УДК 373
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лепешев Д.В., Алхатова Т.С.
НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
(г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Курбанали З.М.
КГУ школа-гимназия № 63 (г. Нур-Султан, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья раскрывает особенности применения личностно-ориентированного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями, влияние данного подхода в системе инклюзивного образования на развитие личности обучающегося. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса - основа личностно-ориентированной технологии. Специфика личностно-ориентитрованного образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий, как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений.
Ключевые слова: инклюзивное образование, личностно-ориентированный подход, особые образовательные потребности.
В Республике Казахстан активно работает Концепция об инклюзивном образовании и политика по созданию условий для детей с особыми образовательными потребностями, в рамках которых в организациях образования осуществляются определённые мероприятия (рис.1):
создаются адаптивная и коррекционно-развивающая среда, позволяющей обеспечить полноценную личностную с амореализ ацию детей;
обеспечивается реализация идей инклюзивного образования;
оказываются методические услуги; внедряются инновационные педагогические технологии, в процесс обучения детей с ООП
формируется системы научно-методического сопровождения процессов внедрения инклюзивного ооразования3
Рис. 1 Создание условий для детей с ООП.
Создание необходимых условий для полного и эффективного включения в общеобразовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями направлена на защиту прав ребенка в области образования и это мировой процесс, в который вовлечены многие страны, в том числе и Казахстан.
Вопросы инклюзивного образования изучаются учеными и исследователями: А.К. Ерсарина [1], И.Г. Елисеевой, [2], Д.В.Лепешевым [3, 15], Т.С. Алхатовой [4], Е.Ю.Шинкаревой [5], Н.Н.Малофеевым [6] и др.
Важным аспектом в инклюзивном образовании является личностная направленность современного образования, формирующая структурообразующий компонент качества личности в учебном процессе и этому посвящены работы следующих автор: Л.В. Жаровой [7], А.И. Кочетовой [8], Н.В. Кузьминой [9]. Опыт создания моделей и технологий личностно ориентированного обучения, их сравнительно - педагогический анализ представлен в работах М.В. Клариной [10], Б.А.Лапшовой [11], И.Н. Маринковой [12], Д.Ю. Шакировой [13].
Авторы признают влияние личностно-ориентированного подхода в системе инклюзивного образования на развитие личности обучающегося, и оно должно утвердиться во всех образовательных процессах.
Личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление, а в рамках инклюзивного образования присутствие педагогической поддержки выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни и первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности, после которого переходит вовторую функцию, предполагающая развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность.
Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. При этом важна профессиональная готовность, профессионализм, компетентность субъектов образовательного процесса, а также их осведомленность о принципах инклюзивного образования, которые способствуют эффективной адаптации и обучению всех участников образовательного процесса
[15].
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий в инклюзивном образовании, мы пришли к выводу, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных для обучения детей с особыми образовательными потребностями в силу следующих причин (рис. 2):
Рис. 2 Личностно-ориентированная модель обучения детей с ООП. Личностно-ориентированный подход в инклюзивном образовании можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, что является
основной частью и коррекционной педагогики, с другой - как становление качественно новой образовательной системы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Рассмотрим принцип личностно-ориентированного урока по И. С. Якиманской [14] (рис.3).
Рис. 3. Принцип личностно-ориентированного урока И. С. Якиманской.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного подхода и взаимодействия, педагог инклюзивного образования будет обладать высоким уровнем педагогической культуры в достижении вершин в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода в инклюзивном образовании будет способствовать развитию познавательной активности ребенка с особыми образовательными потребностями потому как, принципы данной технологии переплетаются с целью и задачами Концепции инклюзивного образования и правами ребенка с ограниченными возможностями на получение качественного образования, создания особых условий, которые предусматривает и индивидуальный подход в процессе обучения.
Библиографический список
1. Ерсарина А.К. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан // Открытая школа. - Астана: Мастер ПО, 2012. - №1. - С. 3-5.
2. ЕлисееваИ.Г. Отинтеграции к инклюзии Школьный психолог. - Смоленск: ГСНИЦ, 2010. - 16-31 августа (№16). - С.34-37.
3. Лепешев Д.В. Инклюзивная система образования в Казахстане: перспективы развития и проблемы // Воспитание школьника. - Караганда: Болашак - Боспа, 2009. - №6. - С. 2-9.
4. Алхатова Т.С. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - Щучинск: РГКП РУОЦ «Балдаурен», 2011. - N 1. - С. 83-92.
5. Шинкарева Е.Ю. О шведском опыте инклюзивного образования / Е.Ю. Шинкарева // Защити меня! - М.: Просвещение, 2006. - N 4. - С. 51-52.
6. Малофеев Н.Н. Школа должна учить ребенка быть независимым // Социальная педагогика. - М.: Наука, 2011. - №3. - С. 121-125.
7. Жарова Л.В. Толерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде // Гуманизация образования. - Новосибирск: НГТИ, 2010. - N 1. -С. 24-29.
8. Кочетова М.В. Создание условий для развития творческих способностей детей с ОВР в системе дополнительного образования // Открытая школа. - М.: Академия, 2013. - №6 (127). - С. 5860.
9. Кузьмина Н.В. Инклюзивное образование в Орловской области / О.А. Куликова // Управление ДОУ. - Орел: ДОУ ВПМОН, 2014. - №7. - С.100
10. Кларина М.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания // Директор школы. - М.: Академия, 2008. - N 3. - С. 68-73. 106
11. Лапшова Б.А. Интеграция общего и специального образования: региональный аспект // Социальная педагогика. - М.: Наука, 2010. - N 5. - С. 107113.
12. Маринкова И.Н. Инклюзивное образование: задачи и перспективы // Открытая школа (Каз). - Астана: ККГМУ им. Марата Оспанова, 2012. - №8 (119). - С. 25-26.
13. Шакирова Д.Ю. Обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями на качественное образование // Образование в современной школе. - М.: Наука, 2012. - №12. - С. 21 -25.
14. Якиманская И. С. Шаги, необходимые для реальной инклюзии // Директор школы. - М.: Академия, 2010. - N 10. - С. 7-9.
15. Лепешев Д.В., Просандеева И.А. Психолого-педагогические аспекты формирования инклюзивной культуры в общеобразовательной школе // Наука и реальность/Science & Reality. -2021. - №3(7) - С. 18-22
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
ОЯСГО 0000-0002-9899-2831 е-шаП: [email protected]
Алхатова Толкын Сериковна, руководитель Акмолинской областной психолого-медико-педагогической консультации, преподаватель-исследователь, бакалавр дефектологии, магистр психологии кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). ОЯСГО 0000-0001-5555-3778
е-таП: [email protected]
Курбанали Зарина Маратовна, учитель начальных классов, Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия № 63» (г.Нур-Султан, Республика Казахстан).
е-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 15.01.2022
© Лепешев Д.В., Алхатова Т.С., Курбанали З.М., 2022