Научная статья на тему 'Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников'

Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 5 / ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ / НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ / ВЫНОСНЫЕ И РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ / СТРЕЛКИ / ЗНАКИ ДИАМЕТРА И РАДИУСА / РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗМЕРНЫХ ЧИСЕЛ / ПРИМЕНЕНИЕ / ОБОЗНАЧЕНИЕ / МАСШТАБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлен пример разработки плана-конспекта пятого урока черчения в школе по теме «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвинникова и его соавторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников»

уровень прагматической установки (T = 4404,5; p < 0,001). Напомним, что в контрольной группе когнитивная установка не изменилась.

В целом, мы можем утверждать, что как обычный учебно-воспитательный процесс, так и проведённые нами мероприятия с учетом регионального компонента оказывают положительное влияние на формирование экологической компетенции детей младшего школьного возраста. При этом реализованные педагогические условия показывают большую эффективность, нежели обычный процесс обучения.

Исходя из полученных данных, можно говорить об эффективности педагогических условий по формированию экологической компетенции младших школьников, которые были реализованы в образовательном процессе начальной школы.

Список литературы:

1. Захлебный А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 7. - С. 11-15.

2. Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5-6, 7 классов общеобразовательных учреждений. -Иркутск, 2007. - 65 с.

3. Лаврентьева Л.А. Азбука Прибайкалья. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2005. - 23 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ЧЕРЧЕНИЯ НА ТЕМУ «ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАНЕСЕНИИ РАЗМЕРОВ. ПРИМЕНЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ МАСШТАБА» НА ПЕРВОМ ГОДУ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта пятого урока черчения в школе по теме «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по двухгодичной программе обучения с

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвин-никова и его соавторов.

Ключевые слова черчение в школе, план-конспект урока № 5, первый год обучения, нанесение размеров, выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса, расположение размерных чисел, применение, обозначение, масштаб.

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 5 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [6-7; 9]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-5], а также другая учебно-методическая [10-20], психолого-педагогическая литература.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [14]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1-4, 14 для первого года графической подготовки школьников [15-19]. В отдельном сборнике докладов также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [20] в соответствии с тематическими планами, опубликованными нами ранее [6; 8-9].

План-конспект урока черчения № 5 (Первый год обучения)

Тема урока. Основные сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.

Цели урока:

Образовательная.

- Закрепить знания школьников о типах линий чертежа.

- Сформировать знания учащихся о нанесении размеров, применении и обозначении масштаба на чертежах.

- Научить школьников наносить размеры на чертеже плоской детали типа «Прокладка» в заданном масштабе в процессе выполнения ими графической работы.

- Дальнейшее формирование умений и навыков школьников работать с учебными и справочными материалами в процессе их практической деятельности.

Воспитательная.

- Способствовать:

• эстетическому воспитанию школьников через обучение их красивому и правильному нанесению размеров на чертеже плоской детали в выбранном масштабе 2:1 в соответствии с ГОСТ ЕСКД;

• воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия.

Развивающая.

- Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с чертежными инструментами, развитию глазомера, зрительной памяти, мелкой моторики рук при выполнении чертежа предмета.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя - учебник [2]1; учебная таблица «Нанесение размеров на чертежах» (рис. 1); чертежные инструменты и мел для работы на доске.

Для учащихся - учебник [2], ученическая тетрадь в клетку, Рабочая тетрадь [3], линейка, угольник, циркули измерительный и круговой, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик, канцелярский ножик с наждачной бумагой.

Тип урока. Урок общего или смешанного (комбинированного) типа.

Ход урока

1. Организационная часть - 2 мин.

- Приветствие.

- Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях.

- Проверка явки учащихся.

- Заполнение учителем классного журнала.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка знаний учащихся о типах линий чертежа - 5 мин.

2.1. Учитель предлагает учащимся найти рис. 23 на с. 20 в учебнике [2] и назвать наименование, назначение и толщину каждой использованной линии под цифрами 1-5. (Ответы школьников: 1) штрихпунктирная тонкая, осевая линия, 8 = 0,3-0,5 мм; 2) сплошная толстая основная, линия видимого контура, 8 = 1 мм; 3) штриховая, линия невидимого контура, 8 = 0,3-0,5 мм; 4) штрихпунктирная тонкая, центровая линия, 8 = 0,3-0,5 мм; 5) сплошная волнистая, линия обрыва, 8 = 0,3-0,5мм).

2.2. Учитель задаёт учащимся вопросы: «Как называются линии, с помощью которых чертят 1) выносные и размерные линии; 2) линии сгиба на развёртках и какова толщина каждой из этих линий?» (Ответы школьников:

1 Напоминаем, номера §§, рисунков, графических работ и их тексты совпадают во всех учебниках черчения А.Д. Ботвинникова и его соавторов 1992-2014 гг. издания, что позволяет использовать их все.

1) сплошная тонкая линия, Б = 0,3-05 мм; 2) штрихпунктирная с двумя точками тонкая, Б = 0,3-05 мм).

2.3. Учитель предлагает учащимся положить графические работы № 1 «Линии чертежа», выполненные ими на предыдущем уроке, на край парты и идёт собирать их для проверки и оценки. При этом он предварительно обращает внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки в работах и затем обсуждает их с учащимися с целью недопущения ими подобных ошибок в процессе выполнения чертежей на последующих уроках черчения.

3. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников - 4 мин.

3.1. В левой верхней части классной доски учитель чертёжным шрифтом мелом заранее пишет дату проведения урока и его порядковый № 5, название детали «Прокладка», наименование материала «Резина». В средней верхней части доски указывает тему урока: «Нанесение размеров на чертежах. Масштабы». В правом верхнем углу доски указывает домашнее задание для школьников: прочитать §§ 2.5-2.6 в учебнике [2]; устно ответить на вопросы, данные на с. 28 и 29. Дома дочертить графическую работу (задания 5 и 6 на с. 29 [2]), начатую на уроке. Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их увиденную и услышанную информацию в той же последовательности записать у себя в ученических тетрадях.

3.2. Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:

- ознакомиться с основными сведениями о нанесении размеров, в частности, с выносной и размерной линиями, знаками диаметра и радиуса, указанием толщины и длины детали надписью, с расположением размерных чисел, с применением и обозначением масштаба;

- научиться правильному нанесению размеров на чертежах, применению и обозначению масштабов при их выполнении.

- дальше развивать логическое мышление, зрительную память в ходе изучения теоретического материала, развивать свои умения и навыки работать как с учебными и справочными материалами, так и с чертёжными инструментами в процессе выполнения графического задания.

3.3. Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель говорит о важности изучаемой темы, о значении размеров и масштабов графических изображений объектов, напоминает им, что любая чертежно-графическая документация оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД. Учащимся сообщается, что материалы данного урока им пригодятся во взрослой жизни, если они будут учиться в технических учебных заведениях, при работе, связанной с чертёжно-графической документацией, например, в конструкторских бюро, на машиностроительных заводах и т.д., а в школе - при дальнейшем изучении черчения, в частности, при выполнении различных графи-

ческих изображений на чертёжных листах бумаги формата А4 или А3, в ученической и Рабочей тетрадях.

В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель также сообщает им о том, что графические работы, выполненные ими в ходе изучения данной темы на этом уроке, будут оценены, а оценки - выставлены в классный журнал.

4. Объяснение нового материала - 13 мин.

4.1. Основные сведения о нанесении размеров. В процессе изложения нового учебного материала учитель акцентирует внимание школьников на том, что с целью определения величины изображённого изделия или какой-либо его части по чертежу на нём наносят размеры. Размеры принято разделять на линейные и угловые. Линейные размеры определяют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части предмета, а угловой размер характеризует величину угла.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Далее, используя таблицу (рис. 1) и учебник [2], учитель знакомит учащихся с правилами нанесения размеров, установленными ГОСТ ЕСКД:

1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают [2, с. 26, рис. 29, а]. Затем на расстоянии 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б [2, с. 26]. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.

2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в [2] после поворота правой части чертежа «к себе», сначала нанесен размер 5 над размерной линией, а затем размер 26 тоже над размерной линией, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть от 7 мм до 10.

3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак 0 - кружок, перечеркнутый линией [2, рис. 30]. Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано в учебнике на рис. 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в) [2].

Рис. 1. Учебная таблица «Нанесение размеров на чертежах» [5, с. 24, рис. 3]

4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R [2, рис. 31, а]. Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.

5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла [2, рис. 31, б].

6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак □ [2, рис. 32]. При этом высота знака равна высоте цифр.

7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано в учебнике на рисунках 29, в; 30; 31 [2].

8. Если деталь имеет несколько одинаковых отверстий, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. 010» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.

9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано в учебнике на рисунке 29, в [2]. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква s.

10. Допускается подобным образом указывать и длину детали [2, рис. 33], но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву I.

4.2. Применение и обозначение масштаба. В практике часто приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например, деталей самолета, автомашины и др., и очень мелких - деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Школьники в ученической тетради записывают определение. Масштаб -это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Далее учащимся предлагается записать в тетради следующие сведения:

- Масштаб уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.

- Натуральная величина - 1:1.

- Масштаб увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что при выполнении графических изображений желательно использовать масштаб 1:1, т.к. в этом случае не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: 1:1; 1:2; 5:1 и т.д.

Учащиеся, рассматривая чертёж прокладки, выполненной в различных масштабах, на рис. 35 в учебнике [2, с. 30], приходят к выводу, что в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре.

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

5. Закрепление изученного материала и графическая работа школьников - 18 мин.

5.1. Учитель закрепляет знания школьников по изученной теме методом фронтального опроса, при этом он предлагает школьникам ответить на вопросы, данные в учебнике в конце §2.5 на с. 28 [2]:

1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах? (Ответ школьника: в мм).

2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии? (0,3-0,5 мм).

3. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? (10 мм.).

4. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?

(1. Если наклонная размерная линия проходит через центр внутри окружности большого диаметра, то размерное число ставят над размерной линией внутри той же окружности. 2. Если наклонная линия проходит через центр окружности малого диаметра, то концы этой наклонной линии

выводят за пределы окружности, ставят на ней стрелки снаружи с двух сторон вершинами к дугам окружности, затем на продолжении этой наклонной с любого конца проводят горизонтальную полку, над которой ставят размер - диаметр данной окружности. 3. Если необходимо указать толщину плоской детали через латинскую букву я, то в любом удобном месте изображения ставят точку, от неё проводят в любую удобную сторону наклонную линию-выноску, в конце которой проводят горизонтальную полку, над которой ставят размер, указывающий толщину детали.).

5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов? (Знак диаметра - 0; знак радиуса - Я).

Затем школьники отвечают на вопросы, приведённые в учебнике в конце §2.6 на с. 29 [2]:

1. Для чего служит масштаб? (Для увеличения или уменьшения изображений предметов по сравнению с их действительными размерами).

2. Что называется масштабом? (Масштаб - это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным).

3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения? (Масштаб увеличения -2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др. Масштаб уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.).

4. Что означают записи: 1:5; 1:1; 10:1? (Размеры изображения детали в 5 раз меньше действительных размеров; размеры изображения предмета соответствуют действительным; размеры изображения объекта в 10 раз больше действительных).

5.2. После устного закрепления изученного материала школьники приступают к выполнению заданий №№ 5 и 6 [2, с. 28-29, рис. 34] в ученической, либо Рабочей тетради [3, с. 6-7]. Учитель может подобрать дифференцированные задания 3-х уровней сложности для учащихся с разными познавательными способностями.

Рис. 2. Графическое условие к заданию 5 [2, с. 28, рис. 34]

По условию задания № 5 школьникам необходимо перечертить в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали (рис. 2), данное на рис. 34 в учебнике [2], увеличив его в 2 раза; нанести необходимые размеры, указать толщину детали (она равна 4 мм). По условию задания № 6 им не-

обходимо начертить в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм; нанести их размеры; начертить дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанести размеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Задание на дом - 1 мин.

Учитель напоминает школьникам: прочитать §§ 2.5-2.6 в учебнике; ещё раз устно ответить на вопросы, данные на стр. 28 и 29. Дома дочертить графическую работу, начатую на уроке.

7. Подведение итогов урока - 2 мин.

- Учитель дает общую характеристику учебной деятельности школьников на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;

- Объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;

- Напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;

- Благодарит учащихся за учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Список литературы:

Пособия учебно-методического комплекта:

1. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышне-польский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2014 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.

2 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышнепольского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-ского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

6. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

7. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -С. 35-43.

8. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

9. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А.Д. Бот-винникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика 2014/2015 учебного года. - 2014. - № 17.

Методическая литература:

10. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

11. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

12. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: (Из опыта работы). Пособие для учителей: Просвещение, 1981. - 160 с.: черт.

13. Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 15-17.

14. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.

15. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. - С. 33-43.

16. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.

17. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.

18. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 1 «Линии чертежа» на первом году обучения школьников черчению // Наука и современность. - 2014. - № 33. - С. 80-86.

19. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.

20. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.