ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2 «ЧЕРТЁЖ «ПЛОСКОЙ» ДЕТАЛИ» НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлен пример разработки плана-конспекта шестого урока черчения в школе по теме «Графическая работа № 2. Чертёж «плоской» детали» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвинникова и его соавторов.
Ключевые слова черчение, план-конспект урока № 6, графическая работа № 2, чертёж «плоской» детали, прокладка, лист формата А4, рамка, основная надпись чертежа.
Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 6 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [7-10]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-6], а также другая учебно-методическая литература [11-25].
Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [16]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1-5, 14 для первого года графической подготовки школьников [17-22]. В отдельном сборнике докладов также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [23].
План-конспект урока черчения № 6 (Первый год обучения)
Тема урока. Графическая работа № 2. Чертёж «плоской» детали.
Цели урока:
Образовательная.
- Выявить уровень сформированных знаний, умений и навыков школьников по изученным ими ранее темам «Линии чертежа», «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначе6ние масштаба».
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
- Систематизировать, обобщить, повторить и закрепить знания, умения и навыки школьников, полученных на предыдущих уроках, посредством повторения и закрепления теоретического материала и выполнения ими графической работы № 2.
- Дальнейшее формирование умений и навыков школьников работать с учебными и справочными материалами в процессе их графической деятельности.
Воспитательная.
- Содействовать воспитанию навыков самостоятельной работы и самоконтроля учащихся в ходе выполнения ими задания.
- Способствовать:
• эстетическому воспитанию школьников через обучение их красивому и правильному расположению чертежа «плоской» детали типа «Прокладка» на чертёжном листе бумаги формата А4;
• воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия в процессе закрепления изученных ранее тем, необходимых для качественного выполнения чертежей на этом уроке и последующих уроках в процессе дальнейшего изучения предмета «Черчение».
Развивающая.
- Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с чертежными инструментами, развитию глазомера, зрительной памяти при выполнении чертежа «плоской» детали на чертёжном листе формата А4.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.
Для учителя - учебник [2]; учебные таблицы, поясняющие основные правила выполнения: 1) линий чертежа; 2) нанесения размеров и применения масштабов на чертеже; образец выполненной графической работы; набор дифференцированных карточек-заданий; чертежные инструменты и мел для работы на доске.
Для учащихся - учебник, ученическая тетрадь, Рабочая тетрадь [3] или чертежный лист формата А4 с рамкой и основной надписью, чертёжные инструменты и принадлежности.
Тип урока. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся. Ход урока
1. Организационная часть - 2 мин.
- Приветствие.
- Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях.
- Проверка явки учащихся.
- Заполнение учителем классного журнала.
Проверка готовности учащихся к уроку. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.
2. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 3 мин.
2.1. В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет чертёжным шрифтом дату проведения урока и его порядковый № 6, а также название детали, материал детали, масштаб чертежа, которые школьники будут вписывать в правую половину основной надписи чертежа на данном уроке: «Прокладка», «Резина», «1:1», «№ 6». В средней верхней части доски указывает тему урока «Графическая работа № 2. Чертёж «плоской» детали». В правом верхнем углу доски указывает домашнее задание: Тем, кто не успел закончить работу на уроке, доделать её дома и принести на следующий урок.
Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их увиденную и услышанную информацию в той же последовательности записать одну часть у себя на чертёжных листах, а другую часть - в ученических тетрадях.
2.2. Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:
- Систематизировать, обобщить, закрепить свои знания посредством повторения вместе с учителем ранее изученных тем «Линии чертежа», «Правила нанесения размеров, применение и обозначение масштаба на чертежах».
- Проверить уровень сформированных своих знаний, умений и навыков по изученным ранее выше упомянутым темам путём выполнения графической работы № 2 «Чертёж «плоской» детали» на чертёжном листе формата А4 с предварительным оформлением в домашних условиях его рамки и основной надписи.
- Дальнейшее развитие глазомера, зрительной памяти, умений и навыков работать с учебными и справочными материалами в процессе самостоятельной графической работы на данном уроке.
2.3. Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель напоминает им, что любая чертежно-графическая документация оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД. Сегодня им важно проверить себя, насколько они хорошо освоили изученный ранее теоретический материал и сумеют ли они в полной мере использовать эти знания в практической деятельности. Заостряется внимание учащихся на том, что любой чертёж выполняется с помощью специально утверждённых линий чертежа, а размер -неотъемлемый элемент чертежа, ошибка в чертеже - брак в изготовлении детали или изделия и пр. на производстве.
Учащимся сообщается, что материалы данного урока им пригодятся во взрослой жизни при работе, связанной с чертёжно-графической документа-
цией, например, в конструкторских бюро и цехах на машиностроительных заводах и т.д., а в школе - при дальнейшем изучении черчения, в частности, при выполнении различных графических изображений на чертёжных листах, ученических и Рабочих тетрадях.
Учителю необходимо сказать на данном этапе урока, что программа предусматривает ознакомление учащихся с некоторыми понятиями производственно-технического характера. При этом он им объясняет, что прокладки - это промежуточные детали, обеспечивающие плотность соединения между двумя другими деталями. Прокладки изготавливаются из картона, резины, асбеста, меди, алюминия, мягкой стали.
В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель также сообщает им о том, что работы, выполненные ими на чертежных листах на этом уроке, будут оценены, а оценки - выставлены в журнал.
3. Знакомство с содержанием графической работы (рис. 1) - 4 мин.
Учитель предлагает школьникам открыть стр. 30 учебника [2] и знакомит их с содержанием графической работы № 2 «Чертёж «плоской» детали»:
Рис. 1. Задания к графической работе № 2. Чертёж «плоской детали «Прокладка»: а) - первый вариант; б) - второй вариант [2, с. 31, рис. 36]
Выполните один из чертежей деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделённых осью симметрии (рис. 36 а, б). Нанесите размеры, укажите толщину детали (5 мм).
Работу выполните на чертёжном листе формата А4 или в Рабочей тетради на печатной основе [3]. Масштаб изображения 2:1.
4. Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности, необходимых для успешного выполнения работы - 10 мин.
4.1. Методом фронтального опроса учитель с учащимися повторяет понятие о стандартах ЕСКД:
- Что следует понимать под государственными стандартами (ГОСТ) ЕСКД? (Ответ школьника: «Государственные стандарты (ГОСТ) ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности»).
- Как расшифровать термин «ЕСКД»? (Ответ школьника: «ЕСКД -единая система конструкторской документации»).
4.2. Затем учащиеся повторяют изученную тему «Линии чертежа». С этой целью учитель предлагает школьникам найти таблицу с соответствующим названием в правой половине форзаца, а также рис. 36 а и б на стр. 31 учебника [2] (в нашей статье см. рис. 1) и ответить на вопросы учителя:
- Какую линию необходимо использовать для выполнения контура чертежа детали «Прокладка», представленного на рис. 1 а и б? Какова её толщина? (Ответ школьника: «Сплошную толстую основную линию толщиной • мм (•• = от 0,5 до 1,4 мм, оптимальная толщина 1 мм)»).
- Какие линии необходимо применить для выполнения осевых и центровых линий чертежа «плоской детали»? Какова их толщина? (Ответ школьника: «штрихпунктирную тонкую линию толщиной от • / 3 до • / 2 мм).
- Какую длину имеют штрихи штрихпунктирной тонкой линии и разрывы с точками между штрихами? Какова толщина этой линии? (Ответ школьника: «Длина штриха составляет от 5 до 30 мм, длина разрыва с точкой - от 3 до 5 мм, толщина линии - от • / 3 до • / 2 мм»).
- Какую линию необходимо применить при построении выносных и размерных линий чертежа? Какова её толщина? (Ответ школьника: «Сплошную тонкую линию толщиной от • / 3 до • / 2 мм»).
- Может ли пересекать штрихпунктирная линия своим разрывом встречную линию на чертеже? Может ли разрыв с точкой штрих-пунктирной линии являться центром окружности? (Ответ школьника: «Нет»).
4.3. Далее школьники повторяют и закрепляют изученную ранее тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба». На классную доску учитель вывешивает учебную таблицу «Нанесение размеров на чертежах». Кроме этого он предлагает школьникам найти рисунки 29-32 на стр. 26-27 в учебнике [2]. Проводится беседа с использованием таблицы и указанных страниц учебника. Затем школьникам предлагается найти рис. 36 в учебнике и ответить на вопросы учителя:
- Как правильно провести выносные и размерные линии на чертеже детали «Прокладка», представленного на рис. 36 в учебнике [2, с. 31]?
(Ответ школьника: «Сначала необходимо провести выносные линии, затем на расстоянии 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию более малого размера, например, размеров 10 и 30 мм (рис. 36. а), после этого на расстоянии 10 мм от первой размерной линии проводят вторую параллельную размерную линию для большего размера (например, для размеров 50 и 70 мм (рис. 36, а)). Размерные линии ограничиваются с двух сторон размерными стрелками»).
- Какой знак наносят перед размерным числом при указании диаметра? (Ответ школьника: «Знак диаметра - перечёркнутый круг - 0»).
- Какую букву ставят перед размерным числом при указании радиуса? (Ответ школьника: «Знакрадиуса - латинская буква R»).
- Расшифруйте понятие «Масштаб». (Ответ школьника: масштаб -это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным»).
- Какие вам известны масштабы увеличения? (Ответ школьника: «2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.»).
- Какие вам известны масштабы уменьшения? (Ответ школьника: «1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.»).
- Что означает запись: 1:1? (Ответ школьника: «Данный масштаб означает, что изображение предмета соответствует его действительным размерам, т.е. предмет изображён в натуральную величину»).
5. Обсуждение с учащимися плана выполнения графической работы и плана самоконтроля - 3 мин.
В начале этого этапа урока учитель вывешивает учебную таблицу с изображением образца выполненной графической работы № 2 и предлагает школьникам ознакомиться с тем, как должна выглядеть полностью выполненная работа. Далее учитель знакомит школьников с последовательностью построения чертежа на листе бумаги. При этом он им говорит, что на рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Учащимся нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно её изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.
На приготовленных дома чертёжных листах формата А4 с рамкой и основной надписью определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.
Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали. Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габа-
ритные, т.е. наибольшие по длине и высоте размеры детали, указывают её толщину.
Обводят чертёж линиями, установленными стандартом: сначала окружности, затем - горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертёж.
6. Самостоятельная работа школьников. Дифференцированная помощь учащимся - 20 мин.
На данном этапе урока школьники со средними учебно -познавательными способностями выполняют графическую работу, используя выше представленный рисунок 1, а в учебнике он представлен как рис. 36 [2, с. 31].
Слабым и сильным школьникам учитель раздаёт заранее разработанные или подобранные им дифференцированные карточки-задания разных уровней сложности с учётом их возрастных особенностей и учебно--познавательных способностей, разработанные разными авторами: Е.А. Василенко, Е.Т. Жуковой [6], Н.Г. Преображенской, А.А. Павловой, В.В. Степаковой и др.
7. Подведение итогов урока - 3 мин.
Учитель:
- просит назвать школьников сложности, с которыми они встретились на уроке, затем дает общую характеристику их учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;
- объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
- предлагает тем, кто не успел закончить работу на уроке, доделать её дома и принести на следующий урок;
- напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;
- благодарит учащихся за учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Список литературы:
1. Черчение, 7-8 классы / авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / сост. В.В. Сте-пакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с. - С. 51-60.
2. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ; Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1
1 В библиографических данных нового учебника черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2013 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.
3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: к учебнику «Черчение. 9 класс»
A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс /
B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ; Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2
4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).
6. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 208 с.: ил.
7. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.
8. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. -№ 6. - С. 74-78.
9. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.
10. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -
C. 35-43.
11. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.
12. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.
13. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
2 В библиографических данных новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышнепольского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2004 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.
14. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: (Из опыта работы). Пособие для учителей: Просвещение, 1981. - 160 с.: черт.
15. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.
16. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
17. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. -2014. - № 13. - С. 33-43.
18. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.
19. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.
20. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 1 «Линии чертежа» на первом году обучения школьников черчению // Наука и современность - 2014. - № 33. - С. 80-86.
21. Михайлов Н.Г. Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 14. -С. 69-79.
22. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.
23. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.
24. Ерохина Г.Г. Универсальные поурочные разработки по черчению: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 160 с. - (В помощь школьному учителю).
25. Чепаев Д.И. Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику А.Д. Ботвинникова «Черчение. Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений». Учебно-методическое пособие / И.Д. Чепаев. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 96 с. - (Серия «Решебник»).