Научная статья на тему 'Современный вектор развия непрерывного инклюзивного образования'

Современный вектор развия непрерывного инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
972
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / АБИЛИТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / CONTINUOUS INCLUSIVE EDUCATION / EARLY AGE / HABILITATION IN PEDAGOGY / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Наталия Михайловна

Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Проблемы инклюзивного образования волнуют ученых-исследователей и педагогов-практиков. Одна из проблем реализация принципа непрерывности инклюзивного образования. Данная статья посвящена этой проблеме, в ней представлен современный вектор развития непрерывного инклюзивного образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nclusive education equal access to education for all students with a variety of special educational needs and individual capabilities. The problems of inclusive education of concern to researchers and educators-practitioners. One of the problems is the implementation of the principle of continuity of inclusive education. This paper focuses on this problem, it is the modern vector of development of continuous inclusive education.

Текст научной работы на тему «Современный вектор развия непрерывного инклюзивного образования»

УДК 376

Назарова Наталия Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Nataliya M. Nazarova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]

MODERN VECTOR DEVELOP CONTINUOUS INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Проблемы инклюзивного образования волнуют ученых-исследователей и педагогов-практиков. Одна из проблем - реализация принципа непрерывности инклюзивного образования. Данная статья посвящена этой проблеме, в ней представлен современный вектор развития непрерывного инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, непрерывное инклюзивное образование, ранний возраст, абилитационная педагогика, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. Inclusive education - equal access to education for all students with a variety of special educational needs and individual capabilities. The problems of inclusive education of concern to researchers and educators-practitioners. One of the problems is the implementation of the principle of continuity of inclusive education.

© Назарова Н.М., 2017

This paper focuses on this problem, it is the modern vector of development of continuous inclusive education.

Key words: inclusive education, continuous inclusive education, early age, habilitation in pedagogy, children with disabilities.

В современной педагогике непрерывное образование понимается как процесс роста образовательного потенциала личности на протяжении жизни, который обеспечивается государственными и общественными социальными институтами в зависимости от потребностей личности, государства и общества.

Развитие и образование человека с особыми образовательными потребностями в современном обществе ориентировано на возможно более полное раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей, встраивание в систему социальных отношений и осуществление его культурной интеграции. Важным инструментом для достижения этой цели сегодня служит инклюзивное (или интегрированное) образование.

Необходимость непрерывного образования объясняется прогрессом в развитии науки, техники, социальных отношений. В этих условиях необходимо говорить и о непрерывном инклюзивном образовании, в структуре которого идет процесс становления и развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Анализ современных публикаций по проблемам инклюзивного образования позволяет увидеть в них определенную фрагментарность восприятия инклюзивного образования в целостной образовательной картине общества и, соответственно, отсутствие видения системности и динамизма в прохождении этой образовательной вертикали каждым обучающимся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Между тем успешность инклюзивного образования в достижении качественного образования и социальной интеграции рассматриваемой категории обучающихся прямо зависит от системно-динамического видения социального контекста жизни ребенка, с самого ее начала, как совокупности различных социальных конструктов, находящихся между собой в сложных системно-сетевых отношениях и обеспечивающих экологию социокультурной жизни ребенка с ограниченными возможностями и его семьи.

С самого рождения и с момента выявления риска психофизического развития ребенок уже погружен в сложную системную организацию человеческого бытия, которая будет окружать и сопровождать его в течение всего его жизненного пути на разных уровнях жизненного пространства: личностном (ребенок, родители и близкие взрослые), групповом (дети с ОВЗ и с инвалидностью, обычные дети, детское сообщество в целом, сообщество родителей, педагогическое сообщество, управленческое сообщество), институциональном (социальные институты разного уровня и их учреждения). Только непрерывность и преемственность обеспечения эффективности всех этапов инклюзивного социального бытия (в том числе и образования) ребенка с ограниченными возможностями, когда предыдущий этап становится

фундаментом для следующей ступени жизненного цикла человека, позволит обеспечить ему выживание в современном сложном мире, вести достойный и максимально самостоятельный образ жизни.

Одним из знаковых проявлений отсутствия непрерывности инклюзивного образования в нашей стране является отсутствие образовательного фундамента инклюзивной формы обучения, первой, базовой ее ступени - абилитационного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и его семьи - раннего вмешательства (early intervention). Инклюзивное (или интегрированное) образование в современной отечественной практике и нормативно-правовых документах понимается чаще всего как сфера школьного или реже дошкольного образования, т.е. для детей с трех лет. О первых трех годах жизни ребенка с ОВЗ и/или с инвалидностью и о необходимости ранней психолого-педагогической помощи ему федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» умалчивает, оставляя для энтузиастов лишь следующее положение: «Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев» (ст. 67, п. 1) [4]. Это положение свидетельствует о том, что ребенок может по достижении двух месяцев получать педагогическое сопровождение, причем именно в образовательной организации, а может и не получать. Кроме того, это положение не предусматривает установление того факта, что в развитии ребенка, и в особенности ребенка, имеющего риск нарушений в развитии, младенчество и раннее детство являются самостоятельным и особо значимым периодом для всего дальнейшего его развития и образования, что делает психолого-педагогическое сопровождение ребенка младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями и его семьи обязательным.

Ранний возраст - это первый и крайне важный этап подготовки к социальному включению через коррекционно-развивающую работу на основе ведущих видов деятельности этого возраста. Уже в это время формируются первые социальные компетенции, значимые для инклюзивной образовательной среды, в условиях взаимодействия с близкими взрослыми и младшими членами семьи, надомного визитирования специалиста-дефектолога, посещения группы кратковременного пребывания и/или лекотеки [2].

Наиболее разработанной сегодня представляется инклюзивная образовательная среда и ее инфраструктура в подсистемах дошкольного и начального образования. В то же время непрерывное инклюзивное образование растущего человека с особыми образовательными потребностями предполагает создание инклюзивных образовательных условий и на этапе прохождения им среднего и старшего звена обучения, и в системе среднего профессионального образования. Как показывает практика и анализ публикаций, в настоящее время эти ступени образования пока не обеспечивают системности и непрерывности образовательной инклюзии. Так, например, исследования И.М. Яковлевой, О.В. Титовой, А.Е. Пальтова показывают, что далеко не все дети с особыми

образовательными потребностями готовы к продолжению образования в средних и старших классах массовой общеобразовательной школы вследствие недостаточной для этого подготовленности в период начального обучения, а также вследствие значительно возрастающего объема учебной информации, усложнения требований к темпу и качеству познавательной деятельности [3; 5]. Поэтому, по данным этих исследователей, более 60 % учащихся инклюзивных классов начальной школы предпочитают дальнейшее обучение в условиях специальной (коррекционной) школы.

Между тем именно средняя и старшая школа должны стать очередной ступенью в непрерывном инклюзивном образовании. Выход видится в разработке новых подходов в создании специальных образовательных условий для обучающихся в условиях инклюзии (или интеграции) в среднем и старшем звене обучения.

Представляется необходимым задуматься не только о подходах к разработке адаптированных образовательных программ для рассматриваемых этапов инклюзивного образования, но и о модернизации технологий инклюзивного образования в среднем и старшем звене массовой школы, и в системе среднего профессионального образования. Одним из таких путей является использование современных возможностей информационных технологий, опора на которые позволит старшеклассникам с ограниченными возможностями быть подготовленными к условиям и моделям профессионального образования, где в основе инструментов обучения также лежат информационные технологии, подготавливающие выпускников к работе в условиях цифровой экономики.

В настоящее время уже разрабатываются и внедряются в инклюзивный образовательный процесс адаптированные образовательные платформы (в качестве примера можно сослаться на образовательную платформу для использования в системе среднего профессионального образования «Академия-Медиа 3.5»), которые предоставляют широкие возможности для реализации инклюзивного образования применительно к обучающимся с особыми образовательными потребностями подросткового и юношеского возраста [1].

В соответствии с требованием Минобрнауки РФ к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ такая образовательная платформа включает в себя систему электронного обучения с встроенным учебным контентом - электронными учебно-методическими комплексами. Использование ЭУМК и входящих в них электронных учебников, электронных практикумов и контрольно-оценочных средств дает возможность обучающимся выбирать и самостоятельно регулировать индивидуальный темп освоения курса/дисциплины; получать доступ к контенту в любое удобное время в зависимости от местонахождения, состояния здоровья; адаптировать изображения/шрифт, а также пользоваться озвучиванием текста (в случае сложности визуального восприятия информации) в соответствии со своими индивидуальными особенностями; повторять неоднократно выполнение практических и контрольных заданий; получать индивидуальные

дистанционные консультации педагога (а педагог, соответственно, может осуществлять мониторинг освоения учебного материала учащимся с особыми образовательными потребностями).

Работа на базе платформы в ряде случаев освобождает обучающегося от получения дополнительной организационной помощи тьютора, делая его более самостоятельным. Этому же способствует и возможность формирования персонального отчета о своей успеваемости с целью самоконтроля. Преподаватель, ориентируясь на особые образовательные потребности обучающихся, получает возможность индивидуализировать процесс обучения, управлять учебным контентом, настраивая порядок и объем изучения разделов курса, выполнения интерактивных практических заданий, контрольных работ и тестов.

Система электронного обучения в режиме реального времени отображает процесс работы каждого обучающегося с учебным материалом, показывает время, затраченное на изучение каждой темы, выводит на экран результат выполнения тестов в процентах с детализацией по отдельным вопросам (темам) и затраченному для этого времени. Использование средств электронного обучения в организации образовательной деятельности позволяет быстро выявить сложные для конкретного обучающегося с ограниченными возможностями темы, организовать дополнительные консультации или повторное изучение проблемных разделов дисциплины.

Встроенная в платформу специальная программа, позволяющая учителю, педагогу системы СПО разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы, незаменима при реализации адаптированных образовательных программ. Педагог получает возможность подобрать развивающий материал, включить дополнительные пояснения, опорные конспекты и схемы, тренировочные и коррекционные упражнения, необходимые в образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Сервисы образовательной платформы позволяют реализовать различные модели индивидуальной образовательной траектории для лиц, имеющих тот или иной вид нарушений или ограничений жизнедеятельности.

Функциональные возможности информационных систем, составляющих образовательную платформу, позволяют организовать сетевое взаимодействие с целью обеспечения освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ограниченными возможностями с использованием ресурсов нескольких организаций. В подобную образовательную платформу может быть включена соответствующая информационная система (например, «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение»), которая обеспечит информационное сопровождение коррекционной работы с обучающимися и поддержку взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса: организаторов образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями, педагогов, самих обучающихся и их

родителей. Подобная образовательная платформа может быть использована и педагогами для повышения квалификации, так как в нее может быть включен курс повышения квалификации, предусматривающий возможности разного уровня подготовки и повышения квалификации для учителя, педагога системы СПО, могут быть представлены рекомендации по адаптированию образовательных программ и методов обучения данной категории обучающихся.

Использование специализированных информационных технологий в обучении лиц с особыми образовательными потребностями на этапе среднего и старшего звена общеобразовательной школы, а также в условиях профессионального образования создает новые возможности для осуществления непрерывного инклюзивного образования, обеспечивая охват обучением всех этапов и сфер жизни человека с ограниченными возможностями, содействуя его самомотивации к образованию, сознательному и самостоятельному стремлению к достижению все более высокого уровня образования, открывающего для него возможности повышения качества жизни и социальной интеграции.

В заключение необходимо подчеркнуть, что оценка успешности инклюзивного образования должна базироваться не только на анализе отдельных составляющих этого процесса, но и на его конечном результате, высокое качество которого возможно лишь при условии видения инклюзивного образования как непрерывного процесса, в котором начиная с самой первой ступени жизни человека с ограниченными возможностями - младенческого и раннего возраста и на протяжении всей жизненной вертикали каждый новый жизненный и образовательный этап строится на прочном образовательном фундаменте этапа предыдущего.

Список литературы

1. Издательский центр «Академия»: информационно-технологическая платформа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.academia-moscow.ru/e_learning/itp/ (дата обращения: 26.11.2017).

2. Назарова Н.М., Олешова В.В. Абилитационная педагогика как фундамент инклюзивного образования. // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - С. 302-313.

3. Пальтов А.Е. Реальные возможности инклюзивного образования // Вестник Владимир. гос. пед. ун-та им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир. -№ 12. - 2017.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/ свободный (дата обращения: 18.11.2017).

5. Яковлева И.М., Титова О.В. Состояние коррекционно-педагогической помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования // Сборник научных статей материалов VII Международного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 г.). -М.: МГПУ. - С. 128-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.