. Объявление фамилий победителей и вручение призов происходило по окончании игрового представления на сцене Концертного зала Дворца1.

Обратимся теперь к давним педагогическим истокам «Конкурса смекалки»: под этим названием

проходил конкурс, включающий в себя решение авторских головоломок, занимательных задач и трудовых заданий, составленных учащимися (и педагогами) под руководством замечательного педагога-игровика, энциклопедиста Виктора Николаевича Терского (1898-1965), в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, руководимой А. С. Макаренко (1888-1939)2.

А. С. Макаренко высоко ценил В. Н. Терского и его деятельность в области клубной работы, в области организации досуга коммунаров. «Конкурс смекалки» (он же «Ребусник») являлся одной из крупнейших инноваций В. Н. Терского, содержавшей огромный социально-педагогический потенциал. «Что такое ребусник — трудно даже определить. Во всяком случае - это организация, насчитывающая в некоторые периоды до ста коммунаров. Когда начинается ребусник, каждый коммунар имеет право предложить для него любую задачу, но непременно оригинальную. Художественно оформленный ребусник вывешивается на общем листе <...> Задачи можно давать самые разнообразные - от простой арифметической до сложной производственной. Даются и шуточ-

1 Ефимова Е. А. Конкурс смекалки на «Неделе игры и игрушки» // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). 2008, № 1(48), С. 31-32.

2 Терский В. Н. Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. (Пионерская и комсомольская работа в школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики); Терский В. Н., Кель О. С. Игра «Конкурс смекалки» в школе: (Опыт школы-интерната) / Акад. пед. наук РСФСР. Инт теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.; Терский, В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.

ные задачи. Таких задач на ребусном листе появляется больше двухсот»1.

Сам В. Н. Терский впоследствии не раз давал определения придуманному им конкурсу как особой формы внешкольной работы, основанной на организации многоаспектной соревновательной деятельности детей. Задания, предлагаемые участникам, были настолько многообразны, насколько была в этом необходимость, и непременно были связаны с повседневной жизнью коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Конкурсная форма наполнялась актуальным, жизненным содержанием; сложность заданий и вопросов варьировалась. «Конкурс смекалки является формой влияния, обеспечивающей наиболее объемную сферу действия, несравнимо большую, чем любая другая игра или даже комплекс игр»2. «Эта массовая игра исключительно точной педагогической направленности, как и все игры системы А. С. Макаренко. Особенность ее и в том, что это не только игра. Это и особая, специально для детей инструментованная форма соревнования.

Впрочем, не только для детей. Многие студенты и научные работники считают, что подобные игры очень нужно проводить и в вузах. <...>В 19191924 годах я проводил подобные конкурсы в клубах Красной Армии, и они себя вполне оправдывали»3.

Позже, в 1950-е — 1960-е гг., В. Н. Терский совместно со своей последовательницей, кандидатом педагогических наук Ольгой Сергеевной Кель успешно практиковал игру «Конкурс смекалки» в ряде школ-интернатов; с их легкой руки эта форма работы приобрела известность в педагогических кругах и успешно применялась на практике4. «Суть ее состоит в том, что перед детским коллективом систематически ставятся различные интересные задачи и трудовые задания, выполнение которых развивает у детей смекалку, сообразительность, трудолюбие. Задачи размещаются на особых плакатах целыми сериями, иллюстрируются рисунками, чертежами, стихами, вообще чем-либо интересным. На лучшее их решение и объявляется конкурс <...>. Игра «Конкурс смекалки»

1 Макаренко, А. С. Сочинения : В 7 т. / Ред. коллегия: И.А. Каиров (глав.ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958. Т. 2. С. 108-109, Т. 5. С. 183-184.

2 Терский В. Н. Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. (Пионерская и комсомольская работа в школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики).

3 Терский В. Н., Кель О. С. Игра «Конкурс смекалки» в школе: (Опыт школы-интерната) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. С. 100, 102.

4 Кель О. С., Ларина А. А., Тамбовкина Т. И. Игра в школе-интернате // Воспитательная работа в школах-интернатах / Под ред. М. Н. Колмаковой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, С. 173-195; Коваль, Г. Е., Мирошниченко С. Н. Конкурс смекалки / Дагест. отд. пед. об-ва РСФСР. Секция начального обучения. Махачкала.: Дагучпедгиз, 1970; Кривцов, С. И. «Конкурс смекалки» - форма внеклассной и внешкольной работы // Учиться на опыте лучших. Новосибирск.: Новосибирский обл. институт усоверш. учителей, 1959. С. 61-74; Ларина, А., Тамбовкина Т. Конкурс смекалки. / Калининградский обл. институт усоверш. учителей. Калининград : Кн. изд-во, 1958.

способствует практическому осуществлению индивидуального изучения детей по решениям задач конкурса, по выполнению детьми трудовых заданий, по их письменным ответам на задачи — документам, более ценным и показательным в педагогическом

отношении, чем анкеты и даже иные

1

задушевные разговоры с детьми».

Более подробная подборка материалов по «Конкурсу смекалки» В. Н. Терского помещена в вышедшем несколько лет назад в МГД(Ю)Т сборнике «Празднично-игровой мир

детства: проблемы и технологии раз-

2

вития» .

Е. М. Минскин, в отличие от практикующих педагогов В. Н. Терского и О. С. Кель, работавших в замкнутых детских коллективах — в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, в школах-интернатах — был организатором детской игровой деятельности в рамках крупнейшего в столице внешкольного учреждения. Он работал с весьма значительными массами детей, в том числе и дистанционно. Взяв название конкурса и его общее содержание, он соединил с ними выработанную еще в Доме пионеров форму «Задач Деда Мороза» (предпраздничное домашнее задание). Этот синтез оказался педагогически оправданным и плодотворным.

В течение многих десятилетий «Конкурс смекалки» является традиционной заочной формой работы с детьми в контексте «Недели игры и игрушки», бережно хранимой педагогами отдела игры Дворца. Оказывается, что и в наше щедрое на развлечения время семьи с удовольствием проводят не один вечер, решая задания и головоломки «Конкурса смекалки», мастеря самоделки.

В последние годы, уже в XXI веке, в отделе игры были разработаны «Положения о конкурсе смекалки», где четко обозначались его структура, цели и задачи. Обратим внимание на формулировку педагогических задач конкурса смекалки: привлечение детей школьного возраста к выполнению занимательных задач и заданий, развитие познавательных интересов детей через игру; совершенствование форм рациональной организации досуга детей и подростков; накопление опыта в области организации очно-заочных конкурсов. Эта форма очно-заочной игровой работы с детьми была признана столь удачной, что была заимствована уже в начале 2000-х гг. и устроителями новогодних праздников в нашем Дворце (отдел культурно-до-суговой работы). В течение нескольких лет на праздниках новогодней елки действовала «Почта Деда Мороза»,

1 Терский, В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. С. 13, 81-83; см также: Терский, В. Н., Кель О. С. Игра «Конкурс смекалки» в школе: (Опыт школы-интерната) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

2 Ефимова Е. А. Актуализация истории психолого-педагогических исследований празднично-игровой культуры. Педагогика игры А. С. Макаренко и В. Н. Терского. // Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М. : МГДД(Ю)Т, 2005, С. 53-81.

организованная по тому же принципу.

Работа над заданиями «Конкурса смекалки» предваряет очное участие детей в игровом празднике. Они получают возможность проверить и дополнить свои знания по школьным предметам, используя разные источники. В «Конкурс смекалки», кроме умственных, логических, занимательных заданий, входят одно или несколько творческих заданий, требующих не только эрудиции, но и работы с книгой, наблюдательности, изобретательности, фантазии, литературных навыков. С 1990-х гг. в «Конкурс смекалки» включены задания, выделенные в отдельные конкурсы («Конкурс собирателей игр или Вопросы Деда-игроведа», «Конкурс самодельных игр и головоломок», по которым также были разработаны «Положения») — рассказать об интересном случае, связанном с игрой, назвать любимые игры, сделать игрушку и т. п. Таким образом, еще находясь дома, дети включаются в специально-организованную игровую деятельность. В конкурсе может принять участие любой школьник, группа школьников, класс, семья (последнее весьма важно для укрепления межпоколенных связей, неумолимо рушащихся в нашем информационном обществе).

Пожалуй, неплохо процитировать отзыв одного из родителей, напечатанный в «Информационном бюллетене» Дворца: «Настольный футбол увлек нас настолько, что мы чуть не опоздали на представление и подведение итогов конкурса. Вот тут-то нас ждал

сюрприз. Среди победителей заочного тура конкурса был и мой сын. Мы даже не сразу сообразили, что звучит имя сына, которого приглашали на сцену для вручения подарка — конечно — игры. Сын был удивлен, что так бывает в реальной жизни. Он думал, что такое событие можно увидеть только по телевизору <...> Но главное, чем завершился праздник игры, — это то, что победителей заочного тура «Конкурса смекалки» пригласили на очное соревнование в игротеку. Здесь мы познакомились не только с победителями, но и с организаторами этого праздника. Удивляет, как психологически точно и тонко сотрудники игротеки смогли провести очный тур. Предусмотрено было и то, что не каждый участник сможет самостоятельно показать свои возможности, поэтому отдельно проходил конкурс в команде старшеклассников (интересно, что их было немало) и команде младших школьников, а также была организована команда родителей с детьми.< .. •> В ходе решения задач я был приятно удивлен тем, что сын выполнил некоторые задания быстрее меня и правильно, а с некоторыми нам пришлось «повозиться» вместе. <...> Теперь в игры, которые мы получили в качестве призов, играют все ученики нашего 4-б класса»1.

Попытка перевода «Конкурса смекалки» в круглогодичный электронный формат оказалась неудачной не только из-за отсутствия в структуре отдела адекватного компьютерного оборудования и специального сотруд-

1 Летягин А. А. Праздник игры и игрушки (родительские наблюдения с воспоминаниями и размышлениями) // Информационный бюллетень МГДД(Ю)Т. 2007. № 44. С.6-8.

ника для постоянной заочной работы с детьми, но и материала для такой ра-боты1. Однако «просторы Интернета» все же оказались задействованы в этой работе. По многочисленным просьбам родителей о возможности получения заданий «Конкурса смекалки» по Интернету был создана электронная страница копки^^тека!Ь@уа^ех. щ, которая успешно используется для рассылки текстов заданий и для ответа на вопросы посетителей о «Конкурсе смекалки» и о Неделе игры. Общение на этой странице проходит в течение учебного года.

По результатам заочного конкурса проходит встреча победителей, куда включен, в частности, очный тур конкурса. В него включены несложные задания числом не более четырех, но на решение каждого задания отводится 2—3 минуты. На очной встрече проходит также разбор ответов, обмен мнениями и впечатлениями от участия в конкурсе. Многолетний опыт показывает, что на очную встречу приходят 15-20 % всех приглашенных победителей «Конкурса смекалки» (приглашения они получают вместе с подарками при награждении на сцене).

Желающие дети вместе с родителями могут впоследствии посещать встречи Клуба смекалистых (4 раза в год). В течение 10 лет деятельности Клуба смекалистых его участники совершили выезды в Сергиев-Посад в Музей игрушки,

в Театр Занимательной науки под руководством С. Н. Кириллова, в игротеку Политехнического музея. Прошли встречи со специалистами: головоломщиком Д. Л. Пев-ницким, палиндромистом А. В. Бубновым, с руководителями и участниками клуба «Маленькие находчивые». На встречах Клуба смекалистых дети вместе с родителями разыгрывали и отгадывали шарады, знакомились с правилами решения и составления ребусов, головоломок, решали цифровые задачки и шифровки.

За 10 лет руководства Клубом смекалистых нам не раз пришлось столкнуться с искренней конструктивной любознательностью детей и родителей. Так, для ответа на простой вопрос «Почему мы называемся клубом смекалистых?», мы совместно провели небольшое историко-лингвисти-ческое исследование. Представители детей искали в Интернете (кто сейчас смотрит в словари!) значения слова «смекалка» и его однокоренных слов; представители родителей по каталогу РГБ выявили более сотни изданий, содержащих такие слова. На совместном обсуждении мы вместе пришли к выводу, что значение слова «смекалка» — «догадливость», «находчивость», «сообразительность», «способность к нестандартному мышлению»; происходит это слово от диалектального слова «смекало» в значении «ум», «сметка». Но его употребление менялось со временем. В конце Х1Х-на-

1 Аромштам В. С., Григорьев С. В., Ефимова Е. А., Самсонова А. В. Опыт создания интернет-варианта «Клуба на дому». // Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. М.: МГДД(Ю)Т 2003, С. 126-128.

чале ХХ в. оно употреблялось как характеристика природной хитрости и находчивости человека необразованного, но талантливого. В 1930-е гг., а затем в 1950-е —1960-е гг. активно употреблялось в печатных работах по новаторству, по рационализации и изобретательству (рабочая смекалка, конструкторская смекалка). В военные 1940-е гг. и позже при описании деталей военных действий много писали о красноармейской смекалке, о военной смекалке. Отдельную ветвь словоупотребления составляют публикации по занимательной математике. Сюда слово «смекалка» пришло с легкой руки Е. И. Игнатьева («В царстве смекалки», 1911 г.) и Б. А. Кордемского («Математическая смекалка», 1955 г.). С 1990-х гг. эта ветвь стала основной; есть интернет-сайты со словом <«тека1ка», содержащие занимательные вопросы, логические задачи, головоломки, с 2010 г. издается журнал «Смекалка». Теперь часто слово «смекалка» применяется вообще ко всем занимательным заданиям и задачам. Именно здесь наш «Клуб смекалистых» и находится.

Уже впоследствии нами без участия членов клуба было сформулировано предположение о происхождении словосочетания «Конкурс смекалки». Видимо, автор словосочетания — В. Н. Терский. В 1930-х гг. на волне новаторства и рационализаторства он помещал в свои «Ребусники» (или инициировал это со стороны учащих-

ся) задания на знание и практическое применение механики, электротехники и пр. Результаты выполнения этих заданий были по сложности и по практико-ориентированности на одном уровне с рационализаторскими предложениями рабочих промышленных предприятий страны. Используя современную ему терминологию прессы, В. Н. Терский тогда или позже переименовал «Ребусник» в «Конкурс смекалки». Продолжив работу в этом направлении в 1950-е — 1960-е гг., когда престиж науки и техники, рационализаторства и изобретательства был весьма высок, В. Н. Терский достаточно широко представил свои разработки педагогическому сообществу, в котором «Конкурсы смекалки» были приняты с интересом и воодушевлением1. Достаточно отметить, что одним из разделов смотра пионерских дружин, проходившего в середине 1960-х гг., был «Турнир смекалистых». В эти годы журнал «Юный техник» в приложении «Для умелых рук» рекомендовал проводить с учащимися конкурсы смекалки (оформление — в виде стенгазет или стендов), прививающие пионерам трудовые навыки и развивающие сообразительность и трудолюбие, а газета «Пионерская правда» вела на своих страницах рубрику «Турнир смекалистых», где юным читателям предлагались задания действительно из области изобретательства.

Опыт последних 5—10 лет про-

1На старт, смекалистые! / Авт.-сост. Н. А. Садовый. Ленинград: Ленингр. дворец пионеров им. А. А. Жданова. Метод.кабинет. Л. : [б. и.], 1974; Шваб Ю. М. Смекалистые, на старт! : [Сборник игр]. Ташкент : Учитель, 1966,

ведения «Конкурса смекалки» на «Неделе игры и игрушки» показал многочисленные изменения в контингенте участников «Конкурса смекалки» и в масштабах той информационной базы, которой они располагают. Параллельно общему снижению возраста кружковцев (обучающихся) Дворца серьезно снизился и возраст участников «Конкурса смекалки». Если в начале 2000-х гг. среди участников и победителей «Конкурса смекалки» были учащиеся 10 и даже 11 классов, то в 2015 г. самый старший участник «Конкурса смекалки» — шестиклассник, а самый старший победитель — пятиклассник. Часто бывает, что родители, стремясь зафиксировать раннее развитие ребенка, привлекают к решению заданий детей дошкольного возраста; однако

участие детей сводится к перерисовыванию печатными буквами текста ответов в тетрадку и, вероятно, устному обсуждению задач и заданий с родителями. Также мы столкнулись с необходимостью подбирать такие задания для «Конкурса смекалки», ответы на которые невозможно найти в Интернете. Тем не менее, как нам не раз довелось убедиться, «Конкурс смекалки» собирает вокруг себя умных, любознательных детей и мотивированных на конструктивное общение с детьми родителей.

Опыт очно-заочной работы с детьми, выработанный при проведении «Конкурса смекалки», весьма интересен и может быть широко распространен. Историко-педагогические корни этой работы могут стать предметом отдельного исследования.

Список литературы

1. Ефимова, Е. А. Актуализация истории психолого-педагогических исследований празднично-игровой культуры. Педагогика игры А. С. Макаренко и В. Н. Терского. / Е. А. Ефимова // Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — М. : МГДД(Ю)Т, 2005. - С. 53-81.

2. Аромштам, В. С. Опыт создания интернет-варианта «Клуба на дому». / В. С. Аромштам, С. В. Григорьев, Е. А. Ефимова, А. В. Самсонова // Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. -

М. : МГДД(Ю)Т, 2003. - С.126-128.

3. Ефимова, Е. А. Конкурс смекалки на «Неделе игры и игрушки» 8 / Е. А. Ефимова // Бюллетень програм-

мно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2008, -

№ 1 (48), - С. 31-32.

4. Ефимова, Е. А. Неделя игры и игрушки: историко-педагогический экскурс / Е. А. Ефимова // Мир игры и празднично-игровая культура детства. - Ч.1. / Отв. ред. С. В. Григорьев. Под общ. ред. Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. - М. : ОДИ-1п1ета1юпа1, МГДД(Ю)Т, 2010. - 198 с.

5. Ефимова, Е. А. Приглашения в игру: билеты на праздник «Неделя игры и игрушки» в фондах Музея истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества / Е. А. Ефимова // «Гуляй там, где все» : история советского детства: опыт и перспективы исследования / Сост.: В. Г. Безрогов, М. В Тендрякова; редкол.: М. Р. Балина,

В. Г. Безрогов, К. Келли, А. А. Котомина, О. М. Розенблюм, М. В. Тендрякова, Ю.В. Филиппов. - М. : РГГУ, 2013. - С . 307-316.

6. Кель, О. С. Игра в школе-интернате / О. С. Кель, А. А. Ларина, Т. И. Тамбовкина // Воспитательная работа в школах-интернатах / Под ред. М. Н. Колмаковой. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 173-195.

7. Коваль, Г. Е. Конкурс смекалки / Г. Е. Коваль, С. Н. Мирошниченко / Дагест. отд. пед. об-ва РСФСР. Секция начального обучения. - Махачкала. : Дагучпедгиз, 1970. - 66 с.

8. Кривцов, С. И. «Конкурс смекалки» - форма внеклассной и внешкольной работы / С. И. Кравцов // Учиться на опыте лучших. - Новосибирск. : Новосибирский обл. институт усоверш.

учителей, 1959. - С. 61-74.

9. Ларина, А. Конкурс смекалки. / А. Ларина, Т. Тамбовкина / Калининградский обл. институт усоверш. учителей. - Калининград : Кн. изд-во,

1958. - 25 с.

10. Летягин, А. А. Праздник игры и игрушки (родительские наблюдения с воспоминаниями и размышлениями) / А. А. Летягин // Информационный бюллетень

МГДД(Ю)Т. - 2007. - № 44. - С. 6-8.

11. Макаренко, А. С. Сочинения : В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19571958.

12. На старт, смекалистые! / Авт.-сост. Н. А. Садовый. - Ленинград: Ленингр. дворец пионеров им.

A. А. Жданова. Метод.кабинет. - Л. : [б. и.], 1974. - 19 с.

13. Неделя игры и игрушки: История и педагогическое значение // Московская игротека. Выпуск 2. - М. : МГДТДиЮ, 1999-2000. - С. 1-16.

14. Ефимова, Е. А. Публикации Е. М. Минскина. / Е. А. Ефимова // Празднично-игровая культура и современное образование : материалы научно-практической конференции по празднично-игровой культуре / Сост.: В. Ю. Колчев, Л. А. Нисловская. - М. : МГДД(Ю)Т, 2013. - С. 114-131.

15. Терский, В. Н. Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Н. Терский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, - 159

с. (Пионерская и комсомольская работа в школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики).

16. Терский, В. Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе: (Опыт школы-интерната) / В. Н. Терский, О. С. Кель / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 88 с.

17. Терский, В. Н. Игра. Творчество. Жизнь / В. Н. Терский, О. С. Кель. -М. : Просвещение, 1966. - 303 с.

18. Шваб, Ю. М. Смекалистые, на старт! : [Сборник игр] / Ю. М. Шваб. - Ташкент : Учитель, 1966. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.