Научная статья на тему 'Методика проведения олимпиады по черчению в общеобразовательной школе'

Методика проведения олимпиады по черчению в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОЛИМПИАДА / ТЕКСТОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлен ответ на восьмой вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. В докладе ведётся речь о методике проведения олимпиады по черчению среди школьников, изучающих черчение по годичной и двухгодичной программе обучения, об особенностях организации конкурса юных чертёжников в школе и между школами, даны текстовые и графические условия заданий и варианты их решений, критерии оценки олимпиадных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения олимпиады по черчению в общеобразовательной школе»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен ответ на восьмой вопрос по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза выпускного курса, получающих специальность учителя технологии по учебной дисциплине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену нами были опубликованы ранее [1]. В докладе ведётся речь о методике проведения олимпиады по черчению среди школьников, изучающих черчение по годичной и двухгодичной программе обучения, об особенностях организации конкурса юных чертёжников в школе и между школами, даны текстовые и графические условия заданий и варианты их решений, критерии оценки олимпиадных работ.

Ключевые слова: черчение, общеобразовательная школа, олимпиада, текстовые и графические условия заданий.

Сегодня нам как никогда требуются специалисты высокого класса во всех отраслях науки и техники. А какой же специалист - без образного и инженерно-конструкторского мышления, сообразительности и трудолюбия! Все эти качества даёт изящный предмет - черчение. Последнее время популярность его почему-то падает. Сегодня есть все возможности поднять авторитет этого предмета в среде будущих конструкторов и дизайнеров с помощью духа соревнования.

Олимпиада по школьному курсу черчения является одним из необходимых средств активизации учебно-познавательной деятельности школьников, активного формирования у них интереса к изучаемому предмету, пространственно-логического и инженерно-конструкторского мышления, необходимого выпускникам школ как для дальнейшего образования в вузах, колледжах и лицеях, так и для деятельности в сфере материального производства.

Удачно разработанные и подобранные задания играют важную роль в успешном проведении олимпиад среди школьников.

В настоящее время школьников обучают черчению в 9 классе в течение одного года (34 ч. в год, 1 ч. в неделю) за счёт часов регионального компо-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

нента учебного плана. В связи с этим школьную олимпиаду по черчению предлагаем в идеальном варианте провести 2 раза в год.

Первую олимпиаду следует организовать после изучения школьниками тем разделов «Введение» (2 ч.), «Метод проецирования и графические способы построения изображений» (8 ч.), «Чтение и выполнение чертежей» (8 ч.). Для проведения второй олимпиады в течение одного и того же учебного года школьникам вначале необходимо изучить темы раздела «Сечения и разрезы» (8 ч.).

В случае, когда школьников обучают черчению в течение двух лет за счёт часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения, то первую олимпиаду можно организовать в конце первого года обучения, а вторую - в конце второго года обучения.

Для проведения школьной олимпиады по черчению учителя учебно-методического объединения (УМО) учебных предметов политехнического направления образовательного учреждения определяют состав жюри и подходящий для проведения конкурса день. В состав жюри также могут быть включены учителя черчения из соседних школ.

В конкурсе могут участвовать все учащиеся класса. Если в школе параллельных классов несколько, то для участия в конкурсе можно отобрать одарённых школьников (по 5-10 человек) в каждом параллельном классе.

Каждый участник олимпиады должен иметь чертёжный лист необходимого формата А4 или А3, чертёжные инструменты и материалы.

Перед началом олимпиады один из членов жюри сообщает кодовые номера каждому участнику олимпиады, одновременно под этими же номерами у себя на листочке выписывает фамилию, имя, класс каждого участника. Расшифровка работ производится при подведении итогов олимпиады жюри после проверки всех конкурсных работ. Кодирование работ производится во избежание конфликтных ситуаций и предвзятого отношения к отдельным конкурсным работам.

I. Первая школьная олимпиада по черчению среди школьников, изучающих черчение один год в 9 классе по годичной программе и изучивших при этом темы разделов «Введение», «Метод проецирования и графические способы построения изображений», «Чтение и выполнение чертежей» или изучающих черчение первый год в 8 классе по двухгодичной программе

До начала работы ребята знакомятся с критериями оценок (табл. 1). Эти баллы будут выставлены жюри за каждый вид графической операции, выполненный участником олимпиады.

Таблица 1

Максимальные баллы графических операций, произведённых школьниками, участниками первой школьной олимпиады по черчению (к рис. 2)

№ п/п Виды графических операций Максимальное кол-во баллов

1 Линии чертежа 5

2 Шрифт чертёжный 5

3 Компоновка (расположение чертежа на листе) 3

4 Нанесение размеров 5

5 Построение третьего вида по двум данным 10

6 Расположение двух исходных видов 5

7 Построение аксонометрической проекции учебной модели 12

Итого 45

Учащимся даётся задание автора С.К. Боголюбова (рис. 1):

1. по двум видам детали построить третий вид;

2. нанести необходимые размеры детали (учебной модели) на ортогональных проекциях;

3. построить аксонометрическую проекцию дидактической модели без нанесения размеров.

79 99

Рис. 1. Графические условия олимпиадных заданий в двух вариантах для проведения первой школьной олимпиады по черчению

Получив карточку-задание, учащийся пишет на чертёжном листе формата А4 чертёжным шрифтом «Первая школьная олимпиада по черчению, число, месяц, год, школа №, № кода» и начинает чертить.

Во избежание высоких умственно-психологических и эмоционально-стрессовых нагрузок, испытываемых учащимися во время конкурса, на проведение олимпиады отводится не более 2 часов. В связи с этим в заданиях отсутствуют графические операции на сложные построения сопряжений и окружностей в ортогональных и аксонометрических проекциях детали (рис. 1). Но по решению жюри их также можно включить с увеличением времени на вы-

полнение задания. Образец выполненной работы участником олимпиады показан на рис. 2.

Членами жюри оцениваются все работы по системе личного зачёта и определяются победитель (1-е место) и два призёра (2-е и 3-е места) в случае, если в олимпиаде участвуют учащиеся одного 9 класса. Если в конкурсе принимают участие школьники из параллельных 9-ых классов, то они могут представлять команды из пяти человек от каждого класса. От одного класса могут быть представлены несколько команд по пять человек. В этом случае жюри оцениваются все работы, но командный зачёт определяется суммой баллов трёх лучших работ. Оценку работ также можно провести и по системе личного первенства. Это решает жюри.

10 5 12

Рис. 2. Образец выполненной работы участником первой школьной олимпиады по черчению

И Вторая школьная олимпиада по черчению среди школьников,

изучающих черчение один год в 9 классе по годичной программе и изучивших при этом темы раздела «Сечения и разрезы» или изучающих черчение второй год в 9 классе по двухгодичной программе

Каждому участнику выдаётся карточка-задание (рис. 3), разработанные преподавателями кафедры графики АГТУ (ныне САФУ).

На доске записывается условие задания:

1. По двум видам детали построить третий.

2. Для выявления внутренних очертаний детали выполнить полезные вертикальные (фронтальный и профильный) разрезы. По возможности соединить половину (часть) вида с половиной (частью) разреза (разрезы при необходимости обозначить).

3. Нанести размеры детали.

4. Построить аксонометрическую проекцию детали с вырезом четверти без нанесения размеров.

Рис. 3. Графические условия олимпиадных заданий в двух вариантах для проведения второй школьной олимпиады по черчению

На выполнение задания отводится 3 часа (180 минут).

Рис. 4. Образец выполненной работы участником второй школьной олимпиады по черчению

На чертёжном листе формата А3 учащийся чертёжным шрифтом пишет слова «Вторая школьная олимпиада по черчению, число, месяц, год, школа №, № кода» и приступает к выполнению работы (образец выполненной работы показан на рис. 4).

Задания в целом соответствуют школьной программе по черчению, но среди них могут быть и более сложные. Например, построение ступенчатого разреза, построение взаимного пересечения отверстий цилиндрической формы различных диаметров. Могут быть задания, требующие выполнения комбинированных приёмов для выявления формы детали. Например, применение ступенчатого, простых и местного разрезов. Они рассчитаны преимущественно на тех учащихся, которые изучают предмет факультативно или посещают спецкурсы или кружки по черчению.

Чертежи проверяются жюри и оцениваются по 50-балльной системе (табл. 2) по системе личного первенства или командного зачёта как при проведении первой школьной олимпиады. Победитель (1-е место) и два призёра (2-е и 3-е места) отмечаются грамотами и памятными подарками.

Таблица 2

Максимальные баллы графических операций, произведённых школьниками, участниками второй школьной олимпиады по черчению (к рис. 4)

№ п/п Виды графических операций Максимальное кол-во баллов

1 Линии чертежа 5

2 Шрифт чертёжный 5

3 Компоновка (расположение чертежа на листе) 2

4 Нанесение размеров 3

5 Построение третьего вида по двум данным 10

6 Построение фронтального разреза 7

7 Построение профильного разреза 13

8 Выполнение аксонометрической проекции учебной модели детали с вырезом 1/4 части 5

Итого 50

Методика проведения олимпиады по черчению среди учащихся школ, например, города соответствует методике организации школьной олимпиады. Учащиеся из разных школ, участники городского конкурса, приглашаются в определённый день и час в одну из школ города. В состав жюри организаторы олимпиады включают опытных учителей черчения школ города. Более подробную информацию о проведении олимпиад по черчению районного, городского, зонального и областного уровней коллеги могут найти в наших прежних публикациях [2-6].

Список литературы:

1. Михайлов Н.Г. Вопросы по методике графической подготовки школьников к государственному экзамену студентов вуза по учебной дисци-

плине «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2014. - № 41. - С. 147-153.

2. Михайлов Н.Г. Помощь вуза в улучшении обучения школьников черчению // Школа и производство. - 1992. - № 5-6. - С. 40-42.

3. Михайлов Н.Г. Художественное конструирование в системе интегрированных уроков черчения, ИЗО и труда: учебно-методические рекомендации. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1992. - 53 с.: рис. -С. 16-21, 49-52.

4. Михайлов Н.Г. Первая олимпиада по черчению в Архангельской области // Школа и производство. - 1994. - № 5. - С. 90-94.

5. Михайлов Н.Г. Олимпиада по черчению // Искусство в школе. - 1996. -№ 3. - С. 75-76.

6. Михайлов Н. Школьные олимпиады по черчению // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 122-133.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

© Османова М.К.*

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров,

г. Махачкала

В статье раскрыты аспекты формирования познавательной активности у младших школьников на уроках литературного чтения. Выделены условия, которые влияют на формирование познавательных учебных действий.

Ключевые слова: познавательная активность, учебные действия, формирование, читательская компетенция.

В статье раскрыты аспекты применения информационных технологий, на базе компьютера, при обучении математике в начальной школе. Выделены особенности и дидактические возможности современных компьютерных технологий в учебном процессе.

Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главная задача учи-

* Старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.