Научная статья на тему 'Процессуально-технологические аспекты развития профессионально-значимых личностых качеств будущего педагога-психолога'

Процессуально-технологические аспекты развития профессионально-значимых личностых качеств будущего педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГОВ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / ДИМЕНСИОНАЛЬНЫЙ И ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОДЫ / SIGNIFICANT PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES DEVELOPMENT OF THE FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS / METHODS OF SIGNIFICANT PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES DEVELOPMENT / SYSTEM FOR TRAINING ACTIVITIES ORGANIZING / COMPETENCE / DIMENSION AND PARTICIPATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

В статье рассматриваются методические ориентиры построения методики развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов, методика развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов психологов как система организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural and Technological Aspects of Future Educational Psychologists’ Significant Professional Personal Qualities Development

The article examines the methodology for constructing the techniques of significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists, as well as the methods of significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists as a system for training activities organizing.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологические аспекты развития профессионально-значимых личностых качеств будущего педагога-психолога»

УДК151.8:378 ББК 88.40:74.480

Морозов Максим Сергеевич

соискатель

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Morozov Maxim Sergeevich Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Процессуально-технологические аспекты развития профессиональнозначимых личностных качеств будущего педагога-психолога Procedural and Technological Aspects of Future Educational Psychologists’ Significant Professional Personal Qualities Development

В статье рассматриваются методические ориентиры построения методики развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педаго-гов-психологов, методика развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов психологов как система организации учебной деятельности.

The article examines the methodology for constructing the techniques of significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists, as well as the methods of significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists as a system for training activities organizing.

Ключевые слова: профессионально-значимые личностные качества будущих педагогов-психологов, методика развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов психологов, система организации учебной деятельности, компетентностный, дименсиональный и партисипатив-ный подходы.

Key words: significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists; methods of significant professional and personal qualities development of the future educational psychologists, system for training activities organizing; competence, dimension and participative approaches.

Методическим ориентиром при построении методики развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов в исследовании был принцип единства сознания и деятельности, поэтому необходимы как теоретические знания и умения, так и практическое применений этих знаний, поскольку именно на практике осуществляется развитие профессионально-значимых личностных качеств.

При разработке методики развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов за основу было взято следующее: если искомое профессиональное качество - интегральное образование, синтезирующее в себе ряд компонентов, то формироваться оно может на основе междисциплинарных связей.

Работа по развитию профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов как задачная позволяет реализовываться при интеграции компетентностного, дименсионального и партисипативного подходов, имеющей особое значение. Интеграция компетентностного, дименсио-нального и партисипативного подходов в процессе развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов приводит к усилению личностного характера деятельности, конкретности и глубины, которые позволяют выделить проблему, ее порождающую.

Целенаправленное развитие профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов требует четкого определения целей и задач каждого из этапов обучения, в числе которых выделяется: подготовительный, основной и итоговый. Выделение этапов производилось в соответствии с построенной моделью развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Охарактеризуем каждый из выделенных этапов.

Подготовительный этап совпадает с первым годом обучения будущих педагогов в вузе. Этот этап должен заложить начальные ориентиры развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов, должен являться ориентировочной основой для последующих действий.

Индивидуализация обучения будущих педагогов-психологов на подготовительном этапе процесса развития профессионально-значимых личностных качеств осуществляется опосредованно, так как усвоение и контроль знаний носит коллективный характер. Практические и лабораторные занятия способствуют выявлению индивидуальных (типологических) особенностей каждого

студента, что немаловажно для дальнейшей успешной работы по развитию профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Необходимым педагогическим условием реализации развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов является применение партисипативных методов развития профессиональнозначимых личностных качеств. Основная цель подготовительного этапа - выявить начальный уровень знаний и умений по развитию профессиональнозначимых личностных качеств будущих педагогов-психологов, которая включает установление наличия специальных условий способствующих развитию профессионально-значимых личностных качеств в содержании педагогической подготовки студентов, определение уровня информированности студентов в области теоретических знаний о профессионально-значимых личностных качествах, выявление представлений будущих педагогов об их профессионально-значимых личностных качествах; для установления, ориентируются ли будущие педагоги в своей педагогической деятельности на развитие профессионально-значимых личностных качеств, был использован оперативный и стратегический типы партисипативных задач. Например, партисипативные задачи стратегического типа (задачи, связанные с развитием представлений о себе как о субъекте педагогического процесса, что способствует развитию профессионально-значимых личностных качеств) применяются при изучении темы «Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога» дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность». Задачи оперативного типа (задачи, направленные на усвоение знаний и умений в области развития профессионально-значимых личностных качеств) применяются при изучении темы «Двусторонний и личностный характер обучения» дисциплины «Теория обучения»[1].

Методика развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов в рамках системы построена с учетом основных положений пар-тисипативных задач:

■ способ предъявления задач учитывает принцип преемственности и последовательности в процессе развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога и обеспечивает поэтапное включение студента в деятельность;

■ степень сложности предлагаемых задач и заданий возрастает. При этом с ростом уровня проблемности возрастает уровень познавательной активности будущего учителя;

■ разработка решения задачи идет как путем коллективных поисков, так и в самостоятельной работе студентов.

Таким образом, основы развития профессионально-значимых личностных качеств будущих учителей закладываются уже на подготовительном этапе нашей опытно-поисковой работы[5].

Основной этап подготовки проходит на 2 - 3 курсах. В соответствии с учебными планами второго курса изучается общепрофессиональные дисциплины, такие, как «Общие основы педагогики», «Педагогическая психология», «Общая психология», «Возрастная психология» и другие дисциплины. Этот этап является одним из наиболее интенсивных по содержанию для развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Целью данного этапа является обеспечение личностной включенности будущего педагога в профессиональную деятельность по развитию профессионально-значимых личностных качеств на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности. В связи с этим задачами второго этапа являются: осмысление таких философских категорий, как теория и практика, а также понимание сложной диалектической природы их взаимосвязи; освоение науковедческих знаний: знаний о понятиях, которые приобрели статус межнаучных (стиль, модель и т.д.), а также теорий, влияющих на большую часть дисциплин: общая теория систем, теория культуры и т.д.; обеспечение правильного понимания будущим педагогом сущности профессионально-значимых личностных качеств и их роли в подготовке к педагогической

деятельности в этом направлении; развитие у студента теоретикометодологических основ развития профессионально-значимых личностных качеств; обеспечение будущим педагогом правильного понимания и использования в качестве теоретико-методической основы интеграции компетентност-ного, дименсионального и партисипативного подходов к профессиональной деятельности по развитию профессионально-значимых личностных качеств; овладение умением пользоваться основными средствами и методами развития профессионально-значимых личностных качеств; овладение умением управлять эмоциональными состояниями других участников педагогического процесса.

Реализация всех вышеперечисленных задач невозможна без организации комфортной учебной деятельности будущего педагога. Создание условий для комфортного развития личности будущего педагога предполагает, сотрудничество всех участников педагогического процесса в вузе, способствуют созданию комфортной эмоционально-психологической и культурообразующей среды с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель -студент», «преподаватель - студенческая группа», «студент - студенческая группа». Реализации условия организации комфортной учебной деятельности способствует вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс и применения им на практике знаний, четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения. Наличие чётких ориентиров в работе преподавателя, создание комфортных условий для будущих педагогов, разумная и корректная реализация государственного образовательного стандарта.

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу, были выделены основные положения условий организации комфортной учебной деятельности будущего педагога-психолога:

■ ориентация в содержании учебных предметов (особенно психологопедагогического цикла) способствует развитию эмоционально-нравственной сферы личности будущего педагога-психолога, что положительно сказывается на формировании у него учебной мотивации и познавательных интересов;

■ целевое ориентирование учебных занятий не только на овладение студентами предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности студента, и их профессионально-значимых личностных качеств;

■ специальная работа преподавателей вузов по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии, как фактора формирования познавательных интересов студентов посредством переосмысления своей деятельности, психического состояния и взаимодействия с участниками образовательного процесса;

■ готовность педагогов к созданию условий для развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Проблемой основного этапа является недостаточная активность студентов на занятиях. Активизация студентов тесно связана с их мотивацией. Организация занятий в форме игр, включение рефлексивного этапа на каждом занятии способствует решению этой проблемы. Но следует иметь в виду, что активность студента зависит от имеющейся у него базы знаний, общих рассуждений. Логика занятия побуждает студентов к мыслительным операциям: анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Особое значение здесь имеет анализ собственного опыта, соотнесение его с теоретическими посылками.

Для успешного развития профессионально-значимых личностных качств будущего педагога-психолога необходима большая сплоченность студенческих групп. Для решения этой проблемы наиболее целесообразно использовать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, а так же организацию их комфортной учебной деятельности.

Итоговый этап охватывает 4 - 5 курсы. Его целью является целостное развитие профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога. Этой цели подчинено: овладение умением управлять эмоциональ-

ными состояниями в коллективе различными способами; овладение комплексом информативных методик, позволяющих осуществлять развитие эмоциональной устойчивости в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждого индивида; умение наблюдать и выявлять причины возникновения негативных эмоциональных состояний; умение оперативно контролировать свое эмоциональное состояние и др.; умение самостоятельно прогнозировать и проводить профилактику негативных эмоциональных состояний участников педагогического процесса; умение регулировать эмоциональные состояния других участников педагогического процесса с последующим анализом и оценкой; контроль и самоконтроль за уровнем сформированности профессионально-творческих умений в области развития профессионально-значимых личностных качеств, оценка и самооценка хода и результата деятельности, планирование дальнейшего профессионального самосовершенствования по данному виду работы[4].

В модели развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога интегрирующую функцию выполняет курс по выбору «Профессионально-значимые личностные качества будущего педагога-психолога в образовательном процессе». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых будущий учитель, опираясь на полученные в высшей школе психологопедагогические и технологические знания в области развития профессионально-значимых личностных качеств, овладевает искомым качеством.

Для этого в рамках курса по выбору были решены следующие задачи: более глубокое понимание будущими педагогами-психологами сущности понятий о профессионально-значимых личностных качествах как одного из определяющих факторов успешности их развития, овладение навыками управления эмоциональными состояниями участников образовательного процесса, а также использование этих навыков в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Исследование показало, что в процессе курса по выбору создаются специальные умения и навыки, важные для овладения будущей профессией.

Формирование необходимых для развития профессионально-значимых личностных качеств умений и навыков невозможно без организации комфортной учебной деятельности будущего педагога. Дадим краткое описание этапов реализации этого условия в процессе преподавания спецкурса.

1. Систематическое изучение каждого студента с целью выявления индивидуальных (типологических) особенностей с целью создания позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

2. Выбор и применение наиболее эффективных средств развития профессионально-значимых личностных качеств, с учетом типологических особенностей будущих педагогов-психологов.

3. Активное участие в упражнениях по развитию профессиональнозначимых личностных качеств с целью овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в области развития искомого качества.

4. Контроль за деятельностью каждого студента с целью выявления трудностей при решении упражнений способствующих развитию профессионально-значимых личностных качеств.

5. Устранение трудностей, возникающих во время участия в упражнениях, путем применения косвенных (выражение мнения студентов в опросах, анкетах, путем голосования и т.д.) и прямых (применяются в процессе непосредственного общения будущего педагога в различных конфигурациях в ходе осуществления друг с другом совместной деятельности; как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т.д.) партисипативных методов.

6. Организация самостоятельной работы будущих педагогов.

7. Организация комфортной учебной среды и ориентация участников образовательного процесса на толерантное общение.

Систематизация поступающей информации в области развития профессионально-значимых личностных качеств в коллективе рассматривается как сложнейшая активная деятельность человека. При этом мы опирались на следующие принципиальные положения: базой образовательных процессов является личная деятельность будущего педагога, а функции преподавания заключаются в умении направлять и регулировать эту деятельность. Таким образом, педагог является организатором обучающей среды, а также взаимодействия студентов с этой средой[4].

Для организации обучающей среды при развитии профессионально -значимых личностных качеств будущих педагогов необходимо применение партисипативных методов. В процессе реализации спецкурса «Профессионально-значимые личностные качества будущего педагога-психолога в образовательном процессе» эффективным является применение прямых партиси-пативных методов.

Прямые методы соучастия отличаются тем, что они применимы в процессе непосредственного общения преподавателя со студентами в ходе осуществления совместной деятельности либо имеют конкретный «адрес» и предписание. Это консультация, совет, убеждение, просьба, рекомендация, собеседование и др.

Таким образом, применение партисипативных методов в процессе реализации спецкурса способствует структурированию знаний будущих педагогов в области развития профессионально-значимых личностных качеств.

Наряду с этим, требуется наблюдение динамики развития умений, необходимых при развитии профессионально-значимых личностных качеств в ученическом коллективе на протяжении всего периода обучения в процессе опытно-поисковой работы, так как студент и преподаватель должны получать информацию об уровне сформированности исследуемых умений и навыков, что служит основой корректировки стратегии деятельности, как преподавателя, так и студента (оценка и самооценка, контроль и самоконтроль). В связи с этим были проведены диагностирующие срезы после изучения каждой новой

темы по развитию профессионально-значимых личностных качеств в образовательном процессе, комплексные - по окончании каждого семестра.

На основе изучения научно-методической литературы (Н.А. Веселова, С.Б. Давлетчина, Н.И. Леонов, Г.Ю. Любимова и др.), проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы для обоснования учебного плана спецкурса были сформулированы основные критерии, которым должны отвечать учебные занятия, проводимые в рамках разработанного нами курса по выбору. Эти критерии отбора сводятся к следующему:

■ учебные занятия должны носить комплексный характер, а не являться узконаправленными;

■ практические занятия должны быть посвящены тем разделам, которые слабо представлены в лекционных курсах, семинарах;

■ в основе содержания предлагаемого курса по выбору должны лежать современные исследования в области психологии, педагогики, социологии, их связи с основными проблемами в области развития профессиональнозначимых личностных качеств;

■ курс по выбору должен знакомить будущих педагогов с новейшими методами исследования и методикой проведения сложного педагогического эксперимента по развитию профессионально-значимых личностных качеств;

■ в результате получения теоретических знаний о профессионально -значимых личностных качествах будущие педагоги-психологи должны уметь применять их на практике, уметь прогнозировать и управлять эмоциональными состояниями субъектов педагогического образования, предупреждать напряженные эмоциональные ситуации; психолого-педагогические знания и умения в области профессионально-значимых личностных качеств должны иметь достаточно общий характер и перспективу применения в дальнейшей деятельности, будущих педагогов[2].

Для успешного проведения курса по выбору необходимо соблюдение ряда условий: проведение курса по выбору целесообразно после изучения ос-

новных курсов психолого-педагогических, методических дисциплин; с целью актуализации теоретических знаний, по развитию профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов, полученных при изучении курса по выбору, необходимым условием является проведение лабораторных занятий, в основе которых лежит непосредственное участие в упражнениях по развитию эмоциональной устойчивости.

Таким образом, методика развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов психологов как система организации данной деятельности предусматривает три этапа: подготовительный, основной и итоговый. Обучающий этап опытно-поисковой работы на основе разработанной нами методики показал, что развитие профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов протекает более успешно в рамках специально сконструированной модели, включающей в себя теоретическую, методическую и практическую подготовки.

Библиографический список

1. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная, индивидуальная и социальная психотерапия / Э. Берн / пер. с англ. А. Калмыкова, В. Калиненко. - М.: Академический Проект, 2001. - 320 с.

2. Давлетчина, С.Б. Конфликтология: Уч. пособие по элективному курсу для студентов заочной формы обучения / С.Б. Давлетчина. - Улан-Удэ, 2005. - 295 с.

3. Кипурова, С.Н. Педагогические технологии развития эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин / С.Н. Кипурова // Известия ТулГУ. Сер. «Педагогика». - Вып. 3. - Тула, 2006. - С. 20 -23.

4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Г иппенрейдер, В.В. Любимовой, М.Б. Михалевской, Г.Ю. Любимовой - СПб.: Питер, 2003. -385 с.

5. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб.пособие. - 2-е изд. / Г.Б. Скок - М.: Пед. О-во России, 2001. - 102 с.

Bibliography

1. Byrne, E. Transactional Analysis in Psychotherapy: System, Individual and Social Psychotherapy / E. Byrne // Trans. from English by A.A. Kalmykov, V. Kalinenko. - M.: Academic Project, 2001. - 320 p.

2. Davletchina, S.B. ConflictStudy Guide for Elective Course for Correspondence Department Students / S.B. Davletchina. - Ulan-Ude, 2005. - 295 p.

3. Kipurova, S.N. Educational Technology of the Future Teachers’ Empathy Development in the Process of Studying Educational Sciences / S. Kipurova / / News of TSU. - "Pedagogy" Series. - Vol. Three. - Tula, 2006. - P. 20 - 23.

4. Psychology of Sensation and Perception / Ed. by Yu.B. Hippenreider, V.V. Lyubimova, M.B. Mikhalevskaya, G.Yu. Lyubimova - SPb.: Peter, 2003. -385 p.

5. Skok, G.B. How to Analyze Our Own Teaching Career: Study Guide. - 2nd Ed. / G.B. Skok. - Moscow: Ped. Society of Russia, 2001. - 102 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.