6. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы. Теория и практика общественного развития. 2015; 19: 236 - 239.
7. Алиев Ю.Б. Приобщение к музыке школьников-подростков: ретроспектива - реалии - взгляд в будущее. Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018; 2 (22): 156 - 164.
8. Овчинникова Ю.С. Творческая работа с интонируемым переживанием как средство развития музыкальной культуры личности. Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018; 3 (23): 68 - 82.
9. Гарькуша Н.В., Буторина Н.И. Возможности применения современных информационных технологий на уроках по музыке. Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы X международной научно-практической конференции. 2017: 147 - 150.
10. Сомов Д.С., Беркутова А.А. Особенности применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в средней школе. Лучшая научная статья 2016: сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017: 320 - 322.
11. Gorbunova I.B., Davletova C.B., Tovpich I.O. (2018). Electronic Musical Instruments in the General Music Education System ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18: International Conference Proceedings: 139 - 143.
12. Позднякова Т.И. Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению. Педагогический имидж. 2018; 4 (41): 18 - 25.
13. Моисеев Е.О. Современные проблемы и перспективы применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения подростков эстрадному пению. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018; 45-1: 150 - 156.
14. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Edition: Vol. 6. Canadian Music Educators' Association, Ed.: Susan A. O'Neill, 2014.
15. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology.
16. Chao-Fernandez, R., Roman-Garcia, S., Chao-Fernandez, A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2017; 237: 576 - 580.
17. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education. 2017; 26 (3): 347 - 366.
18. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem. 2017; 14: 153 - 169.
19. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 2.
20. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи. Вестник ИрГСХА. 2015; Вып. 69 (август): 153 - 160.
References
1. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. K voprosu realizacii obrazovatel'nogo potenciala muzyki v kontekste sovremennogo informacionnogo sociokul'turnogo prostranstva. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016; 8 (16): 116 - 118.
2. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; T. 4. № 9: 123 - 138.
3. Plotnikov K.Yu. Pedagogicheskij potencial muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obschem obrazovanii. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; 5 (112), Ch. 2: 352 - 357.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.
5. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Mesto muzyki i muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskoj sisteme detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 138 - 142.
6. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo monitoringa obrazovatel'nyh prodvizhenij uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly. Teoriya
1 praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 19: 236 - 239.
7. Aliev Yu.B. Priobschenie k muzyke shkol'nikov-podrostkov: retrospektiva - realii - vzglyad v buduschee. Vestnik kafedry YuNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018;
2 (22): 156 - 164.
8. Ovchinnikova Yu.S. Tvorcheskaya rabota s intoniruemym perezhivaniem kak sredstvo razvitiya muzykal'noj kul'tury lichnosti. Vestnik kafedry YuNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018; 3 (23): 68 - 82.
9. Gar'kusha N.V., Butorina N.I. Vozmozhnosti primeneniya sovremennyh informacionnyh tehnologij na urokah po muzyke. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 147 - 150.
10. Somov D.S., Berkutova A.A. Osobennosti primeneniya muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij na urokah muzyki v srednej shkole. Luchshaya nauchnaya stat'ya 2016: sbornik statej pobeditelej V mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. 2017: 320 - 322.
11. Gorbunova I.B., Davletova C.B., Tovpich I.O. (2018). Electronic Musical Instruments in the General Music Education System ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18: International Conference Proceedings: 139 - 143.
12. Pozdnyakova T.I. Osnovnye aspekty golosovoj nagruzki detej mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya peniyu. Pedagogicheskijimidzh. 2018; 4 (41): 18 - 25.
13. Moiseev E.O. Sovremennye problemy i perspektivy primeneniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe obucheniya podrostkov 'estradnomu peniyu. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018; 45-1: 150 - 156.
14. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Edition: Vol. 6. Canadian Music Educators' Association, Ed.: Susan A. O'Neill, 2014.
15. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology.
16. Chao-Fernandez, R., Roman-Garcia, S., Chao-Fernandez, A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2017; 237: 576 - 580.
17. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education. 2017; 26 (3): 347 - 366.
18. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem. 2017; 14: 153 - 169.
19. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 2.
20. Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov molodezhi. VestnikIrGSHA. 2015; Vyp. 69 (avgust): 153 - 160.
Статья поступила в редакцию 29.07.19
УДК 378.637:796
Kraynik V.L., Docotr of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kolyeva V.V., senior teacher, Department of Physical Education, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION TO THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN STUDENTS. In the article the researchers conduct a scientific study of Russian scientists on a problem of formation of readiness of future teachers of physical culture to development of leadership qualities of pupils. The insufficiency of this problem is shown, since in the works of scientists the problem of teachers' readiness for professional activity is considered in a broad sense, without sufficiently revealing its individual directions. On the basis of the analysis of scientific sources the structure of readiness of teachers including such components as psychological, professional and personal readiness is allocated. The work reveals pedagogical conditions of formation of readiness of future teachers of physical culture to the development of leadership qualities of students: addressing the problem from the standpoint of structural analysis; identifying the main ideas and concepts about leadership qualities, guidance and control aspect of the professional activity of the teacher; the use of active forms and methods of training and education, is most conducive to converting knowledge into belief; the strengthening of interrelation of activity of subjects of education: educational institutions, physical culture and sports and other state and public organizations.
Key words: readiness, leadership qualities of pupils, pedagogical conditions, professional activity, structure of readiness of teacher.
В.Л. Крайний, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
В.В. Кольееа, ст. преп. каф. физического воспитания, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
В статье обобщены научные исследования отечественных ученых по проблеме формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся. Показана малоизученность данной проблемы, поскольку в работах учёных проблема готовности педагога к профессиональной деятельности рассматривается в широком плане, не раскрывая в достаточной мере её отдельных направлений. На основе анализа научных источников выделена структура готовности педагога, включающая такие компоненты как психологическая, профессиональная и личностная готовность. Раскрыты педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся: рассмотрение проблемы с позиций структурного анализа; выделение основных идей и понятий о лидерских качествах, руководящем и управляющем аспекте профессиональной деятельности педагога; использование активных форм и методов обучения и воспитания, в наибольшей степени способствующих переводу знаний в убеждения; упрочение взаимосвязи деятельности субъектов воспитания: учебных заведений, физкультурно-спортивных и других государственных и общественных организаций.
Ключевые слова: готовность, лидерские качества учащихся, педагогические условия, профессиональная деятельность, структура готовности педагога.
Проблема формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся представляет в настоящее время интерес не только в практическом, но и теоретическом плане в связи с тем, что в отечественной и зарубежной литературе данной проблеме не уделено достаточного внимания. В теории и практике педагогики, как правило, раскрывается проблема готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в целом, вопросы же формирования готовности к определенному виду деятельности будущего педагога затрагиваются только в отдельных работах таких ученых как Н.М. Борытко (готовность к воспитательной работе) [1], О.С. Попова (готовность к работе по саморазвитию учащихся) [2], А.Л. Лазутина (готовность к формированию детского коллектива) [3] и др.
Начинать разработку проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся необходимо с анализа структуры самого понятия. На наш взгляд, в структуре готовности будущего учителя физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся можно выделить три основных компонента:
- психологическую готовность педагога к внесению в свой опыт довольно трудозатратных изменений, под которой понимается, во-первых, желание или согласие осуществлять такую деятельность, обусловленные различными мотивами, во-вторых - намерение добиваться целей, как в практической деятельности, так и в своём профессиональном росте [3];
- профессиональную компетентность в области теории и практики развития лидерских качеств учащихся. Но, очевидно, что сама суть процесса развития лидерских качеств учащихся требует для своего осуществления значительного дидактического и технического обеспечения, а, следовательно, умения его отобрать, скомпоновать или разработать самостоятельно [1];
- личностную готовность педагога к развитию лидерских качеств учащихся, которая в условиях личностно-ориентированного образования приобретает особое значение. Здесь мы выделяем такие составляющие как гуманистическая направленность личности, личностные качества, предрасполагающие к индивидуальному подходу, и демонстрация собственной индивидуальности [2].
Особое место в профессиональном образовании принадлежит проблеме формирования у студентов вузов и учащихся средних профессиональных учреждений готовности к будущей деятельности по выбранной специальности. Готовность человека к труду рассматривается по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности.
В деятельности, в том числе и в работе по развитию лидерских качеств учащихся, проявляются и развиваются разнообразные способности, потребности, мышление, характер и другие стороны личности. Процесс труда, отмечает Л.И. Уманский, складывается из нескольких составляющих:
- осознания поставленной задачи;
- выработки плана предстоящих действий;
- применения средств и приёмов деятельности;
- регулирования действий в соответствии с поставленной целью;
- сличения полученных результатов с исходными условиями [4].
Соответственно, и состояние готовности будущего педагога к развитию лидерских качеств учащихся на каждом этапе будет иметь свою специфику.
Таким образом, состояние готовности к деятельности понимается как сложное, целенаправленное проявление целостной личности. Оно имеет динамическую структуру, включающую функционально связанные между собой компоненты. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек действует на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической).
Состояние готовности будущего педагога к развитию лидерских качеств учащихся как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для
успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Готовность к педагогической деятельности, указывает Ю.Л. Ханин, является обязательным условием не только её начала, но и эффективного продолжения. В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности сложилась практика формирования профессиональной готовности педагога [5].
Возникновение состояния готовности к работе по развитию лидерских качеств учащихся, согласно мнению Е.А. Чекуновой, начинается с постановки цели, которая отражает наличие определённой потребности и связанных с нею мотивов. Далее идёт выработка плана деятельности, моделей и алгоритмов предстоящих действий. Затем педагог выбирает определённые средства и способы реализации запланированных действий, сравнивает промежуточные результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. При этом проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимые действия в динамике, так как длительность и направленность активности может меняться. Состояние готовности, не смотря на то, что определённая постоянная составляющая, связанная с уровнем подготовленности, всегда остаётся, также будет иметь ситуативные изменения. И она тем выше, чем лучше был подготовлен человек к данной конкретной деятельности [6].
С позиции проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся эти данные интересны тем, что свидетельствуют об общей тенденции профессионального образования - при наличии высокого уровня теоретических знаний выпускники слабо владеют практическими умениями общего характера, необходимыми для успеха любой деятельности, в том числе и будущей работы по развитию лидерских качеств учащихся.
Профессиональная подготовка в образовании рассматривается М.А. Щукиной во взаимосвязи с системным подходом к конструированию содержания учебных предметов [7]. Развивая данную идею, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлев выделяют различные уровни профессиональной подготовки:
- начальный (освоение элементарных знаний о предмете изучения);
- промежуточный (освоение знаний по предметам в пределах раздела, темы);
- заключительный (освоение теории по отдельным предметам) [8].
Практическая реализация изложенных выше идей позволила Н.П. Пучкову
и А.В. Авдеевой выявить ряд организационно-педагогических условий, способствующих интеграции преподавания учебных предметов:
- ознакомление учителей физической культуры с содержанием всех интегрируемых учебных предметов, составом и структурой знаний;
- методическое обеспечение (создание учебников, методических пособий, средств наглядности);
- специальная подготовка учителей физической культуры на курсах повышения квалификации;
- освоение учителями физической культуры методики реализации инте-гративных связей [9].
Целостность же процесса проявляется в преемственности отношения к формированию лидерских качеств с помощью постепенного усложнения его форм и методов, последовательного обогащения содержания.
Проводя анализ, необходимо выделить основные идеи и понятия о лидерских качествах, руководящем и управляющем аспекте профессиональной деятельности педагога. На основе этих идей у студентов формируются лидерские качества, а усвоенные в процессе обучения методы и приёмы их развития позволят будущим учителям физической культуры применить их в практике работы с учащимися.
Многообразие взглядов на сущность понятия «лидерские качества» и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной мере объясняется тем, что лидерские качества представляют собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Современные учёные, такие как Е.И. Рогов [10], В.Б. Сбит-нева [11] и др., рассматривают лидерские качества как способность человека к оптимальному физиологическому, психическому и социально-эмоциональному управлению и саморегуляции. Именно к благоприятному управлению и саморегуляции, а не только к механическому выполнению своих обязанностей в процессе профессиональной деятельности.
На наш взгляд, поведение студента, связанное с формированием готовности к развитию лидерских качеств учащихся, имеет большее значение для его личности в целом, чем характер действующих на него факторов. В качестве цели формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся целесообразно рассматривать не предметные знания, умения и навыки, получаемые в процессе профессиональной подготовки, а собственно процесс самоизменения личности как лидера [12]. Для того, чтобы быть готовым к развитию лидерских качеств учащихся будущий педагог сам должен обладать определённым набором качеств, относящихся к лидерским, выполнять роль социального вожака. Определение целей и задачи организации, обеспечение межличностных и межгрупповых контактов, выбор наиболее эффективных путей и средств решения, возникающих перед группой, организацией или коллективом проблем - все это входит в содержание социальной роли лидера. Из этого можно сделать вывод о том, что, если в организации существуют лидеры, достижение всего перечисленного выше становится более быстрым и продуктивным. Роль лидера определяется следующими его качествами: готовность идти на риск; активная жизненная позиция; надёжность, последовательность и нормативность; честность, справедливость и ответственность в действиях и поступках; видение возможных перспектив; умение создавать условия самореализации членов группы.
Важным условием формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся является использование активных форм и методов обучения и воспитания, которые в наибольшей степени способствуют переводу знаний в убеждения. В деятельности профессиональной школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своего физического развития и подготовленности, реального участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности. Важно фиксировать и раскрывать связь физкультурно-спортивной деятельности с уровнем профессиональной подготовленности специалистов [13].
На личность молодого человека, его профессиональное долголетие, согласно мнению Т.Д. Морозовой, огромное влияние оказывает физическая активность, которая занимает одно из первых мест. Физическая культура- неотъемлемый элемент образа жизни. Формирование лидерских качеств студентов факультета физической культуры в значительной мере зависит от уровня их двигательной активности. Состояние мышечной системы и всего опорно-двигательного аппарата, манера движений, в том числе ходьбы, весьма тесно связаны с тонусом коры головного мозга и особенностями реагирования человека [14]. Однако, не смотря на то, что ограничение физической активности повышает уровень заболеваемости, взаимосвязь, установившаяся между социальной, профессиональной и физической активностью индивида, ещё не стала объектом пристального внимания исследователей.
Многие студенты не видят зависимости между активностью в сфере физической культуры и будущей профессиональной деятельностью, отсутствует обратная связь, раскрывающая положительные сдвиги в формировании лидерских качеств под влиянием систематических занятий физическими упражнениями. В настоящее время, указывает В.Ш. Масленникова, включение в процесс профессиональной подготовки студентов вуза профессионально-прикладных видов спорта и их элементов, их подбор с учётом наличия в них типичных упражнений, способных оказать избирательное положительное воздействие на физические качества и психофизиологические функции организма студента,
Библиографический список
имеющих ведущее значение для специалистов педагогического труда, их систематическое использование в процессе обучения - основная функциональная направленность профессионально-прикладной физической подготовки в учебном заведении [15].
Следующим условием формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся выступает упрочение взаимосвязи деятельности субъектов воспитания: учебных заведений, физкуль-турно-спортивных и других государственных и общественных организаций. Оно осуществляется, по мнению ГВ. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой и Н.А. Неуда-хиной, в результате:
- разработки общего содержания деятельности по воспитанию управленческой культуры будущих учителей физической культуры;
- установления общих, единых этапов работы;
- обеспечения взаимосвязи и преемственности форм и методов воспитания лидерских качеств, установления единого контроля за результатами работы в этом направлении [16].
Цель организации профессионального образования - целостное развитие личности студента, достижение им повышенного уровня образованности и культуры при формировании готовности к развитию лидерских качеств учащихся, формирование потребности в них, воспитание такого сознания, которое бы обеспечило чувство ответственности за профессиональную деятельность
Процесс профессиональной подготовки в колледжах и вузах физической культуры многолетний и сложный. В нём выделяют взаимосвязанные составные части: подготовку учителей физической культуры и подготовку лидеров в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. С одной стороны, подготовка профессионалов-лидеров в сфере физической культуры полностью ориентирована на спорт высших достижений и соответствующий менеджмент, так как призвана готовить специалистов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам руководителя высшего разряда. Это главный критерий эффективности процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся. Ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать студенты на всех этапах многолетней подготовки.
С другой стороны, отмечает ГН. Кудашов, процесс подготовки студентов тесно связан с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия массовыми формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [17].
Суть процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся в процессе профессиональной подготовки заключается в том, что студенты должны соответствовать параметрам педагогических и лидерских мировых моделей профессиональной подготовки и обладать необходимой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения. При этом, как отмечает С.Н. Краснокутская, выход человека в лидеры - результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся ситуации, то в результате он становится лидером [18]. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать другой член группы. Если у самого студента будут развиты лидерские качества, то он будет готов к их развитию у учащихся в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, основным результатом процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся в процессе профессиональной подготовки становится не только диагностика данной готовности, но и её развитие до состояния возможности принятия на себя роли и функций лидера каждым студентом. В зависимости от ситуации и предъявляемых требований совокупность лидерских качеств для организации работы группы в заданных условиях постоянно меняется. Поэтому у каждого студента есть шанс стать лидером, а это значит, что студент должен быть к этому готов и обладать необходимыми для этого компетенциями.
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2011.
2. Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации. Под редакцией О.С. Попова. Минск, 2011.
3. Лазутина А.Л. Проблемы формирования детского коллектива. Нижний Новгород, 2015.
4. Уманский А.П. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Диссертация доктора педагогических наук. Кострома, 2004.
5. Ханин Ю.Л. Психология и педагогика. Москва, 2011.
6. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школ. Гуманитарные и социальные науки. 2016; 6: 239 - 247.
7. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход. Диссертация доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2015.
8. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. Москва, 2006.
9. Пучков Н.П., Авдеева А.В. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся. Тамбов, 2009.
10. Рогов Е.И. Психология группы. Москва, 2007.
11. Сбитнева В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2006.
12. Пономарёв А.В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход. Екатеринбург, 2009 с.
13. Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6: 311 - 314.
14. Морозова Т.Д. Социология образования. Москва, 2010.
15. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности. Казань, 2004.
16. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002.
17. Кудашов Г.Н. Актуальность, сущность и цели педагогики социального творчества молодежи в современных условиях. Молодёжь и общество. 2009; 2: 58 - 78.
18. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.
References
1. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti. Volgograd, 2011.
2. Aktual'nye napravleniya vospitaniya lichnosti v sisteme professional'no-tehnicheskogo i srednego special'nogo obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej O.S. Popova. Minsk, 2011.
3. Lazutina A.L. Problemy formirovaniya detskogo kollektiva. Nizhnij Novgorod, 2015.
4. Umanskij A.P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2004.
5. Hanin Yu.L. Psihologiya ipedagogika. Moskva, 2011.
6. Chekunova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve shkol. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; 6: 239 - 247.
7. Schukina M.A. Psihologiya samorazvitiya lichnosti: sub'ektnyjpodhod. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya. Moskva, 2006.
9. Puchkov N.P., Avdeeva A.V. Organizaciya vospitatel'noj raboty v vuze po formirovaniyu liderskih kachestv obuchayuschihsya. Tambov, 2009.
10. Rogov E.I. Psihologiya gruppy. Moskva, 2007.
11. Sbitneva V.B. Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskih kachestv podrostkov v detskom obschestvennom ob'edinenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2006.
12. Ponomarev A.V. Vospitatel'naya deyatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod. Ekaterinburg, 2009 s.
13. Krajnik V.L., Dedlovskaya M.V. Problema formirovaniya motivacionnoj gotovnosti shkol'nikov k zanyatiyu ffzicheskoj kul'turoj v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6: 311 - 314.
14. Morozova T.D. Sociologiya obrazovaniya. Moskva, 2010.
15. Maslennikova V.Sh. Sovremennaya ideologiya vospitaniya social'no-orientirovannojlichnosti. Kazan', 2004.
16. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v professional'nojpodgotovke specialistov. Barnaul, 2002.
17. Kudashov G.N. Aktual'nost', suschnost' i celi pedagogiki social'nogo tvorchestva molodezhi v sovremennyh usloviyah. Molodezh'iobschestvo. 2009; 2: 58 - 78.
18. Krasnokutskaya S.N. Formirovaniesocial'nojkompetentnostistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
Статья поступила в редакцию 31.07.19
УДК 378
Lapteva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education; senior lecturer, Department of Music Education and Performance, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
THE SEIENTIFIC-PRACTICAL SEMINAR "THE ORGANIZATION OF A SOUND SPACE IN THE EDUCATION: THE PAST AND THE PRESENT" AS A FORM OF IMPROVING OF TEACHERS' MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE. Musical and pedagogical competence as a professional quality, which is necessary for all teachers despite of their professional music affiliation, by the opinion of the author, must be not only formed, but regularly improved. The paper presents one of the approaches to the introduction of the considered form of improving this competence in the framework of the activities of the scientific-practical seminar (every teacher may be a seminar participant). There are also topics of issues which are discussed at the seminar and forms of organization of scientific, methodological and practical pedagogical activities in the framework of the educational process of the Kursk Institute of Educational Development of the organization of general, pre-school and additional-education of Kursk Region.
Key words: musical pedagogical competence, sound education space.
В.А. Лаптева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ОГБУДПО «Курский институт развития образования», доц. каф. музыкального образования и исполнительства, ФБГОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Музыкально-педагогическая компетентность как профессиональное качество, необходимое, по мнению автора статьи, каждому педагогу, независимо от его профессиональной принадлежности к музыке, должна быть не просто сформирована, но и постоянно совершенствоваться. В статье представлен один из подходов к реализации рассматриваемой формы совершенствования данной компетенции в рамках деятельности научно-практического семинара, участниками которого могут быть представители всех педагогических профессий. Также представлены: тематика проблем, обсуждаемых на семинаре, формы организации научной, методической и практической педагогической деятельности в рамках образовательного процесса Курского института развития образования и организаций общего, дошкольного и дополнительного образования Курской области.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая компетентность, звуковое пространство образования.
Научно-практический семинар «Организация звукового пространства образования: история и современность» проводится в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» с 2016 г Целью этого ежегодного мероприятия является изучение форм и способов внедрения идей организации звукового пространства образования, популяризируемых в системе повышения квалификации, в практическую педагогическую деятельность. К участию в семинаре приглашаются ученые, руководители и педагоги общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования, аспиранты и студенты, а также все заинтересованные лица, но большинство участников на протяжении трех лет -это практические педагоги разных профессий, работающие с детьми и подростками в муниципальных образовательных организациях Курской области.
С 2019 г деятельность семинара стала осуществляться также в русле реализации инновационного проекта кафедры дошкольного и начального образования Курского института развития образования на тему: «Организация звукового пространства образования в ДОО и начальной школе» [1]. В соответствии с целевыми ориентирами национального проекта «Образование» [2], в ходе реали-
зации проекта решаются задачи, направленные на повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс обучающихся, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Это так же актуально и с точки зрения подходов к организации современных научных изысканий. Как отмечают исследователи И.Б. Горбунова, А.А. Пан-кова: «Процесс выявления, развития и выстраивания путей к взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа...» [3, с. 229].
Проблемное поле семинара определено тематикой направлений работы: музыкально-просветительская деятельность, организуемая педагогами-музыкантами в своих организациях для своих коллег - других педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность за рамками уроков музыки, музыкальных занятий и других форм организации музыкальной деятельности; организация звукового пространства «немузыкальной» деятельности уроков и занятий педагогами, для которых музыка не является профессией; подготовка