Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития графической культуры в школьном образовании'

Проблемы и перспективы развития графической культуры в школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкова Л. В.

В статье рассматривается назревшая проблема современной геометро-графической подготовки школьников как основы инженерно-технического образования, анализируются причины снижения уровня пространственного мышления будущих инженеров, а также предлагаются пути решения проблемы формирования графической культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития графической культуры в школьном образовании»

УКД 378.7

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2016 Л. В. Брыкова

канд. пед. наук, доцент e-mail: brikova. opdo-gubamail. ru

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

Губкинский филиал

В статье рассматривается назревшая проблема современной геометро-графической подготовки школьников как основы инженерно-технического образования, анализируются причины снижения уровня пространственного мышления будущих инженеров, а также предлагаются пути решения проблемы формирования графической культуры школьников.

Ключевые слова: графическая культура, пространственное мышление, профильное обучение, элективные курсы.

Условиями успешного овладения техническими знаниями являются умение читать чертежи и знание правил выполнения и оформления чертежей. Чертёж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство.

Процесс овладения чертежами как средством выражения технической мысли и как производственным документом должен начинаться ещё в школе с изучения предмета «Черчение», а затем развиваться и закрепляться в технических вузах при изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» и ряда специальных дисциплин, а также при выполнении курсовых и дипломных проектов.

В мировой практике образования изучение черчения издавна входит в содержание образования как его неотъемлемая часть. Черчение десятилетиями присутствовало в школьной программе и в нашей стране (в седьмых - восьмых, позднее в восьмых - девятых классах). В настоящее время в обязательной школьной программе предмет «Черчение» отсутствует, следовательно, фундамент для дальнейшего инженерного образования в период профессиональной ориентации школьников не закладывается. Данный факт абсолютно противоречит политике Российского государства, направленной на повышение уровня и статуса инженерного образования. Такое отношение к предмету уже привело к значительному снижению уровня технического, пространственного и творческого мышления школьников, с чем теперь сталкиваются преподаватели технических вузов на занятиях с первокурсниками.

Мышление - сложный психический процесс, одна из высших форм познания человеком действительности, которая позволяет с помощью умозаключений раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Изучению мышления посвящены работы известных ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, И. С. Якиманской и др.

В настоящее время в научных исследованиях не существует однозначного мнения по вопросу выделения различных типов мышления, отсутствует их точное определение. Однако в психологической литературе фигурирует такое понятие, как «профессиональное мышление». Профессиональное мышление - «это преобладающее использование принятых именно в этой профессиональной области приемов решения

проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, способов вычерпывания содержания предмета труда и пр.» [Маркова 1996: 90].

В связи с этим можно заявлять об особом типе мышления - инженерном мышлении, которое определяется как «... системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них - видеть прошлое, настоящее и будущее» [Сазонова, Чечеткина 2007: 25].

Инженерное мышление специалиста ХХ! в. представляет собой сложное системное образование, включающее в себя научное, практическое, творческое, эстетическое, экономическое, коммуникативное, логическое и пространственно-образное мышление.

Образное мышление имеет свои разновидности, одной из которых является пространственное мышление. Пространственное мышление - это процесс, в котором отражаются все существенные взаимосвязи и богатство реального мира. Наиболее существенной характеристикой такого мышления является способность человека к цельному и одномоментному отражению предметов и явлений реального мира. Теоретическое и практическое значение процесса формирования пространственного мышления в учебной деятельности неоднократно отмечали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, А.Д. Ботвинников, П.Я. Гальперин, А.В. Гервер, В.В. Давыдов, М. Дональдсон, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Каплунович, Ю.Ф. Катханова, А.Н. Леонтьев, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломов, А.А. Павлова, И.А. Ройтман, С.Л. Рубинштейн, К. Цукерман, О.П. Шабанова, И.С. Якиманская и др.

В своих исследованиях И.С. Якиманская отмечает, что «пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных» [Якиманская 1980].

В основе пространственного мышления заложена деятельность «представливания», которая протекает в различных формах и на различном уровне [Там же]. В соответствии с этим пространственное мышление (воображение) в психологии принято разделять на два вида: образы памяти и образы воображения. Образы памяти отражают предмет примерно в том виде, как он был воспринят, без мысленной переработки. Образы воображения, в отличие от образов памяти, являются новыми образами и подразделяются по способу создания на две группы: образы воссоздающего и образы творческого воображения [Ботвинников 1964].

Образы воссоздающего воображения - это новые образы, которые создаются на основе заданного материала путём его мысленной переработки. Примерами воссоздающего воображения в процессе изучения геометро-графических дисциплин являются создание мысленного образа предмета и его расположения в пространстве по его комплексному чертежу, по словесному описанию; представление и построение разрезов и сечений, третьей проекции детали по двум заданным, пространственной линии пересечения поверхностей тел и др. Развивая воссоздающее воображение, человек, занимаясь творческой деятельностью, переходит к другому виду воображения - творческому. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, инженера, конструктора.

Брыкова Л. В. Проблемы и перспективы развития графической культуры в школьном образованияя

Пространственное мышление в ходе онтогенеза проходит несколько этапов своего развития. Оно развивается с раннего возраста и на начальном этапе неразрывно связано с другими видами мышления. По мере своего развития пространственное мышление проявляется в самостоятельной форме в виде пространственных образов [Якиманская 1980]. В младшем школьном возрасте (3-5 классы) пространственное мышление бурно развивается, чему способствует изучение в этот период таких предметов, как изобразительное искусство, трудовое обучение и география. Данных дисциплин оказывается достаточно для интенсивного развития пространственного мышления, что подтверждается физиологическими данными о сенситивном характере этого этапа развития пространственного мышления.

Подростковый возраст с физиологической точки зрения проявляется как благоприятный период для развития пространственного мышления. В это время происходит формирование ведущей роли правого полушария головного мозга. Психологические исследования описывают два вида мышления: левополушарное и правополушарное [Немов 1995]. Левое полушарие отвечает за действия на основе аналитического подхода к формированию представлений об исследуемом объекте, который сопряжен с поэтапным перебором его деталей по установленной программе. Данный вид мышления эффективнее воспринимает вербальную информацию, которая представлена символами, условными знаками. С помощью правого полушария головного мозга осуществляются не опосредованные речью образные психические функции, происходит обработка наглядно-образной информации, представленной чувственными образами.

В настоящее время психологи на основе исследований делают вывод о значительной гипертрофии абстрактно-логического подхода в обучении. Существующие методы обучения направлены главным образом на развитие левого полушария, а правополушарное мышление находится в условиях недостаточной нагрузки [Зайнутдинова 1999]. Поэтому необходимо включать в работу оба полушария головного мозга, активно сочетая образный и логический компоненты знаний на всех этапах обучения.

В 7-м классе добавляется учебный предмет «Геометрия», который должен способствовать развитию пространственного мышления школьников. Но в этот период на уроках геометрии изучаются в основном плоские фигуры, школьников не знакомят с проекциями объемных геометрических тел на плоскость. В данный сенситивный период формирования пространственного мышления в частности и графической культуры в целом пространственные представления обучаемых фиксируются на плоскости, что в дальнейшем становится труднопреодолимо в старших классах в связи с окончанием оптимального периода развития пространственного мышления. Кроме того, дальнейшей «подпитки» для его развития не происходит, изучаемые предметы остаются прежними и, как ни парадоксально, из обязательной школьной программы убирают предмет «Черчение». А ведь подростковый возраст является оптимальным для полноценного развития пространственного мышления. Именно этот период наиболее благоприятен для формирования оперативности, динамичности, подвижности, широты и полноты оперирования пространственными объектами.

Для исправления возникшей негативной ситуации необходимо вернуть в учебные планы изучение предмета «Черчение», который активно бы стимулировал развитие пространственного мышления. Именно в графической деятельности у школьников развиваются подструктуры пространственного мышления (топологические, порядковые, метрические и проективные), которые позволяют мысленно оперировать пространственными образами, видоизменять их конструкцию и величину. Далее на этой основе эффективно формируются профессиональные

способности к технике, строительству, архитектуре [Шабанова О.П., Шабанова М.Н. 2014].

На основе анализа научных исследований по проблеме формирования пространственного мышления можно сделать вывод о том, что пространственное мышление - один из важнейших способов добычи знаний и является незаменимым требованием для осуществления эффективной учебной и профессиональной работы.

Еще в декабре 2001 г. вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которая предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Концепция профильного обучения направлена на отработку и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Однако графические дисциплины, закладывающие основу профессиональной деятельности инженера, архитектора, дизайнера, так и не вернулись в школу, несмотря на то что в настоящее время Россия взяла курс на развитие технической науки, на подготовку востребованных на современном рынке труда высококвалифицированных инженерных кадров.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости возвращения в школу этого важного для будущего инженерного образования учебного предмета в виде курсов по выбору или элективных курсов на старшей ступени обучения школьников, ведь именно подростковый возраст является базовым для становления графической культуры личности. Кроме того, профессиональная направленность обучения в старших классах закладывает основу их будущей профессиональной деятельности, способствует проявлению познавательных интересов и потенциала школьников.

Библиографический список

Ботвинников А.Д. Система методов обучения черчению // Известия АПН РСФСР. 1964. Вып. 133. С. 34-39.

Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-тво «ЦНТЭП», 1999. 364 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1995. 576 с.

Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: учеб. пособие / МАДИ (ГТУ). М., 2007. 195 с.

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/034-025.pdf № 0420800068 (дата обращения: 20.08.2015).

Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / Науч-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.