Научная статья на тему 'Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг. )'

Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешкольные учреждения / Томская область / XX век / дополнительное образование / Tomsk Region / out-of-school establishments / XX century / after-school education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов В. В.

В статье рассматривается процесс становления советской системы внешкольного воспитания в Томской области. Содержится материал по истории возникновения и развития внешкольных учреждений. Автор анализирует задачи, формы и структуру работы внешкольных учреждений. Особое внимание уделено взаимодействию учреждений внешкольного воспитания с властными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the formation of the Soviet out-of-school education system in Tomsk region. It contains historical material of occurrence and development of the out-of-school establishments. The author analyzes tasks, forms and structure of work of the out-of-school educations establishments. The special attention is given to the interaction between the out-of-school educations establishments and the authorities.

Текст научной работы на тему «Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг. )»

УДК 374(091)

В. В. Лобанов

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (1923-1991 ГГ.)

В статье рассматривается процесс становления советской системы внешкольного воспитания в Томской области. Содержится материал по истории возникновения и развития внешкольных учреждений. Автор анализирует задачи, формы и структуру работы внешкольных учреждений. Особое внимание уделено взаимодействию учреждений внешкольного воспитания с властными структурами.

Ключевые слова: внешкольные учреждения, Томская область, XX век, дополнительное образование.

Российская система дополнительного образования является преемницей существовавшей в Советском Союзе системы внешкольных учреждений. Несомненно, что современное состояние учреждений дополнительного образования и кружковой работы в Томской области имеет свои предпосылки в прошлом, вследствие чего сегодня требуется внимательное изучение развития внешкольных учреждений, а также опыта их взаимодействия с властными структурами и органами управления образованием.

Известно, что первым томским внешкольным учреждением советского времени был пионерский клуб «Юный ленинец», созданный в 1923 г. при клубе рабочей молодежи «Комсомолец» (размещался в здании по адресу: ул. Р. Люксембург, 2). Первым директором пионерского клуба стал энтузиаст внешкольной работы Виктор Васильевич Поздняков. В начале 1925 г. клубу «Комсомолец» было выделено новое помещение (ул. Обруб, 10), а прежнее осталось в пользовании «Юного ленинца», что позволило новому директору увеличить количество кружков. Дети получили возможность полноценно заниматься в переплетной, столярной, сапожной мастерских, посещали клубный кинотеатр, играли в подвижные, народные и спортивные игры, занимались в фотокружке, кружках моделирования, рисования и др. [1, с. 1]. Направленность деятельности клуба позволяет нам утверждать, что в «Юном ленинце» дети не только с пользой проводили свободное время, но и приобретали начальные профессиональные навыки, которые могли помочь им выжить в трудные послереволюционные годы - период разрухи и голода.

Интересно проследить за дальнейшей судьбой этого клуба. В начале 1930-х гг. «Юный ленинец» был реорганизован в Дом коммунистического воспитания, ставший крупнейшим внешкольным учреждением области. Работа Дома строилась по секторам, которых в 1932 г. было 6: музыкальный, авиамодельный, промышленный, изосектор, радиосектор, фотосектор. Руководители секторов организовывали школьные кружки и готовили детей-ин-структоров к работе руководителями школьных кружков и секций. Несмотря на значительные уси-

лия, приложенные педагогами-руководителями к развитию кружковой работы, без поддержки властных структур больших успехов достигнуто не было.

Проанализировав состояние внешкольной работы в области, 10 ноября 1933 г. бюро Томского горкома ВКП(б) признало работу внешкольного совета ГорОНО «слабой» и «неудовлетворительной», одновременно отметив, что эффективность внешкольной работы во многом нивелируется бюрократическим отношением к ней общественных, хозяйственных и профсоюзных организаций. По мнению секретаря горкома В. Никулькова, решению этой проблемы способствовало бы заключение договоров о совместной организации внешкольной работы и ее финансировании между указанными организациями и ГорОНО [2, л. 144].

В начале 1940-х гг. годов эта мысль получила развитие в организации Совета Томского дома пионеров (бывшего Дома коммунистического воспитания), в который привлекались представители общественных организаций. Совет помогал директору Дома в решении различных проблем учреждения, например в поиске помещений для занятий кружков, в привлечении известных людей (ученых, преподавателей вузов) к чтению лекций по вопросам науки, техники, литературы, организации опытов по физике и электричеству [1, с. 3]. Несомненно, что такие лекции способствовали формированию научного и атеистического мировоззрения, однако не представляется возможным установить, каким образом (добровольно или принудительно) и из кого (из детей или из педагогов и желающих взрослых) формировался контингент слушателей - но вряд ли лекции по вопросам науки и техники могли быть интересны широкой детской аудитории. К сожалению, решить вопросы финансово-хозяйственного плана Совет оказался не в состоянии. Внешкольная работа, как в Доме пионеров, так и в области, нуждалась в большем внимании руководителей партийных комитетов и отделов народного образования.

Дальнейшему развитию внешкольной работы помешало начало Великой Отечественной войны. Несомненно, что во время войны и в первые послевоенные годы внешкольные учреждения, как и вся страна, переживали огромные трудности. Мно-

гие педагоги ушли на фронт, помещения внешкольных учреждений использовались в военных целях. Например, в здании Томского дома пионеров размещался госпиталь, а его имущество было роздано сторонним организациям. После окончания войны все усилия страны были направлены на преодоление послевоенной разрухи, и, разумеется, внешкольная работа не входила в число тех сфер общественной жизни, которые требовали немедленного восстановления. Например, в подобном плачевном состоянии находилась и система общего образования, реабилитация которой была жизненно необходима для хозяйства страны.

Из архивных источников известно, что 24 декабря 1948 г. на заседании бюро Томского обкома ВКП(б) (протокол № 182) обсуждался вопрос о состоянии внеклассной и внешкольной работы с учащимися [3, л. 16]. В целом состояние внеклассной и внешкольной работы в учреждениях Томской области было признано неудовлетворительным и «запущенным», что связывалось, в первую очередь, с отсутствием внимания областного отдела народного образования к этой сфере деятельности. Более того, в ходе партийной проверки работы ОблОНО было выяснено, что в большинстве случаев сотрудники отдела народного образования оценивали качество работы учреждений исключительно по количеству проведенных мероприятий, то есть формально.

Совершенно не оценивались воспитательная эффективность деятельности кружков и секций, а также влияние занятий на умственное, нравственное и физическое развитие воспитанников. При этом деятельность многих творческих объединений носила, по мнению проверяющих, подчеркнуто развлекательный характер, причем в работе даже таких кружков участвовали лишь немногие, наиболее активные учащиеся. Тем не менее участие детей в кружковой деятельности любого рода приобрело в первые послевоенные годы особенно важное и положительное значение - внешкольные учреждения и немногочисленные школьные кружки помогали организовывать досуг школьников, среди которых было много «переростков», прервавших обучение в годы войны, а участие в кружковой работе способствовало их социализации и профессионализации, отрывало от вредного влияния «улицы».

Сложная ситуация с организацией внешкольной деятельности, на наш взгляд, объясняется в немалой степени тем, что в конце 1940-х годов внешкольные учреждения области зачастую не имели квалифицированных руководителей и крайне редко такое учреждение возглавлял директор с высшим педагогическим образованием: специалистов, погибших на войне, заменить было попросту некем. Тяжестью послевоенной экономической ситуации можно объяснить и то, что многие образова-

тельные учреждения не имели собственных помещений и какой-либо материальной базы, но отметим, что различные областные отделы (кроме ОблОНО), обязанные способствовать развитию внешкольной работы - отделы культпросветрабо-ты, кинофикации, отдел по делам искусства, также практически игнорировали свои обязанности. В лучшем случае помощь по внешкольной работе оказывалась эпизодически, например, соответствующие отделы проводили тематические мероприятия во время каникул. При этом равнодушная позиция партийных функционеров разделялась большинством руководителей и инспекторов отдела народного образования [3, л. 17].

Из архивных материалов известно: считая состояние внешкольной работы в Томской области неудовлетворительным, бюро обкома ВКП(б) постановило, что внешкольная деятельность должна носить учебно-воспитательный, а не развлекательный характер, и это, на наш взгляд, способствовало началу интеграции внешкольного и школьного образования. Как указывалось выше, в 1940-е -1950-е годы качество работы образовательного учреждения нередко оценивалось по количеству проведенных мероприятий, поэтому в стремлении увеличить их количество в Томской области, как и во всей стране, существовала практика перегрузки пионерского и комсомольского актива общественной и внешкольной работой. Не подлежит сомнению, что участие школьников в агитбригадах, в кампаниях по выбору народных депутатов и народных судей в наибольшей степени способствовало их идеологическому воздействию на учащихся, что являлось главной воспитательной задачей школы тех лет. Однако перегрузка негативно влияла на школьную успеваемость этой активной группы детей и подростков, вредила их здоровью, но многие директора школ в традициях того времени поощряли проведение массовых внешкольных мероприятий и участие детей в кружках при школе, даже если мероприятия проходили во время уроков. Вероятно, это было связано именно с вышеуказанной практикой оценки эффективности работы образовательного учреждения по количеству проведенных мероприятий в качестве основного критерия.

В целях улучшения качества внешкольной работы Томский обком КПСС поручил руководству ОблОНО принять меры по обеспечению внешкольных учреждений квалифицированными кадрами, а также ликвидировать перегрузку школьников общественной и внешкольной работой. В качестве одной из мер по ликвидации перегрузки учащихся было принято решение проводить любые внешкольные мероприятия в школе только с разрешения директора и по согласованию с учебным планом школы.

Продолжая анализировать проблему перегрузки учащихся, отметим, что важнейшей задачей внешкольных учреждений являлась организация городской массово-политической работы [4, л. 1]. Такая задача предопределила характер и направленность деятельности кружков и секций как в образовательных (школах, училищах и т.д.), так и во внешкольных учреждениях города. Значительное место во внешкольной (или внеурочной) работе заняли различные пионерские, интернациональные, политические кружки, тем более что для их работы не требовалось специального оборудования. Наряду с такими кружками получили развитие и кружки образовательной и творческой направленности: фотокружок, изокружок, кружок аккордеонистов, духовой оркестр, драмкружок, рукодельный, радио-электротехнический, музыкальный, шахматно-шашечный кружки, ансамбль песни и пляски, хоровой, танцевальный, авиамодельный и др. [1, с. 5].

Важность внешкольной работы в деле воспитания детей и молодежи подтверждалась регулярными (с 1949 г.) проверками внешкольных учреждений и школьных кружков и секций специальными инспекторами. Деятельность и опыт работы лучших объединений освещались в СМИ, что несколько увеличило вовлеченность учащихся во внешкольную работу. Однако развитие такой работы ограничивалось отсутствием помещений и слабой материальной базой учреждений.

Острая проблема недостаточности материальной базы в конце 1940-х гг. решалась через «прикрепление» внешкольных учреждений к промышленным предприятиям и вузам города, которые становились «шефами» учреждений. Партийные органы также оказывали материальную помощь. В течение нескольких ближайших лет партийные комитеты выделяли средства и ресурсы для внешкольной работы. Например, Томский горком ВКП(б) профинансировал работы по оборудованию технических кружков в городском Доме пионеров, Томский и Колпашевский горисполкомы оказали помощь в оборудовании кабинетов и приобретении инвентаря для детских технических станций. Облисполком предоставил помещение и опытный участок областной детской технической станции [3, л. 18].

Принятые меры оказали положительное влияние на состояние внешкольной работы в Томской области. В 1948/1949 учебном году произошли значительные улучшения и в работе школьных кружков: инструктор сектора вузов и школ В. Коршиков отмечал, что на занятиях присутствует значительно больше детей, чем в первые послевоенные годы; сами занятия стали содержательнее и разнообразнее. В каждой городской школе активизировали работу драматический и литературный кружки, во всех средних и в части семилетних школ ра-

ботали исторические кружки и кружки художественной самодеятельности [5, л. 23]. Характерно, что кружки юннатов и кружки юных техников, радиолюбителей, физиков и т.д. существовали в основном не при школах, а в специализированных внешкольных учреждениях.

Несмотря на стремление органов управления образованием придать внеклассной деятельности учебно-воспитательную направленность, она по-прежнему оставалась во многом ориентированной на обеспечение досуговой потребности школьников, приобретая в связи с этим творческий характер. Руководители кружков не стремились привлечь к занятиям значительное количество учащихся, предпочитая работать только с самыми активными и одаренными. Поэтому в конце 1940-х гг. в различные виды внеклассной работы, согласно данным архивов, были вовлечены не более 30-40 % школьников.

Анализ отчетов инспекторских проверок ОблОНО и ГорОНО показывает, что деятельностью школьных кружков не только сами инспекторы, но и директора и завучи школ не уделяли должного внимания, отдавая приоритет школьной учебной работе. Спецификой Томской области в это время следует считать хорошую организацию внеклассной краеведческой деятельности, которая осуществлялась в том числе и внешкольными учреждениями: в 1948 г., например, в различных походах по области участвовало около 10000 школьников.

В 1948 г. в Томской области было всего четыре Дома пионеров, имевших собственные небольшие помещения, но работа их не носила массового характера, а охватывала лишь небольшой круг детей. Кружки в этих домах были в основном художественными: из шести работающих кружков при Томском доме пионеров только один был техническим (фотокружок). В работе этих внешкольных учреждений не участвовали ни родители, ни общественность, а их деятельность была слабо известна в городе, что обусловило малую пополняемость состава кружков. В справке о состоянии внешкольной и внеклассной работы по Томской области (составитель В. Коршиков, инструктор сектора вузов и школ) отмечалось, что в Томском доме пионеров, например, занималось всего 165 человек, то есть в среднем по 27-28 детей в каждом кружке [5, л. 23]. Современный исследователь истории Томского дворца пионеров А. А. Липская приводит данные, что в эти годы в Доме пионеров было восемь кружков, а общая численность воспитанников составляла 198 человек - 24-25 занимающихся в каждом кружке. Однако представляется сомнительным, что в первые послевоенные годы при недостатке квалифицированных специалистов и в тех небольших помещениях, в которых работали дома пионеров, могла быть настолько большая, по современным меркам, напол-

няемость кружков. Для сравнения укажем, что в современных учреждениях дополнительного образования наполняемость кружка в первый год обучения должна составлять 15 человек, а во второй год -10-12 человек. Таким образом, подобные цифры сегодня выглядят правдоподобно только в случае предположения, что занятия в кружках проходили в несколько смен, хотя более вероятно другое: количество занимающих, по традиции советского времени, намеренно завышалось для отчетности.

Активную работу с детьми вели станции юных техников, которых в конце 1940-х гг. в Томской области было пять, включая областную. Однако ни одна станция не имела подходящих помещений и, тем более, опытных участков, педагоги были вынуждены проводить занятия в двух-трех комнатах, причем такая ситуация сохранялась и в 1950-е годы. Например, в 1952 г. областная техническая станция была переведена в школу № 12, где ей предоставили всего две классные комнаты.

Внешкольная работа приобрела в эти годы особую актуальность в деле воспитания и развития детей; в начале 1950-х годов выросло поколение «безотцовщин», особенно нуждающихся во внимании педагогов внешкольных учреждений, которые могли уделить им больше времени, чем школьные учителя. Внешкольная работа успешно ограждала детей от вредного влияния улицы, одновременно помогая формированию определенного, заранее заданного мировоззрения. Осознавая большой потенциал внешкольной работы в деле воспитания молодежи и для преодоления кризиса в работе внешкольных учреждений, 7 июня 1952 г. Томский облисполком принял постановление «Об упорядочении сети и утверждении типов штатов внешкольных учреждений». В соответствии с этим постановлением, а также с целью с пользой организовать свободное время детей в 1952/1953 учебном году были созданы и реорганизованы из станций юных техников следующие учреждения: семь домов пионеров, областная станция юных натуралистов, областная станция юных техников, две детские спортивные школы (в г. Томске и в г. Колпашево), детский городской парк [6, л. 111], который в современной классификации учреждений дополнительного образования назывался бы детским оздоровительно-образовательным (профильным) центром.

Однако условия работы этих учреждений оставляли желать лучшего. У станции юннатов не было сторожа, из-за чего постоянно происходили кражи плодов из сада. Станция юных техников в 1953 г. существовала фактически только «на бумаге», не имея ни собственного помещения, ни штатов. Томская и Колпашевская спортивные школы также не имели собственных помещений.

После окончания первого периода послевоенного восстановления народного хозяйства, в нача-

ле 1950-х гг., дома пионеров в Томской области (Каргасокский, Чаинский, Асиновский и др.) все еще не имели собственных, подходящих для работы зданий [6, л. 112]. При этом документы свидетельствуют, что властные структуры осознавали потребности внешкольных учреждений и при возможности шли им навстречу. К примеру, в селе Ко-жевниково Томской области в 1953 г. помещение Дома пионеров было освобождено от посторонних организаций и отремонтировано, причем на капитальный ремонт было выделено 25000 рублей - немалая по тем временам сумма [7, л. 23].

Для работы школьных кружков и секций немаловажное значение имело то, что в 1958-1964 гг. в связи с ростом численности учащихся во многих школах области занятия проводились в три смены [8, с. 151], что затрудняло организацию в них внешкольной работы. Принимая во внимание обозначенную проблему, 29 января 1964 г. бюро горкома КПСС рассмотрело вопрос «О мероприятиях по улучшению эстетического воспитания учащихся в образовательных школах города». Благодаря содействию партийных органов и тому, что к 1970 г. в школах Томской области удалось почти полностью ликвидировать трехсменность занятий [9, л. 66], внешкольное образование получило новый импульс к развитию: новые творческие кружки были организованы при Доме ученых, в городских школах и профессионально-технических училищах [9, л. 21, 71].

Осознавая потенциал кружковой и секционной деятельности в воспитании учащихся, в начале 1970-х гг. многие педагогические коллективы обратили серьезное внимание на организацию свободного времени учащихся и создание условий по охвату учащихся внеклассной и внешкольной работой. В 1973 г. во всех комсомольских организациях школ города были проведены комсомольские собрания с повесткой дня «Твое свободное время - как ты его используешь?», на которых заинтересованными школьниками обсуждалось состояние этой работы и определялись меры по рациональной организации свободного времени молодежи [10, л. 87].

Проведение тематического смотра активизировало работу в школах во внеурочное время. Известно, что в Томске в 1975/1976 учебном году кружковой, клубной и секционной работой было охвачено 27373 школьника. Для сравнения: в 1970 г. во внешкольную деятельность были вовлечены приблизительно 20000 школьников. По месту жительства было создано 30 разновозрастных отрядов, объединяющих 750 учащихся. В 28 школе города Томска были открыты клубы выходного дня. В Рыбаловской средней школе Томского района в 1974 г. была организована работа 15 кружков и клубов, в которых занимались 182 учащихся.

Отметим растущую популярность спортивных внешкольных учреждений: в этом же году в Томской области работали 13 ДЮСШ по 10 видам спорта, в которых занимались 3228 учащихся. В XIII Спартакиаде школьников РСФСР сборная ДЮСШ № 1 вошла в шестерку сильнейших команд страны [11, л. 10].

Несмотря на достигнутые высокие, по сравнению с военными и послевоенными годами, результаты, внешкольные учреждения по-прежнему не пользовались достаточной поддержкой, причем отсутствие такой поддержки уже нельзя объяснить «тяжелым для страны временем». Архивные документы свидетельствуют, что на высших партийно-властных уровнях внешкольная работа часто удостаивалась пристального внимания, но нижестоящие руководители неоднократно игнорировали и затягивали выполнение решений обкома и горкома КПСС.

В 1978 г. отдел науки и учебных заведений обкома КПСС изучил состояние системы внешкольных учреждений Томской области. Как показало изучение, на 105 тысяч школьников области приходилось около полусотни внешкольных учреждений, в которых занималось менее 11 тысяч детей, то есть лишь один из десяти школьников имел шансы оказаться в каком-либо кружке или секции [12, л. 72]. Все учреждения располагались в приспособленных, но тесных помещениях, за исключением четырех ДЮСШ в районах области. Практически не имели собственных зданий Молчанов-ский, Александровский, Кожевниковский дома пионеров. В городе Томске из семи ДЮСШ только одна имела собственную базу.

Станция юных техников размещалась в аварийном деревянном здании, подлежащем сносу. Все кружки занимались в комнатах площадью от 12 до 20 м2, в которых невозможно было установить необходимое оборудование, вследствие чего нарушались нормы техники безопасности. Несмотря на неудовлетворительные условия работы станции, в 1978 г. в ее кружках 14 профилей занималось 440 учащихся. На станции юных натуралистов в рассматриваемый период занималось не более 460 детей, так как станция располагала лишь одной теплицей и небольшим участком земли [12, л. 73]. В приемлемых условиях работала только областная станция юных туристов (располагалась в двухэтажном деревянном доме), в кружках которой занималось более 450 ребят. Таким образом, основным препятствием для развития внешкольных учреждений в Томской области являлась недостаточность их материальной базы.

Прослеживая дальнейшее развитие внешкольной работы, отметим, что в связи с уменьшением количества и укрупнением населенных пунктов областная школьная сеть резко сократилась. В 1986 г. в области насчитывалось 490 школ, в 150 из которых занятия проходили в две-три смены.

Многосменность вновь затруднила организацию работы кружков и секций в самих школах, из-за чего потребности детей в дополнительном образовании стали активнее реализовываться и в различных учреждениях, в основном внешкольных.

В 1979/1980 учебном году в Томской области более 16000 школьников посещали кружки 30 домов пионеров, семи станций юных туристов, техников, натуралистов, а также секции 24 детско-юношеских спортивных школ. В этом же учебном году были открыты две новые ДЮСШ, станция юных техников и детский клуб «Речная флотилия» [10, л. 96]. Знаковым событием в развитии системы внешкольных учреждений стало открытие в новом здании в 1980 г. Томского городского дворца пионеров и школьников, в котором начали работать более 180 различных кружков.

Отметим, что вследствие увеличения и постоянных колебаний численности школьников многие школы по-прежнему продолжали оставаться многосменными [10, л. 24]. Несмотря на это, в Том -ской области проводилась активная работа по превращению школ в центры внеурочной воспитательной деятельности. Например, в 1985/1986 учебном году в Стрежевской средней школе работали 56 кружков и секций, в Дзержинской средней школе Томского района - 30 творческих объединений [10, л. 37]. В 1986 году в области насчитывалось 37 внешкольных учреждений, в том числе 23 районных и городских дома пионеров и один Дворец пионеров. Однако уровень охвата учащихся внешкольными учреждениями считался низким - в творческих объединениях занималось только 43 % учащихся [10, л. 37], что было связано в первую очередь с нехваткой учебных помещений.

К завершению советской эпохи, окончание которой мы связываем с распадом Советского Союза в 1991 г., Томская область обладала достаточно развитой системой внешкольных учреждений, включающей в себя комплексные и профильные учреждения различного типа. Дальнейшему развитию таких учреждений помешал кризис 1990-х гг., затронувший все сферы общественной жизни, но особенно тяжело отразившийся на образовании и здравоохранении. Недостаток финансирования привел к тому, что школьные кружки и секции (за исключением спортивных) в основном прекратили свое существование - школы были не в состоянии оплачивать труд руководителей кружков в те времена, когда денег не хватало даже на зарплату учи-телям-предметникам.

Прекращение деятельности школьных кружков (при сохранившейся потребности школьников и их родителей в дополнительных образовательных услугах) предопределило организацию аналогичных объединений в учреждениях дополнительного об-

разования. В наши дни учреждения дополнительного образования из-за недостатка бюджетного финансирования были вынуждены перейти на рыночные взаимоотношения с «потребителями образовательных услуг», вследствие чего многие кружки и секции стали платными, что затруднило детям из малообеспеченных семей участие в них, но способствовало при этом сохранению ставок педагогов. Сегодня плата за обучение - важная составляющая свободных финансовых средств образовательного учреждения, при помощи которых можно улучшить материальную базу его детских объединений, например, закупив современное компьютерное оборудование для технических кружков.

В лучшую сторону изменился кадровый состав учреждений. Педагогами-руководителями кружков в наши дни работают только профессионалы, абсолютное большинство которых являются выпускниками вузов, мастерами и энтузиастами своего дела, и поэтому воспитанники кружков и секций получают качественное дополнительное образование.

В целом перспективы развития учреждений дополнительного образования (бывших внешкольных учреждений) в Томской области выглядят оптимистическими, позволяя нам утверждать, что система дополнительного образования сохранила и постоянно повышает свой образовательно-воспитательный потенциал.

Список литературы

Липская А. А. Из истории Дворца творчества детей и молодежи. Томск, 2004.

Постановление бюро Томского горкома ВКП(б) «О внешкольной работе среди детей» (10.11.1933 г.) // Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 80, О.1, Д. 36.

Протокол заседания Томского обкома ВКП(б) № 182 от 24 декабря 1948 г. // ЦДНИ ТО, Ф. 607, О.1, Д. 902.

Положение об областном, краевом, республиканском дворце (доме) пионеров // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1452, О. 1, Д. 3.

Справка о состоянии внешкольной и внеклассной работы по Томской области (1948 г.) // ЦДНИ ТО, Ф. 607, О.1, Д. 902.

Записка секретаря Томского обкома ВЛКСМ об условиях работы детских внешкольных учреждений (11.09.1952) // ЦДНИ ТО. Ф. 607, О. 1, Д. 1508.

Справка о положении детских внешкольных учреждений (1953 г.) // ЦДНИ ТО. Ф. 607, О. 1, Д. 1508.

Народное хозяйство Томской области. М., 1965.

Кузнецов М. С. Очерки о развитии и совершенствовании системы народного образования и партийном руководстве развитием народного образования в Томской области (1959-1970 гг.) // ЦДНИ ТО. Ф. 5648, О. 1, Д. 25.

Кузнецов М. С. Очерки о народном образовании в Томской области в 1971-1980 гг. и педагогических курсах школ области в XI пятилетке // ЦДНИ ТО. Ф. 5648. О.1., Д. 26.

Кузнецов М. С. Спортивно-массовая работа в Томской области (1959-1970 гг.) // ЦДНИ ТО. Ф. 5648, О.1, Д. 78.

12. Записка отдела науки и учебных заведений Томского обкома КПСС о работе и состоянии материальной базы детских внешкольных учреждений области (1978 г.) // ЦДНИ ТО. Ф. 607, О. 7, Д. 38.

10

11

Лобанов В. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.04.2009.

V V Lobanov

THE FORMATION OF TOMSK REGION’S OUT-OF-SCHOOL EDUCATION SYSTEM

This article describes the formation of the Soviet out-of-school education system in Tomsk region. It contains historical material of occurrence and development of the out-of-school establishments. The author analyzes tasks, forms and structure of work of the out-of-school education’s establishments. The special attention is given to the interaction between the out-of-school education’s establishments and the authorities.

Key words: Tomsk region, out-of-school establishments, XX century, after-school education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.