Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Власенко Светлана Викторовна, Рамазанова Гульдана Бауржановна

В статье уточнено понятие «коллективная деятельность» и выявлена её роль в развитии личности младших школьников. Авторы раскрывают сущность и характеризуют понятие «ценностные ориентации», выявляют их особенности и проблемы формирования у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Власенко Светлана Викторовна, Рамазанова Гульдана Бауржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.032

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Власенко С.В., Рамазанова Г.Б. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье уточнено понятие «коллективная деятельность» и выявлена её роль в развитии личности младших школьников. Авторы раскрывают сущность и характеризуют понятие «ценностные ориентации», выявляют их особенности и проблемы формирования у младших школьников.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, коллективная деятельность, младшие школьники.

В условиях кардинальных изменений в экономическом и социальном развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования ценностных ориентаций младших школьников. Изменение прежней системы ценностей, создававшейся на протяжении нескольких десятилетий, не привело к ее механической замене новой. Трансформация идеологических механизмов в обществе, с одной стороны, изменила систему формирования нравственных ценностей, с другой стороны, привела к полному отсутствию социального контроля над процессом формирования ценностных ориентаций [1].

Ценностные ориентации - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; способ дифференциации человеком объектов по их значимости [2].

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Задача современного образования -

воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать креативность и коммуникативные способности: В личностном плане ценностные ориентации, их характер, содержание, разнообразие, наличие высших духовных ценностей, выражают масштаб личности, уровень ее духовного развития. Раскрытию роли младших школьников в обществе будет содействовать рассмотрение понятий: культура взаимоотношений, нравственное поведение, этика человеческих отношений, регулирование споров и конфликтов, позитивное общение, соблюдение моральных принципов, социальные роли, патриотизм и гражданственность, служение обществу. В связи с этим, при формировании ценностных ориентаций младших школьников в коллективной

деятельности предусматривается изучение таких ценностей, как: человек, труд, семья, дети, общество, коллектив, Родина, патриотизм, этика, нравственность [3].

Проблемы воспитания ценностей и формирования ценностных ориентаций личности на всех возрастных этапах, в том числе и у младших школьников, разрабатывались в философии, социологии, психологии и в педагогике. Проблема ценностных ориентаций все больше привлекает к себе внимание ученых, так как, ценностные ориентации являются сложным

психологическим феноменом,

характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частностью системы отношений личности [4].

Доктор философских наук, профессор В.П. Тугаринов в своих работах дает определение понятию «ценность» и делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство), общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость), материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) [5].

В своих работах В.А. Караковский подчеркивал, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки [6].

На наш взгляд, ценности, которые постигает ребёнок посредством культурных образцов, являются определённым

социокультурным механизмом защиты ребёнка от негативных, случайных воздействий или ситуаций. В культурных образцах заложена возможность видеть себя через «других», выделить позитивные и негативные действия, избежать неудачи. Свобода же проявляется именно в выборе точного и верного действия, поступка, которые приведут ребёнка к творческому успеху, как показателю самодостаточности и самоценности. В момент выбора правильного решения или способа действий у ребёнка возникают внутренние противоречия, обеспечивающие ему

культурное, социальное и ценностно-смысловое развитие. Свобода выбора как состояние личности позволяет человеку очертить в сообществе других людей степень автономности как границы своих позиций и социальной роли.

Становление личности младших школьников происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности - учения и общения, включения в систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за свои поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств. Этому способствует зарождающаяся склонность к общению. Роль средней школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна [7].

Коллективная деятельность - это организация различных видов совместной деятельности, обеспечивающих необходимые условия для формирования основных качеств личности [8].

Принцип формирования личности в коллективе является одним из ведущих принципов воспитания. Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними

обстоятельствами, например, класс, кружок, спортивная секция. Для того чтобы формировать коллективы, необходимо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса.

Таким образом, коллектив младших школьников - сочетает в себе единые цели обучения, воспитания и развития на более высоком, осмысленном уровне. Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на младших школьников. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех младших школьников вместе и на личность каждого в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью

активного воспитательного влияния младших школьников друг на друга. Организация воспитательного коллектива в школе и классах как единой целостности является первоочередной задачей педагогов. Выполняя совместную работу, младшие школьники объединены общими интересами и межличностными отношениями, в ходе чего происходит развитие и воспитание каждого, в том числе и формирование духовно-ценностных ориентаций. А коллективная деятельность является важнейшим

структурным компонентом формирования их ценностных ориентаций. В процессе коллективной деятельности младшие школьники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успехи и ответственности, узнают друг о друге много нового, у них появляются общие интересы, цели, ценности. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые на данном возрастном этапе, программируют поведение в дальнейшем и являются установками, по которым каждый выбирает свой жизненный путь.

Правомерно выделить два аспекта освоения младшими школьниками ценностей: процессуальный и содержательный.

Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость,

недостаточность), обусловленных возрастными особенностями. Процессуальный аспект, включает в себя этапы освоения нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении [9, с.29].

Каждый из перечисленных этапов зависит от личной значимости для ребенка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения.

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие

личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности младших школьников начинают складываться под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся

определенными закономерностями

взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. В младшем школьном возрасте дети начинают определяться с выбором, что для них значимо, ценно, ориентироваться на значимые в обществе ценности. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности младших школьников, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют начальному этапу становления его мировоззрения (формирование

предпочтений, взглядов, интересов, ценностей).

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

На констатирующем этапе

педагогического эксперимента решались следующие задачи:

- подобрать, диагностический инструментарий по диагностике ценностных ориентаций младших школьников;

- исследовать ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов у младших школьников, то есть их представления о том, как нужно поступать, лежащие в основе жизненных принципов поведения;

- исследовать ценностные ориентации на уровне индивидуальных приоритетов у младших школьников, то есть ценности, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности;

- исследовать смысложизненные ценностные ориентации младших школьников;

- разработать программу по формированию ценностных ориентаций младших школьников в коллективной деятельности.

Для определения ценностных ориентаций младших школьников мы воспользовались опросником Ш. Шварца -«Универсальные ценности».

Констатирующий этап педагогического эксперимента указал на то, что для младших школьников как экспериментального, так и контрольного классов основной ценностью является чувство принадлежности к группе сверстников (экспериментальный класс - 64%; контрольный класс-51,9%), следующие приоритетные направления- благосостояние и интересная жизнь. Такие ценностные характеристики как социальная

справедливость, уважение традиций, единство с природой не приоритетны для младших школьников.

Обобщив данные диагностики ценностных ориентаций младших школьников экспериментального и контрольного класса, мы смогли определить ведущие нормативные идеалы и приоритетные ценности личности. К этим ценностям относятся:

- отношение к Родине; -отношение к природе; -отношение к миру; -отношение к труду;

- отношение к культуре; -отношения к другим людям; -отношение к иным людям; -отношение к своему внутреннему миру. Результаты, полученные на

констатирующем этапе педагогического эксперимента, позволили нам сделать вывод о том, что ценностные ориентации младших школьников необходимо формировать системно и целенаправленно. Эту работу должны осуществлять совместно педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители и родители, овлекая детей в коллективную деятельность.

Основу коллективной деятельности составляет совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие младших школьников на основе личных предпочтений. При этом возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если младшие школьники осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу осознанно, относятся друг к другу как к индивидуальности. Важнейшими средствами развития сотворчества являются групповые формы организации учебных занятий и решение творческих учебных задач.

У каждого возраста есть свои задачи. Младшему школьнику, например, первую очередь, нужно обладать навыками коллективной деятельности, чтобы он смог успешно адаптироваться в любой среде. Успешным инструментом этой адаптации станет общение со сверстниками (коммуникация), работа в команде, ценностные ориентации, эмоциональное осознание и самоуважение приносят ясность и понимание, и, как правило, делают ребенка более удовлетворенным своей жизнью в целом.

Библиографический список

1. ГОСО РК. Общее среднее образование 2.003.01. - Астана, 2019. - 144 с.

2. Шкуричева Н.А. Формирование и психолого-педагогическая коррекция отношений младших школьников. // Народное образование, 2010. - №5. - С. 274 - 278.

3. Государственный общеобязательный стандарт по предмету самопознание 2.004.043. -Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2019. - 37 с.

4. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах современных психологов. - СПб., 2019. - №2. -С. 67 - 70.

5. Хмырова-Пруель И.Б. Концепция ценностей В.П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (6090-е годы ХХ века). - СПб., 2018. - 48 с.

6. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 2016. - 133 с.

7. Подласый И.П. Педагогика 9. Мухина В.С. Возрастная начальной школы. - М.: Владос, 2018. - 405 с. психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.:

8. Кузьминский А.И. Словарь 2014. - 608 с. педагогических терминов. - М., 2018. - 392 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) е-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Рамазанова Гульдана Бауржановна, магистрант специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

е-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Дата поступления статьи: 13.12.2021

© Лепешев Д.В., Власенко С.В., Рамазанова Г.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.