Научная статья на тему 'Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников'

Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 1 / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРТЕЖА / ЧЕРТЁЖ ДЕТАЛИ / СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЁЖ / ЭСКИЗ / АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СХЕМА / РАЗВЁРТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлен пример разработки плана-конспекта первого урока черчения в школе по теме «Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников»

ствия объяснения в естественнонаучном аспекте и понимания в гуманитарном аспекте.

Однако для овладения данной компетенцией отдельно взятых методов и приемов будет явно недостаточно, потребуется либо какой-то комплекс взаимодействующих операций, либо наполнение новым качеством уже имеющихся подходов и приемов. И здесь открывается достаточный простор для творческой индивидуальности учителя.

Развитие основ герменевтического общения во многом способствует повышению качества профессионально коммуникативной подготовки учителя, так как направлено на то, чтобы получение знаний учащимися осуществлялось во взаимодействии их общечеловеческой и личностно-смысловой значимости, развивало у них духовные и нравственные качества.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. I. - Казань, 1996.

2. Закирова А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания // Педагогика. - 2004. - № 1.

3. Камалова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов - будущих учителей начальных классов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 1.

4. Колетвинова Н.Д. Развитие профессионального общения будущего учителя. - Казань, 2002.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВВОДНОГО УРОКА ЧЕРЧЕНИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта первого урока черчения в школе по теме «Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты,

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.

Ключевые слова черчение, план-конспект урока № 1, история развития чертежа, чертёж детали, сборочный чертёж, эскиз, аксонометрический чертёж, технический рисунок, схема, развёртка.

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта вводного урока № 1 для первого года графической подготовки школьников разработан с опубликованным нами ранее тематическим планированием уроков черчения [8-10]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программы, учебник, рабочая тетрадь, задачник, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-7], а также другая учебно-методическая [11-19], психолого-педагогическая литература.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [18]. Кроме того, нами был дан образец плана-конспекта урока № 5 «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока в отдельном сборнике докладов [19].

Такие подробные советы автора в этой статье и упомянутых выше публикациях не выходят за рамки общедидактических требований к организации и проведению уроков по всем предметам, в том числе черчения. Однако в Базисном учебном плане Министерства образования и науки Российской Федерации школьное черчение не имеет статус самостоятельной учебной дисциплины. Черчение теперь является лишь одним из разделов самостоятельного учебного предмета «Технология». При этом МО и науки РФ в настоящее время предлагает обучать школьников черчению за счёт часов регионального компонента в течение одного года (1 час в неделю, 34 часа в год). Но в ряде школ, как и прежде, обучают школьников графической грамоте по двухгодичной программе, второй час выделяется администрацией школы из часов школьного компонента учебного плана образовательного учреждения. Поэтому обращаем внимание начинающих учителей с помощью наших статей (этой и предыдущих [17, 18, 19]) на то, что если школьники с первых уроков будут приучены к заинтересованности в получении знаний по черчению и организованности, чёткости в оформлении заданий и графических работ, освоение курса пройдёт более успешно на последующих уроках.

План-конспект урока черчения № 1 (Первый год обучения)

Тема урока. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Цели урока:

Образовательная. Рассказать школьникам о значении учебного предмета «Черчение» в практической деятельности людей. Ознакомить с целями и задачами изучения черчения в школе. Дать краткие сведения об истории развития чертежа. Обобщить знания о графических изображениях, полученные учащимися ранее на уроках технологии, физики, изобразительного искусства и др. Показать учащимся учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы, которыми они будут пользоваться на уроках черчения. Научить правильной организации рабочего места и рациональным приемам работы чертежными инструментами.

Воспитательная. Путём проведения беседы в процессе просмотра производственных и учебных графических изображений подвести учащихся к осознанию необходимости овладения графическими знаниями, умениями и навыками через предстоящее изучение школьного курса «Черчение», а также содействовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия, необходимых для качественного выполнения чертежей. Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям труда, в том числе к специалистам, работающим в области чертёжной графики.

Развивающая. Способствовать развитию логической и зрительной памяти учащихся, предлагая им запомнить разновидности графических изображений через их просмотр наяву, на рисунках учебника и слуховое восприятие определений, представленных учителем в устной форме.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя - образцы производственных чертежей; графические изображения (чертеж, эскиз, развертка, наглядное изображение, технический рисунок, сборочный чертеж, схема и др.), выполненные школьниками в предыдущие годы на уроках предметов политехнического цикла: черчения, технологии, физики и др.; экранные пособия и соответствующая аппаратура (по возможности); учебник [2]; чертежные инструменты, принадлежности и материалы, необходимые учащимся; чертежные инструменты, мел для работы на классной доске.

Для учащихся - учебник [2], ученическая тетрадь в клетку, циркуль круговой, линейка, угольник, карандаш, ластик, инструмент для заточки карандаша (точилка), наждачная бумага.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационная часть - 4 мин.

- Приветствие.

- Назначение дежурных. Учитель напоминает им, что сразу же после урока на перемене необходимо прибраться в классе.

- Выявление отсутствующих на уроке. Для этих целей и с целью экономии времени учителю необходимо назначить ответственного по проверке явки учащихся, который впредь в течение всего учебного года будет подавать учителю в начале каждого урока рапортичку -список отсутствующих школьников на уроке, что позволит преподавателю в удобное для него время отметить их в классном журнале. Заодно записать в нем изучаемую тему и домашнее задание.

- Проверка готовности учащихся к уроку. Несмотря на то, что этот урок первый, учитель проверяет у школьников наличие учебника, ученической тетради в клетку, Рабочей тетради с практическими заданиями, изданной типографским способом [3], наличие чертежных инструментов, принадлежностей и материалов1. Проверка учителем готовности учащихся к занятию на первом же уроке будет призывать их к дисциплине и ответственности в дальнейшем. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. При этом необходимо напомнить школьникам о том, что впредь им необходимо самим все необходимое приносить с собой. Ребята не должны привыкать к тому, что им учитель будет выдавать инструменты и принадлежности на каждом уроке. Школьникам сообщается, что они должны приходить в кабинет до звонка на урок, чтобы приготовить все необходимые чертежные инструменты и принадлежности перед его началом.

- Настрой учащихся на работу.

2. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 5 мин.

Данный этап урока начинается с того, что учитель показывает школьникам, как приготовить ученические тетради в клетку. Для этого предлагает

1 Учитель должен заранее, еще в конце предыдущего учебного года, ознакомить учащихся с перечнем учебных пособий, принадлежностей и материалов, необходимых для изучения курса «Черчение», предупредить их о своевременном приобретении.

снять скрепки, а дома скрепить ими тетради с левого края так, чтобы они открывались как альбомы1. После того, как сняли скрепки, в левом верхнем углу развернутого листа тетради школьники пишут № урока и дату его проведения так, как написано учителем на классной доске мелом. Далее, обращая внимание учащихся на записи, представленные на доске, учитель объявляет изучаемую тему. Школьникам предлагается в середине верхней части листа записать тему занятия: «Введение. Учебные пособия, чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места». Так же, как показано на доске, в правом углу страницы записывают домашнее задание - прочитать введение, § 1, устно ответить на вопросы 1-4, приведенные на стр. 15 в учебнике [2].

Затем учащимся сообщается, что они должны достичь на этом уроке следующих целей:

- Узнать о значении предмета «Черчение» в практической деятельности людей и о том, чему будет учить данная дисциплина учащихся в школе; получить краткие сведения об истории развития чертежа.

- Обобщить и закрепить знания о графических изображениях, полученные ранее на уроках технологии, изобразительного искусства, физики, математики и т.д., уметь формулировать их определения. Ознакомиться с учебными пособиями, чертежными инструментами, принадлежностями и материалами; ознакомиться с организацией рабочего места.

- Научиться проводить параллельные линии в различных направлениях при помощи угольника и линейки, чертить окружности с помощью циркуля.

В процессе мотивации учебной деятельности школьников учитель сообщает им о том, что усвоенный ими учебный материал на данном уроке будет являться базой эффективного изучения курса «Черчение» в школе, затем и в профессиональных средних и высших образовательных учреждениях. Графические знания, умения и навыки нужны людям разных специальностей для работы в различных областях народного хозяйства. При этом учитель обращает внимание школьников на то, чтобы они на этом занятии постарались запомнить названия и определения графических изображений, научились отличать одно изображение от другого, т.к. именно их они будут учиться выполнять и читать в процессе изучения курса «Черчение» в школе; обязательно освоили рациональные приемы работы чертежными инструментами, поскольку это позволит им в дальнейшем быстро выполнять графические изображения.

1 Либо школьникам можно предложить приобрести к следующему уроку общую тетрадь в клетку формата А4.

3. Объяснение нового материала и графическая работа учащихся -

25 мин.

3.1. Изложение нового материала начинается с рассказа учителя о значении чертежа в жизни человека. При этом он демонстрирует графические изображения, взятые на производстве. Подводит учащихся к тому, что чертежи используются в разнообразных отраслях народного хозяйства: в мебельном, швейном производстве, в медицине, строительстве различных надземных и подземных сооружений, жилых домов и производственных зданий, в кораблестроении, тяжёлой индустрии, в авиации и космонавтике, геологии, картографии, топографии и т.д. Для этих целей учитель может подготовить или изготовить учебную таблицу, либо учебный плакат. На уроке желательно привести высказывания ученых и людей разной профессии о роли чертежей.

Далее он сообщает учащимся о том, что в процессе изучения школьного предмета «Черчение» они научатся читать и выполнять различные графические изображения: чертежи, сборочные чертежи, развертки, наглядные изображения, технические рисунки, что очень важно для дальнейшего получения профессионального образования в вузах, колледжах и лицеях.

3.2. С помощью рисунков 1-3, представленных на странице 4 учебника [2], учитель кратко рассказывает об истории развития чертежа, о развитии русской графики во времена царствования Петра I, о талантливых русских изобретателях И.И. Ползунове, И.П. Кулибине, об отце и сыне Черепановых и др. Здесь также могут быть использованы экранные средства, например, диафильм «История чертежа».

3.3. Далее учитель школьникам рассказывает о современных графических изображениях. На данном этапе урока учитель может назвать имена ученых, внесших большой вклад в развитие и становление современной чертежной графики и методики обучения школьников черчению. К числу таких ученых относятся А.Д. Ботвинников, Е.А. Василенко, В.О. Гордон, В.А. Гервер, С.И. Дембинский, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.В. Степако-ва, А.А. Павлова, Н.Г. Преображенская, И.А. Ройтман, Ю.Ф. Катханова, М.Н. Макарова и др.

Рис. 1

Учащимся предлагается в ученических тетрадях записать определение: под графическими изображениями понимают совокупность таких изображений, как чертеж детали, сборочный чертеж изделия, эскиз, кинематическая, электрическая и другие схемы, развертка, аксонометрический чертеж, технический рисунок. Затем школьники составляют в тетрадях нижеприведенный рис. 1.

В процессе изучения темы урока учащиеся рассматривают и сравнивают графические изображения, представленные на рис. 4-10, стр. 6-9 в учебнике [2]. При этом учитель знакомит их с определениями рассматриваемых изображений1:

- Чертеж детали - графический документ, содержащий изображения детали, размеры, поясняющие тексты, необходимые для её изготовления и контроля.

- Сборочный чертеж - графический документ, содержащий изображения изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

- Эскиз - чертеж, выполненный от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.

- Схема - графическое изображение, на котором с помощью упрощенных символов и графических знаков показаны составные части изделия и связи между ними.

- Развертка - плоская фигура, полученная совмещением плоских поверхностей предмета с плоскостью.

- Аксонометрический чертеж или наглядное изображение - это объемное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций с использованием координатных осей х, у, 7. На аксонометрическом чертеже предмет изображается видимым с трех сторон одновременно.

- Технический рисунок - наглядное (объемное) изображение предмета, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз.

В процессе беседы с учителем учащиеся вспоминают о том, что они уже знакомы с некоторыми графическими изображениями из уроков технологии, физики, химии, изобразительного искусства, геометрии, географии. При этом учитель демонстрирует графические изображения, выполненные школьниками в предыдущие годы на уроках названных предметов.

3.4. Далее учитель выдает ребятам заранее размноженные листочки, на которых написано, какие учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы им будут необходимы для работы на занятиях по черчению:

1 Здесь учитель также может использовать различную учебно-методическую литературу и словарь-справочник по черчению [15].

1. учебник для общеобразовательных учреждений «Черчение» авторов А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышне-польского [2];

2. Рабочая тетрадь с практическими заданиями автора В.И. Вышне-польский, изданная издательством «Астрель» [3] к названному выше учебнику;

3. готовальня;

4. деревянная линейка длиной 300 мм (30 см);

5. деревянные угольники с углами 45° х 45° х 90° и 30° х 60° х 90°;

6. транспортир;

7. бумага чертежная формата А4 (210 х 297 мм);

8. простые карандаши: отечественные - Т, ТМ, М; импортные -Н, НВ, В;

9. ученическая тетрадь в клетку;

10. наждачная бумага и конверт для ее хранения;

11. канцелярский ножик для заточки карандаша или точилка;

12. калька;

13. ластик.

Школьники в реальности, а также по изображениям, данным в учебнике [2, с. 10-11, рис. 11-14], знакомятся с инструментами и принадлежностями. Учитель лично показывает, как правильно затачивать карандаш при помощи канцелярского ножика. При этом обращает внимание школьников на то, что основным карандашом является карандаш с надписью ТМ или НВ, карандаши желательно приобретать импортные, т.к. ими удобно работать: у них реже ломаются графитные стержни при заточке, проведении линий и окружностей. Использование деревянных инструментов позволяет учащимся выполнять более чистые и аккуратные графические изображения, т.к. часть графитной пыли впитывается в их поры.

3.5. Задание 1, данное в учебнике [2] на странице 15, учащиеся могут выполнить вместе с учителем. Он объясняет и показывает на доске, как с помощью одновременного использования линейки и угольника проводят параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а учащиеся за ним чертят их у себя в ученических тетрадях. Рассматриваются рисунки 15-16 (учебник, стр. 12). При этом необходимо обратить внимание школьников на то, что умение работать одновременно с угольником и линейкой позволит им значительно ускорить выполнение графических изображений в дальнейшем процессе изучения курса «Черчение». Графическая работа на данном уроке завершается проведением окружностей заданного диаметра при помощи циркуля. Цель - научить школьников пользоваться циркулем. Здесь важно побеседовать с учащимися о радиусе и диаметре, т.к. они часто путают эти поня-

тия, совершают ошибки при проведении дуг и окружностей заданного радиуса и диаметра. На данном этапе урока учащихся следует ознакомить с организацией рабочего места: учебник должен лежать справа, инструменты и материалы - слева; при выполнении чертежа сидеть нужно прямо, не горбясь и т.д.

Завершая объяснение учебного материала, учитель говорит учащимся о том, что в современных условиях специальные чертежные станки с прибором - кульманы, позволяющие довольно быстро чертить чертежи, уже мало используются на производстве. Теперь графические изображения специалистами выполняются на компьютере с использованием различных программ. При этом чертежи тиражируют с помощью принтера или графопостроителя (учебник, стр. 13, рис. 17).

4. Обобщение и закрепление знаний - 5 мин.

Изученный материал учитель может закрепить методом фронтального опроса учащихся. Для этих целей им могут быть использованы, например, такие вопросы:

- Чему учит предмет «Черчение»?

- В какое время достигла русская графика значительного расцвета и в связи с чем?

- Какими учебными пособиями, чертежными инструментами, принадлежностями и материалами вы будете пользоваться на занятиях по черчению?

- Что следует понимать под графическими изображениями?

- В связи с чем, необходимо проводить параллельные линии при помощи угольника и линейки, почему их не проводят по одной только линейке?

После каждого сформулированного вопроса учителю, особенно начинающему, желательно заранее сформулировать и поместить в плане-конспекте урока предполагаемые ответы школьников на эти вопросы, что поможет ему скорректировать и уточнить ответы учащихся при закреплении их знаний на уроке в соответствии с требованиями дидактического принципа научности.

5. Задание на дом - 2 мин.

- Учитель напоминает школьникам о том, что домашнее задание записали в правом верхнем углу на развернутом листе ученической тетради в начале урока: прочитать введение и § 1 в учебнике, устно ответить на вопросы 1-4 (учебник, стр. 15);

- учащимся также следует напомнить о том, что им необходимо приобрести недостающие учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы для уроков черчения, согласно выданному на уроке перечню;

- дает задание учащимся на подготовку к следующему уроку - принести учебник, Рабочую и ученическую тетради, линейку, угольник, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик, канцелярский ножик с наждачной бумагой.

6. Подведение итогов урока - 4 мин.

- Учитель дает общую характеристику учебной деятельности школьников на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;

- объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;

- напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;

- благодарит учащихся за учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пособия учебно-методического комплекта:

1. Черчение. 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степанова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Выш-непольского «Черчение»: для 7-8 кл.: методическое пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

6. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: ил.

7. Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.А. Терещенко: Под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.: ил.

8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

9. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. -С. 74-78.

10. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

Методическая литература:

11. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 128 с.: ил.

12. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

13. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

14. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: пособия для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

15. Словарь-справочник по черчению: кн. для учащихся / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.: ил.

16. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.

17. Михайлов Н. Черчение: первые уроки // Сельская школа. - 2006. -№ 4 - С. 117-125.

18. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов III Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Дню Учителя / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. -(Секция «Теория и методика обучения и воспитания»).

19. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.