Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДЕТИ-АУТИСТЫ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ / РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / САЙТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурзина Сауле Ашотовна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Ескендирова С.Б.

В рамках реализации плана научной лаборатории «Педагогика инноватики», направления «Инклюзивное образование» на кафедре Педагогики психологии НАО КУ им. Ш. Уалиханова проведено научное пилотное исследование в рамках выполнения магистерской диссертации на предмет рассмотрения психолого-педагогических особенностей родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. В статаье авторы представляют теоретический спект проблемы семей, имеющих детей с особыми потребностями, и их проявления. Родительская компетентность представлена как феномен успешной социализации ребенка. Рассмотрена проблема оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с особыми образовательными потребностями. Проведен подробный анализ полученных данных по результатам первичного среза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурзина Сауле Ашотовна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Ескендирова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 376 МРНТИ 14.29.37

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Мурзина С.А., Лепешев Д.В., Ескендирова С.Б.

НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В рамках реализации плана научной лаборатории «Педагогика инноватики», направления «Инклюзивное образование» на кафедре Педагогики психологии НАО КУ им. Ш. Уалиханова проведено научное пилотное исследование в рамках выполнения магистерской диссертации на предмет рассмотрения психолого-педагогических особенностей родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. В статаье авторы представляют теоретический спект проблемы семей, имеющих детей с особыми потребностями, и их проявления. Родительская компетентность представлена как феномен успешной социализации ребенка. Рассмотрена проблема оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с особыми образовательными потребностями. Проведен подробный анализ полученных данных по результатам первичного среза.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, семья, дети с особыми образовательными потребностями, дети-аутисты с нарушением эмоционально-коммуникативного развития, реактивная и личностная тревожность, детско-родительские взаимоотношения, психолого-педагогическая компетентность родителей, психолого-педагогическая поддержка, сайт.

В настоящее время в образовательной теории и практики особое внимание уделяется проблемам семьи, родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП). Жизнь большинства родителей, воспитывающих детей с ООП, сопровождается целым рядом переживаний. Зачастую, родители, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию особого ребёнка, сами нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Родителю важно сохранить свое физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как ведут себя родители по отношению к ребенку, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ООП может быть психологическая помощь их родителям и другим членам семьи [1].

Анализ отечественной и зарубежной научной психолого-педагогической литературы показал отсутствие единства в подходах к воспитанию, обучению и процессу социализации детей с ООП, а также актуализировал необходимость повышения психолого-педагогической компетентности (далее ППК) родителей, воспитывающих детей с ООП.

Талызина Н.Ф., Шакуров Р.К. под понятием родительской компетентности понимают знания, умения, навыки и способы выполнения родителями педагогической деятельности.

Тряпицына А.П. трактует ее как интегральную характеристику личности, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и

наклонностей. Кормушина Н.Г. определяет родительскую компетентность как возможность создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении всем необходимым, а Мизина М.М. считает, что это наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребёнка [2].

Недостаток родительской

компетентности чаще всего проявляется в виде незнания как действовать в различных жизненных ситуациях, в неумении верно сформировать социально-психологическую компетентность ребёнка с ООП.

Данной проблематике посвящены труды многих исследователей: Э.Н. Абуталиповой, З.К. Давлетбаевой, С.А. Жантасовой, Н.Н. Павловой, Е.Н. Секериной и др. [2, 3].

Таким образом, проблема оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями приобретает все большее значение. Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, описаны в исследованиях Ю.А. Блинкова, Т.Г. Богдановой, Т.Н. Волковской, С.А. Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, М.М. Семаго, В.В. Ткачевой и др.

С целью выявления уровня психологического состояния родителей, воспитывающих детей с ООП осуществлен первичный срез посредством отобранного диагностического инструментария на базе КГУ «Межрайонной психолого-медико-

педагогичекой консультации, г.Кокшетау». Выборку исследования составили 140 родителей, воспитывающих детей с ООП. Исследование проводилось анонимно с письменного согласия родителей (законных представителей). С учетом сложной

эпидемиологической ситуации вызванной пандемией COVГО-19 использовались преимущественно эмпирические данные полученные посредством онлайн опросов в гугл-формах.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). Цель: определение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая

предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [4].

Опишем результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

В таблице 1 представлены результаты диагностики родителей, имеющих детей с ООП по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).

Таблица 1

Результаты диагностики

Уровень тревожности Реактивная тревожность Личностная тревожность

Кол-во человек % от общего числа Кол-во человек % от общего числа

Низкий 20 14% 7 5%

Умеренный 91 65% 90 64%

Высокий 29 21% 43 31%

Проанализировав полученные по шкале

результаты, тревожность», мы отмечаем, что 29 родителей «Реактивная (21 %) имеют высокие показатели, что

свидетельствует о том, что родитель находится под воздействием стрессовой ситуации и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и

вегетативным возбуждением. Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. 20 испытуемых (14%) имеет низкий уровень. Это говорит о том, что испытуемые, напротив, требуют пробуждение активности,

подчеркивание мотивационных компонентов деятельности.

Анализируя результаты, полученные по шкале «Личностная тревожность», показал, что 43 человека (31%) набрали высокий балл. Это признак того, что взрослый проявляет склонность воспринимать ситуацию за угрозу в широком диапазоне. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу. Такая тревожность может сопровождаться наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и даже психосоматическими заболеваниями. 7 родителей (5%) имеют низкий уровень. Это свидетельствует о том, что они нуждаются в возбуждении заинтересованности,

высвечивании чувства ответственности в решении тех или иных задач. Таким образом,

Высокие баллы не были набраны ни кем из родителей, что свидетельствует об отсутствии родителей, которые полностью принимали бы своего ребенка таким, какой он есть, уважали и признавали его индивидуальность, одобряли его интересы, поведение, поддерживали планы, и проводя с

анализ данных, полученных при помощи методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), показал, что реактивную тревожность имеют 35% родителей, а личностную - 36% родителей.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что родители, воспитывающие детей с ООП, чаще находятся в состоянии стресса, менее адаптивны, не уверенны в себе, зависимы, ограничивают себя в контактах и др. Поэтому необходима организация психолого-

педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов, для повышения ресурсного состояния и стрессоустойчивости у родителей, снижения психологической и эмоциональной нагрузки и риска возникновения депрессий и стрессов.

2. «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин

Определяя характер отношений родителей к их детям с ООП, («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин) на рис 1, большинство из них имеют высокие баллы по шкалам

«Принятие/отвержение ребенка» (83 %) и «Кооперация» (84 %), показывая в первом случае большую склонность к «отвержению ребенка», чем «принятие» [5].

ним достаточно много времени не жалели бы об этом.

Во втором случае высокие баллы (84 %), означают выраженное положительное отношение и сочувствие к своему ребенку. Здесь родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряют

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

11%

83%

0% <<ЬУ

<8

/

106%%

84%

2%

47% 51%

jf

9%

69% 22%

69%

30% 1%

л

чел

с?

низкии средний I высокий

Рис. 1 Распределение выборов родителей по шкалам

самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком.

По шкале «Симбиоз» отмечается высокое значение лишь у 2 % родителей, это признак того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком и мало о нем заботится, у остальных же значения средние. По шкале «Контроль» высокое значение отмечается у 22 % испытуемых, в соответсвии с этим родители предпочитают вести себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Наиболее низкие баллы отмечаются по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (69%), что свидетельствует о том, что взрослый верит в него и неудачи ребенка считают случайными, и лишь 1 родитель (1%) проявляет стремление инфантилизировать своего ребенка,

приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Он не доверяет ребенку, стараясь оградить его от трудностей жизни и строго контролировать действия. Остальные, напротив, неудачи ребенка считают случайными.

Таким образом, анализ результатов показал, что достаточно выраженными типами родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с ООП, являются «Принятие/отвержение», «Кооперация» и «Симбиоз». Хотелось бы обратить внимание на полученные данные 83% по шкале

пограничного состояние -результаты о том, что

«Принятие/отвержение», которые указывают на наличие высоких баллов пограничного (промежуточного) состояния детско-родительских отношений в сторону отвержения т.е. непринятия своего «особенного» ребенка, и испытывающие некоторую досаду,

неудовлетворение и раздражение по отношению к нему. Это необходимо учитывать при проведении формирующего эксперимента, для развития положительного отношения к своему ребенку и перехода с состояния «отвержения» в «принятия». Оставшиеся исследования свидетельствуют большинство родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность, заинтересованы в делах ребенка, оказывают необходимую помощь. Соответственно эти положения

свидетельствуют об ориентированности родителей на конструктивное взаимодействие с ребенком, принимая его особенности.

3. Авторская диагностическая методика «Психолого-педагогические

компетенции родителей» С. Ескендирова.

С целью выявления уровня сформированности ППК у родителей, воспитывающих детей с ООП осуществлен первичный срез посредством авторской диагностической методики «Психолого-педагогические компетенции родителей». Представим в таблице 2 и рисунок 2 - уровни сформированности ППК родителей, воспитывающих детей с ООП.

Таблица 2

Уровни сформированности П 1К родителей, воспитывающих детей с ООП

Уровень сформированности ППК Количество человек % от общего числа

Высокий 56 40%

Средний 84 60%

Низкий 0 0%

Уровни сформированное™ психолого-педагогических компетенций 0%

40%

60%

высоким уровень средний уровень низкий уровень

Рис. 2 Уровни сформированности ППК родителей, воспитывающих детей с ООП

Анализ эмпирических данных по ППК позволил выявить преобладание среднего уровня сформированности (60% родителей). Это свидетельствует о том, что забота о ребенке для них на первом месте. Они обладают способностями как воспитателя, так и учителя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Временами такие родители чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Данной категории родителей следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию и обучению ребенка. Желательно получить квалифицированую помощь у специалистов в данной области (специальная литература, консультации, рекомендации, краткосрочные курсы, онлайн-семинары), чтобы пополнить свои психолого-педагогические знания.

Результаты исследования по данной методике свидетельсвуют о том, что родители в полной мере не обладают психолого-педагогическими знаниями, которые являются необходимыми при воспитании, обучении детей с ООП.

Таким образом, родители детей с особыми образовательными потребностями нуждаются в оказание специальной помощи и поддержке, связанной с их обучением и воспитанием, целью которой является формирования знаний об особенностях ребенка вследствие имеющихся нарушений,

формирования умений использовать

полученные знания для построения взаимодействия с ребенком, а также формирования родительской компетентности.

Отдельным направлением поддержки родителей детей с ООП является помощь в изменении типа родительского отношения к ребенку, корректировка стиля детско-родительских отношений. При неадекватном типе родительского отношения восприятие своего ребенка искажается, родитель, как бы не различает его реальных и приписываемых качеств, что приводит к безответственному, непоследовательному, неопределенному

отношению родителей к воспитательной практике. Довольно часто родители детей с ООП имеют деструктивные родительские позиции, для них характерен дисбаланс в содержании общения между родителями и

детьми. Эти родительские позиции могут быть обусловлены чрезмерным уровнем опеки в воспитании, недостаточными или чрезмерными требованиями-запретами, установками на минимальные санкции, применяемые к ребенку, сочетающимися с воспитательной неуверенностью и тревогой за его жизнь, здоровье и успех. Таким образом, при взращивании позиции союзника у родителей детей с ООП одним из ключевых направлений их поддержки является исследование и влияние на тип родительского отношения [6].

Существующие на сегодняшний день технологии работы с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями разработаны недостаточно и практически не используются на практике. Поэтому возникла необходимость изучения данной проблемы в рамках современного информационно-

коммуникативного пространства, так как в настоящее время использование ИКТ являются одним из основных путей самообразования и взаимодействия. В Законе Республики Казахстан «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-^ одной из задач которого является: формирование и развитие информационного общества; повышение цифровой грамотности; обеспечение участникам образовательного процесса условий для доступа к электронным информационным ресурсам электронного обучения [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимальный вариант решения данной проблемы - создание специального сайта для родителей либо страничек на сайте, где они смогут найти интересующие их материалы по вопросам образования и воспитания детей с нарушениями эмоционально-

коммуникативного развития. На сайте также будет размещаться информация об издаваемых нормативно-правовых актах и разработанных специальных и адаптивных учебных программах в сфере инклюзивного и специального образования.

Современные цифровые

информационно-коммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия психологов, специальных педагогов с родителями при обучении и воспитании детей с нарушением эмоционально-коммуникативного развития. А наличие собственного сайта в сети Интернет предоставит родителям возможность

оперативного получения актуальной

информации по всем интересующим вопросам. Кроме этого данный сайт может стать для родителей источником информации

образовательного, методического и

воспитательного характера, что значительно повысит педагогическую компетентность родителей и тем самым в дальнейшем, окажет положительное влияние на

психоэмоциональное состояние, начало конструктивных изменений и формирование позитивной установки у родителей.

Библиографический список

1. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика и консультирование: Пособие. -М., 2014. -25 с.

2. Абуталипова Э.Н., Давлетбаева З.К., Жантасова С.А. Формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации //Сборник статей

XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях.2020. - С. 155-158.

3.Секерина Е.Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные вопросы современной науки и образования //Сборник статей международной научно-практической конференции. - СПб., 2020. - С. 162-165.

4. Настольная книга практического психолога /Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - СПб.: Сова, 2008. - 671 с.

5. Психологические тесты /Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2000. Т. 2. - С. 144 -152.

6. Колосова Т.А. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку в контексте успешности его социально-психологической адаптации //Психология обучения. - М., 2016. № 8. - С. 85-94.

7. «Об информатизации» Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-У ЗРК. [Электронный ресурс]

Мурзина Сауле Ашотовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

е-mail: saule_murzina@mail.ru

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Ескендирова С.Б., магистрант кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: saule1984@bk.ru

Дата поступления статьи: 18.11.2021

© Мурзина С.А., Лепешев Д.В., Ескендирова С.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.