I тый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.
Больше таких возможностей у педагога неформала в условиях детского оздоровительного лагеря, детского клуба или учреждений дополнительного образования. Сегодня большинство функций школы принимают на себя детские разнопрфильные лагеря. Достаточно гармонично решается проблема индивидуализации воспитания и обучения в рамках внешкольного образования.
I
Детский лагерь, предоставляя возможность активно участвовать в разнообразных видах деятельности, обеспечивает воспитаннику полную включенность в социальные отношения окружающей среды и предоставляет возможность общения как со сверстниками, так и со старшими товарищами. Именно поэтому детские лагеря являются полноценными факторами развития и воспитания разносторонней гармоничной личности, способной к критическому осмыслению мира, созидательной, инновационной деятельности в роли достойного гражданина современной цивилизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волохов А. В. Социализация ребенка в условиях детского оздоровительного центра : концептуальные основы / А. В. Волохов, М. И. Журавлев // Летний отдых детей : концептуальные и нормативно-правовые основы / сост. А. М. Панов. — М., 1998. — С. 10 — 39.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.
3. Дмитрий Медведев требует повысить контроль за качеством продуктов для детских лагерей [Элетронный ресурс]. — Режим доступа: http://w\vw.rg.ni/2010/06/08/pitanie=anons.html. — Загл. с экрана.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., доп. — М. : Академия, 2003. — 200 с.
5. Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков : сб. норматив, док. / сост. С. В. Барканов, М. И. Журавлев, В. И. Савоськина. — М., 2002. — С. 72 — 73.
6. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фриш-ман. — М. : Академия, 2001. — 160 с.
Поступила 10.05.11.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЫ КРАСНОГО КРЕСТА ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
А. В. Жерноклеев
В статье описана деятельность молодежной группы Красного Креста Историко-соци-
ологического института МГУ им. Н. П. Огарева. Особое внимание автор уделяет
благотворительным акциям, а также семинарам и тренингам, проводимым организацией.
Молодежная группа Красного Креста Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева (МГКК ИСИ) образова-
лась 15 апреля 1998 г. по инициативе Мордовского республиканского отделения Российского Красного Креста. МГКК ИСИ яв-
© А. В. Жерноклеев, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Ме 2
т
ляется профильным студенческим отрядом института, также МГКК является структурным подразделением Мордовского республиканского отделения Российского Красного Креста. В своей деятельности группа призвана решать проблемы детей и молодежи республики, так как именно молодым близки и понятны проблемы молодежи. В разное время волонтерами группы были школьники, студенты юридического факультета, факультета электронной техники, но основная часть МГКК ИСИ — это студенты Историко-со-циологического института: будущие психологи, социальные работники, историки, социологи, регионоведы, политологи.
Основной целью деятельности молодежной группы Красного Креста является вовлечение подростков и молодежи в общественно полезную деятельность гуманитарного характера, развитие молодежного движения Красного Креста в Мордовии, оказание социальной, психологической, гуманитарной и иной помощи уязвимым слоям населения. Особое внимание в работе группы уделяется детям и подросткам, находящимся в социальных учреждениях города.
Первую акцию волонтеры МГКК провели в детском республиканском приюте «Надежда». Акция была приурочена к Всемирному дню защиты детей, включала в себя конкурсы, новые интересные игры и песни для самых маленьких, рисунки на асфальте.
Такой же праздник был проведен в реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга». Теперь уже такие вечера стали привычными для обитателей центра. Интересные конкурсы с призами, сценками, танцами, песнями, а к Новому году — целые представления — все это доставляет радость не только детям и педагогам центра, но и волонтерам группы. Волонтеры МГ для приюта «Надежда» и реабилитационного центра «Радуга» проводят сбор канцелярских принадлежностей, игрушек, одежды. В последние годы молодежная группа решила расширить поле деятельности, выезжая в детские дома районов республики. Самым первым детским учреждением, которое посетила МГКК совместно с благотворительным фондом «Здоровье наших детей», стал Потьменский детский дом для умственно отсталых детей. Специально для этого посещения волонтеры разработали сказочное представление, а благотворительный фонд подготовил подарки — зимнюю одежду и обувь. Это был незаменимый опыт общения студен-тов-волонтеров с детьми, у которых наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии.
Еще одним направлением деятельности молодежной группы является целевой сбор денежных средств и профилактика туберкулеза. 24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом. В этот день в корпусах университета вывешиваются плакаты с информацией о том, как распространяется туберкулез и почему это заболевание так опасно, плакаты содержат статистику, как уберечь себя от заражения. Плакаты составляются при информационной поддержке Мордовского противотуберкулезного диспансера. Активисты МГКК перед началом учебного дня распространяют по корпусам листовки с информацией о болезни и мерах по ее профилактике.
В 2011 г. данная акция была проведена уже в одиннадцатый раз. Нужно отметить, что полученные результаты превзошли все ожидания. Если в 2002 г. силами добровольцев были собраны 3 490 руб., в 2003 — 8 400 руб., в 2004 - 16 698 руб., в 2005 -17 346 руб., то в 2006 - 19 150 руб. В 2007 г. к МГКК присоединились Мордовская региональная общественная организация инвалидов войны в Афганистане, ОАО «Мордовия-Холод», отделение Красного Креста Ромодановского района, компьютерный центр «Технополис». Совместными усилиями были собраны 19 200 руб. В 2008 г. — 20 600 руб., а в 2011 г. сумма возросла до 27 000 руб.
На полученные средства добровольцы МГКК ИСИ традиционно закупают игрушки, фрукты, медикаменты, канцтовары и передают их детскому отделению противотуберкулезного диспансера. К тому же специально для этой поездки готовится развлекательное мероприятие для детей.
Одна из наиболее опасных социальных болезней, затрагивающих в основном молодежь, — синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). До 1999 г. в Мордовии не ставился вопрос об угрозе СПИДа. Инфицированных было не так много, как в других регионах, в основном они находились в местах лишения свободы, никто не прогнозировал эпидемии. Однако по всей России распространение ВИЧ-инфекции набирало темпы. Молодежная группа впервые в Саранске громко заявила об угрозе СПИДа. Во время фестиваля «Студенческая весна — 99» (12 — 24 апреля) проводились акции по профилактике ВИЧ/СПИДа. При поддержке ректората университета были изданы листовки, в которых рассказывалось о том, что такое ВИЧ и СПИД, как можно предохраниться от заражения. Эти листовки добровольцы молодежной группы раздавали пе-
Серия 4Психологические науки»
ред выступлениями подразделений МГУ им. Н. П. Огарева.
В ноябре 1999 г. МГ начала реализовы-вать проект «Знать, чтобы жить», посвященный профилактике наркомании и ВИЧ/ СПИДа среди подростков и молодежи. Поскольку наркотизация молодежи стала набирать темпы, а угроза эпидемии ВИЧ-инфекции стала реальностью для Саранска, МГКК поставила перед собой цель — предоставить подросткам и молодым людям города достоверную информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, рассказать о разрушительном действии наркотиков на организм, способствовать формированию у подростков и молодежи ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью близких. При помощи игр-разминок, ролевых игр, творческих заданий, мозговых штурмов и дискуссий информация доносится в интересной и доступной форме. Ведущие семинаров — добровольцы МГ, студенты, которые обладают знаниями в области возрастной и социальной психологии, педагогики и социальной педагогики. Кроме того, они близки по возрасту к участникам семинара и потому на семинарах создается доброжелательная, неформальная, доверительная атмосфера, и ребята могут не только получать информацию, но и обмениваться мнениями, задавать вопросы ведущим. Как показывает опыт МГКК, эти семинары намного эффективнее тех лекций, которые организуются в школах врачами.
Ежегодно семинарами-тренингами по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании МГКК охватывает более 1 ООО человек, что является хорошим показателем для г. о. Саранск. На данный момент за все время работы в области профилактики социально опасных заболеваний МГ были охвачены более
Поступила 10.05.11.
15 ООО человек. В рамках данного направления проводятся большие городские акции, приуроченные к 1 декабря (Международному дню борьбы со СПИДом) и 1 марта (Дню борьбы с наркоманией). Данные акции — это возможность для ребят проявить себя, свое отношение к данным проблемам.
Новым для МГКК ИСИ стало направление молодежного донорства. Добровольцев группы заинтересовала проблема нехватки донорской крови и возобновления программы молодежного донорства. Впервые подобная акция была проведена в октябре 2002 г. в Историко-социологическом институте, в ней приняли участие 196 студентов и были собраны 32 литра крови. В дальнейшем подобные акции проходили в Кооперативном институте, Аграрном институте, Институте механики и энергетики, Институте физики и химии, на факультете электронной техники Мордовского университета имени Н. П. Огарева. Ранее акция «Молодежное донорство» была рассчитана только на студентов того факультета, где проходило мероприятие, но в последнее время агитационная работа проводится на всех факультетах нашего вуза.
Деятельность молодежной группы Красного Креста Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева является уникальным в своем роде опытом организации психолого-педагогической молодежной добровольческой деятельности, который способствует самопознанию, самовыражению и самоактуализации молодого человека, формирует активную гражданско-патриотиче-скую позицию, способствует укреплению в его общей картине мира принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. Работа в МГКК учит добровольцев планировать, организовывать, проводить и анализировать социально полезную, творческую деятельность.
250
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2