Научная статья на тему 'Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения'

Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН-КОНСПЕКТ / УРОК № 14 / ЧЕРЧЕНИЕ / ПЕРВЫЙ ГОД / ОБУЧЕНИЕ / ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ И АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ / ОКРУЖНОСТЬ / ПРЕДМЕТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н. Г.

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения № 14 в школе по теме «Аксонометрические проекции окружностей: фронтальная диметрическая и изометрическая проекции». Прямоугольные и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения»

5. Чем больше вы читаете книг на английском языке, тем легче его учить.

Exercise № 8. Translate into English.

1. Думаю, понадобится больше двух часов, чтобы добраться туда. Вы правы.

2. Туда можно доехать на машине. Совершенно верно.

3. Когда отправляется поезд? Понятия не имею.

4. Я правильно вас понял? Боюсь, что нет. Я хотел сказать, что это невозможно.

5. Боюсь, что я вас не понял. Говорите, пожалуйста, по существу.

6. Простите? (Я вас не расслышал) Собственно говоря, это не так важно.

7. На чем мы остановились? Вы говорили мне о ваших планах на следующий месяц.

8. Простите, я вас не понял. Ну, как бы это сказать...Дело в том, что все это довольно необычно.

9. Это не имеет смысла. 10. Не в этом дело.

Список литературы:

1. Диалог культур. Развитие коммуникативной и лингвострановедческой компетенции учащихся. Английский язык / А.В. Малова, М.Ф. Тифанова и др. - Волгоград: Издательство « Панорама», 2006. - 80 с.

2. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. - М.: Еврошкола, 2009. - 213 с.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пос. для студ. пед. вузов и учителей. - 4-е изд. - М., 2006. - 239 с.

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ТЕМЕ «АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ ОКРУЖНОСТЕЙ И ПРЕДМЕТОВ С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ» НА УРОКЕ ЧЕРЧЕНИЯ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения № 14 в школе по теме «Аксонометрические проекции окружностей:

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

фронтальная диметрическая и изометрическая проекции». Прямоугольные и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Бот-винникова.

Ключевые слова план-конспект, урок № 14, черчение, первый год, обучение, прямоугольные и аксонометрические проекции, окружность, предмет с цилиндрическими элементами.

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 14 первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованным нами ранее тематическим планированием уроков черчения [61 -9]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программы, учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, методическое пособие для учителя А.Д. Бот-винникова и его соавторов [1-5], тематическое планирование уроков черчения [6-10], а также другая учебно-методическая [11-17], психолого-педагогическая литература.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [18]. Кроме того, нами были даны образцы планов-конспектов уроков №№ 1-3 первого года обучения [20 - 22] и урока № 5 второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока в отдельном сборнике докладов [19]. Упомянутые планы-конспекты составлены в соответствии разработанными нами прежде календарно-тематическими планированиями уроков черчения [6-10].

Автору данной статьи не раз приходилось возглавлять жюри на олимпиадах по черчению районного, городского, зонального и областного уровней среди школьников школ г. Архангельска и Архангельской области. При этом, как правило, он сам разрабатывал и подбирал задания для проведения конкурсов юных чертёжников. Кроме того, принимал участие в проверке чертежей, выполненных школьниками на этих праздниках умственного труда [23]. Опыт работы показал, что ребята зачастую не справляются с графическими заданиями, по условиям которых необходимо выполнить изометрические проекции деталей с отверстиями цилиндрической и конической формы, расположенными в различных местах на их поверхностях. Следовательно, не всегда некоторым учителям удаётся научить своих учеников чертить овалы - изометрические проекции окружности.

1 В источнике [6] тематический план представлен к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. 1992-2006 гг. выпуска и в нём тема урока № 15 совпадает с темой урока № 14 более поздних источников [8; 9].

С целью оказания методической помощи учителям, особенно начинающим, автор ниже приводит свой вариант плана-конспекта урока, разработанного для обучения школьников теме «Прямоугольные и аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на основе личного многолетнего опыта работы в качестве школьного учителя черчения. В предлагаемый вниманию коллег и студентов план урока неоднократно вносились корректировки и исправления. Следует отметить, что много лет тому назад (в 80-х годах) по нему автором был дан открытый урок в средней школе № 95 для учителей черчения школ Ломоносовского района г. Архангельска. В тот момент от коллег поступило много положительных отзывов. При очередной корректировке данного плана-конспекта урока были учтены также советы и пожелания учителей, присутствовавших тогда на открытом уроке. В последующие годы этот план автор использует на лекционно-практических занятиях по дисциплине «Методика обучения черчению (графике)» при работе со студентами факультета технологии и предпринимательства Поморского государственного университета (ныне института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета) им. М.В. Ломоносова, продолжает вносить в него исправления и дополнения. Предлагаемая методика обучения школьников данной теме позволяла достигать в школьной практике неплохих результатов.

План-конспект урока № 14 (Первый год обучения) Тема урока. Аксонометрические проекции окружностей: фронтальная диметрическая и изометрическая проекции.

Прямоугольные и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.

Цель урока. Продолжить изложение материала об аксонометрических проекциях.

Задачи урока1: Образовательная:

- сформировать у школьника понятие об изображении эллипса как изометрической проекции окружности;

- ознакомить ребят с сущностью понятия «Овал»;

- научить учащихся:

1 При планировании урока черчения учителя могут сформулировать общую его цель [13] и три задачи: образовательную, воспитательную и развивающую. Либо изначально задать сразу три цели урока: образовательную, воспитательную и развивающую без дополнительных формулировок задач урока [19-22].

- вписывать овалы в грани куба, параллельные трём основным плоскостям проекций - фронтальной, горизонтальной и профильной;

- чертить окружность во фронтальной диметрической проекции путём обучения построению объёмного предмета - цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно фронтальной плоскости проекций;

- чертить отдельно расположенные овалы вне граней куба с использованием вспомогательных ромбов, расположенных в пространстве параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций;

Воспитательная:

- подвести учащихся к осознанию необходимости овладения графическими знаниями и умениями по изучаемой теме урока, привлекая их внимание к рассказу учителя о внутрипредметной и межпредметной связи изучаемых тем, о связи изучаемого теоретического материала с практической деятельностью людей;

- содействовать эстетическому воспитанию и воспитанию аккуратности школьников через обучение их компоновке (красивому расположению) графических изображений на листе бумаги;

- способствовать воспитанию самостоятельности школьников посредством привлечения их внимания к объяснению учителя по выполнению домашнего задания.

Развивающая:

- развивать пространственное представление и мышление, а также чувство удовлетворённости от учебно-познавательной и графической деятельности школьников в процессе формулировок ими определений геометрических тел вращения, обучения их построению аксонометрических проекций окружностей;

- способствовать дальнейшему развитию технической речи, графической культуры учащихся и навыков работы с чертёжными инструментами.

Учебные пособия, чертёжные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя - учебник [2]; чертёжные инструменты и мел для работы на доске; учебные таблицы, иллюстрирующие поэтапный процесс построения аксонометрических проекций окружностей; таблицы с изображением предметов быта округлой формы; таблицы, предназначенные для закрепления изученного на уроке материала; рисунки школьников с изображением натюрмортов, состоящих из геометрических тел вращения; модели полного и усечённого конусов, цилиндра, шара; дисковые спортивные гантели.

Для учащихся - учебник [2]; чертёжные инструменты, принадлежности и материалы, включая ученическую и Рабочую тетради1.

Тип урока. Урок общего или смешанного типа.

Ход урока

1. Организационная часть - 2 мин.

- Приветствие.

- Назначение дежурных, напоминание им об их обязанностях (на перемене прибраться в классе, вымыть классную доску и т.д.).

- Выявление отсутствующих на уроке и заполнение классного журнала2.

- Проверка готовности учащихся к уроку, выдача им недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Напоминание учащимся о том, чтобы впредь они не забывали приносить на урок черчения всё необходимое с собой.

- Настрой школьников на работу.

2. Проверка знаний учащихся и анализ графической работы, выполненной ими на прошлом уроке - 3 мин.

В начале данного этапа урока необходимо вспомнить с учащимися о том, что на прошлом уроке они изучали тему: «Аксонометрические проекции объёмных плоскогранных предметов». После этого учитель проверяет их знания по пройденному материалу методом фронтального опроса. Вопросы могут быть взяты из учебника [2, с. 51]:

1. Как располагаются оси фронтальной диметрической проекции? изометрической проекции?

2. Какие размеры откладывают вдоль осей фронтальной диметриче-ской и изометрической проекций и параллельно им?

3. Перечислите общие этапы построения аксонометрических проекций.

Предполагаемые правильные ответы школьников:

1. «Оси фронтальной диметрической проекции располагают так: от точки О проводят вверх в вертикальном направлении ось 2; слева от этой же точки О горизонтально чертят ось х, а ось у располагают справа от названной точки О в направлении к наблюдателю под углом 45° по отношению к вспомогательной горизонтальной прямой.

1 Рабочая тетрадь - это тетрадь с практическими заданиями, изданная типографским способом [3].

2 Для этих целей и с целью экономии времени учителю на первом же уроке необходимо назначить ответственного по проверке явки учащихся, который впредь в течение всего учебного года будет подавать учителю в начале каждого урока рапортичку - список отсутствующих школьников на уроке. Это позволит преподавателю в удобное для него время на уроке отметить их в классном журнале, заодно записать в нем изучаемую тему и домашнее задание.

Оси изометрической проекции строят следующим образом: от точки О проводят вверх в вертикальном направлении ось 2; ось х чертят в направлении к наблюдателю с левой стороны от этой же точки под углом 120° по отношению к оси 2 при вершине угла в упомянутой точке О, а ось у располагают точно также, но справа».

2. «Вдоль осей х, 2 и параллельно им во фронтальной диметрической проекции откладывают размеры в натуральную величину, а вдоль оси у и параллельно ей - размер, сокращённый в два раза. Вдоль осей х, у, 2 и параллельно им в изометрической проекции откладывают размеры в натуральную величину».

3. «1. Проводят оси. Строят переднюю грань детали, откладывая действительные размеры: высоту вдоль оси 2, длину - вдоль оси х. 2. Из вершин полученной фигуры проводят рёбра параллельно оси у. Вдоль них откладывают толщину детали: для фронтальной диметрической проекции -сокращённую в два раза; для изометрической - действительную. 3. Через полученные точки проводят отрезки прямых, параллельные рёбрам передней грани. 4. Удаляют лишние линии. Обводят видимый контур. Наносят размеры» [2, с. 51, табл. 2].

Учителю следует заранее составить предполагаемые ответы учащихся для корректировки их ответов с соблюдением научности терминологий с целью реализации дидактического принципа научности в обучении черчению.

Затем дежурные раздают учащимся проверенные учителем графические работы, выполненные ими на прошлом уроке (на предыдущем занятии учитель чертил на доске, а школьники чертили за ним на листе формата А4 на оценку фронтальную диметрическую и изометрическую проекции детали с использованием таблицы 2 (с. 51) и рисунка 62 (с. 52), приведённым в учебнике [2]). После чего учитель обращает внимание школьников на наиболее часто встречающиеся ошибки и недостатки в их работах, ведёт речь о путях их устранения. Дома школьники в ученических или Рабочих тетрадях [3] должны были выполнить упражнение 11 по учебнику [2, с. 52]. В связи с этим учитель предлагает учащимся раскрыть их и проходит между рядами, проверяя у каждого школьника наличие выполненного домашнего задания. Двум-трём из них выставляет отметки. Фронтально проводится краткий анализ домашнего задания.

3. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 5 мин.

До начала урока учитель готовит верхнюю часть доски:

- в левом углу мелом пишет дату проведения урока и слово «Урок № 14»;

- в середине доски указывает тему урока: «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами»;

- в правом углу помещает информацию о домашнем задании, согласно которой ребятам необходимо прочитать § 8 в учебнике [2]; в ученической тетради начертить отдельно расположенные овалы вне граней куба с использованием вспомогательных ромбов, расположенных в пространстве параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций (заданный диаметр окружности составляет 40 мм.).

Во время урока учитель вслух проговаривает написанное на доске, обращая внимание школьников на сделанные записи. Затем учащиеся в той же последовательности записывают увиденное и услышанное в своих ученических тетрадях. Далее учитель знакомит школьников с целями и задачами урока с демонстрацией учебных таблиц (рис. 1; 6; 13; 14):

- освоить понятия «Эллипс» и «Овал»;

- научиться:

• вписывать овалы в грани куба, параллельные трём основным плоскостям проекций - фронтальной, горизонтальной и профильной (рис. 1, изображение слева; рис. 6, изображения 1 -4 в верхнем ряду);

• чертить окружность во фронтальной диметрической проекции путём построения объёмного предмета - цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно фронтальной плоскости проекций (рис. 1, изображение справа; рис. 6, изображения 1-4 в нижнем ряду);

• чертить отдельно расположенные овалы вне граней куба с использованием вспомогательных ромбов, расположенных в пространстве параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций (рис. 13 и 14);

Мотивируя учебную деятельность школьников на данном уроке, учитель говорит о важности изучаемой темы. Ориентирует их внимание на связь учебного материала урока с практической деятельностью людей. Например, при проектировании, серийном изготовлении и выпуске производственным способом нефтепроводных, газопроводных и водопроводных труб, различных ёмкостей цилиндрической формы и разного диаметра, всевозможных деталей машин, предметов быта и т.д., имеющих форму тел вращения, специалисты используют как их ортогональные чертежи, так и их аксонометрические проекции.

Учитель также говорит о межпредметных связях и внутрипредметной связи изучаемых тем. Так, умение чертить аксонометрические проекции, выполнять перспективные и технические рисунки цилиндра, конуса, шара необходимы как на уроках геометрии, изобразительного искусства, технологии, так и на многих других уроках черчения, например, при выполнении

наглядных изображений и технических рисунков предметов с отверстиями и выступами цилиндрической и конической формы. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что предмет может иметь как простую форму отдельно взятого геометрического тела, в том числе и тела вращения, так и сложную. Основу сложной формы предмета составляет сочетание нескольких геометрических тел. Поэтому на уроках геометрии, изобразительного искусства, черчения и других предметов много внимания уделяется изучению не только плоскогранных геометрических тел, но и геометрических тел вращения, выполнению их графических изображений, решению различных задач с использованием этих изображений. Здесь важно сказать о том, что при изучении учебных дисциплин политехнической направленности используются единые требования к выполнению графических изображений, употребляются такие общие термины и понятия, как осевые и центровые линии, вспомогательная прямая, большая диагональ, биссектриса угла, ромб, малая дуга, большая дуга и т.д.

Весь процесс обоснования актуальности изучаемой темы учитель сопровождает демонстрацией заранее подобранных и изготовленных учебных таблиц и наглядных пособий по черчению, рисованию и другим предметам; показывает книжные иллюстрации [15; 16], модели геометрических тел вращения: шар, цилиндр, конус, усечённый конус, дисковые спортивные гантели, предметы быта, рисунки школьников и т.д. (рис. 1-9). Чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемой теме урока учителем могут быть заданы такие вопросы:

- «Какие тела вращения вы можете назвать?»

Предполагаемые правильные ответы школьников: «Шар, цилиндр, конус, усечённый конус».

- «Назовите предметы окружающей нас действительности, в основе которых лежали бы тела вращения».

Предполагаемые правильные ответы школьников: «Кастрюля, ведро, бочка, карандаш, рукоятка напильника, мяч, бильярдный шар и др.».

Предполагаемые ответы школьников учителю заранее необходимо сформулировать в плане-конспекте учебного занятия для корректировки и дополнения им ответов учащихся на уроке.

4. Объяснение нового материала и графическая работа учащихся -25 мин.

4.1. В ходе беседы с учащимися учитель говорит, что умение строить аксонометрические проекции окружностей необходимо для выполнения аксонометрических проекций геометрических тел вращения, деталей с элементами конической и цилиндрической формы. С целью развития пространственного мышления, технической и научной культуры, культуры речи учащихся в рамках дидактического принципа научности обучения учитель может продолжить диалог со школьниками с помощью следующих вопросов:

- «Как можно сформулировать определение шара?»

Предполагаемый правильный ответ школьника: «Шар - это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своей оси, проходящий через его центр» [16].

- «Цилиндр - что это такое?»

Ответ школьника: «Цилиндр - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон» [17].

- «Что следует понимать под конусом?»

Ответ школьника: «Конус - это геометрическое тело, образованное вращением треугольника вокруг одного из его катетов» [17].

4.2. Учитель предлагает школьникам открыть стр. 53-54 учебника [2] и найти расшифровки понятий «Эллипс» и «Овал». Затем эти определения с пояснениями учащиеся выписывают в ученические тетради: «Изометрической проекцией окружности является кривая, которая называется эллипсом. Эллипсы строить трудно. В практике черчения вместо них часто строят овалы. Овал - замкнутая кривая, очерченная дугами окружностей. Овал удобно строить, вписывая в ромб, который является изометрической проекцией квадрата».

4.3. Далее учитель ещё раз обращает внимание школьников на таблицу (рис. 1), на которой представлен графический результат, достигаемый ими на данном уроке. Он поэтапно начинает чертить на левой половине классной доски изометрическую проекцию куба с размерами его длины, высоты и ширины, например, равными 40 мм, затем вписывать в его грани овалы. Напоминает школьникам о необходимости одновременного использования линейки и угольника в ходе выполнения графической работы. Весь процесс показа последовательного построения окружностей в аксонометрии на классной доске обязательно должен сопровождаться устным объяснением учителя. Каждый школьник за учителем чертит то же самое в левой половине горизонтально расположенного листа бумаги. При этом используется таблица, иллюстрирующая поэтапное построение изометрических проекций окружности в гранях куба (рис. 6, изображения 1-4 в верхнем ряду). Кроме этого, в процессе графической работы учащиеся используют изображения, представленные в учебнике [2, с. 54-55, рис. 65-67]. Учитель объясняет школьникам, что умение строить овалы на горизонтальной, фронтальной и профильной гранях куба необходимо для выполнения изометрических проекций цилиндров и конусов, расположенных в пространстве основаниями параллельно трём плоскостям проекций: горизонтальной (рис. 7), фронтальной (рис. 8) и профильной (рис. 9). При этом обращает особое внимание учащихся на расположение осей аксонометрических проекций, ведёт речь об их перпендикулярности к плоскостям, заданным овалами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.4. Затем педагог приступает к поэтапному показу построения окружностей во фронтальной диметрической проекции на правой половине классной

доски с использованием учебной таблицы (рис. 6, изображения 1 -4 в нижнем ряду). Он напоминает ребятам о том, что фронтальную диметрическую проекцию цилиндра им также необходимо располагать на правой половине листа бумаги так, как показано в учебной таблице (рис. 1) и будет построено учителем на доске. В процессе объяснения учебного материала учитель сообщает школьникам, что если на аксонометрическом изображении некоторые элементы, например окружности [2, с. 53, рис. 64], хотят сохранить неискажёнными, то применяют фронтальную диметрическую проекцию (рис. 6.4 в нижнем ряду и рис. 11). При этом школьников также следует проинформировать, что если прямоугольные проекции предмета (рис. 11) выполнены с учётом определённого его пространственного положения, то и аксонометрию необходимо строить с учётом этого же самого пространственного положения. Это поможет учащимся лучше представить не только его положение в пространстве, но и его форму, увереннее читать и выполнять прямоугольные и аксонометрические проекции. Поэтому, во втором случае (рис. 12) построена изометрическая проекция детали, имеющей форму прямоугольной призмы со сквозным цилиндрическим отверстием, расположенным основаниями параллельно горизонтальной плоскости проекций. Здесь избежать искажения окружности не удалось.

5. Закрепление изученного материала - 5 мин.

Методических сценариев для проведения данного этапа урока может быть много. Например, с целью оживления процесса закрепления изученного на уроке учебного материала учитель может использовать таблицу, представленную на рис. 10 в данной статье. На таблице даны наброски, различных предметов быта и продуктов питания, выполненные художником [15]. Вывесив данную таблицу на доску, учитель предлагает школьникам внимательно рассмотреть изображения предметов на ней, форму каждого из них, затем задаёт им такой вопрос: «Ребята, как вы думаете, в процессе изготовления каких предметов на производстве специалистами может быть использовано умение чертить аксонометрические проекции окружностей и почему?»

Предполагаемый правильный ответ учащегося: «Такое умение специалистами может быть использовано на производстве при проектировании и изготовлении вазы, воронки, сковороды, стакана, кувшина, разделочной доски т.к. в основе их формы частично или полностью лежат геометрические тела вращения».

С использованием этой же таблицы (рис. 10) можно организовать закрепление изученного материала и по другому сценарию. В этом случае школьникам можно предложить наперегонки под девизом «Кто быстрее?» быстро выписать строчные буквы, поставленные возле изображений тех предметов, в основе которых лежат геометрические тела вращения и для

построения наглядных изображений которых необходимо уметь выполнять аксонометрические проекции окружностей.

В качестве правильного решения краткосрочного задания школьники должны выписать следующие буквы: а, г, е, д, ж, з, и.

Трём школьникам, первыми правильно решившим такое задание, учитель сразу выставляет отметки в классный журнал.

Для закрепления изученного материала учитель также может использовать задания 13, 14, представленные в учебнике [2]. В целях закрепления изученной темы могут быть сформулированы различные вопросы:

- «Для чего необходимо уметь строить аксонометрические проекции окружностей?»

Ответ школьника: «Для выполнения наглядных (объёмных) изображений геометрических тел вращения и предметов, содержащих элементы цилиндрической и конической формы, по правилам построения аксонометрических проекций».

- «По рис. 67 а, данному на стр. 55 в учебнике [2] ответьте, какой угол необходимо отложить между осями х и ъ в левой верхней части от оси ъ для построения овала, лежащего в плоскости, перпендикулярной оси у?».

Ответ школьника: «120°».

- «По рис. 67 б, данному на стр. 55 в учебнике [2] ответьте, какой угол необходимо отложить между осями у и ъ в левой верхней части от оси ъ для построения овала, лежащего в плоскости, перпендикулярной оси х?».

Ответ школьника: «60°».

- «Рассмотрите внимательно прямоугольные и аксонометрические проекции деталей, показанные на учебных таблицах (11 и 12). Почему в первом случае изображена фронтальная диметрическая проекция детали (рис. 11), а во втором (рис. 12) - изометрическая?».

Ответ школьника: «Выполнение фронтальной диметрической проекции детали в первом случае (рис. 11) связано с сохранением окружности неискажённой как изображения элемента этой детали - основания отверстия цилиндрической формы, обращённого к наблюдателю. Во втором случае (рис. 12) избежать искажения окружности не удаётся, т.к. отверстие цилиндрической формы детали расположено основаниями параллельно горизонтальной плоскости проекции. Строить аксонометрию (фронтальную диметрическую проекцию) детали, повернув её в пространстве в направлении основанием отверстия к наблюдателю, что позволило бы сохранить изображение окружности неискажённой, не желательно, т.к. прямоугольные и аксонометрическая проекции детали должны иллюстрировать одно заданное пространственное положение предмета, сохраняя удобочитаемость его графических изображений. Следовательно, для сохранения окружности неискажённой необходимо вначале предмет повернуть в про-

странстве основанием его отверстия к наблюдателю, а затем выполнить его прямоугольные и фронтальную диметрическую проекции».

6. Задание на дом - 3 мин.

Учитель напоминает школьникам о том, что им дома необходимо прочитать § 8 в учебнике [2]; в ученической тетради или на листе формата А4 начертить отдельно расположенные овалы вне граней куба с использованием вспомогательных ромбов, расположенных в пространстве параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций (заданный диаметр окружности составляет 40 мм.) так, как показано на рис. 13 в данной статье. Мотивируется это тем, что зачастую школьники поэтапно за учителем успешно вписывают овалы в грани куба, но в необходимый момент они эти же овалы по отдельности самостоятельно чертить не могут, а это им необходимо уметь строить для изображения отверстий, выступов и углублений цилиндрической и конической формы, расположенных в любом месте детали. В связи с этим каждому школьнику учитель выдаёт на дом по два листа с возвратом на следующем уроке (рис. 13 и 14), приготовленные им заранее. На рис. 13 представлен конечный результат домашнего задания, достигаемый школьником, а на рис. 14 дано поэтапное построение изометрических проекций окружностей по отдельности вне граней куба. Выданные листы школьникам помогут эффективно выполнить домашнее задание. На следующем уроке они будут сдавать домашние работы на проверку, и возвращать выданные листы учителю.

7. Подведение итогов урока учителем - 2 мин.

- Учитель в процессе подведения итогов урока может задать учащимся такие вопросы:

- «Что нового вы узнали на уроке?»

- «Чему вы научились на данном занятии?»

- Собрав выполненные школьниками работы на уроке для проверки и оценки, рассмотрев чертежи беглым взглядом, сообщает о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения, даёт общую характеристику учебно-познавательной и графической деятельности школьников.

- Объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; лучшие чертежи показывает классу, отличившимся школьникам выставляет отметки в журнал и дневники.

- Напоминает дежурным об их обязанностях.

- Благодарит учащихся за работу и заканчивает урок.

Примечание. Обучать школьников построению аксонометрических проекций окружностей можно по двум сценариям. Первый представлен нами выше. А по второму сценарию учащиеся на уроке учатся чертить отдельно расположенные овалы во фронтальной, горизонтальной и профильной

плоскостях проекций вне граней куба (рис. 13 и 14) и фронтальную димет-рическую проекцию цилиндра (рис. 1, изображение справа; рис. 6.16.4 в нижнем ряду). Работу с предварительным построением куба и последующим вписыванием овалов в его грани (рис. 1, изображение слева) предложить школьникам выполнить дома в качестве домашнего задания с использованием опорного материала, данного на рис. 6.1-6.4 в верхнем ряду.

Список литературы:

Пособия учебно-методического комплекта:

1. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7 -8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

7. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. -

C. 74-78.

8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

9. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -С. 35-43.

10. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

Методическая литература:

11. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

12. Методика обучения черчению: Учеб. Пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

13. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: (Из опыта работы). Пособие для учителей. - Просвещение, 1981. - 160 с.: черт.

14. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.

15. Чарнецкий Я.Я. и др. Рисование: Пособие для учащихся 5 класса / Я.Я. Чарнецкий, К.П. Духанин, Ф.И. Егоров и др. - М.; Л.: Просвещение, 1965. - 188 с.: ил. - С. 26, 56.

16. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство. 6 класс. -М.: Просвещение, 1968. - 256 с.: ил. - С. 53, 139.

17. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. - М.: Вентана-Граф, 1997. - С. 10-11.

18. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.

19. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

20. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. - С. 33-43.

21. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.

22. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.

23. Михайлов Н. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 122-133.

Аксонометрические проекции окружностей

окружностей

Рис. 1. Графический результат, достигаемый школьником на уроке черчения в процессе изучения темы «Аксонометрические проекции окружностей»

Рис. 2. Рисунок натюрморта, состоящего из группы геометрических тел вращения: конуса, цилиндра, шара, усечённого конуса [15, с. 26]

Рис. 3. Рисунок натюрморта, состоящего из стеклянной посуды: бутылки, вазы и банок, имеющих форму геометрических тел вращения [16, с. 139]

Рис. 4. Рисунок натюрморта, состоящего из предметов спортивного обихода - дисковых гантелей цилиндрической формы. Рисунок выполнен школьником на уроке изобразительного искусства

Рис. 5. Нефтепроводные, газопроводные и водопроводные трубы, имеющие форму цилиндра [16, с. 53]

Строят оси х,у,г. На оси у

откладывают половину длины

цилиндра. Находят центры оснований цилиндра.

Из полученных центров проводят окружности, диаметры которых равны диаметрам оснований цилиндра.

Проводят общие касательные к окружностям. Тем самым получают очертания внешней ф ормы цилиндра.

Удаляют лишние линии. Обводят оси, видимые и невидимые контуры цилиндра соответствующими линиями чертежа._

Изометрические проекции окружностей, вписанных в куо

Строят оси х, у, 1 и и переднюю грань куба. Из вершин фигуры проводят ребра параллельно оси у. На них откладывают действительную толщину куба.

Строят изображение куба. Делят каждую грань куба пополам с помощью линий, проведенных параллельно осям х,у, х,г, уд

В каждом юображении грани куба (те в ромбе) проводят большие диагонали и строят большие дуги овалов вдоль больших диагоналей ромба.

Проводят вспомогательные линии и малые дуги овалов. Удаляют линии. Обводят оси, контуры куба и овалов соответствующими линиями чертежа._

Фронтальные диметрические проекции окружностей

н

га о >73

Рис. 6. Поэтапное построение аксонометрических проекций окружностей

Рис. 7. Изометрическая проекция цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно горизонтальной плоскости проекций

Рис. 8. Изометрическая проекция цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно фронтальной плоскости проекций

Рис. 9. Изометрическая проекция цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно профильной плоскости проекций

Рис. 10. Наброски различных предметов быта, кухонного обихода, продуктов питания (для использования учителем в процессе закрепления изученного школьниками теоретического материала на уроке черчения по теме «Окружность в аксонометрии») [15, с. 56]

Рис. 11. Ортогональные и фронтальная диметрическая проекции детали (для использования учителем в процессе объяснения и закрепления изученного теоретического материала школьниками на уроке черчения по теме «Аксонометрические проекции окружностей»)

Рис. 12. Ортогональные и изометрическая проекции детали (для использования учителем в процессе объяснения и закрепления изученного школьниками теоретического материала на уроке черчения по теме «Аксонометрические проекции окружностей»)

ЖИ-ММШ ■¡Ш.'МЛыМ У1ЛЧЧ Окружность Ь изометрии

|Проберил \Михай/юб |20.Ш|

\ Школа №3 класс 8А - \ 1:1 | №15

Рис. 13. Образец графической работы, выполняемой школьником в качестве домашнего задания по изученной теме «Аксонометрические проекции окружностей»

Рис. 14. Поэтапное построение изометрических проекций окружностей по отдельности вне граней куба (для использования учителем в процессе проведения инструктажа к выполнению школьниками домашнего задания по изученной теме «Аксонометрические проекции окружностей»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.