УДК 744(072)
МИХАЙЛОВ Николай Германович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения технологии и дизайна Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, докторант кафедры декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета. Автор 74 научных публикаций, в т.ч. 10учебно-методических пособий
ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК ИЗ ЖЕСТИ И БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕРЧЕНИЯ
Статья посвящена формам организации графической подготовки учащихся пятого класса на занятиях по технологии и восьмиклассников на уроках черчения в процессе конструирования, моделирования и изготовления ими изделий художественно-утилитарного назначения - игрушек из жести и бумаги в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.
Интеграция, графическая подготовка, технология, конструирование, моделирование, изготовление, изделия художественно-утилитарного назначения
Художественно-графические факультеты педвузов нашей страны в эпоху Советского Союза выпускали специалистов - учителей изобразительного искусства, черчения и труда (теперь технологии). Студентов учили рисовать, чертить и изготавливать предметы своими руками для будущей работы в школах в качестве учителей данных учебных дисциплин.
Перед изготовлением большинства изделий, например художественно-утилитарного назначения, народные умельцы или специалисты производственной сферы вначале выполняют их поисковые эскизы, рисунки и, выбрав лучшие из них, делают чертежи будущих объектов, а затем по ним изготавливают нужные и полезные предметы.
Чертеж является незаменимым графическим носителем информации о предмете на дол-
гие годы. Он содержит не только изображения, но и размеры, масштаб, поясняющие надписи и т.д. Таким образом, на практике наблюдается интеграция изобразительного искусства, графики (черчения) и технологических процессов. То же самое должно быть и в системе общеобразовательных учреждений: учителям-практикам в сотрудничестве с учеными-методистами необходимо разрабатывать наиболее рациональные программы, средства, методы и формы интегрированного обучения школьников черчению, технологии и изобразительному искусству, обеспечивающие прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков. В связи с этим в рамках научного исследования была разработана и на практике проверена методика проведения внеклассного мероприятия и интегриро-
ванного обучения школьников черчению, изобразительному искусству, географии в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Ко-релы» на примере изучения некоторых тем по этим школьным предметам1.
Еще одним примером приобщения учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Архангельской области к искусству в графической деятельности является решение ими творческих заданий по художественному конструированию однодетальных изделий (разделочной доски или отдельных фрагментов деревянных сооружений: оконного наличника, полотенца, резной доски или карниза) в условиях областных конкурсов юных чертежников2.
Сегодня интегрированное обучение школьников черчению на уроках технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства становится еще более актуальным по ряду причин. Во-первых, оно позволяет соединить трудовое и эстетическое воспитание школьников. Во-вторых, Министерством образования России самостоятельный предмет «Черчение» выведен из Базисного учебного плана, теперь он является разделом учебного предмета «Технология» и будет изучаться учащимися в 9 классе в течение одного года (1 час в неделю, 34 часа в год) только за счет часов регионального или школьного компонента. Выделенное количество времени на его изучение явно недостаточно. В ряде школ предмет теперь вовсе не изучается. Есть ли такому явлению оправдание? На наш взгляд, нет. В-третьих, должна быть связь изучаемого материала с практической деятельностью людей: так, без чертежей не обходится тяжелое машиностроение; строительство мостов, подземных сооружений, жилых домов и производственных зданий; авиация и космонавтика; мореплавание; мебельное, швейное и обувное производство и т.д. В-четвертых, красиво и грамотно чертить - это настоящее искусство, которому надо учить подрастающее поколение.
В сложившихся условиях в практике современной школы обучение школьников черчению целесообразно организовать на уроках техноло-
гии в процессе изготовления ими объектов декоративно-прикладного искусства, поскольку такой подход открывает самые широкие возможности для развития творческих способностей школьников в области художественного конструирования, что является необходимым в проектной деятельности, помогает синтезу черчения с изобразительным искусством и технологией, активно способствуя их дальнейшему становлению и развитию. В свою очередь, изобразительное искусство и технология содействуют раскрытию значимости черчения (графики) как необходимого учебного предмета в общеобразовательных учреждениях, поскольку без чертежно-графической документации не представляются возможными процессы проектирования и изготовления учащимися предметов художественно-утилитарного назначения.
В связи с этим предлагаем систему графической подготовки школьников, состоящей из двух этапов. На первом, пропедевтическом, этапе у учащихся 5-8 классов на уроках технологии формируются знания и умения по черчению в процессе проектирования и изготовления предметов художественно-утилитарного назначения. На втором, обобщающем, этапе школьники, опираясь на графические знания, умения и навыки, сформированные на подготовительном этапе, изучают черчение в 8-9 или 9 классах по учебно-методическим комплектам разных авторов или осваивают разработанный и предложенный нами курс черчения с элементами художественного конструирования. Более подробные сведения о концепции обучения школьников черчению в интеграции с технологией и искусством педагогической общественности, занимающейся теорией и практикой графической подготовки учащихся, были представлены ранее3.
Система практических заданий в рамках примерного программно-тематического планирования учебных занятий по технологии с декоративно-прикладной направленностью для 5-9 классов (другими словами, примерная система практических заданий с технико-технологической информацией на основе декоративно-прикладного искусства) и методика обучения
школьников технологии (техническому труду) были предложены проф. К.А. Скворцовым4.
Данные разработки успешно реализуются в ряде школ, особенно Москвы и Московской области, но в них отсутствуют графическая информация об изготавливаемых предметах и темы по черчению. В связи с этим в разработанное К.А. Скворцовым тематическое планирование по технологии мы включили темы по черчению для их изучения в процессе ознакомления детей с чертежами изготавливаемых объектов. Кроме того, в соответствии с данным тематическим планом нами также ведется работа по разработке чертежей на объекты, изготавливаемые школьниками. На их основе подбираем темы по черчению для изучения школьниками на уроках технологии и составляем методические рекомендации и пособия для учителей.
Так, в соответствии с системой практических заданий, предложенной К.А. Скворцовым5, учащимся 5-го класса необходимо изготовить игрушки из жести (подсвечники) в течение 6 часов6.
В процессе обучения пятиклассников изготовлению игрушек из жести (или из плотной бумаги) в пределах одного часа из выделенных 6 часов предлагаем сформировать у детей знания о развертках как об одном из видов графических изображений изделий, их назначении и особенностях выполнения.
При этом учителю необходимо напомнить школьникам, что под графическими изображениями понимают, совокупность таких изображений, как чертеж детали, сборочный чертеж изделия, эскиз, кинематическая, электрическая и другие схемы, развертка, аксонометрический чертеж, технический рисунок.
Затем учитель объясняет детям, что для изготовления игрушек из листового материала используют их развертки (выкройки), и предлагает записать в тетради определение развертки: «Разверткой называется плоская фигура, полученная совмещением поверхностей предмета (или геометрического тела) с плоскостью. Поверхность при этом не рас-
тягивается, не сжимается и не образует ни складок, ни разрывов. При построении разверток остаются неизменными длины, углы, площади и другие метрические характеристики».
В ходе объяснения учитель показывает школьникам стилизованные фигурки птиц, зверей, животных, выполненные из листового материала, их фотографии и развертки {рис. 1-4), знакомит ребят с чертежами разверток поверхностей многогранников и тел вращения по учебнику черчения7.
С этой целью мы со студентами II курса факультета технологии и предпринимательства Поморского университета на занятиях по основам художественного конструирования разработали графические изображения - развертки стилизованных игрушечных животных, птиц и зверей («Голубь», «Козел», «Тюлень», «Пингвин», «Гусь», «Птица», «Бегемот», «Носорог», «Олень» и др.), которые могут служить объектами трудового обучения и эстетического воспитания. При этом нами использованы идеи, поисковые эскизы, наброски, фигурки из жести К.А. Скворцова8 и выпускницы нашего университета В.Н. Юшмановой. Эти разработки также используют студенты 1У-У курсов на педагогической практике при проведении занятий по технологии и черчению в школах, а также на экспериментальных занятиях в рамках тем курсовых и выпускных квалифицированных (дипломных) работ.
В данной статье не имеем возможности дать развернутый текст и показать большое количество фотоиллюстраций и разверток сувениров из жести и бумаги. С ними более подробно можно ознакомиться в дополняющих друг друга материалах, опубликованных прежде9. В то же время в указанных работах отсутствуют представленные здесь изображения интересных и привлекательных игрушек «Черепаха» и «Медвежонок» (рис. 1-4).
В учебном процессе учителю необходимо обращать внимание пятиклассников на оформление чертежей разверток: на изображения линий сгиба и заготовки, линий разреза, размерных, выносных, осевых и центровых линий.
Рис. 1. Игрушка «Черепаха». Бумага и/или листовая сталь
Рис. 3. Игрушка «Медвежонок». Бумага и/или листовая сталь
Ведется беседа о нанесении размеров, масштабах, эстетическом (композиционном) расположении изображений на листе бумаги, форматах, рамках и об основной надписи чертежа.
Рис. 2. Развертка игрушки «Черепаха»
Рис. 4. Развертка игрушки «Медвежонок»
Кроме того, учитель беседует со школьниками о красоте и стилизации формы проектируемых и изготавливаемых объектов. Он объясняет, что над изображением развертки помещают
знак «развернуто», форма которого в статье показана над приведенными в качестве примеров чертежами разверток игрушек «Черепаха» и «Медвежонок» (рис. 2, 4).
Из частной и общей дидактики нам известно, что включение мотивации учебной деятельности школьников в один из структурных компонентов хода урока является необходимым условием. Мотивация должна вызывать живой интерес у школьников к изучаемому материалу, активизировать их учебно-познавательную деятельность на уроке. Дети должны знать, для чего они будут изучать эту или иную тему урока. В связи с этим учителю на уроке необходимо объяснить учащимся, что металлопластику народные умельцы используют при украшении крыш домов и других сооружений флюгерами (в форме петушков, лошадок и других птиц и зверей). Профессиональные дизайнеры метал-лопластикой и резьбой по дереву оформляют интерьеры. При этом детям полезно показать слайды, открытки, таблицы и проч., иллюстрирующие объясняемую тему урока.
Необходимо с учащимися вспомнить, что люди ежедневно используют красивые и модные вещи, изготовленные по разверткам (выкройкам): платья, рубашки, брюки, обувь, сумки и др. Большую ценность развертки представляют в легкой промышленности (швейной, меховой, кожевенной); нефтехимической и газовой (резервуары и трубопроводы); судостроении, авто- и авиастроении; в производстве изделий из жести (водосточные трубы домов, воздуховоды и вытяжки в домах и цехах, лабораториях) и т.д. По разверткам делают эстетически привлекательные и удобные спортивные мячи, паруса яхт, папки для бумаг, упаковку для электронной техники и др.10
После закрепления материала по черчению школьники приступают к выполнению практического задания по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства - игрушек из жести (подсвечников). Можно предложить сначала выполнить их из плотной бумаги (рис. 1, 3). Задания дифференцированно распределяются между учащимися со слабыми, средними и высокими учебно-познавательными способнос-
тями. Можно обратить внимание учащихся на то, что из представленных на рис. 1-4 игрушек более простую форму имеет игрушка «Черепаха» (рис. 1, 2), более сложную - игрушка «Медвежонок» (рис. 3, 4), поскольку у нее много круглых элементов, составляющих трудность при вычерчивании чертежа и вырезании фигурки из бумаги или жести.
При этом учащиеся сами могут придать своей деятельности творческую направленность: придумать более сложные либо простые художественные формы и образы, сконструировать и изготовить свои варианты сувениров и игрушек. Для более эффективного развития художественного образного мышления школьников можно предложить придумать названия смоделированных игрушек, например «Черепаха-долгожительница», «Беззаботный медвежонок». Этим игрушкам также можно придать утилитарный характер - например, их можно превратить в игрушки-подсвечники. При этом учителю необходимо вначале выдать детям более прочный листовой материал, предложить соответствующие размеры игрушек-подсвечников при их изготовлении (размеры должны быть больше размеров, приведенных нами на рис. 2, 4 на чертежах разверток), а затем помочь припаять или приклепать сверху на спинах зверюшек-иг-рушек чашки - миниатюрные стаканчики с блюдцами маленького диаметра из жести для последующей установки в этих стаканчиках парафиновых свечек. Если изготовить зверька, сидящего на задних лапках, то свечку можно дать ему в передние лапы или привязать к поставленной на стол чашке со свечой фигурку, имитирующую собачку, сидящую на цепи во дворе. Покраску (отделку) игрушек-подсвечников целесообразно производить танином (дубом) или битумным лаком, что подробно описано К.А. Скворцовым11. Изготовленные игрушки-подсвечники можно установить на огнестойкие декоративные керамические плитки с целью соблюдения большей противопожарной безопасности.
Для более успешного выполнения практического задания детям вначале необходимо освоить технико-технологическую информацию:
безопасность труда; моделирование; перевод выкройки на металл и использование чертилки; резание ножницами жести, просечка отверстий различной формы (сечки, бородки, кернеры); гибка и соединение (язычками, простейшим фальцевым швом); отделка: зачистка заусенцев, шлифовка наждачной бумагой, окрашивание или отделка танином (дубом)12.
Предлагаемые развертки и фотографии игрушек можно использовать в 8-х классе при обучении черчению по двухгодичной программе (отв. ред. В.А. Гервер)13 и учебнику А.Д. Бот-винникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, в частности в процессе выполнения школьниками обязательной практической работы № 3 «Моделирование по чертежу»14. По условию этой работы, данному в традиционном учебнике, учащимся необходимо по чертежам изготовить модели из проволоки, картона, пластических и других материалов, не имеющие функционального значения и малоинтересные. Вместо этого мы им предлагаем в рамках практической работы № 3: а) выполнить на листе чертежной бумаги формата А4 развертку одной игрушки в тонких линиях без нанесения размеров из числа предложенных нами разверток игрушек (рис. 2, 4); б) обрезать ножницами по очерченному контуру заготовку (развертку); г) изогнуть модель фигурки так, как показано на фотоиллюстрациях (рис. 1, 3) и удалить оставшиеся линии построений на поверхности развертки.
Задания распределяются дифференцированно между учащимися со слабыми, средними и высокими учебно-познавательными способностями, либо школьник сам определяет степень сложности формы выбранной игрушки, сконструировав свой вариант сувенира на базе заданного аналога.
Возможен второй вариант условия выполнения этой работы, на основе которого учащимся вначале необходимо будет выполнить на отдельном чертежном листе бумаги формата А4 чертеж развертки игрушки (рис. 2, 4), а затем
на другом чертежном листе бумаги - изготовить модель игрушки (рис. 1, 3).
Если дифференцировать задания с учетом статуса каждого отдельно взятого типа общеобразовательного учреждения, то учащиеся обычных школ чертят развертку на листе формата А4 карандашом, заполняют упрощенную основную надпись, показанную в учебнике15, на другом листе вырезают развертку, изгибают из нее модель игрушки. Школьники лицейских и гимназических классов проделывают то же самое, но дополнительно показывают цвет игрушек на чертежах разверток и на моделях в технике акварельной отмывки. Учащиеся школ и классов, ориентированных на художественно-графические, дизайнерские и архитектурные специальности, также показывают цвет, но развертку уже чертят тушью, основную надпись выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД вместо школьной упрощенной. По желанию, школьники академических классов лицеев, гимназий и профилированных школ могут сами сконструировать игрушки, например бабочку. Тогда цвет крыльев может быть показан на развертке и модели изделия в технике росписи.
Эти усложненные варианты практической работы № 3, составленные для учащихся лицеев, гимназий и профилированных классов, также могут быть предложены способным учащимся обычных школ и классов, а всем другим желающим лучше рекомендовать в условиях дополнительных занятий по черчению.
В заключение отметим, что такой подход к художественно-графической и технологической (трудовой) подготовке школьников активизирует их учебно-познавательную деятельность, дает понимание практической значимости изучаемых предметов. Используемые художественные формы и образы более эффективно содействуют эстетическому и трудовому воспитанию, формированию пространственных представлений, развитию творческо-конструкторских способностей и моторики рук учащихся.
Примечания
I Михайлов Н.Г. К истокам народной культуры. Внеклассные мероприятия в Малых Корелах II Искусство в школе. 2007. № 1. С. 20-22; Его же. Межпредметные связи: география, черчение, изобразительное искусство II География в школе. 2005. № 1. С. 69-75, 3 с. обложки.
2Егоже. Олимпиада по черчению//Искусство в школе. 1996. № 3. С. 75-76.
3 Его же. Концепция интегрированного обучения учащихся черчению, технологии, декоративно-прикладному искусству// Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиол. и психол.-пед. науки». 2007. № 2(12). С. 104-109; Его же. Черчение в школе: концепция обучения в интеграции с технологией и искусством II Педагогика. 2007. № 9. С. 122-124.
4 Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу// Школа и производство. 2005. № 1. С. 52-58; 'Его же. Обработка древесины (5-й класс)//Там же. 2005. №2. С. 39-43; №3. С. 40-49; №4. С. 4044; Его же. Открытка, картинка или простейшая полочка с использованием рельефной металлопластики II Там же. 2005. № 5. С. 42-49; Его же. Коробочка из картона, оргалита или папье-маше, декорированная сканью II Там же.
2005. № 6. С. 66-75; Его же. Игрушки из жести II Там же. 2005. № 7. С. 20-28; Его же. Чашка для подсвечника, блюдечко, бубенчик с использованием технологии выколотки (дифовки)// Там же. 2005. № 8. С. 22-29; Его же. Брелок и пряжка в технике пропильного металла II Там же. 2006. № 1. С. 23-29; Его же. Чертилка из стального пругка II Там же.
2006. №2. С. 18-26.
5 Его же. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу// Там же. 200. № 1. С. 54.
6Его же. Игрушки из жести// Там же. 2005. № 7. С. 20-28.
7Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: учеб. дляобщеобразоват. учреждений. 4-е изд., дораб. М., 2008. С. 108-111.
8 Скворцов К.А. Игрушки из жести.
9 Михайлов Н.Г. Изучаем черчение, изготавливая игрушки//Школа и производство. 2008. №2. С. 59-63; Его же. Сувениры из жести//Народное творчество. 2008. №2. С. 44-45.
10Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение: учеб. дляуч-ся9 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2003. С. 116, 118.
II Скворцов К.А. Игрушки из жести. С. 26.
12Его же. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труцу. С. 54; Его же. Игрушки из жести. С. 20-28.
13 Черчение', программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер. М., 1993; Черчение, 7-8 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер II Программы общеобразовательных учреждений по черчению: сб. программ / сост. В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. М., 2000. С. 51-60.
14 Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Указ. соч. С. 44-45.
15 Там же. С. 17
Mikhailov Nikolay
GRAPHIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECTING AND MAKING TIN AND PAPER TOYS AT THE LESSONS IN TECHNOLOGY AND DRAFTING
The article is devoted to the graphic training organization forms of the fifth-grade pupils at the technology lessons and eighth-grade pupils at the drafting lessons in the process of constructing, modeling and making artistic and utilitarian articles - tin and paper toys within the conception of the integrated drafting and technology teaching on the basis of the applied and decorative arts objects.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского госуцарственного университета имени М.В. Ломоносова