Научная статья на тему 'Диагностика и методика развития графических способностей школьников на уроках черчения'

Диагностика и методика развития графических способностей школьников на уроках черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика и развитие / уроки черчения / графические способности / диагностика способностей / графическая деятельность / одарённые дети / пространственное воображение / diagnostics and development / the drawing lessons / graphic abilities / diagnostics of abilities / graphic activity / gifted children / spatial imagination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зонина О. Ф.

Статья посвящена проблеме развития графических способностей школьников на уроках черчения. Автор представляет диагностический инструментарий выявления уровня графической одарённости школьников и раскрывает компоненты методической системы, обеспечивающей поддержку развития графической одарённости школьников в рамках предмета черчения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND DEVELOPMENT OF PUPILS’ GRAPHIC ABILITIES IN THE SCHOOL DRAWING LESSONS

The paper is devoted to the problem of development of pupils’ graphic abilities in the school drawing lessons. The author presents methods of diagnostics of pupils’ graphic endowment level and covers components of methodological system, which supports the development of pupils’ graphic endowment in the course of drawing education in a secondary school.

Текст научной работы на тему «Диагностика и методика развития графических способностей школьников на уроках черчения»

УДК 378

ДИАГНОСТИКА И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

© 2009 О. Ф. ЗОНИНА

ассистент каф. прикладной механики Старооскольского филиала Московского государственного института стали и сплавов, e-mail: olga-zonina@yandex.ru

Статья посвящена проблеме развития графических способностей школьников на уроках черчения. Автор представляет диагностический инструментарий выявления уровня графической одарённости школьников и раскрывает компоненты методической системы, обеспечивающей поддержку развития графической одарённости школьников в рамках предмета черчения.

Ключевые слова: диагностика и развитие, уроки черчения, графические

способности, диагностика способностей, графическая деятельность, одарённые дети, пространственное воображение.

Понять и объяснить процесс «растворения» одарённости важно хотя бы для того, чтобы природный дар не растрачивался впустую, а реализовывался в различных видах деятельности.

Феномен талантливого человека зачаровывал, восхищал и был предметом пристального внимания во все времена.

Понять природу таланта, выявить закономерности его эволюции, попытаться создать некую теорию и методику его воспитания - естественное стремление человечества.

Вильгельм Вижерховский, профессор Гамбурского университета подсчитал, что число одарённых детей в Германии составляет 3-4 процента, а в США - 5-7 процентов от их общего числа.

Не располагая точными данными по России, всё-таки можно предположить, что процент талантливых детей в нашей стране не только не ниже, а, вполне возможно, выше.

Заметить ребёнка, значительно опережающего своих сверстников в развитии тех или иных способностей, могут родители, воспитатели, учителя. Но что делать дальше? Необходимо, прежде всего, показать работы способного ребёнка специалисту в области музыкальной, изобразительной, изобретательской, литературной деятельности. Однако и здесь возникают проблемы: невладение диагностическими методиками, выявляющими степень одарённости ребёнка, отсутствие или слабость методических систем развития художественных, музыкальных, математических и других способностей в российской образовательной системе. Хоть как-то распознать и поддержать одарённого ребёнка ещё могут, если он имел счастье родиться в крупном городе, где есть детские художественные школы, музыкальные школы. Ну а если, по выражению Дидро, «гений упал с неба» в какой-нибудь далёкой деревушке, где в малокомплектной школе даже учителей, работающих по профилю своей подготовки мало, одарённому ребёнку рассчитывать не на кого.

Расхожая фраза «талант всегда пробьётся» по сути своей неверна. Талантливые люди гораздо чаще других критично относятся к оценке своих способностей и поэтому требуют особенно бережного отношения и деликатного общения.

Дети с признаками одарённости чаще всего выявляются учителями-предметниками. Замечают их на уроках математики, изобразительного искусства, уроках музыки.

Ученики, опережающие сверстников в решении графических задач, выявляются и на уроках черчения. Эти ребята справляются с заданиями быстро, их отличает высокий уровень пространственного мышления. Школьники с признаками графической одарённости без труда воспринимают пространственные соотношения, ведут их мысленную переработку и создают новые пространственные образы.

Довольно сложный процесс решения графической задачи, куда включаются не только логические операции, но и множество перцептивных действий, связанных с опознанием объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими не вызывает у этих детей затруднений.

Такие школьники проявляются очень ярко по следующим направлениям графической деятельности: по умению создавать статические и динамические образы; по лёгкости создания образов и оперирования ими; по широте оперирования, что проявляется в характере использования наглядной опоры, по полноте создаваемого образа; по способам его преобразования.

Учителя черчения отмечают у этих учащихся повышенную мотивацию к графической деятельности. Им доставляет удовольствие любая работа, связанная с чертежами. Выполненные ими графические работы практически не содержат ошибок, связанных с раскрытием внешней и внутренней формы изображённого объекта, ошибок, связанных с правилами оформления чертежа и знаниями стандартов.

Решение проблемы развития и поддержки детей с признаками графической одарённости нам видится, прежде всего, в проведении диагностики, устанавливающей уровень графических способностей школьников, и разработке методической системы, нацеленной на развитие этого феномена.

Разработанная нами экспериментальная диагностика включает:

- диагностику уровней развития пространственного мышления. Для диагностики уровней развития пространственного мышления мы пользовались тестами, разработанными И.С. Якиманской, которые позволили выявить и объективно оценить уровень развития пространственного мышления учащихся, формируемый в процессе обучения. В качестве основных показателей развития пространственного мышления использовались

• успешность создания пространственного образа, адекватного графическому изображению;

• типы оперирования образом;

• широта оперирования и полнота образа, то есть отражение в нём различных характеристик (формы, величины, пространственной размещённости, протяжённости);

- диагностику логического мышления. Исследование уровня логического мышления мы определяли, используя тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (И.С. Якиманская, В.Г. Зархин, О.С. Зяблова, А.Ю. Лебцева), который предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации,

построение, закономерность) и позволяет выявить индивидуально-психологические различия учащихся подросткового возраста в овладении логическими операциями с геометрическими объектами;

- диагностику воображения, которое является также центральным звеном творческих графических способностей. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальных предметов и трансформирует их в память. Воображение также необходимо во всех фазах творчества. Наиболее значимая в контексте нашего исследования функция воображения - творческая. Воображение исполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Творческое воображение, присущее в разной степени всем школьникам, направлено, прежде всего, на создание новых моделей;

- диагностику памяти, которая включала набор методик на выявление образной и вербально-логической памяти учащихся. Такое исследование памяти позволяло нам подойти к решению вопроса о том, какой вид памяти имеет наибольший удельный вес, преобладает у личности с признаками графической одарённости. Не умаляя значения и важности степени выраженности вербальнологического вида памяти, отметим, что в контексте нашего исследования преимущественные позиции должна занимать образная память, так как в структуре графических способностей образная память является базой пространственных преобразований;

- диагностику творческого мышления;

- диагностику изучения внутригрупповых и межличностных отношений.

В контексте нашего исследования эта диагностика является весьма актуальной, так как школьник с признаками графической одарённости может восприниматься одноклассниками не всегда адекватно. Он может быть предметом зависти, нападок и непонимания со стороны сверстников, что может негативно сказаться на проявлении его способностей, замкнутости и изолированности в коллективе. Поэтому наше исследование нацелено на выявление статуса ребёнка с признаками одарённости в коллективе и корректирование, поддержку и своевременную помощь.

Методическая система, разработанная нами, содержит следующие компоненты:

1) инновационно-развивающие формы обучения и технологии. Технология проблемного обучения, технология контекстного подхода. Приобщение к учебноисследовательской деятельности;

2) изменение целей и задач и корректировка содержания. Углубление. Обогащение. Проблематизация;

3) сотворчество учителя и ученика. Доверие, сотрудничество, ассистирование учителю в классе, во внеклассной и внешкольной работе;

4) мотивация и повышение уровня притязаний. Самопознание себя в графической деятельности и осмысление своих способностей в контексте профессионального будущего;

5) поддержка школьного коллектива. Взаимообогащение отношений в школьном коллективе. Преодоление психологического барьера, возникающего между одарённым ребёнком и школьным коллективом;

6) поддержка родителей. Собрания и семинары, личные беседы учителя и родителей, направленные на раскрытие феномена личности их ребёнка;

7) поддержка администрации. Формы поощрения. Взаимодействие учителя, ученика и администрации школы. Поддержка и поощрение участие в олимпиадах разного уровня.

Предлагаемая нами диагностика признаков графической одарённости школьников и включение их в методическую систему, направленную на сохранение, поддержку и развитие высокого уровня графических способностей, во многом поможет решить проблему творческой самореализации школьников, верно сориентироваться в выборе профессии и обеспечит адекватное их внутренней природе профессиональное будущее.

Библиографический список

Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М. : Издат. центр «Академия». 1996

Савенков А.И. Развитие детской одарённости в условиях образования : дис. ... док. психол. наук. - М., 2002.

Одарённость : рабочая концепция : материалы межд. конф. / под ред.

Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М.: РПО, 2000.

Одарённые дети : система работы в школе [компакт-диск]. - Волгоград : Учитель, 2007. www.uchitel-izd.ru

Якиманская И.С. Психологические основы математического образования : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.