ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОГРАММА ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.И. ЯКУНИНА ДЛЯ ГОДИЧНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлена традиционная программа по школьному курсу «Черчение» для графической подготовки учащихся 9 класса с общей нагрузкой 34 часа в год, по 1 часу в неделю, разработанная В.А. Герве-ром, В.В. Степаковой, Ю.Ф. Катхановой, Е.А. Василенко, Л.Н. Аниси-мовой под редакцией В.И. Якунина. Учителя черчения общеобразовательных учреждений её используют в соответствии с требованиями действующего в 5-11 классах Государственного образовательного стандарта (ГОС) 2004 года.
Ключевые слова ГОС 2004 г., программа, черчение, общеобразовательные учреждения, уроки.
Представляемая программа по черчению в данной статье является наиболее часто используемой учителями черчения общеобразовательных учреждений в практике обучения учащихся 9 класса с общей нагрузкой 34 часа в год, по 1 часу в неделю в свете требований действующих до сих пор государственных образовательных стандартов (ГОС) 2004 года [1]. Учителя её не всегда могут приобрести в торговой сети, т.к. практически не бывает в продаже. Обращаются с вопросом: «Где найти программу?» и за другой методической поддержкой к автору данной статьи. Находить необходимые материалы в интернете тоже не каждому дано. К тому же в течение ряда последних лет программы по различным учебным дисциплинам в виде тоненьких брошюр издательскими центрами издаются очень редко и федеральным экспертным советом (ФЭС) Минобранауки РФ почему-то не рассматриваются и не утверждаются. В основном гриф «Допущено...» или «Рекомендовано» ФЭС Минобрауки РФ присваивает только учебникам. В связи с этим и с целью оказания методической помощи студентам вузов, изучающим учебную дисциплину «Методика графической подготовки школьников», и учителям черчения (особенно начинающим), работающим в общеобразовательных учреждениях, ниже по тексту приведём этот важный и необходимый документ.
Он составлен в форме извлечения признанной, наиболее часто используемой и адаптированной в процессе графической подготовки учащихся учи-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
телями школ программы под редакцией В.И. Якунина из сборника программ общеобразовательных учреждений по черчению 2000 года издания, составителями которого являются В.В. Степанова и Л.Е.Самовольнова [4, с. 13-22]. Обнаружить данную программу более поздних лет издания нам не удалось. Первый раз эта программа была опубликована в 1999 году в журнале «Школа и производство» № 3 [2, с. 63-67], а в следующем 4-м номере названного журнала в своей статье известный учёный-методист В.А. Гервер предложил к данной программе примерное тематическое планирование уроков черчения [3, с. 84-85]. При этом во вступительной части статьи он с большим сожалением пишет, что: «В 1998/99 учебном году время на изучение в школе черчения уменьшилось вдвое. За послевоенный период это четвёртое самое жестокое сокращение курса. Невольно напрашивается вопрос: неужели России не потребуются больше технически подкованные кадры? А может быть, дело совсем в другом? Быть может, кто-либо из должностных лиц попросту лоббирует интересы тех или иных учебных дисциплин, помогая им «тянуть одеяло на себя»? Узнать доподлинно, кто виноват в принятии непопулярного решения, невозможно?». Такое уменьшение времени вдвое на изучение черчения в школе произошло согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования России от 09.02.1998 г. № 322. А от себя мы лишь добавим, что с тех пор и по настоящее время на эти цели в школе отводится всего 34 часа в год в 9 классе, по одному часу в неделю. Но в ряде школ учащихся обучают черчению по прежнему в течение 2-х лет за счет часов, взятых из школьного компонента учебного плана. На сегодня положение дел в данном направлении не изменилось в лучшую сторону. В том виде, как сейчас обучают школьников черчению, будет существовать, пока действует ГОС 2004 г. Когда школа будет полностью охвачена ФГОС нового поколения, как мы поняли, потом школьники будут изучать черчение в школе, лишь на занятиях кружков и элективных курсов, знакомиться с графическими изображениями на уроках технологии и информатики. Очень жаль! В настоящее время в режиме эксперимента учащиеся 1-4 классов уже обучаются на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.
Следует отметить, что программу по черчению под редакцией В.И Якунина и тематические планы к ней разных авторов [2; 3; 4; 9; 18] учителя, начиная, с 2004 года по настоящее время, также используют, адаптируя к программе, представленной в государственных образовательных стандартах (ГОС) 2004 года [1; 24].
Дополнительно сообщаем, эту новую программу ГОС 2004 г. [1; 24] коллеги также могут найти в пособии В.Н. Виноградова [9, с. 152-157]. В соответствии с содержанием этой программы В.Н.Виноградовым в пособии приведены примерный тематический план уроков [9, с. 124-127] и варианты
графических работ [9, с. 128-129]. При этом им предлагается использовать учебник черчения А.Д. Ботвинникова и др. [6]. В процессе обучения школьников черчению и графике по ниже представленной программе учителям также могут оказать большую помощь не только упомянутые нами пособия, но и все другие, изданные учебно-методические материалы [1-24].
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(базовый уровень)
ЧЕРЧЕНИЕ 9 КЛАСС
Авторы: д-р пед. наук, проф. В.А. Гервер, д-р пед. наук, проф. В.В. Сте-пакова, д-р пед. наук, проф. Ю.Ф. Катханова, д-р пед. наук, проф. Е.А. Василенко, д-р пед. наук, проф. Л.Н. Анисимова.
Ответственный редактор - заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, д-р техн. наук, проф. В.И. Якунин.
Пояснительная записка
Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию,
воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Рекомендации к методике преподавания.
1. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом обеспечивается взаимосвязь курса черчения
с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Адаптация предусматривает упрощение, выявление геометрических особенностей формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. Желательно при необходимости знакомить учащихся с особенностями технологии изготовления деталей, влияющими на выбор главного вида и нанесение размеров.
При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях; точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
2. С первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей.
3. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно - на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.
4. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой.
5. Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проецирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже.
6. Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей.
7. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.
8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменять техническим рисунком.)
9. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением,
сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.
10. При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определенную последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках.
11. Изучение правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий.
12. При изучении школьниками чертежей сборочных единиц основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание школьников на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.
13. Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи:
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- осуществление связи чертежа с разметкой;
- реконструирование изображений;
- построение прямоугольной изометрической проекции по чертежу и наоборот;
- построение изометрической проекции с вырезом по чертежу;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- преобразование формы и изменение пространственного положения объектов;
- деталирование;
- выполнение творческих задач с элементами различной проектной деятельности.
(На уроках черчения рекомендуется также использовать занимательные задачи, графические диктанты, кроссворды, головоломки, игры.)
14. Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.
15. Работа с учебником (изучение нового материала, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и т.п.) должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.
16. В процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.
17. Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения.
18. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.
19. Желательно привлекать учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы школьник не только знал, чему он научился и что еще не усвоил, какие допустил ошибки при выполнении графической работы, но и осознавал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценить свои знания. Для этого следует комментировать выставляемые оценки на основе критериев.
20. Углубление графических знаний и умений учащихся можно осуществлять на факультативных занятиях или в дополнительное учебное время (по решению администрации школы). Следует особое внимание уделять работе кружков по технической графике, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и другим видам внеклассной работы.
21. Время, отведенное в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учителю предоставлено право вносить изменения в указанное количество часов, менять очередность проведения работ, отбирать необходимый материал для упражнений и графических работ.
Тематический план
Темы Количество учебных
часов
Введение 2
Метод проецирования и графические способы построения изображений 8
Чтение и выполнение чертежей 8
Сечение и разрезы 8
Сборочные чертежи 8
Итого 34
Программа
(34 ч., по 1 ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа.
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ (8 ч.)
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ (8 ч.)
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.
Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (8 ч.)
Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (8 ч.)
Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация.
Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
Обязательный минимум графических работ
1. По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.
2. По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения.
3. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
4. По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
5. По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.
6. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
7. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа, иллюстрирующий предлагаемое решение.
8. Контрольная работа: по сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.
П р и м е ч а н и е: работы выполняются в рабочих тетрадях (в клетку) или в тетрадях по черчению с печатной основой.
Требования к знаниям и умениям школьников
Учащиеся должны иметь представления:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
- об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
- о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
- о видах соединений;
- о чертежах различного назначения.
Учащиеся должны знать:
- основы метода прямоугольного проецирования;
- способы построения прямоугольных проекций;
- способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
- правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
- наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
- выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
- читать чертежи несложных изделий;
- деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Оценка работ учащихся
За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя оценками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой подход удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений.
Список литературы:
1. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.
2. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.
3. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. - 1999. - № 4. - С. 84-85.
4. Черчение, 9 класс (авторы: В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катха-нова, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимова; отв. ред. В.И. Якунин) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 13-22.
5. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы
общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 51-60.
6. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышне-польский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1
7. Вышнепольский, В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс»
A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс /
B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2
8. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
9. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект). - С. 124-129; 152-157.
10. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. - М.: Просвещение, 1988.
11. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
12. Владимиров Я. В., Ройтман И. А. Черчение: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 1999 - 328 с.: ил.
13. Владимиров Я.В., Гудилина С.И., Катханова Ю.Ф. Тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: учеб. материалы для самостоятельной работы учащихся. - М.: Школа-Пресс, 1996.
14. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Рабочая тетрадь по черчению для 7 класса. - М.: Владос, 1999.
15. Гордеенко Н.А.,Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. В.В. Степаковой. - М.: АСТ: Астрель, 2006. -262, [10] с.: ил.
16. Карточки-задания по черчению: 7 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. -М.: Просвещение, 1999.
17. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. -М.: Просвещение, 2000.
1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2013 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.
2 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышнепольского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.
18. Гордеенко Н.А. Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику Н.А. Гордеенко, В.В. Степаковой «Черчение. 9 класс»: 9-й кл.: метод. пособие / Н.А. Гордеенко. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 127, [1] с.: ил.
19. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. - С. 35-43.
20. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.
21. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. -№ 17.
22. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13.
23. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И.А. Ройтмана, А.А. Павловой, Н.Г. Преображенской и их соавторов // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 31. -С. 74-82.
24. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления. -2014. - № 14.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
© Слепцов В.П.*
Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Раскрыть сущность формирования семейных ценностей у младших школьников и определена технология взаимодействия учителя и родителей по формированию семейных ценностей у детей народов Севера.
Ключевые слова семейные ценности, воспитание детей, проектная технология, формирование ценностей, северные дети.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление организации работы учителя с родителями. Известно, что семья - ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Каждый человек при-
* Студент.