Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРёННОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРёННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / УРОКИ ЧЕРЧЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / CHILDREN / DRAUGHTSMANSHIP LESSONS / GRAPHIC ABILITIES / GRAPHIC ACTIVITY / SPATIAL IMAGINATION / INNOVATIVE PEDAGOGIC TECHNOLOGIES / PROJECTIVE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зонина Ольга Фёдоровна

Статья посвящена проблеме развития графических способностей одарённых школьников на уроках черчения. Рассмотрена инновационная педагогическая технология проектного обучения как компонент методической системы развития графических способностей школьников. Автор представляет методическую разработку учебно-исследовательского проекта обеспечивающего развитие всех компонентов графических способностей одарённых школьников. Представленное исследование является актуальным и значимым в практической деятельности учителя черчения общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper concerns the problem of development of graphic abilities of gifted pupils at draughtsmanship lessons. Innovative pedagogic technology of projective education is considered as a component of methodological system of development of pupils graphic abilities. The author presents methodical working out of teaching and upbringing project that provides development of all components of graphical abilities of the gifted schoolchildren. The presented research is topical and significant in practical activity of the teacher of draughtsmanship of secondary school.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРёННОСТИ»

УДК 372.874:371.315

Зонина Ольга Фёдоровна

Курский государственный университет olga-zonina@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

Статья посвящена проблеме развития графических способностей одарённых школьников на уроках черчения. Рассмотрена инновационная педагогическая технология проектного обучения как компонент методической системы развития графических способностей школьников. Автор представляет методическую разработку учебно-исследовательского проекта обеспечивающего развитие всех компонентов графических способностей одарённых школьников. Представленное исследование является актуальным и значимым в практической деятельности учителя черчения общеобразовательной школы.

Ключевые слова: одарённые дети, уроки черчения, графические способности, графическая деятельность, пространственное воображение, инновационные педагогические, технологии, технология проектного об/учения.

Одной из актуальных задач современного образования является работа с одаренными учащимися, так как раннее выявление, обучение и воспитание одаренных школьников способствует формированию творческого потенциала общества, дальнейшему развитию науки и производства.

Повышенное внимание к проблеме обучения одарённых детей и накопления большого опыта работы с ними в педагогике, требует создания методических систем в рамках школьных дисциплин. Наше исследование посвящено проблеме развития графических способностей школьников, у которых обнаружены на уроках черчения признаки графической одарённости.

Определить графическую одарённость как совокупность индивидуальных графических способностей, по нашему мнению, можно посредством изучения сферы её проявления, т.е. в графической деятельности. Графическая деятельность осуществляется при оперировании графическими моделями и является самостоятельным видом учебной деятельности, считает И.С. Якиманская [9, с. 13].

Катханова Ю.Ф. определила учебную графическую деятельность как дидактически целесообразное (обоснованное) сочетание специфических для графических дисциплин графических знаний, умений и познавательной деятельности по их приобретению [3, с. 119].

Проведенный анализ научных работ и исследований по вопросам развития способностей в графической деятельности ученых и педагогов -практиков Л.Н. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, Е.Н. Кабановой-Меллер,

Б.Ф. Ломова, Ю.Ф. Катхановой, В.Ю. Щербаковой, О.П. Шабановой, И.С. Якиманской и др. и собственное исследование графической деятельности учащихся в школе позволили нам выделить структурные компоненты и уровни развития графических способностей учащихся.

Наблюдение за учебным процессом показало, что существует категория детей, чьи достижения в графической деятельности более высокие, чем у их сверстников. Школьники с высоким уровнем развития графических способностей владеют высоким уровнем:

- пространственного мышления, т.е. ученики используют третий тип оперирования [9, с. 96]; преобразуют исходный образ объекта длительно и неоднократно; свободно манипулируют образом с учетом графической основы; легко и переходят от одного изображения к другому; умеют вычленять пространственные соотношения и оперировать ими;

- логического мышления, т.е. школьники обладают высоким уровнем сформированное™ элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и др. высоким уровнем активности, раскованности и плюралистичности мышления, которые проявляются в продуцировании большого количества различных гипотез, установке на множественность вариантов решения; высоким уровнем организованности и целенаправленности мышления;

- творческого мышления, т.е. учащиеся в соответствии с собственным замыслом самостоятельно создают новые образы, отличающиеся оригинальностью и новизной; они имеют высокую вариативность путей выполнения поставленных задач; одарённый ребёнок свободен в выд-

© Зонина О.Ф., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

39

вижении нестандартных идей, гибок в переходе от одной идее к другой, его отличает высокая скорость протекания мыслительных процессов, он способен самостоятельно увидеть и поставить новую задачу и решить её самостоятельно;

- воображения, т.е. у них хорошо развита способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им; легко преобразовывают графические объекты, без труда дополняют, изменяют сам объект и его положение в пространстве.

- зрительной памяти, т.е. с лёгкостью запоминают образы и графические объекты; они способны к длительному удерживанию образа в памяти, они обладают большим объёмом памяти; высокой способностью без искажения воспроизвести информацию; высокой прочностью запоминания; им требуется минимальное количество времени для полного запоминания материала.

- мотивации, т.е. проявляют яркий интерес к графической деятельности; при решении графических задач у таких детей наблюдается чёткое проявление внутренней мотивации; интересуются задачами повышенной сложности и творческими задачами, с удовольствием работают во внеурочное время, находят возможность применения графическим знаниям и умениям в практической деятельности, свободно проецируют усвоенное в профессиональное будущее.

На основе изучения психологической литературы и собственных исследований, мы пришли к выводу о том, что при соответствующей организации учебной работы школьников с признаками одарённости в графической деятельности [1] таятся огромные возможности для гармоничного развития всех структурных компонентов графических способностей и перехода их на новый более высокий уровень.

Все это дает право заключить, что в обучении черчению детей с признаками графической одарённости необходима методическая система развития графических способностей, которая будет включать в себя инновационные педагогические технологии [5, с. 109], а также педагогическую поддержку ребёнка с признаками графической одарённости со стороны учителя, администрации школы, школьного ученического коллектива.

В качестве инновационной педагогической технологии, входящую в нашу систему мы рассматриваем технологию проектного обучения [5,

с. 111]. Центральным звеном проектного обучения является проект - замысел решения проблемы, имеющей для учащегося жизненно важное значение. Характерную его особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найти лучшее решение определяет основную мотивацию обучения.

Включение в проектно-исследовательскую деятельность позволяет школьнику с признаками графической одарённости получить возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе [7]. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования -учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, а также графические проекты прикладного назначения. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся с признаками графической одарённости, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Актуальность внедрения в практику работы школьного учителя черчения этой технологии очевидна, так как именно работа над проектом аккумулирует творческий потенциал графически одарённого ребёнка, оказывает мощное влияние на привитие интереса к графической деятельности.

Использование проектной и учебно-исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой стороны - предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При организации проектно-исследовательской работы учитель черчения выступает как наставник, выполняющий функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий уровень в работе над темой или проектом, избранными самим учеником;

Учащемуся предлагается несколько вариантов тем для разработки, например проект детской игровой площадки, дизайнерский проект ин-

терьера, модели одежды, проект скворечника, собачьей будки, садового домика и др.

В качестве примера предлагаем рассмотреть методическую разработку учебно-исследовательского проекта «Проект игровой детской площадки». Учащимся предлагается создать проект детской игровой площадки на месте пустыря около школы или во дворе дома. Проект должен включать в себя следующую документацию: план площадки, выполненный в соответствующем масштабе, эскизы, технические рисунки, рабочие чертежи с необходимыми разрезами, сборочные чертежи элементов и объектов игровой площадки (домика, качелей, ракеты, горки, песочницы, скамейки, фигурок животных и сказочных персонажей, спортивных приспособлений и пр.), спецификацию, пояснительную записку.

Учебные и воспитательные цели.

- развивать графические способности детей с признаками одарённости (пространственное мышление, творческое мышление, логическое мышление, зрительную память, воображение);

- формировать устойчивый интерес к графической деятельности;

- познакомить детей с одним из видов прикладной графической деятельности - проектноконструкторской;

- формировать у учащихся практические навыки и умения выражения творческого замысла средствами инженерной графики;

- ознакомить школьников с общими правилами оформления конструкторской документации, выполнения чертежей, аксонометрических проекций, технических рисунков, нанесения размеров, и пр.;

- прививать навыки работы со справочной и технической литературой;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание общественно значимого объекта;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;

- помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;

- обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с продуктами профессиональной деятельности архитекторов, конструкторов, дизайнеров, а также с произведениями декоративно-

прикладного искусства в области организации игрового и развлекательного пространства;

- развивать следующие исследовательские умения и навыки: выявление и постановка проблемы; уточнение неясных вопросов; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); сопоставление данных и умозаключений; подготовка и написание сообщений; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение обобщений и выводов.

Деятельность учащихся над созданием проекта проходит в несколько этапов.

1. Определение места положения игровой площадки, замер площади пустыря и определение формы и площади игровой площадки.

2. Создание проектных предложений игровой площадки в виде эскизов, планов, рисунков. Выбор наиболее удачного варианта проекта с учетом функциональности площадки для детей разного возраста, безопасности детей, пола детей, удобства площадки для родителей малышей, эргономических требований, стилистики и эстетического вида площадки.

3. Создание эскизов, рабочих и сборочных чертежей, технических рисунков и аксонометрических проекций элементов, оборудования и приспособлений для игры на детской площадке.

4. Оформление спецификации и поясните ль-ной записки детской игровой площадки.

5. Защита проекта.

Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта - оцениваться.

Хочется сказать о некоторых прогнозируемых результатах реализации ученического проектирования. Работая над проектом, ученик учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения графических задач; овладевает практическими навыками научно-исследовательской работы.

По итогам работы над проектом учащиеся должны знать:

- название видов конструкторской документации (предложение, рабочий чертеж, сборочный чертёж, спецификация, пояснительная записка);

- понимать значение терминов: композиция, линия, симметрия, асимметрия, композиционный

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

41

центр, замысел, эскиз, план, масштаб, чертёж, вид, проекция, наглядное изображение, ландшафт, стилизация, цветовое решение;

- термины и знаки, используемые в черчении для передачи информации о пространственных свойствах предметов (знаки □, R, 0 и т.д., ребро, грань, призма, конус, сфера и т.д.);

- правила изображения различных материалов на разрезах (металл, дерево, песок, резина);

должны уметь:

- свободно пользоваться чертёжными инструментами: карандашами, циркулем, рейсшиной, лекалом;

- выполнять рабочие чертежи и проставлять размеры;

- выполнять технические рисунки по рабочим чертежам;

- составлять планы в соответствии с масштабными преобразованиями объектов;

- владеть навыками работы со справочной и технической литературы;

- самостоятельно организовывать свою работу;

- оценивать результат своей работы;

Дидактическая ценность определяется тем,

что работа над созданием объектов игровой площадки открывает перед школьником широкое поле для творческой самореализации, воспитывает эстетический вкус. Ученик имеет возможность ощутить радость от воплощения своих самых смелых идей. А практическая и общественная значимость выполняемой ребёнком работы поднимает его самооценку. Активно развиваются все структурные компоненты выделенных нами графических способностей. Об этом свидетельствует анализ продуктов графической деятельности ребёнка в процессе работы над проектом.

Мы показали пример решения проблемы графической подготовки школьников с признаками графической одарённости через введение в традиционную программу по черчению инновационной педагогической технологии проектного обучения. Наш опыт доказывает её результативность в работе с одарёнными детьми на уроках черчения. Более того, мы наблюдаем желание

таких детей самостоятельно удовлетворять свои познавательные потребности через создание проекта, который имеет жизненное значение и является движущей силой к познанию.

Библиографический список

1. Ботвинников А.Д. Графическая деятельность. (Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Афтореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1958. - 54 с.

2. ГерверВ.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Афтореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 1992. - 42 с.

3. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественнографического факультета в графической деятельности. Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. - 403 с.

4. Матюшкин А.М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб. пособие. / Под ред. А.М. Матюшки-на. - М.: Изд-во Московского пс.-соц. инст.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с. (Библиотека педагога-практика).

5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

6. Одарённость: рабочая концепция; Материалы межд. конф. / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова [и др.]. - М.: РПО, 2000. - 62 с.

7. Одарённые дети. Система работы в школе: [Электронный ресурс] / Изд-во «Учитель» [авт.-сост. Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская и др.]; - Электрон. дан. - Волгоград: Учитель [изд.]: РМГ Компани [изготовитель], 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Административное управление образовательным учреждением).

8. СавенковА.И. Развитие детской одарённости в условиях образования: Дис. ... док. пс. наук. -М., 2002.

9. Якиманская И. С. психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: «Академия», 2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.