Научная статья на тему 'Черчение в школе: План-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах»'

Черчение в школе: План-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН-КОНСПЕКТ / УРОК № 3 / ЧЕРЧЕНИЕ / ПЕРВЫЙ ГОД / ОБУЧЕНИЕ / ГОСТ ЕСКД / ШРИФТ ЧЕРТЁЖНЫЙ / ЦИФРЫ / БУКВЫ / ЗНАКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения № 3 в школе по теме «Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черчение в школе: План-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах»»

ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «СВЕДЕНИЯ О ЧЕРТЁЖНОМ ШРИФТЕ. БУКВЫ, ЦИФРЫ И ЗНАКИ НА ЧЕРТЕЖАХ»

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта урока черчения № 3 в школе по теме «Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» для учащихся, изучающих черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта авторской группы под руководством А.Д. Ботвинникова.

Ключевые слова: план-конспект, урок № 3, черчение, первый год, обучение, ГОСТ ЕСКД, шрифт чертёжный, цифры, буквы, знаки.

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 3 первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованным нами ранее тематическим планированием уроков черчения [6-8]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программы, учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-5], а также другая учебно-методическая [9-17], психолого-педагогическая литература.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [14]. Кроме того, нами были даны образцы планов-конспектов уроков № 1 и № 2 первого года обучения [15, 16] и № 5 второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока в отдельном сборнике докладов [17].

План-конспект урока черчения № 3 (Первый год обучения)

Тема урока. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Цели урока:

Образовательная. Ознакомить школьников с конструкцией (начертанием), размерами и правилами выполнения букв, цифр и основных знаков (диаметра, радиуса, квадрата и номера) чертежного шрифта. Научить подписывать основную надпись чертежа чертёжным шрифтом.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

Воспитательная. Содействовать воспитанию навыкам самостоятельной работы школьников через убедительную формулировку мотивации их учебно-познавательной деятельности на уроке и проведение инструктажа в конце урока по доделыванию классной работы дома.

Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию графической культуры школьников и навыков работы чертежными инструментами в процессе выполнения вспомогательной сетки для написания букв, цифр и знаков чертежного шрифта.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя - комплект дидактического материала по чертежному шрифту (по возможности); учебник [2]; чертежные инструменты и мел для работы на доске.

Для учащихся - учебник; ученическая и Рабочая тетради [3]; чертежный лист бумаги формата А4, оформленный в горизонтальном положении (основная надпись расположена в правом нижнем углу рамки вдоль длинной стороны листа); два угольника; линейка; транспортир; карандаши; точилка с наждачной бумагой; ластик.

Тип урока. Урок общего или смешанного типа.

Ход урока

1. Организационная часть - 2 мин1.

На данном этапе урока дежурные раздают учащимся проверенные учителем работы, выполненные ими на прошлом занятии.

2. Анализ графической работы, выполненной учащимися на прошлом уроке и проверка их знаний - 5 мин.

После того, как учащиеся получили свои работы, учитель обращает их внимание на наиболее характерные ошибки, допущенные ими при выполнении рамки, основной надписи и линий чертежа на листе формата А4. В процессе анализа графических работ школьникам ещё раз предлагается обратиться к рисункам 18, 19, данным на стр. 16, 17 в учебнике [2], и к таблице «Линии чертежа», приведённой на его форзаце. По ним учитель и школьники вместе анализируют работы, выявляя пути устранения допущенных ошибок.

Затем учитель просит школьников раскрыть ученические или Рабочие тетради, в которых они дома должны были выполнить упражнение 2, данное на стр. 20 в учебнике, и проходит между рядами с целью проверки наличия выполненного домашнего задания у каждого школьника. При этом

1 Здесь и далее одинаковую для всех уроков основную расшифровку организационной части урока давать не имеет смысла, поскольку, она уже дважды приводилась на примерах планирования уроков 1 и 2 [15, 16], поэтому автор будет вносить в этот структурный компонент урока лишь отдельные необходимые дополнения, относящиеся к этому или любому другому конкретному уроку.

двум-трем учащимся предлагает сдать тетради учителю для проверки на отметку. Фронтально проводится краткий анализ домашнего задания. Кроме этого, можно опросить с места двух-трех учащихся по вопросам, составленным учителем, или вопросам, данным на стр. 17, 18 и 20 в учебнике [2], и оценить их ответы.

Весь этот этап урока, как любой другой его этап, должен проходить в достаточно быстром темпе, т.к. учащиеся за урок должны успеть освоить весь запланированный объём учебного материала.

3. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 3 мин.

Школьники в ученических тетрадях по традиционной схеме под руководством учителя записывают № урока, дату его проведения, изучаемую тему: «Шрифты чертежные» и домашнее задание, которое приведено ниже по тексту данного планирования урока в пункте № 6.

Учащиеся должны достичь на уроке следующих целей и задач:

- Ознакомиться с чертежными шрифтами, их размерами, с конструкцией (начертанием) букв, цифр и знаков.

- Научиться:

• отличать прописные буквы от строчных букв чертежного шрифта;

• определять размеры прописных и строчных букв, цифр и знаков чертежного шрифта с использованием учебника;

• выполнять прописные и строчные буквы в алфавитном порядке, цифры и знаки чертежного шрифта с построением вспомогательной сетки;

• заполнять основную надпись чертежа чертёжным шрифтом.

Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель рассказывает

им о важности изучаемой темы урока. Сообщает, что умение точно и быстро выполнять надписи шрифтом необходимо в самых различных сферах деятельности современного человека. В соответствии с требованиями ГОСТа ЕСКД графические изображения объектов на чертежных листах установленных форматов сопровождаются размерными данными, пояснительными текстами, состоящими из прописных и строчных букв, цифр и знаков определённых конструкций и размеров. Впредь учащиеся на уроках черчения будут оформлять чертежи с учетом этих требований. Школьникам следует напомнить, что все графические изображения на уроках математики, физики, географии, химии, технологии и др. в школе также должны выполняться в соответствии с едиными правилами оформления чертежей.

Далее учитель информирует ребят о том, что работа каждого из них, выполненная на данном уроке, будет оценена, а отметка - выставлена в журнал. Это для них будет являться дополнительным стимулом для активной учебно-познавательной деятельности на уроке и дома.

4. Объяснение нового материала и графическая работа учащихся -

25 мин.

В процессе объяснения материала по теме данного урока учитель может использовать существующий комплект дидактического материала по чертежному шрифту. Кроме этого он сам может изготовить необходимые для занятия учебные таблицы или плакаты.

Вариантов методики обучения школьников чертежным шрифтам, безусловно, может быть много. Ниже будет приведен один из вариантов обучения их правилам выполнения букв, цифр и знаков чертежного шрифта с использованием учебника из опыта работы автора данной статьи в качестве учителя черчения общеобразовательной школы.

4.1. Вначале учитель знакомит школьников с прописными и строчными буквами, а также цифрами чертежного шрифта по учебнику (стр. 23, рис. 25). Ребята при этом знакомятся с их начертанием, учатся отличать прописные буквы от строчных букв.

Учитель рассказывает о назначении прописных и строчных букв. В связи с этим, здесь учащимся полезно рассмотреть образец заполненной основной надписи, приведенной в учебнике (стр. 17, рис. 19). Рассматривая с учащимися данный рисунок, учитель обращает их внимание на то, что слова «Чертил», «Проверил», «Прокладка», «Резина» и др. в основной надписи на чертежном листе пишут строчными буквами. Поскольку, любое слово в основной надписи начинается с заглавной буквы, то её нужно писать прописной буквой. Учащиеся также узнают, что высота всех имеющихся в основной надписи цифр и знаков номера равна высоте заглавных букв.

4.2. Далее учитель предлагает школьникам выписать из учебника (стр. 22, § 2.4, 4-й абзац сверху) в тетради стандартом установленные размеры чертежного шрифта: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20.

4.3. Затем они учатся писать прописные и строчные буквы, цифры и знаки чертежного шрифта, определять вместе с учителем их высоту, ширину, толщину обводки и т.д. с использованием учебника (стр. 22, 23). В связи с этим учитель с учетом учебно-познавательных способностей учащихся всего класса в целом предлагает им либо на горизонтально расположенном чертежном листе формата А4 (например, в лицейских, гимназических и профилированных классах), либо в ученических тетрадях (в обычных классах) обычным почерком ручкой написать заголовок: «1. Шрифт 7 (прописные буквы)». Под заголовком указывают размеры букв1:

- И (высота шрифта = размеру шрифта) = 7 мм;

- d (толщина линии шрифта) = 0,1И = 0,7 мм;

- g (ширина обычных букв) = 0,6И или 6d = 4,2 мм;

1 Это второй случай, когда учитель в порядке исключения учащимся разрешает на чертежном листе бумаги писать ручкой обычным почерком с целью экономии времени и в связи с тем, чтобы лучше были видны записи.

- g исключение (ширина широких букв А, Д, Ж, М, Ф, Х, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю, включая сбоку выступающие нижние и верхние элементы) больше величины (ширины обычных букв) на 1 или 2d = 4,9 - 5,6 мм;

- расстояние между буквами = 0,2И = 1,4 мм1.

С целью, чтобы не загружать школьников чересчур раздробленными размерами букв, здесь размеры букв представлены в обобщённом виде.

Ниже от сделанной записи на расстоянии 10 мм школьники карандашом проводят графу на всю длину листа, состоящей из двух тонких горизонтальных параллельных линий высотой равной размеру шрифта (7 мм) при помощи угольника и линейки. Затем посередине графы учащимся предлагается провести вспомогательную линию. Этапы выполнения всех графических операций учитель показывает на доске с помощью инструментов. При этом он периодически заостряет внимание школьников на том, как надо располагать линейку и угольник относительно друг друга. Затем, отступив немного вправо от левого контура рамки листа, с помощью двух угольников или транспортира строит наклонную прямую, расположенную под углом 75° к нижнему основанию графы. Далее учитель предлагает школьникам в сделанных ими выше записях найти ширину буквы «А». Она равна 4,9 мм. Данный размер откладывается по горизонтали на основании строки, начиная от нижней вершины наклонной прямой, и ограничивается еле заметной пометкой. От полученной пометки вправо откладывают 2 мм и наносят вторую пометку, тем самым получают межбуквенное пространство. Далее откладывают ширину буквы «Б», межбуквенный просвет между буквой «Б» и следующей буквой «В» и т.д. Затем с помощью угольника и линейки через эти пометки учитель на доске, а учащиеся у себя в ученических тетрадях либо на чертежных листах проводят несколько параллельных наклонных линий и получают сетку для написания первых двух-трех букв А, Б, В чертежного шрифта в алфавитном порядке. При написании названных букв используется рис. 25, приведенный на 23 стр. учебника. Все другие буквы алфавита им предстоит написать дома. На уроке важно научить учащихся как это сделать. В ходе объяснения материала школьникам также следует сказать, что под отложенной шириной каждой буквы чертежного шрифта на нижнем основании строки необходимо обычным почерком карандашом прописывать еле заметные предварительные буквы алфавита. Это поможет школьнику проследить за наличием отложенной ширины каждой буквы чертёжного шрифта, расположенной в алфавитном порядке, и наличием необходимых межбуквенных просветов. После окончательного начертания в графе всех букв чертёжного шрифта необходимо предварительно написан-

1 Здесь и далее для удобства выполнения вспомогательной сетки с помощью инструментов для последующего начертания на данном уроке букв, цифр и знаков школьникам можно предложить откладывать расстояния между ними по 2 мм.

ные под графой буквы удалить ластиком. То же самое проделывается под двумя следующими нижерасположенными графами в процессе начертании строчных букв, цифр и знаков на том же листе бумаги.

4.4. Чуть ниже от этой графы, в которой расположены прописные буквы, на расстоянии 10-15 мм школьникам предлагается написать ручкой обычным почерком следующий заголовок: «2. Шрифт 7 (строчные буквы)». При этом с целью удачной компоновки на листе бумаги всех записей и строк, в которых будут расположены буквы, цифры и знаки, следует школьникам напомнить, что еще ниже будет проведена третья строка, но уже под цифры и знаки. Итак, под вторым заголовком указывают размеры строчных букв:

- и (высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта) = 5 мм;

- d (толщина линии шрифта) = 0,1И = 0,7 мм (где И - размер шрифта);

- И исключение (высота букв б, в, д, й, р, у, ф с верхними и нижними выносными элементами, выходящими за строку на 3d = 2,1 мм) = 7 мм;

- g (ширина большинства строчных букв) = 5d = 3,5 мм;

- g исключение (ширина широких букв ж, м, т, ф, ц, ш, щ, ъ, ы, ю, включая сбоку выступающие нижние и верхние элементы) = 7d = = 4,9 мм;

- расстояние между буквами = 0,2И = 1,4 мм (где И - размер шрифта);

Здесь также не следует загружать школьников информацией о большом

количестве размеров строчных букв чертёжного шрифта. Поэтому размеры букв тут высчитаны и представлены с некоторыми обобщениями с использованием учебника (стр. 22-23, рис. 25).

Так же, как и в предыдущем случае, ниже от этой записи на расстоянии 10-15 мм школьники проводят графу на всю длину листа, состоящей из трех тонких горизонтальных параллельных линий. Общая высота графы равняется 7 мм: расстояние между верхней первой и второй линией = 2 мм, а между второй и третьей нижней - 5 мм. Затем, отступив немного вправо от левого контура рамки листа, с помощью двух угольников или транспортира строят наклонную прямую, расположенную под углом 75° к нижнему основанию графы. Далее учитель предлагает школьникам найти в записях ширину буквы «а», равную 3,5 мм. Она карандашом откладывается от нижней вершины наклонной прямой на линии основания строки и ограничивается еле заметной пометкой. На расстоянии 2 мм правее от неё наносят вторую пометку, следом откладывают ширину буквы «б» и т.д. Затем через полученные пометки учащиеся снова проводят несколько параллельных наклонных линий и получают сетку, но уже для написания на уроке первых двух-трех строчных букв (а, б, в) чертежного шрифта в алфавитном порядке. Все другие буквы алфавита им предлагается дописать дома.

4.5. Отступив в направлении сверху вниз от графы со строчными буквами на 10-15 мм школьники записывают третий заголовок: «3. Шрифт

прописной 5 (цифры и знаки)». При этом учитель учащимся сообщает, что размеры цифр и знаков соответствуют размерам букв прописного шрифта.

Затем под заголовком указывают размеры, высчитывая их с использованием учебника (стр. 22-24):

- И (высота цифр и знаков = размеру прописного шрифта) = 5 мм;

- d (толщина линий цифр и знаков) = 0,1И = 0,5 мм;

- g (ширина цифр и знаков, кроме цифры 1) = 0,6И или 6d = 3,0 мм;

- расстояние между цифрами и знаками = 0,2И = 1,0 мм.

После того, как школьники указали размеры цифр и знаков чертёжного шрифта, чуть ниже от сделанных записей проводят очередную, по счёту третью, горизонтально расположенную графу, состоящую из двух тонких линий, расстояние между которыми равняется 5 мм. Немного отступив от левого контура рамки чертёжного листа, на полученной графе строят наклонную линию под углом 75°. На ней пишут цифру 1. Затем от нижнего основания этой цифры (или от нижней вершины наклонной прямой) на нижнем основании графы (строки) наносят карандашом пометки с учетом ширины каждой цифры, каждого знака и просвета между ними. Далее через эти пометки с помощью линейки и угольника учащиеся строят параллельные наклонные линии - вспомогательную сетку. Вначале в ней пишут цифры так, как показано в учебнике (стр. 23, рис. 25), а следом - знаки номера, радиуса, диаметра и квадрата опираясь на рисунки 28, 30-б, 31-а, 32 - нижнее изображение, приведенные в учебнике на страницах 25 и 27. При этом учитель, как и прежде, все графические операции последовательно демонстрирует на классной доске, периодически напоминая учащимся, чертящим за ним в ученических тетрадях или на чертежных листах формата А4, о том, что им необходимо стараться, т.к. работа каждого из них будет оценена, а отметка - выставлена в журнал. Поэтому у тех школьников, которые ещё и активно принимают участие в повторении и закреплении изученного материала в начале или конце этого или любого другого урока, в одной клетке страницы классного журнала могут быть выставлены учителем по две отметки. Это, в свою очередь, будет позволять стимулировать учебно-познавательную деятельность каждого школьника в процессе изучения всего курса «Черчение».

Учащиеся, как правило, цифры и знаки успевают написать на уроке. В случае, если учителю необходимо больше времени сэкономить для закрепления знаний школьников по изученной теме, проведения инструктажа по выполнению домашнего задания и подведения итогов урока, то им можно предложить часть цифр и знаков также дописать дома.

Начатую в классе работу школьники сумеют самостоятельно доделать дома в том случае, если они хорошо усвоили учебный материал на уроке, знают и умеют, как её выполнить.

На всех этапах обучения учащихся начертанию букв, цифр и знаков чертежного шрифта учитель должен учить их быть наблюдательными, внима-

тельными. Это значит, что ребята должны видеть конструктивные особенности каждой буквы, цифры и каждого знака - знать их конструкцию. При этом учитель обращает внимание школьников на построение скруглений, нижних и верхних выносных элементов, наклонных и горизонтальных прямых, рубцов и т.д.

4.6. Школьникам сообщается, что впредь при оформлении чертежей размеры шрифта они будут соблюдать лишь по высоте, а ширину будут выдерживать приблизительно. Например, высота цифр и знаков на чертежах должна быть 3,5 или 5 мм. Основную надпись они будут заполнять шрифтом 3,5, название чертежа - шрифтом 7 или 5. В связи с этим учитель объясняет, как можно с помощью двух иголок измерительного циркуля путём их надавливания на бумагу провести в основной надписи «прозрачные» вспомогательные параллельные линии. Высота каждой проведённой в основной надписи такой «прозрачной» графы равняется высоте строчных букв, например, для слов «Чертил», «Проверил», «Школа» и др. - 2,5 мм, а для названия чертежа при шрифте 5 - 3,5 мм. Тогда заглавные буквы для большинства слов будут соответствовать 3,5 мм, а заглавная буква названия чертежа - 5 мм. Кроме этого, учитель знакомит учащихся с тем, что с помощью двух или трёх вспомогательных «прозрачных» наклонных прямых, проведённых одной иглой измерительного или кругового циркуля в основной надписи под углом 75° к её основанию на равном расстоянии друг от друга, можно написать буквы с максимальным соблюдением этого же угла их наклона. Высота каждой такой вспомогательной наклонной соответствует высоте основной надписи -22 мм. Таким образом, приведённые приёмы позволят учащимся достаточно чисто и аккуратно заполнить основную надпись чертежа.

5. Закрепление изученного материала - 3 мин.

Для закрепления изученного материала учитель может использовать вопросы 1-3, приведенные на стр. 25 в учебнике [2]. Кроме этого он для этих целей сам может составить дополнительные вопросы.

6. Задание на дом - 4 мин.

О том, что нужно читать и делать дома школьники в краткой форме записывают в правом верхнем углу разворота листа ученической тетради ещё в начале урока, а в конце урока учитель проводит более подробный инструктаж по выполнению домашнего задания:

- Прочитать § 2.4 (стр. 22-25); рассмотреть знаки номера (стр. 25, рис. 28), диаметра, радиуса и квадрата на стр. 27 (рис. 30-32) в учебнике [2].

- Руководствуясь указаниями в учебнике и записями, произведенными на уроке в ученических тетрадях или на чертежных листах, завершить начатую в классе работу, т.е. дописать в алфавитном порядке прописные буквы в первой строке, строчные во второй, а в третьей строке - цифры и знаки. Заполнить чертежным шрифтом ос-

новную надпись так, как показано на стр. 17 (рис. 19) в учебнике следующим текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), даты (дата проведения урока и проверки работы), школа №, класс, № чертежа, который соответствует порядковому № урока - 3. В графе, где указывают название работы (вместо слова «Прокладка»), написать - «Шрифты». Там, где указывают материал («Резина») и масштаб (1:1) - разместить прочерки.

- На чертежном листе бумаги формата А4 или в Рабочей тетради [3], если школьнику удалось её приобрести в торговой сети, выполнить упражнение № 4 по учебнику, стр. 25 - начертить рамку, заполнить основную надпись1 на листе графической работы № 1 текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), даты (дата проведения урока и проверки работы), школа №, класс, чертеж № 4 - 12, название работы «Линии». Этот оформленный лист бумаги принести к следующему уроку. К уроку также приготовить учебник, ученическую тетрадь, все чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

7. Подведение итогов урока - 3 мин3.

- В процессе анализа начальных стадий работ, выполненных учащимися в классе, учитель должен говорить не только о допущенных ошибках, но и показать им наиболее удавшиеся работы одноклассников. С целью дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках черчения авторам удачных работ можно выставить в журнале поощрительные отметки, предварительно объявив их классу.

- Учитель сообщает школьникам тему следующего урока: «Графическая работа № 1. Линии чертежа». Ещё раз напоминает о том, что к нему необходимо на чертежном листе бумаги формата А4 или в Рабочей тетради начертить рамку и основную надпись, а основную надпись заполнить чертежным шрифтом. Поэтому, часть процесса подведения итогов урока, посвящённого изучению темы «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» должна быть направлена на предупреждение возможных ошибок, допускаемых школьниками дома при доделывании классной работы на

1 Основную надпись школьники на листе бумаги могут расположить как вдоль длинной, так и короткой стороны рамки.

2 Первая цифра (№ чертежа) соответствует порядковому номеру урока, указываемому школьниками в левом верхнем углу на развороте страницы ученической тетради, а вторая цифра -номеру обязательной графической работы, предусмотренной программой. На каждом году обучения будет по 11 графических и практических работ.

3 Здесь и далее давать одинаковую для большинства уроков основную расшифровку данного этапа урока не имеет смысла, т.к. она дважды была представлена ранее (см. уроки 1 и 2) [15, 16], поэтому автор будет вносить в этот структурный компонент урока лишь отдельные необходимые дополнения, относящиеся к этому или любому другому конкретному уроку.

одном листе и заполнении основной надписи чертёжным шрифтом к графической работе № 1 на другом листе. - Учитель предупреждает школьников, что им придётся выполнять систематически тренировочные упражнения по написанию букв, цифр и знаков чертёжного шрифта, учиться писать слова и их сочетания чертёжным шрифтом в ученической тетради, добиваясь всё более лучших результатов. При этом всегда необходимо пользоваться образцами букв, цифр и знаков, приведённых в учебнике на стр. 23-28.

Список литературы:

Пособия учебно-методического комплекта:

1. Черчение. 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013 - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

7. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-78.

8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

Методическая литература:

9. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василен-

ко, А.А. Альхименок и др.; под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

10. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

11. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: пособия для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

12. Словарь-справочник по черчению: Кн. для учащихся / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1999. - 160 с.: ил.

13. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.

14. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов III Ежегодной международной научно-практической конференции, посвящённой Дню учителя / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. -(Секция «Теория и методика обучения и воспитания»).

15. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13.

16. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30.

17. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.