Научная статья на тему 'Воспитательный и оздоровительный потенциал детских оздоровительных учреждений'

Воспитательный и оздоровительный потенциал детских оздоровительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ОТДЫХ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанбеков Абдулмеджид Гамидович, Алиев Магомед Нурбагандович

В статье рассматриваются проблемы отдыха и оздоровления детей школьного возраста в условиях детских оздоровительных лагерей. Изучен воспитательный и развивающий потенциал данных лагерей и выявлены их возможности в обеспечении отдыха и оздоровлении детей. Данный лагерь рассматривается как устойчивая система со своими эффективными средствами, формами и методами организации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, способствующими обеспечению отдыха детей, укреплению физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанбеков Абдулмеджид Гамидович, Алиев Магомед Нурбагандович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный и оздоровительный потенциал детских оздоровительных учреждений»

34

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

включающим в себя такие показатели-процедуры, без которых оказывается невозможным действительно творче-

ское познание и преобразование им музыкально-педагогической действительности.

Примечания

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. М. И. Ройтерштейна. - М., 2006. - 336 с. 2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., 1990. - 186 с. 3. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. Книга для учителя. - М., 1984. - 111с. 4. Банникова Е.И. Методологические основы проблемы обобщения музыкально-педагогического опыта // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина). Об. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2007. - С. 250-265. 5. Иофис Б.Р. Музыкально-композиционная деятельность учителя музыки: сущность, структура, педагогические условия освоения // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина). Об. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2007. - С. 237-244. 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 144 с. 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. - 186 с. 8. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Учеб, пособие. Ч. I. Ч. II - М.,2008. -576 с.

Статья поступила в редакцию 29.10.08 г.

УАК 378.0

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2008 гасанбеков А.Г., Алиев М.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются проблемы отдыха и оздоровления детей школьного возраста в условиях детских оздоровительных лагерей. Изучен воспитательный и развивающий потенциал данных лагерей и выявлены их возможности в обеспечении отдыха и оздоровлении детей. Данный лагерь рассматривается как устойчивая система со своими эффективными средствами, формами и методами организации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, способствующими обеспечению отдыха детей, укреплению физического и психического здоровья.

In the given research problems of rest and improvement of children of school age in conditions of children's improving camps are considered. Authors investigate educational and developing potential of children's improving camps and their opportunities in maintenance of rest and improvement of children are considered as steady educational and improving system. During research by authors effective means, forms and methods of the organization of the educational and improving work, promoting maintenance of rest and improvement of children, strengthening of physical and mental health are revealed and proved.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, отдых, оздоровление, воспитательный и оздоровительный потенциал.

Keywords: children’s improving camp, rest, improvement, educational and improving potential.

Психолого-педагогические науки

35

• • •

Важную роль в оздоровлении детей школьного возраста и обеспечении летнего отдыха играют детские оздоровительные лагеря (ДОЛ). Их большие возможности в создании условий для активного отдыха детей подчеркиваются в исследованиях С. В. Алатенко [1], М. Н. Алиева [2], С. В. Барканова, М. Журавлева [5].

ДОЛ выполняет свои функции путем организации мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей школьного возраста, охрану и укрепление здоровья, соблюдение режима питания и жизнедеятельности.

Для решения этой задачи в Республике Дагестан функционирует широкая сеть детских учреждений, включающая: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания; специализированные профильные лагеря (спортивнооздоровительные лагеря, оборонноспортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие лагеря).

В целях выявления воспитательного и оздоровительного потенциала ДОЛ в РД в 2007 г. было проведено наше исследование. Было определено, что в соответствии с реестром, сформированным Республиканской

межведомственной комиссией по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Дагестан в 2007 году, и по результатам проверок были допущены к работе 48 стационарных загородных лагерей и 123

- дневного пребывания. В нашей республике и за ее пределами за летний сезон 2007 года количество оздоровленных детей составило 79269 человек.

В 171 лагере, функционирующем в Республике Дагестан, летом отдохнули 76857 детей, в том числе 38577 - в 48 стационарных лагерях и 38280 -123 лагерях дневного пребывания; по линии Министерства образования, науки и молодежной политики РД 150 детей были направлены на отдых в Республики Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Кабардино-Балкария, 110

- во Всероссийский детский центр «Орленок».

Необходимо отметить, что каждый год оздоровлением в Республике Дагестан охвачено не более 16% от общей численности школьников. Это обусловлено недостаточным финансированием детских учреждений.

Изменение финансовых средств республиканского бюджета, средней стоимости путевок и количества оздоровленных детей за период 20002007 гг. иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Изменение финансовых средств республиканского бюджета, средней стоимости путевок и количества оздоровленных детей за период 2000-2007 гг.

Финансовый год Средства республиканского бюджета Средняя стоимость путевки, руб. Количество оздоровленных детей, чел.

2000 16 млн руб 1500 10666

2001 17млн руб 1800 9444

2002 16 млн руб 2300 6956

2003 16 млн руб 2950 5424

2004 16 млн руб 3250 4923

2005 16 млн руб 3900 4102

2006 16 млн руб 4315 3708

2007 17 млн руб 4015-4200 (на 18 дней) 4600-4890 (на 21 день) 3708

Как видно из приведенных в таблице данных, из года в год из республиканского бюджета, начиная с 2000 по 2006 год, выделяется на организацию отдыха детей примерно одна и та же сумма (16 млн руб.), а

стоимость путевки за эти годы возросла более чем в 3 раза. Если в 2000 году на эти средства можно было оздоровить 11000 детей, то в 2006 году - всего 3708 чел. Учитывая это, Межведомственной комиссией РД в

36

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

2007 году было решено сократить срок пребывания детей в стационарных оздоровительных лагерях с 2l до 18 дней, чтобы не допустить снижения общего количества детей, охваченных отдыхом в ДОЛ, хотя в итоге и такое сокращение отрицательно сказывается на оздоровлении. Доказано, что для достижения нужного эффекта и адаптации детей продолжительность пребывания в оздоровительном лагере должна составлять не менее 21-24 дней.

Отметим, что ряд ДОЛ отчужден из объектов государственной собственности. Например, лагерь «Жемчужина» передан в собственность муниципального образования Карабудахкент-ского района; лагерь «Южный» - в собственность муниципального образования Докузпаринского района и др.

Для исправления этой ситуации следует рассмотреть вопрос об их передаче в ведение республиканского органа исполнительной власти, занимающегося вопросами организации отдыха и оздоровления детей.

Наше исследование показало, что материально-техническая база многих лагерей устарела и необходимо ее обновление. Например, отсутствие необходимого набора помещений и оборудования создает трудности для обеспечения полноценного и безопасного питания детей в некоторых учреждениях.

С сожалением приходится констатировать, что в последние десятилетия, после распада Советского Союза, система организации отдыха и оздоровления детей в нашей стране находилась в кризисном состоянии. Длительное отсутствие законодательного статуса, государственной поддержки привело к резкому сокращению числа ДОЛ, что отрицательно сказалось на здоровье детей и молодежи. В результате остаточного принципа финансирования, повышения инфляции, разделения полномочий между центром и субъектами Российской Федерации происходит резкое снижение субсидирования детского отдыха в дотационных регионах, в том числе и Республике Дагестан.

В настоящее время ситуация стабилизируется. В РД функционируют

загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания от 18 до 21 дня. В них отдыхают дети в возрасте от 7 до 15 лет.

В постановлении Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» (от 5 марта 2007 года), федеральном законе РФ «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июня 1998 года), в постановлении Правительства РД «О мерах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Дагестан» (от 22 мая 2007 года) и в Концепции модернизации российского образования подчеркивается важность и необходимость расширения загородных ДОЛ и оказания им государственной поддержки [6, 7, 8, 9].

Успешная организация летнего отдыха - результат плодотворной работы и активного взаимодействия многих министерств и ведомств РД.

Перед открытием сезона во всех ДОЛ осуществлялись противопожарная работа, противоклещевая обработка и мероприятия по борьбе с грызунами. Медицинский персонал организовывал осмотры детей, оказывал им соответствующую помощь, проводил контроль за соблюдением режима дня, питания и отдыха, применением воздушных и солнечных ванн, купанием; ежедневно проверял состояние столовых, кухонь, вел са-нитарно-просвети-тельную работу в виде бесед на темы: «Личная и общественная гигиена», «Закаливающие процедуры», «Двигательная активность и здоровье школьников», «Учебная перегрузка и гипокинезия» и другие. Дети, имеющие нарушения осанки (сутулость искривление позвоночника), плоскостопие, выполняли специальные физические упражнения. Такие мероприятия способствовали развитию гигиенических знаний и формированию соответствующих навыков, воспитанию правильной осанки и устранению имеющихся нарушений у школьников, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях.

Наше исследование выявило, что правильно организованный режим дня, включающий различны средства,

Психолого-педагогические науки

• • •

37

формы и методы физического воспитания, применяемые в сочетании с закаливающими процедурами, эффективно воздействует на организм школьников. Благоприятный режим с рациональным чередованием различ-

ных видов учебной, игровой и трудовой деятельности, сбалансированное 4-5 разовое питание оказало положительное влияние на здоровье детей. Примерный режим дня для ДОЛ приведен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный режим дня для детских оздоровительных лагерей, функционирующих в Республике Дагестан

Элементы режима дня Время проведения

Подъем, уборка спальных мест 8.00-8.15

Утренняя гимнастика (зарядка) 8.15-8.30

Водные процедуры (закаливающие мероприятия) 8.30-8.50

Сбор, линейка 8.50-9.00

Завтрак 9.00-9.30

Работа по плану отрядов 9.30-11.30

Оздоровительные процедуры 11.30-12.30

Свободное время 12.30-13.30

Обед 13.30-14.30

Послеобеденный отдых 14.30-16.00

Полдник 16.00-16.30

Работа в кружках, секциях, культурно-массовые и спортивные мероприятия 16.30-18.30

Свободное время 18.30-19.00

Ужин 19.00-20.00

Вечера, культурно-массовые мероприятия 20.00-21.45

Вечерний туалет 21.45-22.00

Отход ко сну 22.00

Под влиянием дозированных средств физической культуры и закаливания у детей улучшились показатели физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья. У большинства отдыхающих наблюдались прибавка в весе, росте, окружности грудной клетки. К концу смены дети стали более активными, подвижными, ответственными и самостоятельными. За все летние смены случаев вспышек тяжелых инфекционных заболеваний среди отдыхающих не было, несчастные случаи не зарегистрированы. Это свидетельствует о большом воспитательном, развивающем и оздоровительном потенциале ДОЛ.

Большое внимание уделяется вопросам обеспечения содержательного отдыха детей, профессионального соответствия вожатых и воспитателей, методического оснащения лагерей. Административный и педагогический персонал разрабатывает программы, направленные на воспитание, образование, развитие детей в

условиях летнего отдыха, и проводят с детьми интересные конкурсы, фес-тивали,соревнования.

Например, в профильном лагере «Надежда», работающем под эгидой Республиканского эколого-

биологического центра, педагоги и вожатые создают необходимые условия для отдыха и плодотворной деятельности отрядов, способствуют развитию познавательного интереса к окружающему миру, формируют экологическую культуру и бережное, ценностное отношение детей к природе, прививают навыки ведения экологических наблюдений.

С целью успешной организации оздоровления детей и обеспечения активного отдыха был создан соответствующий совет, разработан

межведомственный план мероприятий и сформирован оргкомитет по подготовке и проведению детской оздоровительной кампании. Определенные функции были возложены на дополнительные образовательные учреждения. Например, педагоги

38

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

Республиканского эколого-

биологического центра организовывали экскурсии, вместе с детьми изучали экологическую обстановку на территории лагеря и его в окрестностях, на побережье Каспийского моря, знакомились с природой родного края.

Инструкторы по физической культуре проводили спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу (утреннюю гимнастику, игры, спортивные развлечения на открытом воздухе, секционные занятия по видам спорта, соревнования, спартакиады, посвященные дню закрытия оздоровительного лагеря). На базах ДОЛ, помимо оздоровительной работы, педагоги вели работы по благоустройству территорий. Это способствовало развитию трудовых навыков.

В детских оздоровительных лагерях большое внимание уделялось нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию, коллективной и индивидуальной работе, развитию творческой и познавательной деятельности детей, расширению их кругозора, изучению национальных традиций, воспитанию уважения к символам страны (флаг, гимн), истории отечества и дружбы между представителями разных народов. Проводились мероприятия, посвященные «Дню России» и «Дню памяти» - 22 июня, которые способствовали формированию культуры межнациональных отношений, воспитанию патриотизма и дружбы между детьми разных национальностей.

В планы воспитательной работы включались интеллектуально-

познава-тельные игры «Эрудит», «Поле чудес», викторины «По музеям и выставочным залам», «Дагестанская мозаика», «Живая азбука» и сюжетно-ролевые игры «Лидер», «Перекресток миров» и другие. В каждой смене организовывались слеты, фестивали, торжественные линейки. Все это создавало радостную обстановку, повышало интерес детей и стимулировало их активность.

Кроме того, в детских оздоровительных лагерях сами дети оформляли отрядные уголки, где показывали каждодневные успехи и неудачи. Регулярно проводились вечерние тематические «огоньки» с использованием элементов диспут. Обсужда-

лись такие темы: «Что такое доброта человека», «Жестокость, равноду-

шие и сочувствие», «Что человек должен ценить в жизни», «Как беречь здоровье», «Что такое здоровый образ жизни и как его формировать», «Как укрепить свое здоровье». Это способствовало развитию гуманных качеств и воспитанию ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

В лагерях работали разные кружки: «Оформительское мастерство», «Лепка», «Рисование», «Вышивание», «Чеканка», «Конструктор»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спортивные (шашки, шахматы, бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика ушу, плавание). Такие кружки развивали у детей творчество, самостоятельность, ответственность, интеллектуальные и двигательные.

Особо следует отметить положительный опыт успешного сотрудничества Республики Дагестан и детского Фонда ООН ЮНИСЕФ по совместному проведению в Молодежном лагере «Золотые пески» с 10 по 20 августа 2007 года межрегионального детского миротворческого лагеря «Плюс» по внедрению программ, способствующих формированию межнационального общения. В рамках программы «Миротворческое образование и формирование толерантности у детей и молодежи Северного Кавказа» в 2007 году в лагере отдохнули 189 детей из Ингушетии, Чечни, Северной Осетии-Алании, Дагестана.

В течение летнего сезона средства массовой информации Республики Дагестан регулярно сообщали о ходе оздоровительной кампании. В 2007 году Министерством образования, науки и молодежной политики РД был подготовлен методический сборник на электронном носителе «В помощь организаторам летнего отдыха».

Помимо этого, в лагере «Термен-лик» вожатые ежегодно в мае месяце проходили подготовку на сборах специалистов детских оздоровительных учреждений. В 2007 году были организованы курсы и обучающие семинары, школы подготовки вожатых; выпускались учебно-методические пособия; проводились фестивали, смотры-конкурсы на лучшую организацию воспитательно-

Психолого-педагогические науки • • •

образовательной и физкультурнооздоровительной работы в ДОЛ.

Итак, детские оздоровительные лагеря призваны обеспечить отдых и оздоровление детей, укрепить их физическое и психическое состояние и формировать ценностное отношение к окружающему миру. Летний отдых - проблема многоаспектная и сложная, поэтому определены такие приоритеты в ее решении: оздоровление, отдых и занятость детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, несовершеннолетних, безнадзорных и беспризорных детей, а также оздоровление детей из многодетных семей.

В работе ДОЛ выявлены следующие недостатки: большинство загородных оздоровительных лагерей находится в ветхом состоянии, не отвечает современным требованиям, нуждается в капитальном ремонте, реконструкции, модернизации. До настоящего времени не решена проблема подготовки квалифицированных кадров. Для выхода из этой ситуации федеральные и региональные органы управления должны оказать государственную поддержку в укреплении материально-

технической базы детских оздоровительных лагерей и в подготовке пе-

39

дагогических и медицинских работников.

Для работы с детьми необходимо подобрать специалистов с высшим педагогическим образованием и студентов старших курсов педагогических вузов, готовых к этой деятельности. Для молодых педагогов и вожатых следует организовать учебу, двухнедельные курсы на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанского государственного педагогического университета с привлечением соответствующих специалистов и педагогов. Нужно восстановить обязательное прохождение студентами старших курсов педагогической практики в ДОЛ.

С целью обеспечения отдыха и оздоровления детей необходимо принять федеральный закон, запрещающий передавать детские оздоровительные лагеря в частную собственность, и проработать вопросы, связанные с изменением некоторых региональных законов, для улучшения организации отдыха и оздоровления детей. В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы следует разработать региональную подпрограмму «Здоровое поколение Дагестана.

Примечания

1. Алатенко С.В. Сфера отдыха, оздоровления и занятости детей: от выживания к развитию // Народное образование. - №3. - 2006. - С. 9-12. 2. Алиев М.Н. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей, подростков и студенческой молодежи в современных условиях // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. - Махачкала: Изд-во ДГПУ, 1999. - №1. - С.25-31. 3. Алиев М.Н. Гуманизация личности и социальные проблемы образования // Наука и образования. Известия Южного отделения РАО. - Ростов на/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. - №3. - С. 47-61. 4. Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Дагестанского научного центра РАО. - Выпуск 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. - С. 41-48. 5. Барканов С.В., Журавлев М.С. Отдых и оздоровление детей и

подростков // Народное образование. - №3. - 2006. - С. 13-20. 6. Казиев Н.Н. Постановление Правительства Республики Дагестан от 22 мая 2007 года №132 «О мерах организации отдыха, оздоровление и занятости детей в Республике Дагестан в 2007 году». - Махачкала, 2007. -8 с. 7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - М., 2002. - №2. - С. 2-31. 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года №144 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году». - М., 2007. - 5 с. 9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июня 1998 года. -М„ 1998. - 27 с.

Статья поступила в редакцию 05.05.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.