Научная статья на тему 'Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов'

Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1385
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / TEACHER-PSYCHOLOGIST / СТУДЕНТ / STUDENT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGISTS / BACHELOR''S DEGREE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сладкова Ирина Алексеевна

Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» актуализирует проблему личностной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности изучается в рамках субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного методологических подходов. Автором проводится анализ теоретических исследований личностной готовности к деятельности и профессиональной деятельности, в частности. Под личностной готовностью к профессиональной деятельности будущих педагогов психологов автор понимает интегративное динамическое новообразование личности, обеспечивающее развития образа Я-профессионального и значимое отношение к нему, проявляющееся в мотивации достижения успеха в профессиональных позициях. В качестве критерия развития личностной готовности к профессиональной деятельности автор использует мотивацию на достижения успеха, детерминантой которой является стремление молодого специалиста к осуществлению успешной профессиональной деятельности и обеспечивающая целостность личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Автором представлены основные результаты эмпирического исследования развития личностной готовности будущих педагогов-психологов, обучающихся на последнем курсе в вузе. На основе эмпирических данных установлены особенности развития основных компонентов и их взаимосвязи в структуре личностной готовности. Было выявлено, что у выпускников бакалавриата, обучающихся по направлению «психолого-педагогическое образование» в структуре личностной готовности оптимально сочетаются ее компоненты, мотивация достижения успеха обеспечивается мотивом овладения профессией, оценкой и рефлексией своих профессиональных возможностей, ценностно-смысловой направленностью и целью профессионального саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сладкова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

The introduction of the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)" actualizes the problem of personal readiness of future pedagogical psychologists for professional activities. Readiness for professional activity is studied in the framework of subject-activity and personality-oriented methodological approaches. The author analyzes theoretical researches of personal readiness for activity and professional activity, in particular. Under the personal readiness for the professional activity of future teachers of psychologists, the author understands the integrative dynamic neoplasm of the personality that ensures the development of the image of the self-professional and the relevant attitude towards it, manifested in the motivation to achieve success in professional positions. As a criterion for the development of personal readiness for professional activity, the author uses motivation to achieve success, the determinant of which is the young specialist's striving for successful professional activity and ensuring the integrity of personal readiness for the professional activity of future psychology educators. The author presents the main results of an empirical study of the development of the personal readiness of future pedagogical psychologists studying at the last year of the university. On the basis of empirical data, the features of the development of the main components and their interrelationships in the structure of personal readiness are established. It was revealed that the bachelor's graduates studying in the direction of "psycho-pedagogical education" in the structure of personal readiness optimally combine its components, the motivation for achieving success is provided by the motive for mastering the profession, assessing and reflecting their professional capabilities, the value-semantic orientation and the goal of professional self-development.

Текст научной работы на тему «Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов»

УДК 159.923.2

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

© 2017

Сладкова Ирина Алексеевна, старший преподаватель кафедры психологии Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, e-mail: ped101@mail.ru)

Аннотация. Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» актуализирует проблему личностной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности изучается в рамках субъектно-деятельностного и личностно-ориен-тированного методологических подходов. Автором проводится анализ теоретических исследований личностной готовности к деятельности и профессиональной деятельности, в частности. Под личностной готовностью к профессиональной деятельности будущих педагогов психологов автор понимает интегративное динамическое новообразование личности, обеспечивающее развития образа Я-профессионального и значимое отношение к нему, проявляющееся в мотивации достижения успеха в профессиональных позициях. В качестве критерия развития личностной готовности к профессиональной деятельности автор использует мотивацию на достижения успеха, детерминантой которой является стремление молодого специалиста к осуществлению успешной профессиональной деятельности и обеспечивающая целостность личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Автором представлены основные результаты эмпирического исследования развития личностной готовности будущих педагогов-психологов, обучающихся на последнем курсе в вузе. На основе эмпирических данных установлены особенности развития основных компонентов и их взаимосвязи в структуре личностной готовности. Было выявлено, что у выпускников бакалавриата, обучающихся по направлению «психолого-педагогическое образование» в структуре личностной готовности оптимально сочетаются ее компоненты, мотивация достижения успеха обеспечивается мотивом овладения профессией, оценкой и рефлексией своих профессиональных возможностей, ценностно-смысловой направленностью и целью профессионального саморазвития.

Ключевые слова: готовность, готовность к профессиональной деятельности, личностная готовность к профессиональной деятельности, педагог-психолог, студент, высшее образование, бакалавриат, профессиональная подготовка педагогов-психологов.

THE PROBLEM OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

© 2017

Sladkova Irina Alekseevna, senior lecturer of the Department of Psychology Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astaf'eva (660049, Russia, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva Street, 89, e-mail: ped101@mail.ru)

Abstract. The introduction of the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)" actualizes the problem of personal readiness of future pedagogical psychologists for professional activities. Readiness for professional activity is studied in the framework of subject-activity and personality-oriented methodological approaches. The author analyzes theoretical researches of personal readiness for activity and professional activity, in particular. Under the personal readiness for the professional activity of future teachers of psychologists, the author understands the integrative dynamic neoplasm of the personality that ensures the development of the image of the self-professional and the relevant attitude towards it, manifested in the motivation to achieve success in professional positions. As a criterion for the development of personal readiness for professional activity, the author uses motivation to achieve success, the determinant of which is the young specialist's striving for successful professional activity and ensuring the integrity of personal readiness for the professional activity of future psychology educators. The author presents the main results of an empirical study of the development of the personal readiness of future pedagogical psychologists studying at the last year of the university. On the basis of empirical data, the features of the development of the main components and their interrelationships in the structure of personal readiness are established. It was revealed that the bachelor's graduates studying in the direction of "psycho-pedagogical education" in the structure of personal readiness optimally combine its components, the motivation for achieving success is provided by the motive for mastering the profession, assessing and reflecting their professional capabilities, the value-semantic orientation and the goal of professional self-development.

Keywords: readiness, readiness for professional activity, personal readiness for professional activity, teacher-psychologist, student, higher education, bachelor's degree, vocational training of pedagogical psychologists.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В

Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» повышает требования к личности педагога-психолога. Рост требований к профессиональной деятельности педагога-психолога приводит к неудовлетворенности самих педагогов-психологов своей профессиональной самореализацией, в том числе по причине отсутствия личностной уверенности в их значимости как специалистов.

Содержание профессиональной психолого-педагогической деятельности, направленной на решение задач психического и личностного развития детей, на оказание психологической помощи детям в сфере образования, обусловливают необходимость рассмотрения значимости проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы. В отечественной психолого-педагогической науке существует большое количество исследований по проблеме готовности к профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская [1], Е.П. Ильин [2], М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбович [3], М.В. Демьянкова, Л.И. Ложкина [4], И.О. Гилева [5], А.К. Маркова [6], Д.Н. Узнадзе [7], и др.). Исследователями рассматривались понятия «готовность к деятельности», «готовность к профессиональной деятельности», «готовность к педагогической деятельности», «психологическая готовность», «мотивационная готовность» и др.

Существует три подхода к определению понятия готовности к деятельности.

Первый подход - функциональный (Н.Д. Левитов [8], Е.П. Ильин [2], Е.Ю. Сосновникова [9], Л.С. Нерсернян, В.Н. Пушкин [10] и др.), в рамках которого готовность к деятельности определяется как особое психическое состояние и понимается как целостное проявление личности, занимающее место между психическими процес-

сами и свойствами личности. Представители второго подхода под готовностью у деятельности понимают психологическую установку личности (А.Г. Асмолов [11], Д.Н. Узнадзе [7] и др.). В рамках третьего подхода, представителями которого являются М.И. Дъяченко и Л.А. Кандыбович [3], К.К. Платонов [12], В.А. Сластенин [13] и др. готовность к деятельности рассматривается как форма отражения субъектом профессиональной деятельности, совокупность качеств, свойств и состояний, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности.

В контексте нашего исследования необходимо рассмотреть понятие личностной готовности к деятельности, личностной готовности к профессиональной деятельности и ее структурные составляющие. Остановимся на некоторых определениях рассматриваемого феномена с целью уяснения и осмысления его сущности. В отечественной психологии понятие личностной готовности рассматривается в рамках субъектно-деятельност-ного и личностно-ориентированного методологических подходов. Основу субъектно-деятельностного подхода составляют идеи А.Н. Леонтьева о неразрывной связи личности и деятельности в основе личностно-ориенти-рованного подхода лежит идея о центральном значение личности [14].

Личностная готовность к профессиональной деятельности в исследованиях представлена как личностное новообразование, проявление личности, совокупность характеристик и качеств личности.

Б.И. Игошев, на основе обобщения понятий готовности к профессиональной деятельности, определяет личностную готовность с учетом интегративного подхода к пониманию готовности личности к профессиональной деятельности, под которой автор понимает «сложное личностное новообразование, включающее в себя комплекс профессионально важных качеств и психических состояний, в своей совокупности обуславливающих адаптацию человека к профессиональным условиям, успешность профессиональной деятельности и определяющих направленность личности на профессионально-личностный рост» [15, с. 16].

Как специфическое психическое состояние субъекта деятельности личностную готовность рассматривает Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан, которые отмечают что личностная готовность к деятельности - это индивидуально-психологическая направленность, настроенность на произвольную деятельность, мобилизация способностей на активные и целесообразные умения действия [16, с. 47]

Л.С. Моцарь личностную готовность к профессиональной деятельности определяет как «результат процесса накопления качественных личностных изменений субъекта будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе» [17, с. 130].

Под личностной готовностью А.А. Пасишников понимает «многокомпоненное образование личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и самореализации профессионального становления субъекта деятельности» [18, с. 64]

Согласно определению Н.С. Ефимовой, личностная готовность к безопасной профессиональной деятельности — это «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению профессиональных задач без ущерба для себя, других людей и окружающей среды» [19, с. 36].

При исследовании структуры личностной готовности к профессиональной деятельности авторы выделяют различное количество компонентов: личностный (Б.М. Игошев [15], Л.А. Галкина [20], Н.П. Носенко [21]), мотивационный (Э.Э. Кугно [22], И.А. Романова [23], Л.А. Галкина [20], А.А. Пасишников [18], Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан [16]), когнитивный (И.А. Романова [23], С.А, Езопова [24], А.А. Пасишников [18], Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан [16]), нравственно-психологический

(И.А. Романова [23]), ориентационный, процессуальный, исполнительский (Б.М. Игошев [15], Э.Э. Кугно [22]), опреациональный и волевой (Э.Э. Кугно [22],

A.А. Пасишников [18], С.А. Езопова [24]), оценочный (Э.Э. Кугно [22], А.А. Пасишников [18]), рефлексивный (Л.А. Галкина [20], Б.П. Яковлев и И.Т. Богдан [16]).

В нашем исследовании под личностной готовностью понимается интегративное динамическое новообразование личности, обеспечивающее развитие образа личности и качественные его проявления в профессиональной деятельности в соответствии с мотивацион-но-ценностными ориентациями личности. Личностная готовность к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов включает в себя мотивацион-ный, рефлексивный, аксиологический, регулятивный и Я-профессиональное компоненты.

В качестве критерия развития личностной готовности к профессиональной деятельности автор использует мотивацию на достижения успеха, детерминантой которой является стремление молодого специалиста к осуществлению успешной профессиональной деятельности и обеспечивающая целостность личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Автором представлены основные результаты эмпирического исследования развития личностной готовности будущих педагогов-психологов, обучающихся на последнем курсе в вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания). С целью определения развития личностной готовности будущих педагогов-психологов на последнем курсе обучения было проведено эмпирическое исследования развития и взаимосвязей компонентов личностной готовности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследование проводилось на базе Красноярского государственного педагогического университета им.

B.Ф. Астафьева в г. Красноярске. В исследовании принимали участие 26 студентов IV курса обучения по направлению подготовки «практическая психология в образовании».

Диагностическая программа исследования личностной готовности представлена следующими методиками: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой, опросник рефлексивности А.В. Карпова, методика исследования образа - Я психолога Н.Н. Колмогорцевой, методики «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева), методика Т. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», методика «Мотивация успеха и избегания неудач» А. Реана.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

Мотивационный компонент представлен основными мотивами обучения в вузе и мотивом достижения успеха/избегания неудачи. У будущих педагогов-психологов последнего курса обучения преобладающей является мотивация получения знаний (38,5% студенты), мотив овладения профессии представлен 34,6% студентов. Следовательно, к окончанию обучения в вузе будущие педагоги - психологи стремятся получить профессиональные знания и овладеть профессией, стараются сформировать у себя необходимые профессионально-важные качества. Мотивация получения диплома представлена у будущих педагогов-психологов в меньшей степени (26,9% студентов).

Результаты исследования мотивации достижения успеха /избегания неудачи свидетельствуют, что преобладающей является мотивация на успех (84,6% студентов). Мотивация на избегание неудачи практически не представлена - только 3,8% студентов мотивированы на избегание неудачи. Таким образом, можно сделать вывод, что к окончанию обучения в вузе, будущие педагоги стремятся овладения профессиональными знаниями, сформировать у себя профессионально-важные каче-

Сладкова Ирина Алексеевна psychological

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ... science

ства, стремятся к достижению успеха в учебно-профессиональной деятельности.

В результате исследования рефлексивного компонента, содержанием которого является рефлексивность, как психическое свойство личности были получены данные, свидетельствующие о преобладании у будущих педагогов-психологов последнего курса обучения среднего уровня рефлексивности (50% студентов). К окончанию вуза будущие педагоги-психологи осуществляют непосредственный самоконтроль поведения в актуальной ситуации обучения, проводят анализ происходящего, будущие педагоги-психологи способны соотносить свои действия с ситуацией и их координировать в соответствии с учетом изменения условий изменения и собственного состояния. В меньшей степени представлен высокий уровень рефлексивности (30,8% студентов), только треть будущих педагогов-психологов осуществляют анализ предстоящей профессиональной деятельности, прогнозируют и планируют свое профессиональное развитие и дальнейшие профессиональные перспективы. Показатель низкого уровня составляет 19,2% от общего числа будущих педагогов-психологов последнего курса обучения, которые осуществляют анализ своего обучения в вузе, анализируют причины собственных неудач и успехов в учебно-профессиональной деятельности.

Аксиологический компонент представлен смысло-жизненными ориентациями будущих педагогов-психологов. Рассмотрение характеристик основных параметров СЖО выпускников будущих педагогов-психологов позволяет сделать следующие выводы.

Полученные показатели по шкале «цели в жизни» (34,0+0,21) свидетельствуют, что будущие педагоги-психологи к окончанию обучения в вузе придают жизни осмысленность, характеризуются направленностью во временную перспективу.

Показатели по шкале «процесс жизни» (35,5+0,17) свидетельствуют, что для будущих педагогов-психологов последнего курса обучения характерны достаточно высокие показатели осмысленности процесса жизни, они воспринимают свою жизнь как интересную и наполненную смыслом.

Будущие педагоги-психологи к окончанию обучения в вузе имеют высокие показатели по шкале «результативность жизни» или удовлетворенность самореализацией (25,6+0,24), данные показатели не являются максимальными, следовательно будущие педагоги-психологи считают, что могли бы сделать гораздо больше, не остаются довольным достигнутыми результатами, что свидетельствует об их направленности на профессиональное саморазвитие.

По субшкале «Локус контроля - Я» у выпускников будущих педагогов-психологов был получен результат 24,5+0,15, следовательно, к окончанию обучения в вузе будущие педагоги-психологи принимают ответственность за свои действия и поступки на себя.

По параметру «Локус контроля - Жизнь» показатель составляет 32,5+0,18. Будущие педагоги-психологи принимают ответственность за свою жизнь на себя, но считают, что на их жизнь влияют и другие факторы, не все зависит от них.

Таким образом, смысложизненные ориентации будущих педагогов-психологов, обучающихся на последнем курсе, характеризуется следующими показателями:

- наибольшая осмысленность целей в жизни;

- восприятие испытуемыми своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом;

- считают, что мог бы сделать гораздо больше, ни один не остается довольным достигнутыми результатами.

Исследование регулятивного компонента представлено показателями саморегуляции будущих педагогов-психологов. В результате исследования по основным 344

регулятивным процессам и личностно-регулятивным свойствам у будущих педагогов-психологов последнего курса обучения были получены следующие результаты:

Показатель регуляторного процесса планирования (7,08+0,29) позволяет сделать вывод, что будущие педагоги-психологи выдвигают цели самостоятельно и планируют деятельность по их достижению, их планы действенны и устойчивы.

Показатель «моделирование» составляет 6,08+0,35, который свидетельствует, что к окончанию вуза будущие педагоги-психологи выделяют значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, составляют и корректируют программы личностного и профессионального развития.

Полученный показатель по шкале «программирование» по процессу индивидуальной развитости осознанного программирования своих действий будущими педагогами-психологами (6,81+0,34) соответствуют среднему уровню его развития, следовательно, к окончанию обучения в Вузе будущие педагоги-психологи продумывают способы своих действий и поведения для достижения намеченных профессиональных целей, самостоятельно разрабатывают профессиональные программы их достижения и вносят коррективы при изменении условий.

Полученные данные по шкале «Оценивание результатов» (6,73+0,28) позволяют сделать вывод об адекватной самооценке будущих педагогов-психологов последнего курса обучения, начинают оценивать факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, выделяя причины недостижения результатов.

По регуляторно-личностному свойству гибкости (по шкале «гибкость) показатель составляет 7,19+0,22 и находится в пределах среднего уровня, будущие педагоги-психологи способны перестраивать, вносить коррективы в систему саморегуляции в условиях завершения профессионального обучения. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью оценивают сам факт рассогласования и вносят коррекцию в регуляцию в условиях учебно-профессиональной деятельности.

К окончанию обучения в вузе у будущих педагогов-психологов появляется самостоятельность в организации собственной учебно-профессиональной деятельности, самостоятельность к самоизменению и саморазвитию, однако цели учебно-профессиональной деятельности не изменяют целей личности, что подтверждается данными по шкале «самостоятельность» (6,76+0,27).

Общий уровень саморегуляции представлен на высоком уровне (показатель 34,23+0,65), будущие педагоги-психологи к окончанию ВУЗа осуществляют осознанную саморегуляцию произвольной активности в учебно-профессиональной деятельности. Будущие педагоги-психологи самостоятельно и осознанно выдвигают профессиональные цели, гибко и адекватно реагируют на изменение условий в их достижении.

Я-профессиональное, как компонент личностной готовности представлен областями идеального и реального в образе Я будущего педагога-психолога. Анализ результатов образа психолога Я-реальное (23,85+0,97) и Я-идеальное (35,34+1,02) позволяет сделать вывод, что к окончанию обучения будущие педагоги-психологи соотносят свои возможности с требованиями профессиональной деятельности, адекватно оценивают свои профессиональные возможности, реально признают необходимость своего профессионального саморазвития, о чем свидетельствует статистически значимое увеличение (по и-критерию Манна-Уитни для связанных выборок) расхождений между профессиональными Я-реальное и Я-идеальное при этом показатель профессионального Я-идеальное повышается.

Компоненты личностной готовности к профессиональной деятельности связаны и функционально зависимы, что обеспечивает ее целостность.

С целью определения взаимосвязей основных компонентов личностной готовности был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи между показателями компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности:

- умеренная прямая связь мотивации достижения успеха/избегания неудачи с мотивацией обучения овладение профессией, с уровнем рефлексивности, с образом Я-реальное психолога, с образом Я-идеальное психолога;

- умеренная прямая связь уровня рефлексивности с мотивом обучения овладение профессией, с образом Я-реальное психолога,с субшкалой СЖО цели в жизни, с ценностью развития себя;

- сильная прямая связь образа Я-реальное психолога с мотивом обучения овладения профессией;

- умеренная прямая связь Я-реальное психолога с ценностью развития себя;

- умеренная прямая связь субшкалы СЖО цели в жизни с мотивом обучения овладение профессией; с показателем процесса жизни, с показателем результативности жизни, с показателем локус-контроля Я;

- умеренная прямая связь регулятивного процесса программирования с Я-идеальное психолога, с показателем результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;

- умеренная прямая связь показателя результативности жизни с субшкалой СЖО локус-контроля Я;

- умеренная прямая связь показателя процесса жизни с показателями локус-контроля Я, результативность жизни, с личностно-регултивным свойством гибкости.

Анализ корреляционных связей компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов позволяют сделать вывод, что на последнем курсе обучения взаимосвязаны все выделенные нами компоненты личностной готовности. Между собой в структуре личностной готовности к профессиональной деятельности связаны мотиваци-онный, рефлексивный, регулятивный, аксиологический и Я-профессиональное компоненты, которые образуют целостность личностной готовности.

Таким образом, на последнем курсе обучения мотивация достижения успеха будущих педагогов-психологов, настойчивость в достижении профессиональных целей обеспечивается стремлением будущих педагогов-психологов к получению профессиональных знаний и мотивом овладения профессией педагога-психолога, адекватной самоценкой своих профессиональных возможностей, ценностью, целью и регулированием своего профессионального саморазвития, их способностью анализировать свои действия и действия других, и проводить прогнозирование и проектирвоание дальнейшей профессиональной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное эмпирическое исследовании позволяет сделать вывод, что в условиях обучения в вузе происходит развитие личностной готовности к профессиональной деятельности, к окончанию обучения в вузе будущие педагоги-психологи имеют достаточно высокий уровень личностной готовности к профессиональной деятельности, необходимого для осуществления успешной профессиональной деятельности.

Подводя итоги проведенного исследования личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов следует отметить, что оно затрагивает только некоторый аспект проблемы личностной готовности выпускников педагогического вуза. По нашему мнению, представленная в результате исследования целостность личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов последнего курса обучения обеспечивается

обучением в педагогической интернатуре в КГПУ им. В.П. Астафьева, являющейся образовательным модулем, который осваивается интернами будущими педагогами-психологами в течение последнего года обучения. Возможности педагогической интернатуры в развитии личностной готовности обсуждаются в другой публикации [25]. Открытым остается вопрос динамики личностной готовности в процессе обучения в вузе и психолого-педагогических условий, обеспечивающих ее развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова К.А. Личность как субъект деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности хрестоматия / под ред. В.А. Бодрова. М.:АСТ, 2007. С. 119-124.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.

3. Дьяченко М.И., Л.А. Кандыбович Психологическая готовность. - М.: Наука, 1986. 350 с.

4. Демьянкова М. В., Ложкина Л. И. Профессиональная компетентность современного учителя как психологическая проблема //Северная Двина. 2007. № 3. С. 24-29.

5. Гилева И.О. Проявление мотивационной готовности к творческой деятельности у студентов // Прикладная психология. 2001. №3. С.92-96.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. 308 с.

7. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

8. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 342 с.

9. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький: Изд-во Горьковского института, 1975. 118 с.

10. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовностиоператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. № 5. С.24-31.

11. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М: Наука, 1986. 256 с.

13. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе // Советская педагогика. 1981. № 4. С. 76-84.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2011. 352 с.

15. Игошев Б.М. Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения // Педагогическое образование и наука. 2010. № 3. С. 10-18.

16. Яковлев Б.П., Богдан И.Т. Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2007. Т. 311. № 7. С. 45-50.

17. Моцарь Л.С. Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011.№ 1. С. 129-133.

18. Пасишников А.А. Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавателей и студентов физической культуры // Вестник спортивной науки. 2009. № 1. С. 62-67.

19. Ефимова Н.С. Формирование личностной готовности к профессиональной безопасности специалистов технического профиля // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 1 (27). С. 35-44.

20. Галкина Л.А. Развитие профессионально-личностной готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 139-143.

21. Носенко Н.П. Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры: диссертация ... кандидата психологических наук: 13.00.04. - Краснодар, 2006. 171 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Кугно Э.Э. Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Улан-Удэ, 2013. 178 с.

23. Романова И.А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате: диссертация ... кандидата педагогических наук :13.00.02. - Тамбов, 2003. 212 с.

24. Езопова С.А. Формирование личностно-профес-сиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1999. 17 с.

25. Сладкова И.А. Динамика смысложизненных ори-ентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2. Режим доступа URL: http://scipress.ru/pedagogy/ article/vozmozhnosti-pedagogicheskoj-intematury-v-razvitii-lichnostnoj-gotovnosti-k-professionalnoj-deyatelnosti-budushhix-pedagogov-psixologov

Статья поступила в редакцию 13.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.