Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.1+378.147
«Социокультурные контексты современного детства»: роль и место авторского курса в личностно-профессиональной подготовке будущего педагога
И. В. Федосова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье обоснована необходимость включения в процесс личностно-профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза специальной целенаправленной работы по формированию готовности к работе с разными категориями обучающихся на основе определения ведущей роли социокультурного контекста развития детства и его влияния на процессы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности современного ребёнка. Представлен опыт автора в данном направлении, включающий разработку и внедрение в учебный процесс специального курса для студентов педагогического вуза.
ребёнок, дети, детство, социокультурные факторы развития, социокультурные контексты, психолого-педагогическое сопровождение.
Дата поступления статьи в редакцию: 6 февраля 2018 г.
Для профессионального педагога и психолога знание условий и механизмов развития растущего человека является основополагающим. Создание пространства «совместной жизнедеятельности» и «встреч всех возрастных когорт» (В.И. Слободчиков) является главной проектной задачей образования [6].
В современных условиях усложнения системы человеческих взаимоотношений проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость. По мнению Д. И. Фельдштейна, речь идёт о широком социокультурном подходе к взаимодействию взрослого сообщества и растущих людей; о реально обусловленной позиции отношений мира взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а
как к субъекту взаимодействия субъект-субъектных отношений со взрослым миром, как особому состоянию развития [10].
В этом контексте особую значимость приобретает осмысление «индивидуальной истории развития растущего человека» (К. А. Абульханова-Славская); «истории возрастов жизни» (Л. С. Выготский, А. В. Толстых), определение пространства действия самоопределения как принципов, способов оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающего становление каждого ребёнка как личности [2; 4; 7].
Педагог (взрослый) выступает при этом как организатор (проектировщик) и участник процесса, понимающий своеобразие и относительную автономность детского саморазвития; осознающий особенности психологии развития каждого ребёнка, способный к собственному саморазвитию.
В данном контексте психолого-педагогическое сопровождение развития растущего человека может рассматриваться как:
встреча разных поколений; «другодоминантность» (А. А. Ухтомский); диалогическое общение (А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Т. А. Флоренская); взаимоотношения с детьми на индивидуально-личностном (а не только на возрастном) уровне;
интеграционный подход к детству как субъекту в субъект-субъектных отношениях с взрослыми лицами (Д. И. Фельдштейн);
инициирование сотрудничества (со взрослыми со стороны учащихся); обеспечение психологической безопасности и защищённости на основе понимания особенностей развития ребёнка как реализации его жизненных потребностей (А. Маслоу, К. Роджерс);
психологическое обеспечение координации индивидуальной траектории развития ребёнка при учёте собственной, поиск способов их совмещения;
переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребёнка (А. В. Суворов, Г. А. Цукерман);
фасилитация процессов постановки целей самоизменения или отказа от самоизменения;
видение актуальных возможностей, потенциальных ресурсов, целей и ценностей и возможностей их развития;
осознание роли своей творческой активности в конструктивном преобразовании своей жизни.
По мнению А. Г. Асмолова, в каждом обществе существуют, по меньшей мере, три детских «группы риска», и по отношению государства к этим группам можно поставить диагноз самому государству. К этим трём социальным группам относятся одарённые дети, дети с аномалиями психического и физического развития и дети с асоциальным поведением [3].
Для создания и поддержания условий успешной социализации таких детей в современном социуме необходимо обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение их развития педагогами с позиций социокультурного, интеграционного, индивидуально-личностного подходов, а также на основе принципов сотрудничества и педагогической ценности саморазвития ребёнка.
Вместе с тем, как показывает практика обучения в педагогическом вузе, в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы образования лишь поверхностно и эпизодически затрагиваются вопросы развития и
обучения одарённых детей, детей с аномалиями психического и физического развития, обучающихся с асоциальным поведением. В учебные планы подготовки будущих учителей включаются специальные курсы и дисциплины, способствующие формированию профессиональной готовности к работе лишь с отдельными категориями школьников, например, девиантными обучающими-
Таким образом, в современных условиях можно зафиксировать противоречие между потребностью образовательной практики в современных специалистах, способных к осознанию и построению «индивидуальной истории развития растущего человека» в профессиональной деятельности с учётом требований социума и государства, и недостаточным вниманием к данному аспекту вузовской профессиональной подготовки педагога [1; 2]. Названное противоречие указывает направление исследовательского поиска автора, связанного с учётом социокультурного контекста развития современного детства в формировании будущих специалистов сферы образования [8].
Исходя из этого был разработан авторский учебный курс для будущих педагогов и психологов «Социокультурные контексты современного детства», цель которого - содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования на основе определения ведущей роли социокультурного контекста развития детства и его влияния на процессы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности современного ребёнка.
Задачи дисциплины:
1) установить специфику детства как особой социально значимой группы во взрослом обществе;
2) научить будущих специалистов в сфере образования проектировать пространство жизнедеятельности современных школьников, способствующее проявлению социальной ответственности растущего человека;
3) способствовать овладению бакалаврами на базовом уровне умениями работать с детьми трёх основных групп «риска» (одарённые дети, дети с аномалиями психического и физического развития, дети с асоциальным поведением) в теоретическом, личностно-профессиональном и технологическом аспектах.
Содержание данного спецкурса способствует углублению профессиональных знаний в области социально-педагогической деятельности; расширению сферы применения и совершенствованию профессиональных компетенций, связанных с организацией жизнедеятельности школьников с учётом особенностей социокультурной среды; спецификой конструирования индивидуального социокультурного пространства каждого ребёнка. Оно построено по модульному принципу и включает в себя следующие разделы и темы [9]:
Раздел 1. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития.
Тема 1. Детство как явление социального мира. Характеристики детства.
Социологический (культурологический) подход к изучению детства: французская социологическая школа, французская генетическая психология, американская школа культурной антропологии, межкультурные исследования. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и его последователей как основа открытия детского пространства в изменяющемся мире.
Тема 2. Современный школьник в изменяющейся социокультурной ситуации.
Новые концепции и данные о социализации детей в условиях резких социально-культурных перемен в обществе и регионе. Проблемы культурной и психологической социализации детей мигрантов и беженцев. Общие и специфические проблемы социализации и взросления детей с позиций социального расслоения общества.
Тема 3. Содержание детской субкультуры. Социокультурные инварианты детской субкультуры.
Место детской субкультуры в общечеловеческой культуре. Детская субкультура в аспекте конкретно-исторической и кросс-региональной ситуации. Архетипы коллективного бессознательного. Исторически наследуемые общие элементы детского поведения, фиксируемые в детском языке и мышлении. Игровые действия. Детский фольклор.
Приобщение ребёнка к целостной структуре нравственных ценностей и норм. «Решётка» нравственных норм (Д. И. Фельдштейн) взрослых по отношению к детству.
Детское творчество как способ отражения свойственного возрасту видения мира. Собственное музыкальное, изобразительное искусство, устная художественная литература. Субкультура как совокупность установок, способов общения и манер поведения, характерных для детских сообществ в определённой конкретно-исторической и кросс-региональной ситуации.
Экопсихологический аспект детской субкультуры. Освоение пространства дома, малой родины в действиях и фантазиях. Отношения с ландшафтом. Освоение общественного транспорта.
Этнографический аспект детской субкультуры. Место и образ России и Сибири в моделях мира современных детей. Родной язык. Место и образ народных традиций в сознании современного ребёнка.
Материальный аспект детской субкультуры. Одежда. Деньги. Детские «сокровищницы» и «тайники».
Тема 4. Отношения мира взрослых и мира детства в современной социокультурной ситуации.
Детство как обобщённый субъект многоплановых отношений. Проблема отношений взрослых и детей в социокультурном и социально-историческом плане. Посредничество взрослого сообщества в процессе введения ребёнка в мир социокультурных ценностей: пространство, способы, характер взаимодействия.
Саморазвитие и самоопределение детства. «Диктат» развивающихся потребностей детства по отношению к осваиваемому им миру взрослых.
Семья и детская субкультура. «Со=бытие» (В. И. Слободчиков) как подлинная ситуация развития детской субкультуры и субъективности. Основные принципы отношений мира взрослых и мира детства с позиции гуманистической психологии и педагогики.
Основные тенденции и направления формирования познавательных и проектировочных стратегий педагогического вклада взрослых в мир детства в Восточно-Сибирском регионе.
Диагностика особенностей детской субкультуры. Кросс-культурный подход. Кросс-региональный подход.
Раздел 2. Проблемы жизнедеятельности различных категорий школьников в современном изменяющемся мире. Конструктивные стратегии их разрешения.
Тема 1. Дети бизнесменов и проблемы их жизнедеятельности.
1.1. Социальная ситуация развития ребёнка из семьи бизнесменов.
Социальное расслоение общества. Стратификация населения России. Бизнесмены, предприниматели, деловая элита. Типология и характеристики элиты. Социально-психологический феномен личности российского предпринимателя.
Субкультура современных деловых людей: «бытие для себя», «ориентация на крутость». Финансовая стабильность и социальный престиж - главные жизненные цели. Система ценностей бизнес-элиты. Противоречия между ценностями Человек и Богатство. Установки по отношению к бедным.
Составляющие семейного микросоциума ребёнка из семьи бизнесменов: родители, гувернёры, няни, домработницы, охранники. Противоречие между высоким авторитетом родителей и временной ограниченностью их в воспитании детей. «Вещный» мир, индустрия развлечений учащихся из состоятельных семей. Культурный уровень семьи. «Стирание» духовности. Криминали-зованность обстановки вокруг семей бизнес-элиты. Элитарное образование в России: типы школ, специфика организации учебного процесса, содержание обучения и воспитания детей.
1.2. Психологические особенности детей бизнесменов.
Узкий круг общения детей предпринимателей. Недостаточность общения с родителями и сверстниками. Значимые субъекты до поступления в школу. Роль воспитателей-гувернеров и элитных групп ДОУ в развитии ребенка. Расширение круга общения с приходом в 1 класс. Социальная адаптация учащихся из семей бизнесменов в массовых общеобразовательных учреждениях и частных школах. Стремление к лидерству и потребность в доминировании. Роль учителя в организации взаимодействия детей бизнесменов с другими учащимися.
Наиболее характерные личностные особенности детей бизнесменов. Яркое проявление индивидуальности. Нестандартный тип мышления. Свобода и раскрепощённость в поведении, самостоятельность в принятии решений. Повышенная тревожность, страхи. Агрессивность в игровой и учебной деятельности или замкнутость и безынициативность как крайние проявления в поведении. Недостаточное развитие волевой сферы, слабая мотивация к учению. Несамостоятельность при решении учебных задач. Недисциплинированность и капризность как способы проявления обострённого чувства собственного «Я». Эгоцентризм, невладение адекватными способами взаимодействия с ровесниками и взрослыми. Отсутствие устойчивых групповых объединений (в игре, общении, различных учебных занятиях). Неэмоциональность на занятиях эстетического цикла, «бедное» духовное развитие.
1.3. Методы психолого-педагогического изучения личности детей бизнесменов.
Программа изучения личности детей бизнесменов. Её специфика в зависимости от задач исследования и особенностей контингента детей. Принципы отбора диагностического материала. Рекомендуемые методики и тесты для изучения особой группы школьников. Выбор диагностического инструментария. Определение этапов изучения личностных качеств и свойств. Разработка мето-
дики наблюдений за особенностями поведения учащихся. Сбор эмпирического материала. Независимые характеристики учителей, других взрослых, сверстников, родителей. Изучение школьной документации и продуктов детского творчества. Включение родителей в диагностическое обследование. Метод мягкого глубинного интервью. Обработка, интерпретация и представление материалов исследования. Культура и корректность использования полученных результатов. Оформление рекомендаций и выводов.
Классификатор проблем детей бизнесменов.
Понятие «проблема» личностного развития. Сущность и значение классификатора проблем. Систематизация полученных диагностических данных с помощью классификатора. Особенности его использования в учебно-воспитательной работе. Составление характеристики ребёнка, оформление школьной документации, разработка коррекционных программ, составление планов воспитательной работы на основе классификатора проблем.
Классификация проблем в познавательной сфере ребёнка из семьи бизнесменов: отсутствие познавательных интересов, низкая познавательная активность, узкий кругозор, неразвитая речь. Проблемы в мотивационно-по-требностной сфере: неадекватное мировосприятие, слабая познавательная мотивация, нежелание учиться. Проблемы в эмоционально-волевой сфере: повышенная тревожность, детские неврозы, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, стрессы, детские страхи. Проблемы в рефлексивной сфере: неадекватная самооценка, неадекватные притязания на социальное признание, неразвитый самоконтроль. Проблемы в сфере общения: дезадаптация в новой социальной среде, проблемы в дифференциации коммуникативных воздействий, неудовлетворение высоких притязаний на лидерство, коммуникативные барьеры.
1.4. Способы адекватного взаимодействия с родителями-бизнесменами и учащимися в системе «ученик-учитель-родители».
Педагогический запрос родителей-бизнесменов. Способы включения предпринимателей в совместную деятельность по воспитанию и развитию детей. Особенности взаимодействия с родителями-бизнесменами. Определение путей согласования и принятия общих целей учебно-воспитательного процесса. Организация диалога в системе «учитель-родители». Реализация личностно-о-риентированного подхода во взаимодействии с родителями, учащимися из семей бизнес-элиты.
Организация и методика сотрудничества в системе «ученик-учитель-родители».
Создание особой воспитательной среды в школе и классе. Конструирование детской микро- и макросреды. Организация и методика проведения совместных форм воспитательной работы с родителями. Тренинги взаимодействия. Общие родительские собрания (традиционные и нестандартные). Воспитательные дела и занятия с участием детей и родителей (родительские презентации, праздники, вечера отдыха, конференции, семейные газеты и др.). Индивидуальные и семейные консультации для родителей деловой элиты.
1.5. Особенности организации воспитательной работы с детьми бизнесменов.
Специфика планирования воспитательной работы в классе с дифференцированным составом учащихся. Индивидуальный подход к детям из семей бизнесменов. Организация периода адаптации ребенка из семьи предприни-
мателей в массовой общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся особой группы в начальной школе.
Планирование воспитательной работы в частной школе. Особенности составления плана воспитательной работы. Планирование работы с родителями и педагогами дополнительного образования. Организация воспитательной работы во вторую половину учебного дня.
Технологическое обеспечение процесса воспитания детей бизнесменов.
Индивидуальные и групповые, отдельные и совместные формы работы с учащимися из семей бизнесменов в условиях массовой и частной школы. «Пакет» технологического обеспечения процесса: специальные методы, приёмы, формы, средства работы педагога с особой группой учащихся в частной школе. Специфика включения детей бизнесменов в различные воспитательные дела и занятия в классе с дифференцированным составом детей.
Психолого-педагогический портрет ребёнка из семьи бизнесменов. Наиболее ярко выраженные личностные качества и свойства. Рекомендации педагогам по организации взаимодействия с особой группой учащихся и их родителями. Рекомендации родителям по вопросам обучения и воспитания детей, установлению адекватного взаимодействия со школой на основе единства целей и ценностей воспитания. Выводы и предложения относительно организации учебно-воспитательного процесса с данной категорией школьников в массовой общеобразовательной и частной школе.
Тема 2. Одарённые дети и проблемы их развития.
2.1. Природа и виды одаренности.
Подходы к определению одаренности и её структурных компонентов. Одаренность как системное развивающееся качество. Детский возраст как период становления способностей.
Классификация видов одарённости. Критерии выделения видов одарённости. Одарённость как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.
Проблема идентификации одарённых детей.
Выявление одаренности как проблема. Явная и скрытая, актуальная и потенциальная одарённость. Подходы к диагностике одарённых детей. Принципы и методы выявления одарённых детей.
2.2. Умственная (общая) и специальная одаренность.
Природа умственной одарённости. Ранняя интеллектуальная одарённость. Проявления умственной одарённости в различных видах жизнедеятельности ребёнка. Модели развития умственной одарённости.
Специальная одарённость. Зависимость между возрастом и областью деятельности, в которой проявляется одарённость. Природа некоторых видов специальной одарённости: литературно-поэтической, музыкальной, изобразительной и др. Развитие специальной одарённости у младшего школьника.
2.3. Творчество и одарённость.
Природа творчества. Подходы к интерпретации связи творчества и одаренности. Модели развития творческости младшего школьника.
2.4. Духовность и одарённость. Развитие личности одарённого ребёнка.
Природа духовности. Подходы к интерпретации связи духовности и одаренности.
Особенности самосознания и самооценки одаренного ребёнка. Переживания, связанные со своей «непохожестью». Трудности общения со взрослыми и сверстниками. Специфика оказания психолого-педагогической помощи одарённому ребёнку.
2.5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребёнка.
Принципы и методы проектирования образовательной среды, адекватной индивидуальности одарённого ребёнка. Создание условий востребованности детской инициативы и творчества школьника. Тренинг профессионально-значимых качеств взрослых, сопровождающих одарённого ребёнка.
Тема 3. Проблемы жизнедеятельности девиантных детей.
3.1. Психология девиантного поведения как специальное научное направление и учебная дисциплина.
Возникновение и становление психологии девиантного поведения как специальной научной и практической отрасли психологии.
Девиантное поведение как важнейший социально-психологический и педагогический феномен. Понятие девиаций в общественном развитии. Взаимосвязь категории «девиантное поведение» с понятиями «социальная норма», социальные отклонения», «депривация», «дезадаптация», «социальная и педагогическая запущенность», группа риска, «виктимность». Проблема использования в науке и практике терминов «делинквентное поведение», «деза-даптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «маргинальное поведение», «деструктивное поведение», «нарушенное поведение», «виктимное поведение».
Базовые концепции девиантного поведения. Классификация концепций причин девиантного поведения. Биологизаторские концепции девиантного поведения (теории Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, М. Вебера, Г. Беккера, С. Селина, Н. Дж. Смелзер, Р. Мертона и др.). Психологические концепции девиантного поведения (теории З. Фрейда, А. Маслоу, К. Хорни, Д. Боулба, Г. Бреслава, Г. Салливана, Э. Эриксона, А. Адлера и др.).
3.2. Типология девиантного поведения: виды и формы.
Типология девиантного поведения: виды и формы. Кражи и воровство, бродяжничество, пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция и сексуальные девиации, суицид и суицидальное поведение, черный юмор как специфическая форма девиации, графический вандализм.
3.3. Психолого-педагогическая характеристика девиантной личности учащегося.
Модели девиантного поведения: личностная, актуализационная, средовая. Обобщённый портрет современного учащегося с девиантным поведением. Основные показатели и критерии девиантного поведения учащегося: состояние здоровья и общее развитие; отношение к ведущим видам деятельности (учебной, трудовой), характер общения с окружающими, различные виды и формы девиантного поведения учащегося.
Классификации (типы и группы) девиантных детей (подходы П. П. Блон-ского, Л. С. Выготского, В. П. Кащенко, М. А. Алемаскина, И. А. Невского, А. И. Кочетова, Д. И. Фельдштейна и др.).
Диагностика девиантного поведения учащегося. Документы психолого-педагогической диагностики (схемы характеристик, социально-психологические
паспорта, карты развития и др.) Методы и методики изучения девиантной личности: наблюдения, анализ документации, беседы. Опрос, анкеты, обобщение независимых характеристик, тесты-опросники; проективные методики. Специфика диагностической работы с девиантными учащимися.
3.4. Теория и практика коррекции различных форм, видов и стадий девиант-ного поведения.
Теория и практика коррекции различных форм, видов и стадий девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. Анализ категорий: «реабилитация», «перевоспитание», «коррекция», «помошь», «поддержка», «сопровождение». Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Принципы, этапы и способы коррекционной работы.
Различные подходы (А. И. Тонеев, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейберг, А. И. Кочетов, Р. В. Овчарова, Л. Б. Филонов и др.) Коррекционная программа деви-антного поведения: функции, задачи, методика (алгоритм составления). Виды коррекционных программ: коррекционно-воспитательные, адаптационные, реабилитационные. Индивидуальные и групповые коррекционные программы в зависимости от вида и направленности.
Особенности психолого-педагогической коррекции негативных качеств и свойств: недисциплинированности, лживости, лености, агрессивности. Специфика оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами бродяжничества, страдающим сквернословием, детям с суицидальным поведением.
Условия профилактики девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие «профилактика» и «превенция» девиантного поведения, «социальный контроль». Общая и специальная профилактика. Система профилактики девиантного поведения. Основные направления её совершенствования. Перспективы развития служб социально-психологического и педагогического реагирования. Предупреждение отдельных форм и видов девиантного поведения. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей и подростков. Моделирование ранней профилактики педагогической запущенности детей. Социально-психологическая и педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.
3.5. Профессионально-личностная подготовка психолога и педагога к работе с девиантными детьми и подростками.
Профессионально-личностная подготовка педагога к работе с девиантными детьми и подростками. Значение профессионально-личностных качеств педагога для работы с девиантными детьми и подростками. Характеристика профессиональных и личностных качеств педагога как самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности. Кодекс (права и обязанности) педагога в процессе общения с девиантными учащимися и их родителями. Самодиагностика и самообразование педагога как путь профессионально-личностного роста будущего специалиста.
Тема 4. Проектирование социокультурной и образовательной среды с учётом особенностей развития современного детства.
Прикладной аспект дисциплины включает присвоение студентами основ профессиональной деятельности с различными социально-психологическими категориями обучающихся (одарённые дети, девиантные учащиеся, дети бизнесменов и др.). В рамках спецкурса бакалавры разрабатывают собственные
темы исследования, связанные с диагностикой и коррекцией влияния социокультурных факторов на развитие личности детей разного возраста. Например: Современные дети и деньги. Детские «сокровищницы» и «тайники». Игра и игрушка в жизнедеятельности современного ребёнка. Влияние СМИ на психологическое развитие современных обучающихся. Психологическая помощь детям-беженцам. Дети индиго. Мальчики и девочки в школе: проблемы взаимодействия. Ненормативная лексика в общении современных школьников. Интернет-аддикция современного ребёнка. Игромания как новый вид аддик-ции современных детей. Насилие в семье. Подростковый сленг как отражение молодёжной субкультуры. Язык общения компьютерщиков. Современное кино и дети.
Курс «Социокультурные контексты современного детства» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. В результате его изучения будущие специалисты присваивают следующие теоретические знания: основные подходы к пониманию и объяснению процессов и явлений психологического развития человека, актуальность этих подходов для проектирования развивающего образования, их возможности и ограничения; содержание принципа развития в психологии и его категориальный строй (объект, структура объекта, предпосылки, условия и др.); взаимосвязь понятий «развитие» и «возраст»; основание и принципы построения интегральной периодизации общего психологического развития (В. И. Слободчиков); феноменологию детства; феноменологию и основные причины кризисов развития в онтогенезе (в т. ч. в аспекте личностно-профес-сионального становления); основные позиции и программы действий взрослого во взаимоотношениях с ребёнком на разных ступенях онтогенеза; соотношение возрастных «норм» и индивидуальных вариантов развития личности в целях сохранения психологического здоровья субъектов психолого-педагогического сопровождения развития; основные понятия, объясняющие феномен девиантного поведения; базовые концепции девиантного поведения (причины и предпосылки отклонений в поведении); психолого-педагогическую характеристику девиантного учащегося (показатели, критерии и уровни девиантного поведения); психолого-педагогические особенности детей бизнесменов; факторы, причины, механизмы развития и воспитания ребёнка из семей предпринимателей; методы психолого-педагогического изучения личности детей бизнесменов; возможности и особенности воспитания детей предпринимателей в негосударственных образовательных учреждениях.
Они также овладевают умениями: анализировать педагогические ситуации в контексте теоретико-методологических основ проблемы психологического развития; исследовать различные стороны психического (интеллектуального, эмоционального, волевого и др.) развития учащихся; проектировать и организовывать совместную с ребёнком деятельность и общение; сотрудничать с детьми, родителями и коллегами; содействовать реализации творческой способности растущего человека как свойства «бесконечности человека» (Н. И. Непомнящая); выявлять причины девиантного поведения детей и подростков; осуществлять диагностику девиантного поведения учащихся; реализовывать раннюю профилактику девиантного поведения в несовершеннолетнем возрасте; моделировать психолого-педагогические технологии кор-
рекции отклонений в поведении детей и подростков; составлять и защищать коррекционно-воспитательные, адаптационные, социально-реабилитационные программы для детей и подростков с девиантным поведением; отбирать, дифференцировать и использовать наиболее адекватные методы, приёмы, разные средства и формы воспитания детей предпринимателей; анализировать и проектировать воспитательные технологии с позиции решаемых задач; использовать методы психолого-педагогической диагностики для изучения детей бизнесменов, обрабатывать и интерпретировать полученные данные.
Будущие работники сферы образования учатся владеть: способами проектирования возрастного и индивидуально-личностного пространства развития растущего человека, открывающими для каждого человека свой путь движения к универсальному развитию и предельной самоактуализации; различными категориями, связанными с понятием «девиантное поведение»; способами взаимодействия с учащимися из семей бизнесменов и их родителями; основами педагогического мониторинга в учебно-воспитательном процессе современных школьников.
Существенной характеристикой занятий по представленному предмету является их исследовательская направленность. Будущие педагоги и психологи выполняют различные задания, требующие проявления исследовательских навыков, нестандартного мышления, оригинальности идей, умения ориентироваться в различных профессиональных ситуациях.
Например, на практических занятиях студенты представляют аннотацион-но-реферативное сообщение по выбранному источнику, составляют глоссарий на заданную тему, готовят доклад-презентацию по итогам исследовательской работы, доклад-отчёт по результатам констатирующего эксперимента, разрабатывают социальные проекты по сопровождению особого ребёнка (одарённого, девиантного, с ОВЗ, из семьи бизнесменов и т.п.), составляют программы изучения особого школьника; делают презентацию разработанного занятия, тренинга, мероприятия, направленного на сопровождение современного школьника и его семьи.
Также этому способствуют основные виды самостоятельной работы:
«Открытие опыта» - работа в авторских мастерских и лабораториях педагогического творчества на базе школ города.
Собственно проектная деятельность на основе самостоятельно определённой проблемы.
Презентация проекта.
Разработка программ психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка.
Составление психолого-педагогической характеристики девиантного учащегося.
Составление рекомендаций, направленных на психолого-педагогическую коррекцию личности в детском возрасте.
Разработка реабилитационных программ для детей, имеющих проблемы лживости, воровства, сквернословия и др.
Разработка конспектов занятий по одной из форм взаимодействия учителя, родителей и учащихся - совместного тренинга, нестандартного родительского собрания, семейной консультации, круглого стола, конферен-
ции, воспитательного занятия с участием родителей-бизнесменов.
Практическая работа с младшими школьниками из семей бизнесменов в условиях реального педагогического процесса в негосударственных образовательных учреждениях.
Немаловажную роль в повышении мотивации студентов и активизации их исследовательской деятельности в рамках дисциплины играет использование на занятиях следующих образовательных технологий:
Технология традиционного обучения: семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
Интерактивные технологии: мозговой штурм, проблемный семинар, дискуссия, семинар на базе образовательной организации.
Технология формирования опыта профессиональной деятельности: практические занятия на базе образовательной организации.
Технология формирования научно-исследовательской деятельности студентов: практическое занятие в форме презентации результатов исследовательской деятельности.
В заключение отметим: «Детство - один из самых сложных феноменов возрастной психологии. Говоря о нём, мы обычно имеем в виду ту фазу жизни, когда человек ещё не готов к самостоятельному существованию и нуждается в усиленном усвоении опыта, передаваемого старшим поколением» [5]. Но как долго продлится эта фаза и насколько успешно будет усвоение этого опыта, зависит в первую очередь от педагогов, понимающих своеобразие и осознающих особенности психологии развития каждого ребёнка, от взаимодействия взрослого сообщества и мира детства.
Список литературы
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире/ В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. -С. 3-15.
2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / К. А. Абульханова-Славская // Современная личность: Психологические исследования. - М. : ИП РАН, 2012. - С. 17-35.
3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - М. : МПСИ, 1996. - 768 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Смысл ; Эксмо, 2003. - 1136 с. - (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
5. Сапогова, Е. Е. Культурный социогенез и мир детства : лекции по историографии и культурной истории детства / Е. Е. Сапогова. - М. : Академический Проект, 2004. -494 с. - (Серия «Учебное пособие для высшей школы»).
6. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная пресса, 2000. - 416 с. - (Серия «Основы психологической антропологии»).
7. Толстых, А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / А. В. Толстых. - СПб. : Алетейя, 2000. - 288 с.
8. Федосова, И. В. Создание социокультурной среды как условие реализации вос-
питательных задач в вузе / И. В. Федосова / Современные проблемы профессионального образования : опыт и пути решения : мат-лы Первой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 26 - 28 апреля 2016 г. - Иркутск : ИрГУПС, 2016. - С. 886-891.
9. Федосова, И. В. Социокультурные контексты современного детства : уч. пособие / И. В. Федосова. - Иркутск : Иркут, 2017. - 218 с.
10. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. - М. : МПСИ ; Флинта, 1999. - 672 с.
"Social and Cultural Contexts of Modern Childhood": the Role and Place of the Course in Professional and Personal Training of Future Teachers
I. V. Fedosova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract: The article substantiates the necessity of implementing the special activities aimed at preparing for working with different categories of students based on determining the leading role of social and cultural context of childhood development and its influence on forming the world image, the style of behavior, activity of a modern child, into the process of future teachers' professional and personal training at university. The author describes her experience in this area that includes elaborating and implementing a special course for future teachers into the university educational process.
Keywords: child; children; childhood; social and culturalfactors of development; social and cultural contexts; psychological and pedagogic support.
Федосова Fedosova
Ирина Валерьяновна Irina Valeryanovna
кандидат педагогических наук, Candidate of Sciences (Pedagogy),
доцент, заведующий кафедрой со- Associate Professor, Head of the
циальной педагогики и психологии Social Pedagogy and Psychology
Department
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 6664011
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]