Научная статья на тему 'Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др'

Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ПРОГРАММА / УЧЕБНИК / ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРАНИЦ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ / ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В данной статье представлен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения для первого года графической подготовки школьников в соответствии с действующей программой по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера [1; 2] и учебником «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. с учётом некоторых изменений его содержания и страниц 2007 и последующих годов издания [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др»

УРОКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ И УЧЕБНИКУ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР.

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В данной статье представлен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения для первого года графической подготовки школьников в соответствии с действующей программой по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера [1; 2] и учебником «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. с учётом некоторых изменений его содержания и страниц 2007 и последующих годов издания [3].

Ключевые слова черчение, программа, учебник, изменения содержания и страниц, тематическое планирование уроков, первый год обучения.

В 2004 и 2009 годах нами был предложен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения [8; 9] к программе и учебнику по черчению, разработанных А.Д. Ботвинниковым и его соавторами [1-3], получившим широкое признание среди учителей. Тематическое планирование, подготовленное автором данной статьи в мае 2004 г. было допущено Министерством образования РФ в качестве методического пособия по черчению для учителей общеобразовательных учреждений и в разные годы опубликовано в различных педагогических журналах [8; 9] и издательских центрах [10].

Сегодня данное тематическое планирование с дополнениями предлагаем в помощь учителям, особенно начинающим, с учётом изменений страниц учебника, вызванных некоторой корректировкой его содержания авторами. Ими в названный учебник 2007 и последующих годов издания [3] введены некоторые дополнения через включение в него дополнительных параграфов: § 1.5 «Применение ЭВМ для чертежей» (с. 13-14); § 1.6 «Профессии, связанные с выполнением графических работ» (с. 14-15); и новых приложений: приложения 1 «Разновидности графических изображений» (с. 219); приложения 2 «Применение компьютерных технологий выполнения графических работ» (с. 220-222).

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

Во избежание путаницы учителю, школьникам и их родителям необходимо учитывать, что на титульных листах учебников 2007 и последующих годов издания авторами удалён титр «... 7-8 классов...». Теперь библиографические данные пишут так, как показано в списке литературы данной статьи [3]. При этом тематическое планирование уроков черчения нами по-прежнему предлагается для двухгодичного обучения школьников черчению для каждого класса отдельно под заголовками «Первый год обучения» и «Второй год обучения».

Тематическое планирование по-прежнему нами предлагается применительно к программе и учебнику названных авторов различных годов издания, поскольку:

1. содержание программ 2000 и прежнего (1993) гг. выпуска авторами сохранено без изменений [1-2], более новой их программы нет;

2. ежегодно на партах у школьников можно увидеть учебники черчения самых разных годов издания;

3. к тому же анализ учебника 2007 и предыдущих годов издания показал, что содержание текстов, нумерация рисунков, таблиц и параграфов в основном сохранились, а о перемещённой нумерации страниц в учебниках 2007 и последующих годов издания по вышеназванным причинам дополнительно скажем чуть ниже.

В изданиях учебника 1998 и последующих годов отражены изменения, происшедшие в ГОСТах ЕСКД. Более подробные сведения о них имеются в журнале «Школа и производство» № 5, 2000 г. (с. 78-80) [11]. Краткая справка об этих изменениях мной приведена была в примечании статьи «Черчение: методические рекомендации к проведению уроков» в журнале «Сельская школа» № 1/2005 г., с. 66. Их учёт позволит школьнику и учителю использовать учебники более ранних 1992-1997 гг. издания. Учитывая сказанное, в предлагаемом примерном тематическом планировании даются ссылки на номера параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ, одинаковые для учебников 1992-2007 и последующих гг. издания и на номера страниц, одинаковые для учебников 1992-2006 гг. выпуска. Редкие случаи несовпадения номеров страниц в учебниках черчения 2000 и предыдущих гг. издания в тематическом планировании оговорены в сносках. Изменившиеся номера страниц в учебниках 2007 года и последующих годов издания, вызванных незначительной корректировкой их содержания, в тематическом планировании даны в полужирных скобках полужирным шрифтом.

С учетом этих изменений в 2009 году также было переиздано методическое пособие для учителей в своем регионе для использования в школах Архангельской области [10].

В настоящее время существует достаточно большое число учебно-методических комплектов по черчению разных авторов, включающих программы, учебники, рабочие тетради, карточки-задания и методические пособия.

Однако в школьной практике устойчивые позиции сохраняют традиционные пособия А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-10]. Поэтому по-прежнему актуально предлагаемое нами примерное тематическое планирование уроков черчения, рассчитанное на два года обучения. По нему графическую подготовку школьников осуществляют за счет часов регионального (1-й год обучения) и школьного (2-й год обучения) компонентов учебного плана, хотя Министерством образования предлагается обучать школьников черчению только в течение одного года (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) за счет часов регионального компонента Базисного учебного плана. За такой короткий срок обучить учащихся чертежной грамоте крайне сложно. Повторяем, в данной статье мы предлагаем тематическое планирование уроков черчения для графической подготовки школьников на первом году обучения, а для второго года обучения мы поместим в наших следующих публикациях.

Опубликованные варианты планов-конспектов уроков черчения №№ 1-3 первого года графической подготовки школьников [12-14] нами были разработаны в соответствии тематическим планированием, предлагаемом теперь ниже по тексту.

Тематическое планирование уроков черчения Первый год обучения

На первом году обучения черчению программой [1; 2] предусматривается по 1 ч в неделю, т.е. 34 ч в течение учебного года. Из них 4 ч - резервное время. Оно используется учителем для изучения более сложных тем или на выполнение учащимися трудоемких чертежей. В данном случае я предлагаю вариант планирования, где эти часы используются для освоения конкретных тем.

Программой предусмотрено изучение следующих разделов курса черчения:

- Правила оформления чертежей (6 ч).

- Способы проецирования (8 ч).

- Чтение и выполнение чертежей деталей (15 ч).

- Обобщение знаний (1 ч).

Урок 1. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Профессии, связанные с выполнением графических работ (Введение, с. 3-9 (3-9); § 1, с. 10-14 (10-15); (приложение 2, с. 220-222)).

Практическая работа (ПР). Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике, взятых учителем на производстве, выполненных школьни-

ками на уроках черчения и технологии в предыдущие годы. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Урок 2. Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунк-тирная с двумя точками, разомкнутая (§§ 2.1, 2.2, 2.3, с. 14-20 (15-20)).

ПР. Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. Вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначений (под линиями) обычным почерком.

Урок 3. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах (§ 2.4, с. 21-24 (22-25)).

ПР. Упражнения в написании букв чертежного шрифта, цифр, знаков.

Урок 4. Графическая работа № 1. Линии чертежа (с. 20-21 (21)).

ПР. Вычерчивание изученных линий чертежа на листе формата А4 с выполнением рамки и основной надписи. Основная надпись оформляется чертежным шрифтом.

Урок 5. Основные сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба (§§ 2.5-2.6, с. 25-29 (26-30)).

ПР. Фронтальное выполнение чертежа «плоской» детали с изменением масштаба и нанесением размеров.

Урок 6. Графическая работа № 2. Чертеж «плоской» детали (с. 29-30 (30-31)).

ПР. Выполнение чертежа «плоской» детали на листе формата А4 с нанесением размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.

Урок 7. Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекций: процесс построения фронтальной проекции. Понятие о главном виде или виде спереди (тема опережающего обучения) (§§ 3 и 4.1, с. 31-35 (32-36); § 5.1, с. 39-41 (40-42)).

ПР. Выполнение изображения предмета на одной плоскости проекции по наглядному изображению или моделям (с указанием толщины).

Урок 8. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций: процесс построения фронтальной и горизонтальной проекций. Метод Монжа. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху (тема опережающего обучения) (§ 4.2, с. 35-37 (36-38), до слова «Рассмотрим ...»; § 5.1, с. 39-41(40-42)).

ПР. Выполнение чертежа предмета в двух видах (проекциях). Решение задач по теме урока.

Урок 9. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: процесс построения фронтальной, горизонтальной и профильной проекций. Расположение на чертеже видов спереди, сверху и слева (тема опережающего обучения) (§ 4.2, с. 37 (38) от слова «Рассмотрим.» до с. 39 (40); § 5.1, с. 39-41 (40-42)).

ПР. Выполнение чертежа предмета в трех видах (проекциях) по моделям или наглядным изображениям.

Урок 10. Закрепление знаний о расположении видов. Задачи на составление чертежей (или эскизов)1 по разрозненным изображениям или неполным данным. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи (§ 5, с. 39-43 (40-44)).

ПР. Определение двойных названий изображений (виды спереди, сверху, слева - фронтальная, горизонтальная, профильная проекции). При необходимости использовать учебник (§ 4, с. 34-39 (35-40)). Коллективное решение занимательных задач на составление чертежа (или эскиза) предмета из разрозненных изображений или по неполным данным. Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.

Урок 11. Практическая работа № 3. Моделирование по чертежу (с. 4344 (44-45)).

ПР. Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

Урок 12, 13. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур и объемных предметов. Сравнение изображений в диметрии и изо-метрии. Рациональные построения в аксонометрии (§§ 6-7, с. 45-51 (46-52); §§ 11.1-11.2, с. 61-64 (62-65)).

ПР. Построение аксонометрических осей; аксонометрических проекций плоских фигур (квадрата, треугольника, шестиугольника) и объемных предметов несложной формы с нанесением размеров (вместо упомянутых построений школьники могут выполнить ортогональные и аксонометрические проекции куба, правильных треугольной и шестиугольной призм с нанесением размеров).

Урок 14. Аксонометрические проекции окружностей: фронтальная диметрическая и изометрическая проекции. Прямоугольные и аксономет-

1 С целью экономии времени учитель может предложить школьникам задание на выполнение эскизов, а не чертежей. Тогда вначале с ними необходимо вспомнить и побеседовать о сущности понятия этого вида графического изображения (учебник, введение, с. 7-8 (7-8)) и методом опережающего обучения ознакомить их с порядком выполнения эскизов - приёмами работы от руки и на глаз (учебник, § 18, с. 118-121 (119-122)).

рические проекции предметов с цилиндрическими элементами. (§ 8, с. 5256 (53-57)).

ПР. Рассмотрение чертежей предметов с изображением окружностей в аксонометрии. Выполнение изображения цилиндра во фронтальной димет-рической проекции. Построение окружности в изометрической проекции (в трех координатных плоскостях проекций).

Урок 15. Общие понятия о техническом рисунке. Приемы работы от руки и на глаз (§ 9, с. 56-57 (57-58)).

ПР. Построение от руки осей аксонометрических проекций. Выполнение технических рисунков предметов несложной формы (с выбором рационального способа построения).

Урок 16. Анализ геометрической формы предмета. Анализ графического состава изображений (§ 10, с. 58-61 (59-62); § 13.1, с. 79-81 (80-82); § 15.1, с. 98-99 (99-100)).

ПР. Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное расчленение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

Урок 17. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Развертывание поверхностей геометрических тел. Развёртывание поверхностей геометрических тел (чертежи разверток поверхностей геометрических тел) (§ 11, с. 61-68 (62-69); § 16, с. 107-110 (108-111)).

ПР. Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела (по выбору).

Урок 18. Нанесение размеров на чертежах с учетом геометрической формы предметов. Нанесение знака квадрата (§ 14, с. 91-97 (92-98)).

ПР. Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с нанесением размеров.

Урок 19. Проекции вершин, ребер и граней предмета. (§ 12, с. 68-78 (69-80).

ПР. Решение задач по нахождению на графических изображениях предметов проекций точек, вершин, ребер, отрезков, образующих и граней.

Урок 20. Графическая работа № 4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с. 78-79 (79-80)).

ПР. Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекций точек, вершин, ребер, отрезка и грани на листе формата А4.

Урок 21. Последовательность построения видов на чертеже детали (§ 13.2, с. 81-83 (82-84)).

ПР. Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

Урок 22. Построение вырезов на геометрических телах (§ 13.3, с. 83-85 (84-86)).

ПР. Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.

Урок 23. Построение третьего вида по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева) (§ 13.4, с. 85-91 (86-92)).

ПР. Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).

Урок 24. Графическая работа № 5. Построение третьей проекции по двум данным (с. 91 (92)).

ПР. Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

Урок 25. Геометрические построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части (§ 15.2, с. 99-102 (100-103))1.

ПР. Упражнения по делению отрезка, угла и окружности на равные части.

Урок 26. Геометрические построения: сопряжения (§§ 15.3-15.4, с. 102106 (103-107)).

ПР. Упражнения по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.

Урок 27. Графическая работа № 6. Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений) (с. 106 (107)).

ПР. Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.

Урок 28. Порядок чтения чертежей деталей (§ 17, с. 110-113 и 115, п. 2 (111-114 и 115, п. 2, с. 116) «Решение занимательных задач»).

ПР. Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).

Урок 29. Практическая работа № 7. Устное чтение чертежей (с. 114-115 (115-116))2.

ПР. Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования).

Урок 30. Графическая работа № 8. Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы (с. 116-117 (117-118))3.

ПР. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).

Урок 31. Графическая работа № 9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали (§ 18, с. 118-122 (119-123)).

ПР. Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.

1 В учебнике черчения 2000 и предыдущих гг. издания см. стр. 99-101.

2 В учебнике черчения 2000 и предыдущих гг. издания см. стр. 113-115.

3 В учебнике черчения 2000 и предыдущих гг. издания см. стр. 115-117.

Урок 32. Графическая работа №10. Эскизы деталей с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета) (с. 122124 (123-125)).

ПР. Выполнение эскизов деталей в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).

Урок 33. Графическая работа № 11. Выполнение чертежа предмета (контрольная работа) (с. 123-124 (124-125)).

ПР. Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений).

Урок 34. Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся на уроках черчения, технологии, математики и других учебных дисциплин к окончанию первого года обучения черчению путем рассмотрения и анализа чертежей, наглядных изображений, схем, технологических карт и пр. (Материалы к уроку подбираются совместно с учителями других предметов). (Введение, см. рубрику «Графические изображения », с. 5-9 (5-9). Производственные чертежи, схемы, графики, диаграммы и др. Графические изображения, выполненные школьниками. Учебные таблицы).

Список литературы:

1. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации (Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер). - М.: Просвещение, 1993. - 16 с.

2. Черчение. 7-8 классы (Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: сб. программ / сост. В.В. Сте-пакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 51-60.

3. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221, [3] с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

5. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

6. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

7. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки -задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: ил.

8. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

9. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-78.

10. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

11. Об изменениях в стандартах ЕСКД (на 1 января 1998) // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 78-80.

12. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. - С. 33-43.

13. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 30. -С. 48-56.

14. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.

15. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: пособия для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

ПРОБЛЕМА ОТЦОВСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

© Явон С.Ф.*

Детский сад комбинированного вида № 106, г. Краснодар

В статье рассматривается влияние специфических особенностей отцовства на развитие личности ребёнка. Анализируется, каким образом социальные условия, отношения с матерью ребёнка, личностные проблемы отца, а также принятие отцовской роли оказывают влияние на становление и развитие отношений в диаде «отец - ребёнок». Рассматривается взаимосвязь факторов, определяющих специфику отцовства.

Ключевые слова: гендерная роль, полоролевая идентичность, интер-нализация отцовских функций.

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению ген-дерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи, вопросы се-

* Заведующий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.