Научная статья на тему 'Черчение в школе: план-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы»'

Черчение в школе: план-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЧЕРЧЕНИЯ / КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (КТП) / ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ (УМК) / РАЗРЕЗ / СЕЧЕНИЕ / ПРОСТЫЕ РАЗРЕЗЫ: ФРОНТАЛЬНЫЙ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ / ПРОФИЛЬНЫЙ / АНАЛИЗ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г., Емелов К.П.

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения в школе по теме «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» для учащихся, изучающих черчение по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова. Дан образец обоснования разработанной методики проведения предполагаемого или проведённого урока, иными словами, показан анализ урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черчение в школе: план-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы»»

Педагогические науки

29

которой основной акцент переносится на развитие творческой самостоятельности и духовности учащихся.

Это предполагает рассматривать интеллектуальное общение как основу формирования профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя.

Руководствуясь при формировании профессиональной коммуникативности выделенными параметрами, можно определить не только целесообразность использования их как точек отсчета в определении отличительных особенностей профессиональной коммуникативной компетенции учителей начального образования в ходе работы с дисциплинами разных циклов, но и вывести основополагающие педагогические условия формирования профессиональной коммуникативности в целом.

Таким образом, формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя заключается в создании целостной модели профессиональной коммуникативности с выведенными педагогическими условиями, структурой и определенной когнитивной направленностью.

Список литературы:

1. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. - М.: Педагогика, 1991.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1968.

3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М.: Знание, 1980.

4. Камалова Л.А. Личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов профиля «Начальное образование» через карту личности студента // Образование и саморазвитие. - Казань, 2014. - № 1 (39).

5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.

ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О РАЗРЕЗЕ, СХОДСТВО И РАЗНИЦА МЕЖДУ РАЗРЕЗОМ И СЕЧЕНИЕМ, ПРОСТЫЕ РАЗРЕЗЫ»

© Михайлов Н.Г.*, Емелов К.П.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения в школе по теме «Понятие о разрезе, сходство и разница между

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент 6 курса заочного отделения ИКБ С(А)ФУ.

30

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

разрезом и сечением, простые разрезы» для учащихся, изучающих черчение по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова. Дан образец обоснования разработанной методики проведения предполагаемого или проведённого урока, иными словами, показан анализ урока.

Ключевые слова: урок черчения, календарно-тематический план (КТП), план-конспект урока, учебно-методический комплект (УМК), разрез, сечение, простые разрезы: фронтальный, горизонтальный, профильный, анализ урока.

Планирование учебной работы по черчению базируется на составлении календарно-тематического плана (КТП). Затем на его основе учителю необходимо разработать план-конспект урока. Эту весьма важную профессиональную деятельность учитель осуществляет с помощью пособий выбранного им варианта учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программы, учебника, рабочей тетради, задачника, методического пособия для учителя [1-8] и другой учебно-методической, а также психолого-педагогической литературы.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме представлена в отдельной публикации [11].

Данную статью посвятим разработке одного из возможных вариантов плана-конспекта урока по черчению в соответствии с опубликованным ранее тематическим планированием уроков черчения [6-8].

План-конспект урока черчения № 5 (Второй год обучения)

Тема урока: Понятие о разрезе как изображении. Сходство и разница между разрезом и сечением. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный). Обозначение разрезов на чертежах.

Цели урока:

1. Образовательная:

- ознакомить школьников с понятием разреза как изображении предмета мысленно рассечённого плоскостью;

- сформировать у школьников знания о сходстве и различии между разрезом и сечением, о простых разрезах, об обозначении разрезов на чертежах;

- научить учащихся правильно выполнять чертежи деталей с применением разрезов;

- закрепить полученные знания путём выполнения упражнения.

2. Воспитательная:

- формировать познавательный интерес школьников к предмету;

Педагогические науки

31

- содействовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия, необходимых для качественного выполнения чертежей;

- формировать навыки самостоятельной работы во время выполнения упражнений.

3. Развивающая:

- развивать:

- пространственное, логическое, техническое мышление и конструкторские способности при помощи выполнения упражнений;

- зрительную память;

- глазомер;

- эстетический вкус школьников (отрабатывать навыки красивого расположения изображений на листе) и способствовать дальнейшему развитию умений и навыков при работе с чертёжными инструментами.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя: учебник, учебные таблицы, демонстрационные модели деталей, дифференцированные карточки-задания, чертёжные инструменты, мел для работы на доске.

Для учащихся: учебник, ученическая и рабочая тетради, чертёжные инструменты - карандаш, ластик, линейка, угольник, циркуль, чертежный лист формата А4.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационная часть - 2 мин.

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка явки учащихся.

1.3. Назначение дежурных, напоминание дежурным об их обязанностях.

1.4. Заполнение учителем классного журнала.

1.5. Проверка готовности учащихся к уроку, выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.

2. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 3 мин.

2.1. Для проведения урока предварительно на доске учитель записывает тему урока «Понятие о разрезе как изображении. Сходство и разница между разрезом и сечением. Простые разрезы. Обозначение разрезов на чертежах», а также дату проведения урока. Обращая внимание учащихся на дос-

32

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ку, учитель вслух проговаривает написанное и просит учеников записать полученную информацию в тетрадь.

2.2. Учитель предлагает учащимся домашнее задание: Повторить §§ 2324.3. Ответить на вопросы (учебник, стр. 137, 139, 143). Доделать задание, начатое на уроке.

2.3. Далее учитель ставит перед школьниками цели и задачи урока:

- ознакомиться с понятием «Разрез как изображение»;

- получить знания о сходстве и различии между разрезом и сечением, о простых разрезах, об обозначении разрезов на чертежах;

- научиться выполнять разрезы;

- дальше развивать свои способности работать чертёжными инструментами;

- закрепить полученные знания путём выполнения упражнения.

2.4. Мотивация учебной деятельности школьников.

Учитель сообщает учащимся о том, что усвоенный ими на данном уроке материал является необходимым для дальнейшего изучения курса черчения в школе. Рассказывает, что изученный материал им необходим будет во взрослой жизни, если они будут учиться в технических учебных заведениях, работать в конструкторских бюро и цехах различных заводов, предприятий и т.д.

В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель сообщает о том, что классные и домашние работы будут оценены, а оценки выставлены в журнал.

3. Объяснение нового материала - 15 мин.

Для обеспечения лучшего усвоения материала школьниками педагог использует средства обучения пособия: учебник, учебные таблицы, демонстрационные модели деталей и т.д.

3.1. Учитель начинает объяснение нового материала с того, что конструктору на производстве необходимо уметь при наличии малого количества изображений максимально выявить внутреннюю и внешнюю форму предмета. Этому также способствует такое изображение как разрез. Обращая внимание учащихся на учебные таблицы (рис. 1 и 2), учитель знакомит их с понятием «Разрез» и с его построением. Дети узнают, что разрез - это изображение предмета, мысленно рассечённого плоскостью (или несколькими плоскостями). Записывают это определение в тетрадь. На разрезе с помощью штриховки показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней (рис. 1, а и в; рис. 2, I). Ту часть, которая оказалась в секущей плоскости, называют фигурой сечения. Следовательно, разрез включает в себя сечение.

Учитель детям говорит, что между разрезом и сечением есть различие (рис. 2). Школьникам предлагается записать в тетрадь: «Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секу-

Педагогические науки

33

щей плоскости, но и то, что находится за ней (рис. 1, а, в; рис. 2, I). В тетради записывают: «Сечение - это фигура, полученная при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями» (рис. 2, II).

В ходе объяснения нового учебного материала учитель обращает внимание ребят на разрез, данный на рис. 1, в. На нём, так же как на рис. 1, б, виды сверху и слева не изменились.

Сравнивая на чертеже (рис. 1, в) виды и разрезы школьники замечают:

- штриховые линии, которыми на главном виде были изображены внутренние очертания, теперь обведены сплошными основными линиями, т. к. они стали видимы;

- фигура сечения входящая в разрез, заштрихована; штриховка дана только там, где сплошные части детали попали в секущую плоскость;

- линия, находящаяся на передней, неизображаемой части предмета (контур среза), не показана.

3.2. В ходе изучения теоретического учебного материала школьники узнают, что существует три простых разреза: фронтальный (рис. 3, а; рис. 4), профильный (рис. 3, б; рис. 4) и горизонтальный (рис. 3, в; рис. 4).

Знакомятся с их определениями и записывают в тетради, что: 1) фронтальный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно фронтальной плоскости проекций; 2) профильный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно профильной плоскости проекций; 3) горизонтальный разрез -это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно горизонтальной плоскости проекций.

3.3. Далее учитель формирует знания учащихся об обозначении разрезов. При этом он детям говорит, что на одном чертеже может быть несколько разрезов (рис. 4). Акцентирует внимание учащихся на том, что каждый из них должен быть целесообразным. Разрезы, говорит учитель, обычно располагают в проекционной связи. Фронтальный разрез показывают на месте вида спереди, профильный - на месте вида слева, а горизонтальный - на месте вида сверху.

При условии, если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез расположен в проекционной связи, его не обозначают. Во всех остальных случаях разрезы обозначают так же, как сечения, разомкнутой линией. Стрелки с буквами показывают направление взгляда. Стрелки к отрезкам разомкнутой прямой примыкают с внешних сторон. А буквы пишут с внешних сторон стрелок (рис. 4). Над разрезом пишут те же буквы через тире.

34

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Закрепление изученного материала - 20 мин.

4.1. Методом фронтального опроса учитель закрепляет с детьми изученный материал по схеме «Вопрос - ответ»:

1. Какое изображение называют разрезом? (Разрез - это изображение предмета, мысленно рассечённого плоскостью или несколькими плоскостями).

2. Для чего применяют на чертежах разрезы? (Для выявления внутренних очертаний детали).

3. Как изменится изображение, если выполнить разрез? Укажите перечисленные отличия разреза от вида. (Штриховые линии, которыми на главном виде изображаются внутренние очертания, становятся видимыми и обводятся сплошными основными линиями; твёрдая часть детали, попавшая в секущую плоскость, штрихуется).

4. Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез? (Фигура сечения штрихуется).

5. Чем разрез отличается от сечения? (Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней).

6. Какие разрезы называют фронтальными, профильными и горизонтальными? (1. Фронтальный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно фронтальной плоскости проекций. 2. Профильный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно профильной плоскости проекций. 3. Горизонтальный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно горизонтальной плоскости проекций).

7. В каких случаях разрезы не обозначают? (Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез расположен в проекционной связи.

4.2. Выполнение учащимися дифференцированных заданий. Учителем разработаны карточки задания 3-х уровней сложности с учётом учебнопознавательных способностей школьников. Более сильные школьники получают задание повышенной сложности (рис. 5), учащиеся со средними учебными способностями работают над заданием средней сложности (рис. 6). Более слабые учащиеся выполняют задание, представленное на рис. 7.

5. Задание на дом - 2 мин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель напоминает учащимся, повторить §§ 23-24.3. Ответить на вопросы со страниц 137, 139, 143. Доделать задание, начатое в классе.

6. Подведение итогов урока - 3 мин.

- Сообщение учителем о достижении цели урока.

- Сообщение о выявленных ошибках и путях их устранения.

Педагогические науки

35

- Общая характеристика учебно-познавательной и графической деятельности школьников.

- Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда.

- Выставление оценок в журнал и дневники.

- Демонстрация лучших работ школьников перед всем классом;

- Учитель благодарит учащихся за работу и заканчивает урок.

В заключение следует отметить, что методически правильно составленный план-конспект урока позволит учителю более эффективно сформировать у школьников знания, умения и навыки, вызвать у них интерес к учёбе по данной учебной дисциплине.

Кроме того, учитель должен уметь анализировать каждый свой урок по ниже представленной схеме анализа (обоснования) разработанной методики проведения урока. Это ему позволит не только повысить своё педагогическое мастерство, но и со временем повысить уровень материального вознаграждения за свою профессиональную деятельность.

Обоснованиеразработанной методики проведения урока

1. Как решаются на уроке образовательные, воспитательные и развивающие цели?

Образовательные цели решаются на уроке во время изложения нового материала и при выполнении учащимися графических заданий (рис. 5, 6, 7), а также при закреплении пройденного материала в виде фронтального опроса.

Воспитательные цели решаются на уроке во время изложения нового материала, т.к. для формирования познавательного интереса и интереса к предмету учитель использует наглядные пособия (рис. 1, 2, 3, 4), связывает материал с жизнью и т.д. Во время выполнения графического задания ученики учатся самостоятельности, аккуратности, вниманию, усидчивости, трудолюбию.

В процессе работы над заданиями (рис. 5, 6, 7) школьники продолжают развивать свои умения и навыки работать с чертёжными инструментами; развивают эстетический вкус, отрабатывая навыки красивого расположения изображений на листе; развивают пространственное, логическое и техническое мышление.

2. Учитываются ли особенности класса при планировании и реализации задач урока? Если «да», то как?

Особенности класса при планировании и реализации задач урока учитываются. План-конспект урока разработан для школьников, имеющих средние учебно-познавательные способности. В то же время, карточки-задания составлены дифференцированные: ниже среднего, среднего и повышенного уровней сложности (рис. 5, 6, 7).

36

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Правильно ли выбрана структура урока, исходя из учебно-воспитательных задач?

Тип данного урока - изучение нового материала. Структура урока соответствует выбранному типу урока.

4. Верно ли выбран темп проведённого урока?

Темп урока выбран в соответствии с возрастными и познавательными особенностями школьников для лучшего усвоения изучаемого материала и выполнения графического задания на основе использования хронометража времени для реализации структурных компонентов урока.

5. Продумана ли логика изложения нового материала? Оптимально ли выбран объём информации?

Реализован весь объём теоретического и практического материала, рекомендуемый программой.

Изложение материала предполагает соблюдение последовательности структурных элементов урока на основе дидактического принципа систематичности и последовательности.

6. Какие дидактические принципы были реализованы при объяснении нового материала?

При объяснении нового материала были реализованы:

- принцип научности, то есть опора на теоретическую основу курсов черчения и начертательной геометрии, соблюдение установленных норм и правил ГОСТ ЕСКД;

- принцип систематичности и последовательности (смотри пункт 5);

- принцип сознательности и активности, т.к. учащимся предлагается активно воспринимать изучаемый материал, поскольку, он им нужен будет во взрослой жизни, и закрепить его решением дифференцированных задач, соответствующих изучаемому материалу;

- принцип наглядности; учитель использует, например, учебник, учебные таблицы (рис. 1, 2, 3, 4) и демонстрационные модели деталей, карточки-задания, обеспечивающие лучшее усвоение материала учащимися;

- принцип прочности усвоения знаний, выраженный в такой постановке обучения, при которой учащиеся воспроизводят в своей памяти изученный материал и используют его при выполнении дифференцированных графических заданий (рис. 5, 6, 7);

- принцип дифференциации учебного процесса, реализованный в использовании карточек - заданий с упражнениями различной сложности (рис. 5, 6, 7).

7. Какие нетрадиционные приёмы использовались на уроке?

Урок проходит без использования нетрадиционных приёмов.

Педагогические науки

37

8. Обеспечивалась ли межпредметная и внутрипредметная связь нового материала с ранее изученным?

Межпредметная связь заключается, например, в построении графических изображений на уроках предметов политехнического цикла в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД.

Внутрипредметная связь наблюдается в использовании ранее изученного материала на данном уроке (линии чертежа, шрифт чертёжный, прямоугольные проекции и др.).

9. Оптимально ли выбраны методы обучения на уроке?

Для данного типа урока выбраны такие методы обучения, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение графических работ (рис. 5, 6, 7) и др., которые позволяют достигнуть максимального эффекта в усвоении нового материала учащимися.

10. Оптимально ли сочетаются формы обучения на уроке (общеклассные, групповые, индивидуальные)? Осуществляется ли индивидуальный подход?

Во время объяснения нового материала и его закрепления методом фронтального опроса используется общеклассная форма работы, индивидуальная форма используется в процессе выполнения учащимися графической работы по индивидуальным карточкам-заданиям. Отдельные дети требуют к себе индивидуального подхода. Учитель беседует с каждым учеником, совершая обходы во время их самостоятельной работы.

11. Правильно ли были выбраны и применены на уроке разнообразные средства обучения?

На уроке были использованы необходимые для усвоения новых знаний средства обучения: учебник, учебные таблицы (рис. 1, 2, 3, 4), дифференцированные карточки-задания (рис. 5-7), демонстрационные модели деталей и др.

12. Оптимально ли были выбраны виды графических заданий на закрепление изученной темы?

Выбранные виды графических заданий на закрепление изученного материала соответствуют пройденной теме и имеют различный уровень сложности (рис. 5-7).

13. Правильно ли выбраны объём и сложность домашнего задания?

Домашнее задание выбрано в соответствии с объёмом пройденного материала. Для инструктирования школьников о выполнении домашнего задания учитель использует метод наглядности (домашнее задание написано на доске), устное проговаривание написанного и контроль записи домашнего задания в дневнике или тетради.

14. Были ли подведены итоги уроков?

В плане-конспекте урока подведение итого урока предусмотрено (см. структурный компонент урока № 6).

38

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 1. Построение разреза: а) - изображение половины детали условно отделённой секущей плоскостью; б) виды спереди, сверху и слева; внутренние очертания детали показаны линиями невидимого контура (штриховыми); в) - разрез, виды сверху и слева; внутренние очертания детали на разрезе обведены сплошными основными линиями

Педагогические науки

39

Рис. 2. Различие между разрезом и сечением: I - разрез; II - сечение

Рис. 3. Положение секущей плоскости при выполнении разрезов: а) - фронтального, б) - профильного, в) - горизонтального

40

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Горизонтальный разрез

Рис. 4. Расположение и обозначение разрезов

Виды и разрезы 1 2 3

Наглядные изображения

1. По видам и разрезам найдите наглядные изображения и значения запишите в таблице, перечертив её в тетрадь. 2. Укажите на чертеже проекции точек C и D. соответствующие буквенные обо-

Рис. 5. Карточка-задание повышенного уровня сложности

Педагогические науки

41

Виды и разрезы 1 2 3

Наглядные пособия

Профильные разрезы

1. По видам и разрезам найдите наглядные изображения и профильные разрезы. 2. Соответствующие буквенные обозначения запишите в таблице, перечертив её в тетрадь.

Рис. 6. Карточка-задание среднего уровня сложности

42

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Наложите кальку и перечертите вертикальные разрезы и вид сверху

2. Дополните фронтальный и профильный разрезы штриховкой.

Рис. 7. Карточка-задание ниже среднего уровня сложности Список литературы:

1. Черчение. 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A. Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B. И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B. Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1]: ил. с.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений»: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

Педагогические науки

43

6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

7. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

8. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. -

С. 74-78.

9. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

10. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского , 1997. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов III Ежегодной международной научно-практической конференции, посвящённой Дню учителя / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. -(Секция «Теория и методика обучения и воспитания»).

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

© Молодинашвили Л.И.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье рассматривается проблема отбора содержания обучения иностранным языкам в аспекте социокультурного подхода в процессе языкового поликультурного образования. Автором также поднимается вопрос о преемственности в подходах к формированию социокультурной компетенции в средней школе и ВУЗе.

Ключевые слова социокультурная компетенция, поликультурное образование.

* Доцент кафедры Английской филологии и иностранных языков, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.