Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шубина О.Н.

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности личности студентов вуза в новой реальности социальных сетей. Раскрыты наиболее значимые риски их использования, обозначены возможности самообеспечения психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

21. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. -2016. - № 2 (53). - С. 68-75. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/ 2016/02/6475.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

© Шубина О.Н.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности личности студентов вуза в новой реальности социальных сетей. Раскрыты наиболее значимые риски их использования, обозначены возможности самообеспечения психологической безопасности.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, психологическая безопасность, социальные сети, компьютерная зависимость, виртуальный мир.

Интернет-технологии стали естественной частью нашей жизни и студенты, как наиболее активная аудитория, раньше старшего поколения знакомятся с новыми возможностями, которые предоставляет всемирная сеть. Современный уровень развития Интернет-технологий позволяет использовать в социальных сетях различные формы взаимодействия в процессе общения: обмен письмами (электронная почта), обмен мгновенными сообщениями (чат), оценки (в комментариях к опубликованным материалам), публикация эссе (блог), прямой визуальный контакт (видео-чат), косвенный визуальный контакт (просмотр фотографий) и т.д. [1]. Практика показывает, что, несмотря на положительную роль Интернета и современных коммуникационных средств, всегда остаются определенные риски в использовании информационных технологий. Интернет дает не только возможность для развития способностей, улучшение знаний, расширение круга социальных контактов, самоутверждения и самореализации молодежи, но и содержит в себе реальные угрозы и опасности, которые влияют на ее жизнь [2]. Это связано с тем, что сетевое пространство переполнено информацией агрессивного, жестокого, аморального или социально опасного содержания, способного разрушительно повлиять на несформировавшуюся систему ценностных ориентиров [3]. Уже само по себе предоставление преимущества виртуальному миру перед миром реальным, признание приоритета компьютерной, а не традиционной деятельности оказывает негативное влияние на психику, физи-

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

ческое и духовное здоровье [4, 5]. Велики риски угроз в сфере информационно-психологической безопасности личности [6, 7]. Распространение получила «перенагрузка» одних источников оценки индивидуально-психологических качеств собеседника и совокупность бездействия других, например, избыток визуальных образов и отсутствие невербальных признаков, рост удельного веса эмоциональных, а не рациональных суждений. Угрозы, поставляемые сетевым пространством, могут реализовываться как установление незаконного контакта со студентом с последующими преступными действиями, киберпреследования, онлайн-насилие, мошенничество, порнография и др. Возможная анонимность членов виртуального сообщества может усилить стремление к нетипичному, ненормативному поведению, инициировать создание образа или даже группы образов, в которых индивид пытается реализовать свои сокровенные видения и желания, которые могут и не соответствовать общечеловеческим нормам и правилам взаимодействия, не волнуясь за последствия своих действий, не обременяя себя ответственностью за них. Негативные психические последствия такого доминирования включают тревожность, раздражительность, фрустрацию, агрессию.

Важной проблемой длительного нахождения в виртуальном пространстве может выступить Интернет-зависимость [8]. Детерминантами ее возникновения выступают индивидуальные особенности студента, социальные факторы и свойства Интернет-среды, которые в своей совокупности влияют на человека, побуждая проводить все больше времени в сети, поскольку это приносит положительные эмоции и служит средством удовлетворения фру-стрированным потребностям. Однако, в конце концов, пребывание в Интернете вытесняет все другие виды деятельности студента, становясь центром его жизни, что приводит к деградации его связей с социумом, физического и психического упадка, появления личностных деформаций. Интернет-зависимость сопровождается нарушение структуры личности, оторванностью от реальности, нарушения ее связей с социумом, обострение проявлений акцентуированных черт, приводит к дезадаптации личности. Отсутствие психопрофилактических средств вместе с быстрым распространением и увеличением доступности Интернета среди молодежи стало предпосылкой распространения Интернет-аддикции.

Наиболее уязвимой категорией, которая подпадает под влияние Интернет-зависимости, является молодежь, воспринимающая Интернет как основное средство получения информации и коммуникации. Неспособность личности к преодолению трудностей, возникающих в реальной жизни, желание убежать от проблем обостряет значимость способности пользователя коммуникативных сетей Интернета к самообеспечению психологической безопасности личности [9].

Вопросы психологической безопасности личности в настоящее время высоко актуальны и получили теоретико-прикладную разработку в рамках психологии безопасности личности. Изучаются особенности информацион-

но-психологической, лингвистической, образовательной безопасности личности [10, 11, 12, 13]. Рассмотрены ресурсные [14] и темпорально-временные [15] аспекты безопасности. Обозначены подходы к технологическому освоению практики обеспечения психологической безопасности [16, 17, 18]. Разработаны принципы и концептуальные подходы к трактовке психологической безопасности личности [19, 20, 21]. Под психологической безопасностью понимается проекция объективных условий жизнедеятельности на психическую организацию субъекта, отражающая его защищенность и сохранение способности к развитию в направлении жизненно значимой цели. В основе практики самообеспечения психологической безопасности обозначается развитие подконтрольности субъекту внешних и внутренних факторов, значимых для его защищенности и развития [22]. Показано, что каждая ситуация и среда требует своих подходов к обеспечению безопасности личности.

В этой связи считаем необходимым определить условия формирования безопасной деятельности студентов в социальных сетях. В их состав включим повышение уровня осведомленности молодежи о рисках Интернет-пространства, о способах безопасной деятельности в виртуальном мире. Важным рассматривается развитие у молодежи навыков критического восприятия информации. Приоритетным является вовлечение их в коллективные виды деятельности, развивающие навыки непосредственного взаимодействия и формирующие опыт межличностных отношений [23, 24]. Необходимо внедрение в практику деятельности психологических службы вузов программы по формированию у молодежи компетенций самообеспечения безопасности в социальных сетях и, в целом, в виртуальном пространстве. Немаловажным представляется реализаций мультидисциплинарного взаимодействия по развитию навыков самообеспечения безопасности в Интернет-сети. Одной из самых эффективных является тренинговая форма работы, направленная на формирование умений и навыков безопасной в ней деятельности.

Итак, проведенный анализ дает возможность сделать выводы, что интернет может как позитивно, так и негативно влиять на деятельность студента в виртуальном пространстве. Отсутствие или низкий уровень знаний по рискам в интернете способствуют попаданию молодежи в опасные ситуации как в Интернет-пространстве, так и в реальной жизни. С целью формирования безопасной деятельности в сети необходимо внедрять мероприятия, направленные на осведомленность студенчества о рисках виртуального мира, формирование критического мышления, что в итоге приведет к психологической безопасности студента.

Список литературы:

1. Владимирова Т.В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз // Социологические исследования. - 2011. - № 5. - С. 123-129.

2. Зинченко Ю.П. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

3. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. - Ессентуки: РОССЫ, 2001. - 88 с.

4. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 1996. - № 8. - С. 97.

5. Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 1998. - 161 с.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С.210-216.

7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 54-59.

8. Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some features of the subjective priorities of students' safety with different levels of internet addiction // European Journal of Psychological Studies. - 2015. - № 2 (6). - С. 58-66.

9. Джагарян К.А. Основные подходы к оказанию психологической помощи студентам с Интернет-зависимостью // Education Sciences and Psychology. - 2015. - No. 3 (35). - Р. 20-29.

10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсиэта. 2015. № 2-3 (86-87). С. 124-129.

12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Маплёускага дзяржаунага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

13. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

14. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

17. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

18. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

21. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -2015. - № 2 (6). - С. 48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.

22. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: монография. - Пятигорск, 2009. - 280 с.

23. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

24. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.