Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УРОК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Шахатова М.А., Байгужинова А.

Представлены результаты применения элементов технологии активных методов обучения с целью формирования познавательной деятельности через участие самого ребенка в ходе изучения нового материала, самостоятельного выполнения задания и закрепления новых знаний в условиях дома. Ведущая учебная деятельность формируется в начальной школе, и задача педагога мотивировать ученика на положительный результат с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося. Применение активных методов обучения способствует формированию переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитию слухового внимания, зрительного восприятия, речи, памяти, мышления и других высших психических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Шахатова М.А., Байгужинова А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013.75

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алхатова Т.С., Лепешев Д.В. НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан Шахатова М.А.

КГУ «Общеобразовательная школа №2 Никольской школы» (Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан)

Байгужинова А.

Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Представлены результаты применения элементов технологии активных методов обучения с целью формирования познавательной деятельности через участие самого ребенка в ходе изучения нового материала, самостоятельного выполнения задания и закрепления новых знаний в условиях дома. Ведущая учебная деятельность формируется в начальной школе, и задача педагога мотивировать ученика на положительный результат с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося. Применение активных методов обучения способствует формированию переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитию слухового внимания, зрительного восприятия, речи, памяти, мышления и других высших психических функций.

Ключевые слова: активные методы обучения, технология, обучение, познавательная активность, урок, деятельность.

«Мы должны понимать людей, исходя из их потенциала для будущего, а не из эффективности их

предыдущей деятельности» Джон Уитмор [1]

Практика обучения показывает, что потенциал учителей младших классов очень высок, они хорошо владеют педагогическими технологиями, теоретическими знаниями, необходимыми для формирования учебной мотивации на основе познавательного интереса у учащихся.

В процессе обучения педагоги применяют такие методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.

Говоря простым языком, обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают учебный материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно активных методов обучения.

Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, то это будет способствовать развитию познавательных интересов.

Применение активных методов может служить в начальной школе не только средством закрепления пройденного материала, но и введение новых понятий, помогает организовать самостоятельную работу, провести релаксацию и рефлексию (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления активного метода обучения.

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе направлено на то, чтобы побуждать учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Научная новизна исследования (рис. 2), заключается в том, что это технология последовательно применяется в течении всего учебного процесса и не носит спонтанный характер.

Научная новизна и практическая значимость исследования

Ф

заключается в том, что: разработана методика осуществления активных методов обучения (принципы,

методы, формы, средства) к обучению в начальных классах; выявлены и систематизированы типы АМО и показаны условия их использования на различных этапах урока в начальной школе.

Рис. 2. Научная новизна и практическая значимость исследования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, из чего и вытекает гипотеза:

повышению качества усвоения знаний обучаемых в значительной мере способствует формирование познавательной деятельности за счет внедрения в процесс обучения активных методов обучения.

Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, активные методы обучения способствует развитию интеллекта обучающегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие данной технологии от традиционного объяснительно-иллюстративного метода.

Активные методы обучения, такие как «Мой цветок», «По приветствуй товарища как американец, японец и т.д.», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

В ходе использования активных методов обучения повышается продуктивность обучения за счет интенсификации усвоения учебного материала.

Повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся, возможности построения системы контроля с ярко выраженной развивающей функцией. Известно, что наиболее эффективное восприятие информации достигается при максимальной вовлеченности обучаемого в процесс.

Нами проведено исследование уровня знаний по предметам во втором классе КГУ «Общеобразовательная школа №2 Никольской школы» Буландинского района Акмолинской области перед применением педагогом активных методов обучения (см. таблица 1, рисунок 3).

Таблица 1

Мониторинг качества знаний за 2020-2021 учебный год.

Предмет 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год

Литературное чтение 60% 82% 82% 73% 81%

Математика 70% 82% 73% 55% 82%

Русский язык 60% 82% 55% 64% 64%

Естествознание - 82% - 82% 82%

Познание мира - 82% - 73% 82%

C целью повышения эффективности образовательного процесса, ориентируясь на новую образовательную парадигму, мы применили элементы активных методов обучения в краткосрочные планы урока (см. табл.1), с целью формирования познавательной активности учащихся начальных классов.

Методика его применения обозначается специфическими особенностями предмета, содержанием темы, уровнем подготовленности учеников, укрепленная дидактическими единицами П.М.Эрдниева, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, П.И.Третьякова, В.П.Беспалько и многими другими.

Мониторинг качества знаний по предметам

82%82% 81% 82% 82% 82% 82% 82/82% 82% 82%

литературное чтение математика русский язык естествознание познание мира

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть за год

Рис. 3. Мониторинг качества знаний за 2020-2021 учебный год

Организованные учебные занятий с применением активных методов обучения, активизировали самостоятельную деятельность у учащихся, и вызвали интерес к конечному результату своего труда (см. табл. 2).

Учебный процесс в рамках технологии строился на удовольствии и удовлетворении познавательной деятельности, важнейшем факторе достижения высокого конечного результата.

Познавательная деятельность учащихся начальных классов строилась таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему на трех уровнях сложности.

Результаты промежуточного исследования экспериментальной работы показали, что применение технологии активных методов обучения в начальной школе дает положительный результат, по итогам первой и второй четверти того же класса, учащиеся показали лучше результат (см. табл 3, рис. 4).

Таблица 2

Краткосрочный план урока

Предмет: Математика Урок: 83 Школа: «ОШ №2 с.Никольское»

Дата: 19.01.2022 ФИО учителя: Шахатова М.А.

Класс: 3 Количество Количество присутствующих: отсутствующих:

Раздел (сквозная тема): Раздел ЗА - Внетабличное умножение и деление.

Тема урока: Деление с остатком на однозначное число Декоративно-прикладное искусство

Цели обучения в соответствии с учебной программой: 3.1.2.6 - выполнять деление с остатком на однозначное число

Цели урока: -научить учащихся выполнять деление с остатком на однозначное число.

Критерии оценивания - выполняет деление с остатком на однозначное число

Ход урока:

Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы

1.Начало урока. 0-5 мин Создание положительного эмоционального настроя: Метод «Поздоровайся локтями» Проведение: Ученики встают в круг. Затем они рассчитываются на первый-второй-третий и выполняют следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Обучающимся на выполнение задания дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальн ых учебных принадлежнос тей ФО Оценивание эмоциональ ного состояния Эмоц. настрой

. Середина урока. 5 - 40 мин

1.Актуализация жизненного опыта. (К) Математический диктант:

1 . 86 увеличить на 8.

2. Чему равна сумма 88 и 4?

3. Первое слагаемое 35, второе 9. Чему равна сумма?

4. К 74 прибавить 6.

5. 42 уменьшить на 6.

6. На сколько 33 больше, чем 9?

7. Сколько нужно отнять от 62, чтобы получить 49?

8. На сколько 29 меньше 43?

9. В одном ящике 24 кг конфет, а другом на 6 кг меньше. Сколько кг в двух ящиках?

10. В двух классах 70 учеников. В одном классе 34 ученика. Сколько учеников во втором классе?

2. Вводное задание на подготовку к

изучению нового.

(К) Работа с коллективом.

Реши задачу.

а) В мастерской 18 бусин разложили в коробки по 6 штук. Сколько коробок понадобилось?

¡ЯЙбМ

Г£Гг НЭП1; НйП

18 : 6 = 3 (коробки)

Ответ: потребовалось 3 коробки.

б) В мастерской 18 бусин разложили в коробки по 4 штуки. Сколько коробок понадобилось и сколько бусин осталось?

¿А

18:4 = 4 (остаток 2)

Ответ: потребовалось 4 коробки, осталось 2 бусины. Задача решена верно. Запомни: остаток всегда должен быть меньше делителя!

3.Постановка цели (проблемная ситуация). Вводное задание на подготовку к изучению нового. (К) Работа с учебником Выполни рисунок и реши задачи. а) Двум братьям нужно разделить 10 орехов поровну. Сколько орехов достанется каждому из братьев? Сколько орехов останется?

Выполняют математическ ий диктант под

руководством учителя.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, определяют цель урока

Самооценив

ание по критериям

Самопровер ка по образцу

Учебник

Тетрадь

Бусинки, 4

коробки

Учебник стр 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) Троим братьям нужно разделить 10 орехов поровну. Сколько орехов достанется каждому из братьев? Сколько орехов останется?

в) Четверым братьям нужно разделить 10 орехов поровну. Сколько орехов достанется каждому из братьев? Сколько орехов останется?

4.Работа по теме урока. Открытие нового.

(И) Самостоятельная работа. а) Реши задачу разными способами. Представь, что ты продавец в сувенирной лавке. Каждый турист у тебя купил по 4 верблюжонка и по 5 юрт. Сколько сувениров ты продал, если покупки сделали 30 туристов?

'л'з'з'л а&ы&я,

(К) Физминутка. «Заяц» Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.) Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.) Глазки закрывает. (Глазки закрывают.) Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).

5.Первичное закрепление с проговариванием.

(П) Работа в парах.

Определи порядок действий. Вычисли, записывая действия столбиком.

906-(156 + 187-97) 1000-{218+ 108)

927-(200 + 120) : 4 962 - (8 ■ 100): 2

Работают в коллективе, группах, парах , выполняют задания под руководством учителя.

Повторяют движения за учителем

Учащиеся выполняют задания под руководством учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Взаимооцен

ивание «Карусель»

Учебник Стр. 9 №4

3.

Конец

урока. 40-45 мин

поставили

7.Итог урока. -Какую цель мы сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у уроке?

- Что нужно сделать чтобы затруднения не

повторялись?

Рефлексия. «Лесенка успеха»_

на

вас на

эти

Отвечают вопросы учителя, оценивают сою

деятельность на уроке

на

Картинки к

рефлексии.

Таблица 3

3 класс 1-2 четверть 2021-2022 учебный год.

Предмет 1 четверть 2 четверть

Литературное чтение 64% 64%

Русский язык 55% 64%

Математика 64% 73%

Естествознание 73%

Познание мира 82%

Рис. 4. 3 класс 1-2 четверть 2021-2022 учебный год.

Таким образом, считаем, что уроки с использованием активных методов обучения формируют познавательную деятельность у учащихся начальной школы в том случае, когда педагог учитывает индивидуальные особенности своего класса, обеспечивает эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формированию качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.

Библиографический список

1. Джон Уитмор. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с.

2. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике: учебное пособие /П.М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1957. - 69 с.

3. Эльконин Д.Б.Психология игры. - -М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

4. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 198 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - M, 1995. - 176 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831

е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель Акмолинской областной психолого-медико-педагогической консультации, преподаватель-исследователь, бакалавр дефектологии, магистр психологии кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). ORCГО 0000-0001-5555-3778 е-mail: alkhatova-ts@mail.ru

Шахатова М.А., учитель начальных классов КГУ «Общеобразовательная школа №2 Никольской школы» (Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан) е-mail: shakhatova.mariya@yandex.kz

Байгужинова А., магистрант кафедры Социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). е-mail: asel_90god@mail.ru Дата поступления статьи: 26.01.2022

© Лепешев Д.В., Алхатова Т.С., Шахатова М.А., Байгужинова А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.