2. Новожилова С.В. Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elhoschool.ru/istori/test_ podg.doc (дата обращения: 15.02.2013).
3. Алексашкина Л.Н. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Л.Н. Алексашкина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2013. - 192 с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»).
4. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс [Электронный ресурс] / сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2013. - 112 с. - Режим доступа: http://my-shop.ru/ (дата обращения: 10.02.2013).
5. Петропавловская Е.М. КИМы ЕГЭ по истории: противоречия и проблемы // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 2. - С. 65-69.
6. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 4. - С. 20-27.
7. Алексеева Л.В., Конышева И.И. О мониторинге учебных достижений школьников по истории / отв. ред. Я.Г. Солодкин // Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе: мат. межрег. науч. конф., Нижневартовск, 17 апреля 2003. Секции: Отечественной истории и историографии; Краеведения и методики преподавания истории; Философии истории; Романо-германской филологии. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, 2003. - С. 257.
8. Алексеева Л.В. Тридцать вопросов и ответов по теории и методике преподавания истории: материалы для подготовки к экзаменам. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, 2004. - С. 60-62.
9. Качкина Т.Б. Современные педагогические технологии в преподавании истории и обществознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ (дата обращения: 25.03.2013).
ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлены вопросы и краткие их аннотации (планы ответов на вопросы) по методике обучения школьников черчению к го-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
сударственному экзамену студентов вузов, получающих квалификацию учителя технологии общеобразовательных учреждений, по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Предлагаемый материал автором данного доклада составлен в помощь студентам выпускных курсов дневного и заочного отделений института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и может быть использован коллегами-преподавателями других вузов, работающими в области подготовки учителей технологии, черчения и экономики общеобразовательных школ.
Ключевые слова вопросы к государственному экзамену, методика обучения школьников черчению, студенты вуза, учебная дисциплина «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству».
В настоящее время предмет «Методика графической подготовки школьников» является одним из разделов общей учебной дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», изучаемой студентами вуза, получающими специальность учителя технологии, черчения и экономики средней общеобразовательной школы. В связи с этим экзаменационные билеты включают в себя как вопросы по методике обучения школьников черчению, так и вопросы по методике обучения технологии (техническому и обслуживающему труду) и предпринимательству (экономике). В данной статье представлены разработанные нами вопросы и планы ответов на них по методике обучения школьников черчению, которые включаются в билеты государственного экзамена студентов по общей учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» и утверждаются в институте комплексной безопасности С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова. Надеемся, что материалом будут пользоваться в учебном процессе не только студенты нашего вуза, но и преподаватели, и их студенты других учебных заведений.
1. Предмет «Методика обучения черчению (графике)». История возникновения методики обучения черчению (графике).
Основные задачи, стоящие перед методикой обучения черчению как отраслью педагогической науки. О сущности понятия «Методика обучения черчению». Вопросы, рассматриваемые общей и частной методикой черчения. О зарождении методики черчения как самостоятельной области педагогической науки. Начало систематического обучения черчению в эпоху Петра I в горнозаводских школах; об особенностях обучения черчению в России в последующие годы.
Лит.: [1, §§ 1, 4; 2, с. 7-13].
2. Этапы и методы научных исследований, применяемые в методике обучения черчению.
О 4-х основных этапах научного исследования - выявлении проблемы исследования; построении гипотезы; проверки гипотезы и построении тео-
рии; об оформлении и внедрении результатов исследования. О сущности общенаучных и специальных методах исследования. Наблюдение. Беседы. Анкетный опрос. Эксперимент. Сравнение результатов. Циклография. Тензометрия, пьезометрия. Окулография. Хронометраж. Мультиплицирование.
Лит.: [1, § 3].
3. Структура и содержание курса черчения. 1) Программа по черчению В.А. Гервера и др. под ред. В.И. Якунина для одногодичного обучения учащихся; 2) Программа по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под ред. В.А. Гервера для двухгодичной графической подготовки школьников. Учебник черчения А.Д. Ботвинникова и его соавторов. Сходства и различия между этими пособиями.
О темах, изучаемых школьниками в определенной последовательности по одногодичной и двухгодичной программам и традиционному учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. Об их сходствах и различиях. Об особенностях составления программ и учебника черчения упомянутых авторов.
Лит.: [1, §§ 6, 14; 2, с. 13-16; 3, с. 13-22, 51-60; 4; 5; 18, с. 20-21, 26-27, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142; 19].
4. Развитие пространственных представлений у учащихся.
Сущность понятия «Пространственные представления». О количестве и
содержании обязательных графических и практических работ на первом и втором году обучения. Разновидности заданий, направленных на развитие пространственных представлений школьников. О методических и дидактических требованиях, предъявляемым к графическим задачам, способствующим развитию пространственных представлений.
Лит.: [1, § 8; 2, 66-69; 7-10; 19].
5. Основные дидактические принципы и методы обучения черчению. Типы и структура уроков черчения. Требования к уроку.
Принципы политехнической направленности; научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; связи теории с практикой; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Методы: рассказ; объяснение; беседа; лекции; наблюдение; моделирование и конструирование; выполнение графических работ; работа с учебником и справочным материалом.
О сущности таких типов уроков черчения, как: 1) изучения нового материала, 2) повторения и закрепления знаний умений и навыков учащихся, 3) контрольного урока, 4) урока общего или смешанного (комбинированного) типа. О структурах перечисленных типов уроков. О сущности проблемного и нетрадиционного уроков.
Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, гигиенические.
Лит.: [1, § 15; 2, с. 44-51].
6. Планирование учебной работы по черчению и подготовка учителя к уроку.
Об особенностях составления календарно-тематического планирования и планов-конспектов уроков.
Лит.: [1, § 16; 2, с. 51-52; 3-15; 19].
7. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по черчению.
Об учете успеваемости школьников. Устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Методы устного опроса: индивидуальный, фронтальный и уплотненный (комбинированный) опрос. Проверка и оценка устных ответов, графических и практических работ учащихся по черчению по 5-ти бальной системе.
Лит.: [1, §17; 2, с. 137-146].
8. Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.
Методика проведения олимпиады по черчению среди школьников 9 класса, изучающих предмет один год, а также среди учащихся, изучающих черчение первый и второй год. Текстовые и графические условия заданий и варианты их решений. Критерии оценки олимпиадных работ. Об особенностях организации конкурса в школе и между школами.
Лит.: [16; 17].
9. Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций. Формирование у школьников понятий о сечениях и разрезах.
Методика ознакомления школьников с общими сведениями о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Последовательность обучения учащихся проецированию предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Последовательность построения изображения предмета в 3-х видах: спереди, сверху и слева.
Ознакомление учащихся с общими сведениями о сечениях и разрезах; о сходстве и разнице между этими изображениями. Формирование у них понятия «Сечение». Обучение учащихся выполнять и обозначать сечения. Классификация сечений и графические обозначения материалов на сечениях.
Формирование понятия о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный). Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение половины (части) разреза с половиной (частью) разреза. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе). Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза.
Лит.: [1, §§ 25 и 30; 2-15; 19].
Примечание: Вопрос 9 можно разбить на два вопроса. Тогда будет всего 10 вопросов:
9. Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций.
Методика ознакомления школьников с общими сведениями о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Последовательность обучения учащихся проецированию предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Последовательность построения изображения предмета в 3-х видах: спереди, сверху и слева.
Лит.: [1, § 25; 2-15; 19].
10. Обучение учащихся способам проецирования и выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций. Формирование у школьников понятий о сечениях и разрезах.
Ознакомление учащихся с общими сведениями о сечениях и разрезах; о сходстве и разнице между этими изображениями. Формирование у них понятия «Сечение». Обучение учащихся выполнять и обозначать сечения. Классификация сечений и графические обозначения материалов на сечениях.
Формирование понятия о разрезе как изображении. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный). Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение половины (части) разреза с половиной (частью) разреза. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе). Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза.
Лит.: [1, § 30; 2-15; 19].
Список литературы:
1. Методика обучения черчению: учеб. пос. для студентов и учащихся ху-дож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Аль-хименок и др.; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
2. Курина В.А, Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.
3. Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / сост. В.В. Степакова, Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с. - С. 13-22, 51-60.
4. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / авт. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер. - М.: Просвещение, 1993. - 16 с.
5. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1
1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2014 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.
6. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс»
A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс /
B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.1
7. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 144 с.: ил.
8. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: ил.
9. Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990 - 239 с.: ил.
10. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: Пособие для учителей (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
11. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
12. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -
C. 35-43.
13. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.
14. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. -2014. - № 17.
15. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.
16. Михайлов Н.Г. Художественное конструирование в системе интегрированных уроков черчения, ИЗО и труда: Учебно-методические рекомендации. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1992. - 53 с.: рис.
17. Михайлов Н.Г. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 122-133.
18. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. 2007. - 198 [10] с. - С. 20-21; 26-27; 75; 95-97; 101; 112; 135-137; 141-142.
1 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышнепольского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.
19. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-ского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).
ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
© Чистобаева А.Ю.*
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
В статье предпринята попытка рассмотреть некоторые методологические вопросы, связанные с изучением и использованием различных подходов в новой модели образования. В контексте новой модели образования автор раскрывает место и роль интегративно-целостного подхода в решении задач педагогической интеграции. Конкретизировано современное понимание сущности данного понятия в создании единого образовательного пространства, в формировании ведущих компетенций педагогов. Анализ и выводы, предлагаемые в статье направлены на совершенствование методологии исследования интегра-тивных процессов в образовании.
Ключевые слова компетентностный подход, современная модель образования, интеграция, интегративно-целостный подход.
В современной модели педагогического образования по-прежнему актуальны вопросы компетентностного подхода, его теоретические разработки и поиски практической реализации. Это обусловлено балансом между качеством подготовки будущих педагогов, запросами работодателей, продиктованными профессиональными стандартами. В работах педагогов-исследователей В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, А.А. Дорофеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.М. Новикова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и др. рассмотрены подробно и многогранно представления и идеи компетентностного подхода в профессиональном образовании.
В ходе реализации компетентностного подхода классическое педагогическое образование оказалась не в состоянии дать объяснение многим понятиям, процессам и явлениям, показать преемственность педагогических традиций и актуальность идей теоретической педагогики. Это в свою очередь определило использование как традиционных, так и инновационных
* Доцент кафедры Логопедии и детской речи.