О. Ф. Зонина
(Старый Оскол)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ
Статья посвящена проблеме поддержки учащихся с признаками графической одарённости. Подчеркивая роль семьи в воспитании детей, автор предлагает варианты сотрудничества школьного учителя черчения с родителями одарённых школьников
Одной из актуальных проблем современного образования является наиболее полное выявление потенциала одаренных и талантливых детей. Согласно житейским представлениям считается, что незаурядный по интеллекту и способностям ребенок должен легко и стремительно развиваться, обладать почти взрослой речью и обширными познаниями в разных областях, быстрее других соображать, т.е. рано достигать успехов, которые приближают его к «умным взрослым». О таких детях мечтают родители, ими могут гордиться педагоги. И они встречаются не так уж редко. Однако многочисленные интервью с известными музыкантами, математиками и олимпийскими спортсменами показывают, что никто из них не добился бы столь выдающихся результатов, если бы не было поддержки семьи.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важным показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребёнка превратятся в творческий характер, зависит от влияния родителей и других взрослых дома. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка [6, с. 38].
В настоящее время накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и существует великое множество систем развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Однако проблема развития личности одарённого ребёнка посредством графической деятельности остаётся неизученной. Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в методических системах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В этой связи нами была разработана методическая система развития способностей школьников с признаками графической одарён-
ности, которая включает в себя следующие компоненты.
1. Инновационно-развивающие формы обучения и технологии (технология проблемного обучения, технология контекстного подхода, приобщение к учебно-исследовательской деятельности).
2. Корректировка целей, задач и содержания предмета черчение (углубление, обогащение, проблематизация).
3. Сотворчество учителя и ученика (доверие, сотрудничество, ассистирование учителю в классе, во внеклассной и внешкольной работе).
4. Повышение мотивации и уровня притязаний (самопознание себя в графической деятельности и осмысление своих способностей в контексте профессионального будущего).
5. Поддержка школьного коллектива (взаи-мообогащение отношений в школьном коллективе; преодоление психологического барьера, возникающего между одарённым ребёнком и школьным коллективом).
6. Поддержка родителей (собрания и семинары, личные беседы учителя и родителей, направленные на раскрытие феномена личности их ребёнка).
7. Поддержка администрации учебного заведения (формы поощрения; взаимодействие учителя, ученика и администрации школы; поддержка и поощрение участия в олимпиадах разного уровня).
Проанализировав многочисленные исследования ученых - психологов и педагогов [4-9], мы пришли к выводу, что полноценную психо-лого-педагогическую поддержку одарённого школьника невозможно осуществить, если не привлечь к этой проблеме его семью. Поэтому одним из важных моментов предлагаемой нами методики в решении проблемы развития личности школьников с признаками графической одарённости является поддержка семьи со стороны педагогического коллектива школы, где
учится данный ребёнок. Поддержка должна быть направлена на активизацию сотрудничества родителей и детей, на формирование ответственности семьи за самоопределение и продуктивное проявление одарённого ребёнка.
В начальные годы обучения ребёнка в школе родители значительно успешнее, чем преподаватели, идентифицируют одарённость своих детей. Именно в ранние годы жизни когнитивное развитие происходит наиболее быстрыми темпами. Не удивительно, что родители более успешны, чем преподаватели, в распознавании одарённости в ранние годы. К моменту встречи со средней школой и учителями-предметника-ми изменения, связанные с развитием детей, сглаживаются, делаются менее выразительными. Подростковый возраст [5, с. 275] и связанные с ним изменения в психике ребёнка также способствуют сглаживанию ярких способностей. Проявление одарённости личности подавляет агрессия старших или более сильных физически сверстников как ответ на невольную демонстрацию исключительных способностей. В этом случае одарённый подросток, не умея противостоять насилию, старается быть «таким, как все». Снижает степень творческой активности ребенка и отношение учителей, которые рекомендуют ему «не высовываться», чтобы не было проблем.
Как правило, родители склонны замечать у ребёнка одарённость, проявляющуюся в музыке, рисовании, спортивных достижениях и пр. Но если рассматривать одарённость как совокупность индивидуальных способностей, проявляющихся в конкретном виде деятельности, то категорию графической одарённости помогут обнаружить родителям учителя черчения, проведя в детском школьном коллективе специальную диагностику, включающую в себя наблюдение, опрос, тестирование. Мы считаем, что определить графическую одарённость, как совокупность индивидуальных графических способностей, можно посредством изучения сферы её проявления, т.е. в графической деятельности [1-3].
Анализ научных работ и исследований по вопросам развития способностей в графической деятельности (ученых и педагогов-практиков Л. Н. Анисимовой, А. Д. Ботвинникова, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера, Е. Н. Кабановой-Меллер, Б. Ф. Ломова, Ю. Ф. Катхановой, В. Ю. Щербаковой, О. П. Шабановой, И. С. Якиманской и др.) и собственное исследование графической деятельности учащихся в школе позволили нам выделить структурные компоненты графических способностей
учащихся (пространственное мышление, логическое мышление, творческое мышление, зрительная память, воображение, мотивационная компонента) и определить уровни их развития.
Наблюдение за учебной графической деятельностью детей на уроках черчения, а также опрос школьников и проведённое специальное тестирование, направленное на выявление уровня развития графических способностей учащихся, позволили нам определить группу детей с высоким уровнем развития графических способностей. Их число от общего количества детей, участвовавших в эксперименте, составило около 10%. Эти учащиеся легко представляют объемные модели по чертежу, у них в достаточной степени развито пространственное воображение и мышление, они рационально используют чертежные инструменты, выбирая наиболее эффективные приемы построения, без труда переносят приобретенные знания, навыки и умения в новые нестандартные ситуации, свободно читают и строят графические изображения пространственных объектов, умеют моделировать и конструировать новые объекты.
Чтобы определить состояние проблемы взаимодействия школы и семьи одарённого ребёнка и наметить пути её решения, мы провели исследование, включающее в себя опрос и собеседование с родителями детей с признаками графической одарённости.
Проведя беседы с родителями детей, имеющих признаки графической одарённости, мы пришли к выводу, что 94% респондентов среди родителей считают важным развитие графических способностей детей с признаками одарённости. Однако 90% родителей не знают или не замечают индивидуальных способностей и наклонностей своих детей - достаточно того, что ребёнок успевает по предмету и замечаний учитель черчения ему не делает.
На наш вопрос «Приглашались ли Вы в школу для беседы на предмет графических способностей Вашего ребёнка?» родители одарённых детей высказали мнение, что учителя чаще общаются с родителями неуспевающих детей, хотя одаренные дети нуждаются в не менее пристальном внимании. Из проведённого нами опроса родителей выяснилось, что ни с одним из родителей графически одарённых детей не проводились беседы учителем черчения о развитии личности их ребёнка, о значимости развития графических способностей в дальнейшем профессиональном обучении. Проблема заключается в том, что родители остаются в неведении о возможностях развития своего ребенка.
Как показал опрос, большинство родителей уже задумываются о выборе ВУЗа и профессиональном будущем своего ребенка. Несмотря на утвердительный ответ опрошенных нами родителей на вопрос «Считаете ли вы, что выбор профессии должен осуществляться на основе имеющихся способностей и склонностей человека?», всё же большинство родителей делают выбор за своего ребёнка, не учитывая его способностей, а то и желания. Социологи подсчитали, что примерно 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям [8, с. 5, 18]. Это влечёт за собой разочарования, даже психические расстройства. Ежегодно более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. А это значит, что для получения дальнейшего эффективного профессионального образования уже в школе ребенку необходимо помочь раскрыть свои особенности психики, темперамента и, конечно же, способности. В настоящее время разъяснительную работу с родителями по выбору будущей профессии в зависимости от наличия у ребёнка специальных способностей и наклонностей к графической деятельности учителя черчения не проводят. В этом нам также видится проблема, пути решения которой мы предлагаем в разработанной нами модели.
86% из опрошенных нами родителей детей, чьи графические способности оказались на более высоком уровне, чем у сверстников, выказали желание дальнейшего и более глубокого развития этих способностей своих детей. При этом большинство из них признали, что развитие способностей их детей интересует их в основном в контексте выбора будущей профессии и последующего профессионального образования. Но, как отметили родители, необходима заинтересованность самого ребёнка, которую должен вызвать непосредственно учитель черчения.
Решение проблемы поддержки родителей детей с признаками графической одарённости нам видится в следующем.
После выявления у ребёнка высокого уровня графических способностей учителю черчения необходимо провести встречу с его родителями, целью которой будут: знакомство с ними; получение характеристики ребёнка от самих родителей; выяснение отношения родителей к ребёнку в семье; сообщение им о выявленном вы-
соком уровне графических способностей их ребёнка (можно показать результаты тестирования) и проведение беседы о значимости развития графических способностей в структуре личности человека (цель беседы - вызвать заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогом в деле дальнейшего развития графических способностей ребёнка); создание плана сотрудничества и составление примерного графика общения.
В план сотрудничества могут входить беседы учителя черчения с родителями по вопросам:
а) развития творческого мышления ребёнка, входящего в структуру графических способностей. Возможно, родителям будут полезны советы Джона Гауэна, которые приводит в своей книге «Твой ребёнок гений» Петр Зорин;
б) воспитания и проблем, касающихся взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Родителям стоит приучать ребенка к мысли, что окружающие люди существенно отличаются от него не только в мыслях, поступках и желаниях, но также и в отношениях друг к другу. Необходимо воспитывать в ребёнке терпимость к другим, детям, которые не имеют таких же возможностей и способностей. Такое семейное воспитание поможет вырастить будущего лидера общества, способного думать не только о своей карьере, но и о зависящих от него людях;
в) формирования чувства собственной значимости и повышения уровня притязаний ребенка. Для этого родителям необходимо при каждом успехе подчеркивать его умение: что сегодня он сделал лучше, чем вчера, не забыть вовремя похвалить за успешное овладение каким-либо навыком. Иногда не вредно отметить, что какая-то деятельность у него получается лучше, чем у других. Но в такого рода поощрениях надо знать меру, так как чрезмерные восторги могут породить тщеславие. Это тоже не самое лучшее качество;
г) формирования «Я-концепции», которая основывается на самопознании - процессе восприятия себя как личности, осознанного отношения человека к самому себе, к своим способностям и потребностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям;
д) профессионального будущего ребенка. Учителю черчения необходимо разъяснять родителям значимость графической подготовки и графических способностей в различных областях профессиональной деятельности. «Важнейшая роль в деле подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности принадлежит обучению их основам графической гра-
мотности. Умение строить и читать чертежи и т.п. - необходимое условие овладения любой (или почти любой) профессией»[3, с.157].
Большую помощь родителям в наблюдении за развитием ребенка может оказать ведение дневника, в котором будет отражаться, когда и за что ребенок получал какое-либо поощрение с целью стимулирования той или иной модели его поведения. Родители должны сообщать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделяя свое преимущественное внимание тем сторонам его личности, которые они считают наиболее важными для формирования его будущей индивидуальности. В то же время они не должны забывать о воспитании других важных качеств, которые на первый взгляд выглядят второстепенными.
Привлечение (по возможности) родителей и членов семьи к организации конкурсов, внеклассных мероприятий и пр. способствует раскрытию феномена графически одарённого ребёнка. Когда дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Однако поощрять ребёнка нужно не только за результат, но и за ста-
рание, награждать не только за победу, но и за участие. Конечно, каждый из детей стремится к достижению желаемого результата, особенно, если к нему есть позитивное отношение окружающих. Это дает им возможность почувствовать себя умными и хорошими.
В семьях особо одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными являются и сами родители. Это обстоятельство становится благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка [7, с. 38].
Мы отметили, что в 80% семей одаренных детей родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка и хотели бы получать консультации учителя черчения по развитию его графических способностей. Мы считаем, что без тесного сотрудничества семьи и школы невозможно осуществить наиболее гармоничное развитие личности одарённого ребёнка. Отсюда следует сделать вывод, что такой компонент разработанной нами модели, как поддержка родителей, также весьма актуален и требует внедрения в практику работы с графически одарёнными детьми.
Литература
1. Ботвинников А. Д. Графическая деятельность (Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы) : авто-реф. ... д-ра пед. наук. - М., 1958. - 54 с.
2. Гервер В. А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению) : автореф. ... д-ра пед. наук. -М., 1992. - 42 с.
3. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
4. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей : учеб. пособие / РАО ; Моск. психолого-соц. ин-т / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Изд-во МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 2004. -192 с. (Библиотека педагога-практика).
5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1998. - 352 с.
6. Одарённость детей: выявление, развитие, поддержка : учеб. пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 1996. - 126 с.
7. Одарённость: рабочая концепция : материалы международ. конф. / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова [и др.]. - М.: РПО, 2000. - 62 с.
8. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8-9 кл. общеобразо-ват. учреждений / [П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.] / под ред. С. Н. Чистяковой. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. -159 с.
9. Федорова С. А. Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 19 с.