32. Тылец В.Г. Возрастно-индивидуальные особенности обучения иностранному языку (рефлексивно-психологический аспект) // Education Sciences and Psychology. - 2015. - № 2 (34). - С. 96-101.
33. Тылец В.Г. Рефлексивный анализ психологических концепций овладения иностранным языком (от обучения иноязычной речи к реальному билингвизму) // Прикладная психология и психоанализ. - 2013. - Т. 4. - С. 3.
34. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.
35. Тылец В.Г. Некоторые предпосылки становления отечественной психологии обучения иностранным языкам // Научная мысль Кавказа. -2004. - № 8. - С. 180-187.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Гапонова Е.Д.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрены психологические аспекты проблемы безопасности личности учащихся старших классов. Особое внимание уделено психолого-педагогическому пласту данной проблемы.
Ключевые слова безопасность, психологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность, личность, самообеспечение безопасности, старшеклассник, защищенность, развитие, педагог.
Вопрос о безопасности на текущий момент истории является актуальным как никогда. К ее проблемам, обострившимся в разных ракурсах и с разной степенью злободневности, обращаются как на макроуровне (межгосударственные, межблоковые отношения), так и на микроуровне (внутрипроизводственные, внутрисемейные отношения, внутриличностные обстоятельства) [1, 2]. С каждым днем жизнь становится намного сложнее, появляется масса новых потенциально и реально опасных условий и ситуаций, которые современному человеку необходимо преодолеть или успешно отреагировать, чтобы продуктивно, с полной отдачей жить в динамично развивающемся, полном противоречий и неопределенности обществе [3, 4].
Наиболее уязвимыми к социальным и прочим угрозам безопасности выступают лица, обладающие минимальными адаптивными способностями,
1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.
неадекватной системой ценностей, неразвитыми навыками рефлексии реальности, что не позволяет им с должной эффективностью отвечать на возникающие перед ними вызовы [5, 6]. В полной мере обозначенные характеристики относятся к личности старшеклассников [7].
Главной особенностью учащихся старших классов школы является их нахождение на «пороге» самостоятельной жизни. Подобная ситуация порождает целый «веер» проблем психологического плана. Среди них особо отметим необходимость профессионального и личностного самоопределения. Молодые люди нуждаются в самовыражении, самосовершенствовании, самоутверждении. Им необходимо «найти себя» в по-настоящему еще неизвестном им мире взрослых людей и серьезных отношений. На это их подталкивает объективная ситуация возникающих перед ними контуров новой жизни. Вместе с тем, совершение целого комплекса действий, необходимых для них в самое ближайшее время, сдерживается рядом объективных и субъективных обстоятельств. Среди первых - отсутствие достаточной поддержки в реализации жизненно значимых выборов. Среди вторых - субъективная неготовность к принятию самостоятельных высоко ответственных решений. Такое положение вещей рождает на субъектном уровне переживания напряженности, тревожности, депрессии, а в ряде случаев - конфликтности, агрессивности. Все эти признаки входят в симптоматический комплекс нарушения психологической безопасности личности [8, 9]. Очевидно, необходимо более углубленное понимание причинно-следственных закономерностей данного феномена, позволившее бы грамотно выстроить практику содействия старшеклассникам в преодолении проявлений снижения уровня психологической безопасности.
Проблемы психологической безопасности образуют относительно новое, но интенсивно развивающееся направление психологической науки [10]. Его исследовательское пространство характеризуется эмпирическими данными и теоретическими построениями, реализованными в рамках педагогической [11, 12], социальной [13, 14], юридической [15], политической [16, 17], экстремальной [18, 19] и других отраслей психологии. Проведенные исследования способствовали утверждению трактовки психологической безопасности в качестве характеристики личности, выступающей особой проекцией на психические структуры человека различных внешних и внутренних факторов, значимых для сохранения у субъекта состояния защищенности в единстве с неснижающейся во времени способностью к развитию в рамках реализации значимой жизненной цели [20]. В основе обеспечения психологической безопасности лежит вооружение субъекта средствами контроля над действием подобных факторов. К настоящему времени установлены многие психологически релевантные обстоятельства обеспечения такой подконтрольности: закономерности, ресурсы, траектории, стратегии и т.д. [21, 22, 23, 24, 25]. Вместе с тем, очевидно, что многие из сделан-
ных выводов должны быть перепроверены и адаптированы непосредственно применительно к личности субъектов конкретных возрастных групп. В нашем случае, к личности старших школьников. В настоящее время проблема психолого-педагогической безопасности старших школьников становится очевидной в связи с возрастанием технологической, экономической доступностью глобальных информационных сетей с размещенными ресурсами. Обратной стороной доступности является повышение степени психических и нравственных угроз для детей и подростков. Современные условия жизнедеятельности выводят на уровень приоритетных субъектных характеристик способность человека к максимально свернутому во времени обнаружению, идентификации сигналов опасности и реагированию на них. Обеспечение, прежде всего, физической безопасности требует от субъекта инстинктивных, а также отработанных на опыте правил и норм поведения во всех сферах его жизнедеятельности.
Молодежная среда может спровоцировать нарушение психологической безопасности личности старшего школьника. Возникающие опасные факторы можно подразделить на основные и дополнительные факторы. Основные, или как еще их можно назвать, самые опасные - терроризм, межгрупповое и межличностное насилие. Дополнительные факторы - это факторы набирающие обороты за счет развития и внедрения инновационных средств обучения в области информационных технологий (пропаганда, манипулирование и т.п.) [26, 27]. Отмечается, что психика молодого человека может быть к ним очень восприимчива [28, 29]. Поэтому педагогический коллектив должен принять меры к противодействию таким угрозам, что делает важнейшей для педагога компетентность в области информационно-психологической безопасности личности. Она может быть определена как характеристика, интегрирующая ряд субъектных качеств, значимых с точки зрения способности педагога к такой организации образовательной среды, которая обеспечивает единство защищенности и воспроизведения неснижаю-щегося развития его учащихся в ситуации информационного воздействия. Такая работа должна вестись не только на уроках, связанных с изучением информационных технологий. Высоко «рискоемкими» нами оцениваются также уроки иностранного языка, на которых происходит соприкосновение учащихся с иноязычной культурой и опытом, что может неоднозначно подействовать на уровень их психологической безопасности [30, 31]. Педагогу нужно особенно ответственно отнестись к структурированию поступающей к школьнику информации и к вооружению его средствами ее обработки и использования [32, 33]. Вместе с тем, проблема требует дальнейшего изучения.
Список литературы:
1. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.
2. Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 7. - С. 29-37.
3. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.
4. Краснянская Т.М., Ковдра А.С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива. - Пятигорск, 2012. - 168 с.
5. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.
6. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.
7. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.
8. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дис. ... д-ра психол. наук / НОЦ РАО в г. Сочи. - Таганрог, 2006. - 383 с.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 3. -С. 231-236. - DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236.
10. Krasnyanskaya T.M. Tylets VG Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -
2015. - Vol. (6), Is. 2. - P. 48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.
11. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - № 3. - С. 317-321.
12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.
13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59. - DOI: 10.7256/2306-434X. 2016.1.17762.
14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. -
2016. - № 4. - С. 67-78. - DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087.
15. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 180-183.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.
17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-право -вые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. - Ставрополь: СГПИ, 2016. - С.306-308.
18. Краснянская Т.М. О некоторых результатах исследования психологии самообеспечения безопасности субъекта в экстремальных ситуациях // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 51, № 7. - С. 100-103.
19. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.
21. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1.
22. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
23. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.
24. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагалчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
25. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.
26. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государст-
венного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.
27. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние. - Пятигорск, 2010. - 312 с.
28. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 54-59.
29. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 4.
30. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 186-189.
31. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления. - Таганрог, 2005. - 304 с.
32. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 1998.
33. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. - 2002. - № 30. - С. 30.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОГО САМОРАСКРЫТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
© Горобец О.И.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается психологические аспекты безопасного самораскрытия личности в Интернете и в социальных сетях. Дано определение самораскрытия, обозначены условия безопасности самораскрытия в социальных сетях и сохранения личной информации.
Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, самораскрытие, личность, личная информация, Интернет, компьютерная зависимость, социальные сети, развитие.
1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.