Научная статья на тему 'Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике'

Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ / НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS / DEVELOPMENT OF INTEREST IN MATHEMATICS / EXTRA-CURRICULAR WORK IN MATHEMATICS / WEEK MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Анна Юрьевна

Статья посвящена формированию познавательного интереса учащихся к математике. Рассматриваются различные виды и формы внеклассной работы, в частности математическая неделя. В качестве примера рассматривается план-конспект математического мероприятия «Математическая рулетка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of cognitive activity of schoolchildren through the system of extracurricular activities in mathematics

. The paper is devoted to formation of cognitive interest of students in mathematics. The author discusses various types and forms of extracurricular activities, in particular mathematical weeks. The example is the outline of mathematical activities "Mathematical roulette".

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14330 УДК 372.851

Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14330. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14330.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.

Комиссарова Анна Юрьевна,

учитель математики МОУ СОШ № 20 имени Н. З. Бирюкова, г. Орехово-Зуево [email protected]

Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике

Аннотация. Статья посвящена формированию познавательного интереса учащихся к математике. Рассматриваются различные виды и формы внеклассной работы, в частности математическая неделя. В качестве примера рассматривается план-конспект математического мероприятия «Математическая рулетка». Ключевые слова: развитие интереса к математике, развитие творческих способностей учащихся, внеклассная работа по математике, неделя математики. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Г осударственный образовательный стандарт определяет цель современного образования - воспитание компетентного выпускника, т. е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.

Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Можно выделить три вида внеклассной работы:

- Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т. е. дополнительные занятия по математике.

- Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике.

- Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно ученикам и что они хотят узнать нового о математике. Например:

- Развитие и углубление знаний по программному материалу.

- Привитие инавыков исследовательской работы.

- Воспитание культуры математического мышления.

- Развитие представлений о практическом применении математики.

Третий вид внеклассной работы может преследовать подобные цели, но главный упор делается на развитии интереса к математике в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

Специфика внеклассной работы:

- внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14330 УДК 372.851

Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14330. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14330.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.

- формы проведения внеклассной работы разнообразны;

- занятия организуются на добровольных началах;

- позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренным планом внеклассной работы.

Выделяют несколько форм внеклассной работы:

- Математический кружок.

- Факультатив.

- Олимпиады, конкурсы, викторины.

- Математические дискуссии.

- Неделя математики.

- Школьная и классная математическая печать.

- Изготовление математических моделей.

- Математические экскурсии.

В нашей школе № 20 имени Н. З. Бирюкова г. Орехово-Зуево наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются регулярные математические кружки, факультативы, олимпиады, а также виды мероприятий, которые проводятся время от времени: КВН, инсценированные задачи, викторины, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, выполнение творческих заданий.

Особое место во внеклассной работе по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету. Эта форма внеклассного мероприятия дает возможность каждому, пусть даже неважно успевающему ученику проявить себя. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Основные задачи:

- создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;

- организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;

- поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.

Цель и содержание предметной недели органически включаются в учебно-воспитательный процесс с продолжением основной учебной работы на уроках.

Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть направленны на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать интересную информацию и эмоционально окрашенную деятельность, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; способствовать сплочению школьного коллектива, воспитывать чувство гордости за свою школу.

Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения. Подготовительный период не должен быть слишком длительным. При этом важно, чтобы затраченное педагогами и учащимися время было использовано эффективно, а активность и самоуправление, самоорганизация учащихся были бы на максималь-

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14330 УДК 372.851

Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14330. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14330.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.

но возможном уровне. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность от прове-

денных мероприятии.

Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: по-

следовательность, этапность, развивающий характер происходящего, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

Ожидаемые результаты: укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, толерантности, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Проведенные мероприятия на неделе математики в 2013/2014 учебном году

Название мероприятия Класс Дата проведения

Математический турнир 5-е 05.12

Счастливый случай 6-е 04.12

Олимпийский урок 6г, 6в 06.12

Математическая рулетка 6а, 6б 05.12

Астрономия на координатной плоскости 6а, 6б 03.12

Научная конференция 6а, 6б, 8в 06.12

Урок занимательной математики «Системы счисления» 7а 09.12

Математическое состязание 7б, 7в, 7г 06.12

Математические иллюзии 8а, 8б 06.12

Своя игра 8в, 8г 06.12

Математический турнир 9-е 06.12

Математическое шоу «Крестики-нолики» 10а 04.12

Игра «О, счастливчик!» 11а, 11б 06.12

Выпуск газет 5-11-е

Ниже дан пример внеклассного мероприятия «Математическая рулетка» для 6-х классов, проведенного в рамках недели математики в школе № 20 имени Н. З. Бирюкова.

«Математическая рулетка»

Тема мероприятия - игра-соревнование «Математическая рулетка».

Форма проведения - урок-соревнование.

Цели урока:

- развитие любознательности, внимания, памяти;

- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;

- повышение интереса к предмету;

- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.

Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация. Этапы мероприятия

I. Подготовительный этап: каждый класс параллели заранее выбирает команду из 5-7 человек, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.

II. Игровой этап

а) На экране - заставка игры:

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки - все для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!

3 ~

КОНТ TF.TTT

Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14330. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14330.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14330 УДК 372.851

б) Представление жюри

в) Оглашение правил игры: за представление команды - 10 баллов, за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос игры - 5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды - 3 балла. На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с помощью математической рулетки.

г) Ход игры

1. Представления команд

2. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания «Сложи пословицу». Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.

Ответ: Один за всех, и все за одного.

3. Загадочный треугольник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.

Ответ: 5 - 4 - 9 - 2, 2 - 7- 3 - 8, 8 - 1- 6 - 5.

4. Пути-дороги

Из Москвы и Санкт-Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80 км/ч и 95 км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?

Ответ: 175 км.

5. А ну-ка, раздели!

Выясните, делится ли числовое значение выражения 534974824 + 846916 на 10?

Ответ: да.

6. Черный ящик

Что в черном ящике?

На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.

Подсказки:

1) Эту игру называют игрой века.

2) Она носит имя создателя.

3) Она удобный спутник в дороге.

Ответ: кубик Рубика.

7. Продолжи ряд чисел

Задан ряд чисел: 1,1,2, 3, 5, 8, 13..., продолжите его.

Ответ: 8 + 13 = 21.

8. Исключи лишнее слово: мамус, сочли, шкока, нусим.

Ответ: шкока (кошка).

9. Накормим животных

Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?

Ответ: 2 воза.

10. Сравним площади

Сторона квадрата ABCD в 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь голубой фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?

Ответ: в 8 раз.

11. Урожай

Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька - 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка - 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?

Ответ: 15 яблочек.

12. Полезно знать

На все товары наносят штрих-код, который образован черными и белыми полосками, причем крайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрих-код?

Ответ: 11 широких черных полос.

13. Экспертиза

Из четырех монет одна фальшивая, причем неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14330 УДК 372.851

Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14330. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14330.htm. - Гос. рег. Эл № Фс 7749965. - ISSN 2304-120X.

Ответ: за два взвешивания.

14. Прилив

Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 см. Через какое время покроется водой третья ступенька лестницы?

Ответ: Лестница поднимается вместе с кораблем.

15. Из Бостона в Нью-Йорк

Поезд отправляется из Бостона в Нью-Йорк. Через час другой поезд отправляется из Нью-Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона?

Ответ: в момент встречи оба поезда будут находиться на одинаковом расстоянии от Бостона.

16. Землекопы

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

Ответ: 5 землекопов.

17. Догадайтесь, какая цифра в выражении заменена на букву А?

9А : 1А = А.

Ответ: 6.

18. Четырьмя двойками

Можно ли четырьмя двойками выразить число 111?

Ответ: 222 / 2 = 111.

III. Этап подведения итогов игры

В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. На экране - фейерверк в честь победителей.

Anna Komissarova,

teacher of mathematics, School №20, Orehovo-Zuevo [email protected]

Formation of cognitive activity of schoolchildren through the system of extracurricular activities in mathematics

Abstract. The paper is devoted to formation of cognitive interest of students in mathematics. The author discusses various types and forms of extracurricular activities, in particular mathematical weeks. The example is the outline of mathematical activities "Mathematical roulette".

Key words: interest in mathematics, creative abilities of students, extra-curricular work in mathematics, mathematics week.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

r>J

~ 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.