Научная статья на тему 'Проведение нетрадиционного урока и внеклассного мероприятия по черчению в общеобразовательной школе'

Проведение нетрадиционного урока и внеклассного мероприятия по черчению в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК / ПЛАН-КОНСПЕКТ / СЦЕНАРИЙ / ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ИГРА / РЕБУС / КОНКУРС "ЧЕРТЁЖНОЕ ЛОТО" / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАУНД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г., Жданова Л.Ю.

В статье ведётся речь о том, как с помощью проведения нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий по черчению в общеобразовательных учреждениях можно вызвать интерес школьников к учебной дисциплине «Черчение». Доклад содержит один из возможных вариантов плана-конспекта нетрадиционного урока и один из возможных вариантов сценарий проведения внеклассного мероприятия по черчению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение нетрадиционного урока и внеклассного мероприятия по черчению в общеобразовательной школе»

вить, поскольку работникам туристских предприятий важен в первую очередь положительный результат работы, которую, естественно, не всегда можно доверить неопытным студентам. А время на обучения практиканта в процессе производственной практики не всегда уделяется (поскольку производственная практика приходится на пик летнего сезона, данный факт не удивителен, в данный период у работников турпредприятий очень высокая занятость).

Посещение семинаров для работников туристской сферы, посвященных актуальной профессиональной проблематике. Данное направление, во-первых, позволит студентам почувствовать «атмосферу» мероприятий для туроператоров и турагентов, а во-вторых, углубить свои знания об отдельных видах и направлениях туризма.

Изучение документации, необходимой для работы туристского предприятия. Умение грамотно заполнять документы необходимо для профессионала туристской сферы. Поэтому, в процессе производственной практики студент должен не только изучить официальные бланки документов предприятия, но и специфику их заполнения.

Таким образом, можно отметить, что обозначенные элементы производственной практики способны в совокупности дать будущему специалисту туристской сферы необходимые умения и навыки и, таким образом, подготовить кадры для этой динамичной и важной для развития регионов сферы.

Список литературы:

1. Арутюнян С.А., Соловьева Н.В. Организационно-экономический подход к формированию туристского сектора экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. -2010. - № 2. - С. 151-158.

2. Третьякова М.Н. Формирование системного мышления студентов в процессе производственной практики // Интеграция образования. - 2009. -№ 1. - С. 49-52.

ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА И ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Михайлов Н.Г.*, Жданова Л.Ю.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье ведётся речь о том, как с помощью проведения нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий по черчению в общеобразо-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент 4 курса дневного отделения ИКБ С(А)ФУ.

вательных учреждениях можно вызвать интерес школьников к учебной дисциплине «Черчение». Доклад содержит один из возможных вариантов плана-конспекта нетрадиционного урока и один из возможных вариантов сценарий проведения внеклассного мероприятия по черчению.

Ключевые слова: черчение в школе, нетрадиционный урок, план-конспект, сценарий, внеклассное мероприятие, игра, ребус, конкурс «Чертёжное лото», пространственное мышление, раунд.

Известно, что учебный предмет «Черчение» в средней школе развивает у учащихся пространственные представления, формирует знания, умения и навыки, необходимые им во взрослой жизни как для практической деятельности в сфере материального производства, так и для дальнейшего образования в лицеях, колледжах и вузах.

Одной из важнейших задач школьного учителя черчения, как и у любого другого учителя-предметника по другим школьным дисциплинам является формирование у школьника живой интерес к изучаемой дисциплине.

С этой целью и для эффективного формирования графических знаний умений и навыков у учащихся учитель составляет календарно-тематическое планирование уроков на учебный год и на его основе разрабатывает планы-конспекты уроков. При этом для реализации основных дидактических целей он использует следующие основные типы уроков: 1) изучение нового материала; 2) повторение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся; 3) контрольный; 4) урок общего или смешанного (комбинированного) типа [1-3].

Названные типы уроков широко используются в практике преподавания черчения.

1. Так, урок изучения нового материала решает такую дидактическую задачу, как усвоение знаний.

2. Второй тип уроков позволяет решать задачи систематизации и обобщения, повторения и закрепления усвоенного материала, применения в практической деятельности учащихся.

3. Контрольный урок служит для оценки уровня усвоения школьниками графических знаний, умений, навыков.

4. Уроки смешанного типа наиболее часто используются в преподавании предмета, так как позволяют в совокупности решать все перечисленные задачи различных типов уроков.

К сожалению, зачастую приходиться наблюдать на уроках черчения отсутствие живого интереса школьников к этой учебной дисциплине. Основной причиной тому является высокая техническая направленность школьного курса «Черчение», использование дидактических моделей деталей, не имеющих в практике функционального значения и т.д. С целью оживления учебного процесса на уроках черчения, например, одним из авторов данной статьи Н.Г. Михайловым издано ряд учебно-методических материалов [4-6 и др.], в том числе учебное пособие «Курс черчения с элементами художественного конструирования» [6].

Кроме того, пособия В.А. Гервера «Творчество на уроках черчения» [7], И.А. Воротникова «Занимательное черчение» [8], С.В. Титова «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» [9], А.С. Пугачёва «Задачи-головоломки по черчению» [10] и др. могут помочь учителям черчения выстроить свои уроки интересными и запоминающимися для школьников, вызвать у них активность в учебном процессе.

Не всегда учителю удаётся вызвать интерес школьника к уроку черчения с использованием лишь традиционных выше названных типов уроков. Поэтому при планировании и моделировании учебной деятельности по черчению (графике) нужно включать в процесс обучения нестандартные (нетрадиционные) уроки - это импровизированные учебные занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Например, такие как урок - деловая игра, урок-КВН, урок-соревнование, компьютерные уроки, уроки взаимообучения, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки с групповыми формами работы, уроки-зачеты и многие другие. Перечисленные типы уроков должны соответствовать таким критериям как научность, результативность, оптимальность, положительной эмоциональности. Кроме того, они способствуют самостоятельности и активности учащихся.

С целью оживления интереса учащихся к учебной дисциплине следует также в школе как можно чаще проводить внеклассные мероприятия.

Внеклассное мероприятие в отличие от традиционных и нетрадиционных уроков не является обязательным занятием, обусловленным школьной программой. Во внеклассные мероприятия могут быть вовлечены все учащиеся класса, при этом по их желанию одни могут оставаться лишь наблюдателями, а другие - главными фигурантами мероприятия.

К сожалению, в современной школьной практике нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия по учебной дисциплине «Черчение» практически не проводятся. Этому также мало внимания уделяется и в учебно-методических статьях и пособиях.

В связи с этим ниже представим по одному варианту из возможных вариантов разработок одного нетрадиционного урока и одного внеклассного мероприятия по черчению в 9-х классах.

I. План-конспект нетрадиционного урока черчения

Продолжительность урока: 45 мин.

Тема урока: Путешествие в мир черчения. Повторение, закрепление, систематизация, обобщение знаний.

Цели урока:

Образовательная. Закрепление и обобщение графических знаний школьников в форме игры.

Воспитательная. Воспитание чувства личной ответственности за коллективное дело.

Развивающая. Развивать эмоции, культуру речи, познавательные интересы, логическое мышление учащихся.

Тип урока: нетрадиционный урок - игра.

Формы организации деятельности учащихся: групповая.

Методы: объяснение, практическая работа.

Оборудование: учебник, карточки-задания, тест для контроля, проектор, экран.

План занятия:

1. Организационная часть - 3 мин.

2. Подготовительный этап - 4 мин.

3. Содержание игры - 33 мин.

4. Подведение итогов нетрадиционного урока - 5 мин.

Ход урока:

1. Организационная часть.

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности и явки учащихся.

1.3. Настрой учащихся на работу.

2. Подготовительный этап.

2.1. Класс делится на группы-команды, каждая команда выбирает своего капитана. Игра состоит из 5 раундов.

2.2. Выбор жюри. Командам представляют членов жюри - учителей предметов политехнического цикла школы.

2.3. Преподаватель сообщает учащимся о том, что в ходе игры командам будут выставлены баллы за каждый пройденный раунд. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. При этом каждому участнику команды-победителя за 1 -е место учитель будет выставлять в классный журнал оценку «5», а участникам команды, набравшей меньшее количество баллов - «4».

3. Содержание игры:

3.1. Раунд № 1. Ребусы. По условиям заданий первого раунда школьникам необходимо разгадать ребусы - отгадать известные чертежные инструменты и используемые слова в черчении (табл. 1-2) [9, с. 41-44]. Каждая команда разгадывает по четыре ребуса. За каждый разгаданный ребус команда получает по 1 баллу и добавочно 1 общий балл за скорость.

Таблица 1

Ребусы «Чертёжные инструменты и слова, используемые в черчении» к раунду № 1 для команды № 1

Предполагаемые ответы учащихся: циркуль, ватман, ГОСТ, надпись (к табл. 1).

Таблица 2

Ребусы «Чертёжные инструменты и слова, используемые в черчении» к раунду № 1 для команды № 2

Предполагаемые ответы учащихся: стёрка, рамка, транспортир, ластик (к табл. 2).

3.2. Раунд № 2. Кроссворд (рис. 1) [15].

Задание одинаковое для обеих команд. Каждой команде выдается кроссворд. За каждый правильный ответ жюри команде выставляет 1 балл и дополнительно 1 общий балл за скорость.

Вопросы:

По горизонтали: 1. Измерение по осям. 4. Линейка, предназначенная для кривых линий. 6. Очертание предмета. 7. Изображение предмета на плоскости. 10. Плоский срез. 11. Временный чертеж, выполненный от руки. 13. Крайняя поверхность детали. 14. Деталь, имеющая форму цилиндра. 15. Мелкое рифление поверхности.

По вертикали: 2. Изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета. 3. Объект, полученный путём склеивания его развёртки из плотной бумаги. 5. Чертежный инструмент. 8. Инструмент для вычерчивания дуг. 9. Траектория точки окружности. 12. Набор инструментов.

7г_

м 2 | | 3 II 1 II 13 I I I I

I II II II V/ I I

4 1 | 5 |

— 6_

— 1 | 9

О 1 1 1

— 10 II Г I

I I I I

11| |

115

Рис. 1. Кроссворд

Предполагаемые ответы учащихся (крис. 1):

По горизонтали: 1. Аксонометрия. 4. Лекало. 6. Контур. 7. Проекция. 10. Лыска. 11. Эскиз. 13. Торец. 14. Вал. 15. Накатка.

По вертикали: 2. Сечение. 3. Модель. 5. Линейка. 8. Циркуль. 9. Циклоида. 12. Готовальня.

3.3. Раунд № 3. «Расшифруй-ка» (табл. 3, 4) [14].

В ходе проведения раунда 3 необходимо соединить короткие слова в одно слово. Надо использовать все буквы, например, ДАР + КАНАШ = КАРАНДАШ. За каждый правильный ответ жюри выставляет командам по 1 баллу + 1 общий балл за скорость. Максимальное количество баллов - 5. Предполагаемые ответы школьников представлены в табл. 5.

Таблица 3

Раунд № 3. «Расшифруй-ка». Задание для команды № 1

1. ту + ельник + рог 1.

2. т + ад + ель 2.

3. пир + транс + тор 3.

4. лак + иней 4.

Таблица 4

Раунд № 3. «Расшифруй-ка». Задание для команды № 2

1. жуть + рок + нос 1

2. т + наст + дар 2.

3. я + вагон + толь 3.

4. шина + рейс 4.

Таблица 5

Раунд № 3. «Расшифруй-ка». К таблицам 3 и 4. Предполагаемые ответы учащихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагаемые ответы школьников команды 1 Предполагаемые ответы школьников команды 2

1. Треугольник 1. Окружность

2. Деталь 2. Стандарт

3. Транспортир 3. Готовальня

4. Линейка 4. Рейсшина

3.4. Раунд № 4 [16]. Задание одинаковое для обеих команд. Каждой команде выдается тестовый контроль, состоящий из 5 вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл + 1общий балл за скорость.

Вопросы:

1. Что такое вид?

А. Изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Б. Изображение невидимой части поверхности предмета. В. Процесс построения проекции предмета.

Предполагаемый ответ школьника: «А. Изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета».

2. Найдите правильные названия сечений:

а) наложенные; б) вынесенные; в) нарисованные; г) профильные; д) простые; е) в разрыве.

Предполагаемый ответ школьника: «а) наложенные; б) вынесенные; е) в разрыве».

3. Какой линией штрихуют сечения на чертеже детали из стали?

А. Линией видимого контура. Б. Штриховой линией под углом 40°. В. Тонкой сплошной линией под углом 45°.

Предполагаемый ответ школьника: «В. Тонкой сплошной линией под углом 45°».

4. Для чего применяют сечение?

А. Для красоты. Б. Для выявления, в основном, поперечной формы предмета. В. Для выявления внешнего ребра предмета.

Предполагаемый ответ школьника: «Б. Для выявления, в основном, поперечной формы предмета».

5. Разрез - это:

а) геометрическая фигура, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью; б) изображение, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью (или несколькими плоскостями).

Предполагаемый ответ школьника: «б) изображение, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью (или несколькими плоскостями)».

6. Какой линией ограничивается местный разрез?

А. Линией видимого контура. Б. Штриховой линией невидимого контура. В. Сплошной тонкой линией. Г. Сплошной волнистой линией. Д. Разомкнутой.

Предполагаемый ответ школьника: «Г. Сплошной волнистой линией».

3.5. Раунд № 5. «Знакомый шифр» (табл. 6) [9, с. 149]. На полученной шифрограмме вместо букв - цифры. Ребятам необходимо подумать и решить, какой ключ подойдет для этой надписи. Если им повезёт, могут узнать пословицу по черчению (табл. 7). Задание одинаково для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл + 1 общий балл за скорость.

Таблица 6

Раунд № 5. «Знакомый шифр»

| 17 | 16 | 2 | 6 | 8 | 5 | 1 | 32 | 20 | | 15 | 6 | | 25 | 10 | 19 | 13 | 16 | ТТ| I 1 I I 21 I 14 I 6 I 15 I 30 I 6 I 14 I I 10 I I 21 I 14 I 16 I 14 I

Таблица 7

Раунд № 5. «Знакомый шифр».

Предполагаемый ответ учащихся (к табл. 6)

\П \ о \ б\ е\ ж \д\а\ю \ т~\ | н \ е ~| \ч\и\с\л \ о \ м\ а | |у|м|е|н|ь|е|м| | и | \у\м\о\м\

4. Подведение итогов нетрадиционного урока.

Завершая урок, учитель хвалит школьников и благодарит за активную работу на уроке, поздравляет тих за достигнутые успехи в игре. Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры и команду-победителя.

Ц Внеклассное мероприятие «Занимательное черчение»

Внеклассное мероприятие можно проводить в форме игры (соревнования) между классами.

Участники: учащиеся 9-ых классов.

Цели мероприятия:

1. Образовательная. В игровой форме закрепить изученные темы по школьному курсу «Черчение».

2. Воспитательная. Содействовать воспитанию ответственности, аккуратности, внимательности, доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

3. Развивающая. Развивать у учащихся интерес к учебной дисциплине «Черчение» и к поиску решения занимательных задач, развивать пространственное мышление, графическую речь.

План мероприятия:

1. Организационная часть.

2. Содержание игры.

3. Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Организационная часть.

1.1. Деление школьников на команды.

1.2. Выбор жюри.

1.3. Сообщение о предстоящем награждении отличившихся учащихся памятными подарками и почётными грамотами в заключительной части внеклассного мероприятия.

2. Содержание игры:

2.1. Конкурс № 1. «Визитка» - 6 мин. Придумать название команды, девиз. Команда может заработать максимальную оценку - 5 баллов.

2.2. Конкурс № 2. «Разминка» - 5 мин. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

1. Назовите важное качество, необходимое при выполнении чертежа.

А - Красота. Б - Быстрота. В - Чистота. Г - Частота.

2. Назовите обязательную часть любого измерительного прибора.

А - Шкала. Б - Точность. В - Линза. Г - Длина.

3. Как называется футляр для переноски чертежей?

А - Автобус. Б - Тубус. В - Глобус. Г - Пакет.

4. Сформулируйте заключительную стадию работы над чертежом.

А - Подводка. Б - Обводка. В - Обмотка. Г - Переводка.

5. Как называется пишущая часть карандаша?

А - Грифель. Б - Гриф. В - Пастик. Г - Колпачок.

2.3. Конкурс № 3. «Мозговая атака» (рис. 2) [8, с. 62] - 4 мин. За правильный ответ жюри выставляет команде 5 баллов + 1 общий балл за скорость.

На рис. 2 даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Школьникам необходимо прочитать зашифрованное словосочетание путём сопоставления цифр, данных на трёх проекциях предмета с буквами, представленными в одноимённых поверхностях его аксонометрической проекции.

Рис. 2. Три проекции и аксонометрическое изображение детали [8, с. 62]

Предполагаемый ответ учащихся: «Чертеж - язык техники» (к рис. 2).

2.4. Конкурс № 4. «Знатоки» (табл. 8) - 7 мин. Участникам команд предлагается написать в соответствующих графах наименования графических изображений, представленных в ячейках 1-4 таблицы 8. Участники конкурса за каждый правильный ответ получают по 1 баллу.

Таблица 8

Конкурс № 4. «Знатоки»[13]

Предполагаемые ответ учащихся: 1 - чертёж детали, 2 - схема, 3 -план местности, 4 - аксонометрия детали (к табл. 8).

2.5. Конкурс № 5. «Тантрам» (рис. 3) [9, с. 165-166; 8, с. 118, 120] - 4 мин. Учащимся предлагается набор из 7 картонных геометрических фигур. Задача: составить из всех деталей реальные и вымышленные фигуры-силуэты. Некоторые решения приведены на рис. 3. Побеждает та команда, у которой их будет больше. За каждый составленный силуэт команды получают по одному баллу.

Рис. 3. «Танграм». Примеры решения - предполагаемые ответы учащихся

2.6. Конкурс № 6. «Чертёжное лото» (табл. 9) [9, с. 162-163] - 4 мин. Учащимся раздаются карточки, на которых изображены проекции плоскогранных предметов. По двум заданным видам (главному и виду слева) необходимо выбрать из предложенных вариантов правильный вид сверху. Команда, решившая задание первой получает - 3 балла, второй - 2 балла, третьей - 1 балл.

Таблица 9

Конкурс № 6 «Чертёжное лото»

Предполагаемые ответы школьников: 1 - А, 2 - Б, 3 - В, 4 - Г, 5 - Д (к табл. 9).

2.7. Конкурс № 7. «Архитекторы» (рис. 4) - 10 мин.

Это греческий храм, требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов [13]. В этой игре побеждает та команда, которая первой переложит спички.

Рис. 4. Конкурс 7 «Архитекторы»

Рис. 5. Предполагаемый ответ учащихся (крис. 4).

2.8. Конкурс № 8. «Пространственное мышление» (рис. 6) [9, с. 192-193] -5 мин. Инструкция: Перед вами рисунок с изображениями кубиков, обозначенных буквами а, б, в, г, д. Это образцы, с которыми надо сравнить кубики, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Каждое из заданий (1-5) показывает вам один из кубиков-образцов в измененном положении. Необходимо определить, какой из кубиков (а, б, в, г, д) показан. Следует учесть, что все кубики (1-5) - разные. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла.

Рис. 6. Конкурс 8 «Пространственное мышление»

Предполагаемые ответы школьников: 1 - а, 2 - в, 3 - г, 4 - д, 5 - а, 6 -в, 7 - г, 8 - в, 9 - д (к рис. 6).

3. Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Жюри подводит итоги мероприятия, особо отличившихся награждает памятными подарками и почётными грамотами, благодарит школьников за участие в празднике умственного труда.

В заключение следует отметить, что задания, используемые в ходе проведения нетрадиционного урока и внеклассного мероприятия, вызывают живой интерес у учащихся к предмету «Черчение», активизируют их учебно-познавательную деятельность, они более обострённо начинают чувствовать значимость изучения черчения.

Кроме того, подобные мероприятия позволяют школьникам стать более сообразительными и интеллектуально развитыми, внимательными и трудолюбивыми, терпеливыми и самозабвенно думающими с целью достижения поставленных задач.

Таким образом, нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия содействуют значительному углублению графических знаний школьников и должны являться естественным дополнением к обязательным учебным занятиям по данной учебной дисциплине в школе.

Список литературы:

1. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

2. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

3. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.

4. Михайлов Н.Г. Деревянные игрушки в реализации воспитательных целей уроков черчения [Электронный ресурс] / Михайлов Николай Германович // NovaInfo.Ru: электронный журнал / «Nova[nfo» («НоваИнфо»), свидетельство о регистрации СМИ-ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г. -[Грязовец], 2015. - № 32. - Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/32/dere-vyannye-igrushki-v-realizatsii-vospitatelnykh-tseley (дата обращения: 22.03.15). -Библиогр.: с. 4.

5. Михайлов Н.Г. Художественное конструирование в системе интегрированных уроков черчения, ИЗО и труда: учебно-методические рекомендации. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1992. - 53 с.: рис.

6. Михайлов Н.Г. Курс черчения с элементами художественного конструирования: Программно-тематическое планирование учебных занятий... -Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994. - 120 с.: ил.

7. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 144 с.: ил.

8. Воротников И.А. Занимательное черчение: кн. для учащихся сред. шк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 223 с.: ил.

9. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пугачёв, А.С. Задачи-головоломки по черчению. - 2-е изд. перераб. и доп. - Л.: Судостроение, 1965. - 191 с.: ил.

11. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышне-польский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.

12. Уланова, Л. Статья «Внеклассное мероприятие: сценарий, темы, разработки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.syl.ru/article/ 178010/new_vneklassnoe-meropriyatie-stsenariy-temyi-razrabotka (дата обращения: 25.04.2015).

13. Марьинская Э.А. Методическая разработка внеклассного мероприятия по черчению 9 класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ap-lik.ru/studentu/2-kurs/metodicheskaia-razrabotka-vneklassnogo-meropriiatiia-po-chercheniiu-9-klass/ (дата обращения: 25.04.2015).

14. Сойер УУ Интегрированный урок по геометрии и черчению в 8 классе «Правильные многоугольники» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/matematika/presentatii/111937 (дата обращения: 07.07.2015).

15. Кроссворды по черчению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kov-ksh.ucoz.ru/index/cherchenie/0-11 (дата обращения: 09.07.2015).

16. Фролова И.В.Тесты по черчению для 8 и 9 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/10/22/testy-po-chercheniyu-dlya-8-i-9-klassa (дата обращения: 09.07.2015).

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

© Шабля А.А.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье рассмотрены возможности дисциплины «Окружающий мир» по формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе; приведены примеры и способы достижения планируемых результатов обучения.

Ключевые слова: метапредметные результаты; планируемые результаты обучения; дисциплина «Окружающий мир»; формирование представлений.

* Магистрант 2-го курса (ОП «Педагогика профессионального образования»). Научный руководитель: Калниболанчук И.С., доцент кафедры Педагогики, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.