5. Хуторский А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос» Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
6. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 5.09.2014).
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1 «ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА» НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлен пример разработки плана-конспекта четвёртого урока черчения в школе по теме «Графическая работа № 1. Линии чертежа» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвинникова и его соавторов.
Ключевые слова черчение, план-конспект урока № 4, графическая работа № 1, линии чертежа, лист формата А 4, рамка, основная надпись чертежа, шрифт чертёжный.
Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 4 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [6-9]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-5], а также другая учебно-методическая [11-20], психолого-педагогическая литература.
Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [15]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1-3, 14 для первого года графической подготовки школьников [16-19]. В отдельном сборнике докладов также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [20].
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.
План-конспект урока черчения № 4 (Первый год обучения) Тема урока. Графическая работа № 1. Линии чертежа. Цели урока: Образовательная.
- Выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков школьников по изученным ими ранее темам «Понятие о государственных стандартах Единой системы конструкторской документации (ГОСТ ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа», «Шрифт чертёжный».
- Систематизировать, обобщить, повторить и закрепить знания школьников посредством выполнения ими графической работы № 1.
- Дальнейшее формирование умений и навыков школьников работать с учебными и справочными материалами в процессе их практической деятельности.
Воспитательная.
- Содействовать воспитанию навыков самостоятельной работы и самоконтроля учащихся в ходе выполнения ими задания.
- Способствовать:
• эстетическому воспитанию школьников через обучение их красивому и правильному расположению и выполнению рамки, основной надписи и линий чертежа на листе бумаги;
• воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия в процессе закрепления изученных ранее тем, необходимых для качественного выполнения чертежей на последующих уроках в процессе дальнейшего изучения предмета «Черчение».
Развивающая.
- Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с чертежными инструментами, развитию глазомера, зрительной памяти при расположении линий чертежа на листе формата А4.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.
Для учителя - учебник [2]; учебные таблицы, содержащие: 1) изображение чертежного листа с рамкой и основной надписью, 2) чертеж предмета, иллюстрирующий название и назначение линий чертежа; чертежные инструменты и мел для работы на доске.
Для учащихся - учебник, ученическая тетрадь в клетку, Рабочая тетрадь [3], линейка, угольник, циркули измерительный и круговой, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик, канцелярский ножик с наждачной бумагой.
Тип урока. Урок повторения и закрепления знаний.
Ход урока
1. Организационная часть - 2 мин.
- Приветствие.
- Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях.
- Проверка явки учащихся.
- Заполнение учителем классного журнала.
Проверка готовности учащихся к уроку. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.
2. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 3 мин.
2.1. В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет дату проведения урока и его порядковый № 4. В средней верхней части доски обозначена тема урока «Графическая работа № 1. Линии чертежа». В правом верхнем углу доски указывает домашнее задание для школьников: ещё раз повторить ранее изученный материал, прочитав §§ 2.1; 2.2; 2.3; 2.4 в учебнике; устно ответив на вопросы, данные на стр. 17, 18 и 20 в учебнике. Дочертить графическую работу дома. Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их увиденную и услышанную информацию в той же последовательности записать у себя в ученических тетрадях.
2.2. Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:
- Систематизировать, обобщить, закрепить свои знания посредством повторения вместе с учителем ранее изученных тем «Понятие о ГОСТ ЕСКД, форматы, рамка и основная надпись, линии чертежа, шрифт чертёжный» перед самостоятельным выполнением графической работы № 1 «Линии чертежа» на чертёжном листе формата А4 с оформлением его рамки и основной надписи.
- Проверить уровень сформированности своих знаний, умений и навыков по изученным ранее выше упомянутым темам путём выполнения графической работы № 1 «Линии чертежа».
- Дальнейшее развитие глазомера, зрительной памяти, умений и навыков работать с учебными и справочными материалами в процессе самостоятельной практической деятельности на данном уроке.
2.3. Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель напоминает им, что любая чертежно-графическая документация оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД. Учащимся сообщается, что материалы данного урока им пригодятся во взрослой жизни при работе, связанной с чертёжно-графической документацией, например, в конструкторских бюро, на машиностроительных заводах и т.д., а в школе - при дальнейшем изучении черчения, в частности, при выполнении различных графических изображений на чертёжных листах бумаги формата А4 или А3.
В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель также сообщает им о том, что классные работы, выполненные ими на чертежных листах на этом уроке, будут оценены, а оценки - выставлены в журнал.
3. Актуализация, обобщение и систематизация знаний - 15 мин.
3.1. Методом фронтального опроса учитель с учащимися повторяет понятие о стандартах ЕСКД:
- Что следует понимать под государственными стандартами (ГОСТ) ЕСКД? (Ответ школьника: «Государственные стандарты (ГОСТ) ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности»).
- Как расшифровать термин «ЕСКД»? (Ответ школьника: «ЕСКД -единая система конструкторской документации»).
3.2. Затем учащиеся повторяют изученную тему «Форматы. Основная надпись чертежа». С этой целью учитель предлагает школьникам ответить на вопросы, данные на стр. 17 и 18 в учебнике:
- Какие размеры имеет лист формата А 4? (Ответ школьника: «210 х 297мм»).
- На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? (Ответ школьника: «Слева на расстоянии 20 мм, сверху, снизу и справа на расстоянии по 5 мм»).
- Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите её размеры. Рассмотрите рисунок 19 в учебнике и перечислите, какие сведения в ней указывают. (Ответ школьника: «Основную надпись располагают в правом нижнем углу. Её размеры - 22 х 145 мм. В ней указывают сведения о том, кто чертил, кто проверил, № школы, класс, наименования детали, материал, масштаб, № чертежа»).
3.3. Далее школьники вспоминают тему «Линии чертежа», называют наименование, начертание, основное назначение и толщину каждой линии с использованием форзаца и рис. 21 на стр. 18 учебника, отвечают на вопросы, представленные на стр. 20 в учебнике [2].
3.4. Используя рис. 25 учебника учитель беседует со школьниками о чертёжном шрифте и правилах заполнения основной надписи шрифтом.
4. Выполнение учащимися графической работы - 20 мин.
4.1. Учитель предлагает школьникам открыть стр. 21 учебника [2] и знакомит их с содержанием графической работы № 1 «Линии чертежа»:
Приготовьте лист чертёжной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19 (учебник, стр. 17). Проведите различные линии, как показано на рисунке 24 (учебник, стр. 21). Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа (рис. 1), заполнить её чертёжным шрифтом.
ее ее
----------
■
——ь
1 1 1 1
Рис. 1. Образец графической работы № 1 «Линии чертежа» [2, с. 20, рис. 24]
4.2. Выполнение учащимися графической работы в ученической или Рабочей тетради [3].
5. Задание на дом - 2 мин.
Учитель напоминает школьникам: повторить изученный ранее материал, прочитав §§ 2.1; 2.2; 2.3; 2.4 в учебнике; устно ответить на вопросы, данные на стр. 17, 18 и 20 в учебнике; в ученической или Рабочей тетради дочертить графическую работу № 1 «Линии чертежа» и принести к следующему уроку для сдачи учителю на проверку.
6. Подведение итогов урока - 3 мин.
- учитель дает общую характеристику учебной деятельности школьников на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;
- объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
- напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;
- благодарит учащихся за учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Список литературы:
Пособия учебно-методического комплекта:
1. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы
общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.
2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.
3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»
A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /
B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.
4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).
6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.
7. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-78.
8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.
9. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -
C. 35-43.
10. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.
Методическая литература:
11. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.
12. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
13. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: (Из опыта работы). Пособие для учителей. - Просвещение, 1981. - 160 с.: черт.
14. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.
15. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
16. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. - С. 33-43.
17. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.
18. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.
19. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.
20. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
© Ошуркова Е.И.*
Институт непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье рассматривается игровая деятельность слабослышащих детей как метод обучения, являющийся необходимой частью программы обучения, воспитания и развития детей с недостатками слуха.
Ключевые слова: игровая деятельность, игровые технологии, игровая форма слабослышащих детей, игровой процесс.
В связи с ухудшением социальной обстановки резко возросло количество детей с нарушением слуха, которые в значительной степени отстают в психическом и физическом развитии, поэтому нуждаются в специальном
* Магистр психолого-педагогических наук.