Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности студентов - будущих учителей музыки средствами музыкальной информатики'

Формирование профессиональной готовности студентов - будущих учителей музыки средствами музыкальной информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА-БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS OF MUSIC / INFORMATION ENVIRONMENT / MUSIC INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова И. А., Митрофанов А. Д.

В статье дается анализ методических особенностей формирования профессиональной готовности студентов будущих учителей музыки средствами музыкальной информатики. Выделены профессиональные, информационные компетенции, побуждающие к активной деятельностивинформационнойсредевпроцессепрофессиональнойдеятельности. Обосновывается содержание и структура, методическое обеспечение на основе компетентностного и деятельностного подходов, а также ориентация на творческий характер деятельности студентов в процессе освоения дисциплины «Музыкальная информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS’ OF MUSIC PROFESSIONAL READINESS BY MEANS OF MUSIC INFORMATICS

The article analyzes the methodological features of students -future teachers ’ of music professional readiness formation by means of music informatics. Professional and information competences providing active participation in the information environment in the course of professional activities are pointed out. Substantiates The content and structure, methodological support based on competent and activity approaches, as well as focus on the creative nature of the students’ activity in mastering the discipline “Music Informatics” is grounded.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности студентов - будущих учителей музыки средствами музыкальной информатики»

УДК 378:78

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

И.А. Трофимова, А.Д. Митрофанов

Казанский федеральный университет, 420000, г. Казань, Российская Федерация

В статье дается анализ методических особенностей формирования профессиональной готовности студентов - будущих учителей музыки средствами музыкальной информатики. Выделены профессиональные, информационные компетенции, побуждающие к активной деятельностивинформационнойсредевпроцессепрофессиональнойдеятельности. Обосновывается содержание и структура, методическое обеспечение на основе компетентностного и деятельностного подходов, а также ориентация на творческий характер деятельности студентов в процессе освоения дисциплины «Музыкальная информатика».

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная готовность студента-будущего учителя музыки, информационная среда, музыкальная информатика.

FORMATION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS' OF MUSIC PROFESSIONAL READINESS BY MEANS OF MUSIC INFORMATICS

I.A. Trofimova, A.D. Mitrofanov

Kazan Federal University, 420000, Kazan, Russian Federation

The article analyzes the methodological features of students -future teachers' of music professional readiness formation by means of music informatics. Professional and information competences providing active participation in the information environment in the course of professional activities are pointed out. Substantiates The content and structure, methodological support based on competent and activity approaches, as well as focus on the creative nature of the students' activity in mastering the discipline "Music Informatics" is grounded.

Keywords: professional education, professional readiness of students-future teachers of music, information environment, music informatics.

Современная практика становления и формирования преподавателей музыки как профессионалов показывает очевидное несоответствие между запросами общества, его социальным заказом и уровнем профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации отечественного образования. Отличительной чертой современного этапа развития образования является возрастающая информати-

зация. В результате данного процесса происходят кардинальные изменения в профессиональной деятельности педагогов. Овладение знаниями, умениями и компетенциями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, становятся необходимыми и для будущего педагога музыки. Высокий темп прогресса в данной сфере требует формирования профессиональной готовности у буду-

щих учителей музыки. Это позволит быстро адаптироваться в профессиональной среде, осваивать более совершенные педагогические технологии и информационный инструментарий. Формирование профессиональной готовности будущих учителей музыки - это целенаправленный, организованный процесс в образовательном пространстве вуза, предусматривающий реализацию профессионально значимых целей в общей подготовке учителей.

Общие вопросы роли и места информационных технологий в образовании рассмотрены в трудах Г.И. Кириловой, В.С. Леднева, П.И. Образцова. Проблемы использования информационных технологий с точки зрения их функциональных возможностей в музыкальном образовании, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности исследованы И.Б. Горбуновой, И.М. Кра-сильниковым, А.В. Харуто.

С целью повышения конкурентоспособности, становления и развития творческого потенциала будущих преподавателей музыки во многих вузах введена учебная дисциплина «Музыкальная информатика» («Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Следует отметить, что в образовательных учреждениях СПО введен аналогичный курс - «Музыкальная информатика». В этом проявляется преемственность и непрерывность музыкального образования.

Перспективным направлением в формировании профессиональной готовности является компетентнос-тный подход. Организация учебного процесса на основе этого подхода при-

дает процессу формирования профессиональной готовности характерные признаки: концептуальности (опора на теориюобучения); целеполагания; направленности на развитие творческого потенциала личности (опора на теорию деятельности); мотивирующей профессиональной ориентации студентов; акцента на разнообразную самостоятельную работу студентов с информационными технологиями (опора на теорию компетентностного подхода).

ФГОС СПО включает требования к общим компетенциям, которыми должны овладеть студенты. Рассмотрим некоторые из них, освоение которыми формируют профессиональную готовность. Данные общие компетенции четко показывают взаимосвязь и взаимозависимость их освоения наряду с овладением информационными технологиями:

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК-9).

Если информатика изучает структуру и общие свойства информации, закономерности и методы ее создания,

хранения, поиска и преобразования, передачи и использования в различных сферах жизнедеятельности человека, а информационные технологии - совокупность методов и средств, используемых для обработки информации, то специфика курса «Музыкальная информатика» предполагает не только формирование умений и навыков, компетенций, овладения компьютерными программами и подготовки мультимедийных материалов, но и включает работу со звуком и изображением. ФГОС ВПО включает некоторые единые профессиональные компетенции как для преподавателей, так и для артистов и концертмейстеров. Это предполагает, что в силу изменений жизненных ситуаций или вследствие сложившихся обстоятельств в профессиональной деятельности, будущий педагог должен уметь: применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. (ПК-1.5); создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп (ПК-1.8).

Данные профессиональные компетенции связаны с исполнительским искусством педагога, концертмейстера или артиста. Педагогическая составляющая профессиональных компетенций требует применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ (ПК-2.5).

Особенностью учебной дисциплины «Музыкальная информатика» является то, что будущие педагоги ов-

ладевают умениями записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере, использования многоканальной программной записи звука. Способность использовать различные типы нотных шрифтов, устанавливать дополнительные модули обработки звука (Plug-in) и применять их на практике, создавать аранжировки из звуковых файлов, работать со стандартными MIDI-файлами, записывать MIDI-аранжировки, управлять MIDI -сообщениями при помощи контроллеров.

Основываясь на классификации, базирующейся на уровнях организации профессиональной деятельности, созданной К.К. Платоновым и адаптированной А.М. Новиковым [1], выделяются операционные, тактические и стратегические уровни организации профессиональной деятельности. При освоении информационных технологий операционные умения составляют те, которые связаны с информационными объектами, их свойствами и методами. В основном, это связано с теоретическими умениями - поиск, передача, обмен информацией.

Под тактическими умениями мы понимаем умения создания новых комбинаций базовых операций, которые результатируют, интегрируют информацию в заданный алгоритм. Наиболее значимыми из тактических умений являются те, которые повышают эффективность профессиональной готовности в системах компьютерного моделирования и проектирования, характерных для музыкальной сферы деятельности.

Стратегические умения - это умения разрабатывать новые методы,

получать новые результаты. Стратегические умения наиболее приближены к творческим. Это умения и компетентности выбора оптимального решения и оценки перспектив использования новых решений. Вышеуказанные информационные и творческие подходы базируются на логически выстроенной теории деятельности, которая выступает концептуальной в процессе освоения информационных технологий.

Освоение дисциплины «Музыкальная информатика» предшествует и является основой освоения курса «Основы студийной звукозаписи». «В настоящее время студенту-музыканту, будущему учителю музыки, необходимо знание музыкальных возможностей компьютера и основ работы на студиях звукозаписи. Это - потребность времени, ибо творческая и музыкально-педагогическая деятельность при использовании новейших компьютерных технологий становится более востребованной и эффективной» [2]. Программное обеспечение для звукозаписи и звукопроизводства делится на несколько категорий: приложения для мультитрекинга, секвенсоры, виртуальные инструменты и эффекты, а также приложения для мастеринга.

Выделим функции современного программного обеспечения для обработки и написания музыки - звукозаписывающие приложения позволяют выполнять секвенсирование и создавать несложные эффекты. Программы для секвенсирования иногда позволяют работать с MIDI интерфейсами, синтезаторами, виртуальными инструментами и эффектами. Существуют такие программы, в которых одновременно сочетаются функции звукоза-

писи, секвенсирования и мастеринга. В совокупности функциями изучения данных дисциплин являются: опережающая, которая предполагает разработку и реализацию различных творческих проектов, способствующих опережающей практике студентов для получения качественно нового знания и прогнозирования развития музыкальных трендов; инновационная, направленная на корректировку и обновление содержания обучения студентов с учетом инновационного подхода.

По результатам проведенного анализа теории и практики освоения студентами курса «Музыкальная информатика» выявлены организационно-педагогические условия эффективности обучения: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов творческой деятельности на базе учебных комплексов; использование методов активного обучения как средства формирования профессиональной готовности. Целесообразно использовать методы, повышающие эффективность обучения:

- игровые имитации (с включением компьютерных моделей);

- анализ конкретных ситуаций (case study);

- тренинги (организованное многократное повторение заданных действий);

- мастер-классы иэкспертные консультации (обмен опытом между приглашенными специалистами, консультантами и студентами).

Важно было выявить компетенции будущих учителей музыки, востребованные в сфере применения информационных технологий. Уста-

новлено, что для придания интеллектуально-музыкальному произведению инновационности (к примеру, аранжировки, создания микса и т.п.) необходим целый комплекс компетенций. Профессиональные компетенции предусматривают понимание сущности инноваций и особенностей инновационных процессов, значения развития инновационных систем как основного фактора повышения конкурентоспособности; формирование понимания роли инноваций как основного фактора создания нового произведения; знание теоретических основ, моделей и методов инновационного менеджмента (в случае создания студии звукозаписи); знание правовых основ интеллектуальной собственности.

Деятельностные компетенции -это знание законов рынка; умение проводить анализ возможностей применения инновации; находить, отбирать и обобщать информацию, необходимую для анализа; умение формировать стратегию коммерциализации инновации, применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок, продвигать разработку на рынок, вести переговоры; владение методами проектного управления и планирования; владение навыками использования информационных технологий.

Информационные компетенции -способность эффективно работать в группах, умение работать в условиях информационной перегрузки (с большими объемами неструктурированной информации), инициативность, целеустремленность, мобильность; системное мышление,открытость к восприятию нового, умение расстав-

лять акценты и приоритеты; умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории; умение определять минимум и оптимум объема информации [3].

Социально-коммуникативные компетенции - инновационное мировоззрение; убежденность в успехе; способность слушать; способность к управлению.

Выделим содержательные компоненты методического обеспечения профессиональной готовности музыкальных педагогов к содержательной деятельности в информационной среде. Основными характеристиками методического обеспечения профессиональной готовности педагогов к содержательной деятельности в информационной среде профессионального образования являются много-компонентность, интегративность и адаптивность.

1. Многокомпонентность - методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя: учебно-методические материалы; наукоёмкое программное обеспечение; тренинговые системы; системы контроля знаний; технические средства; базы данных; информационно-справочные системы; хранилища информации образовательного, общенаучного и профессионально-ориентированного характера.

2. Интегративность - информационная компонента методического обеспечения должна включать в себя: всю необходимую совокупность базовых знаний и опыта с выходом на мировые информационные ресурсы; междисциплинарные связи; информационно-справочную базу дополни-

тельных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания и опыт.

3. Адаптивность - методическое обеспечение должно адекватно отображать потребности личности, общества и образования.

Помимо традиционных форм учебной деятельности, методическое обеспечение профессиональной готовности студентов - будущих учителей музыки к содержательной деятельности в информационной среде профессиональной школы должно предусматривать существующие формы учебной деятельности: разработку и публичную защиту индивидуальных и групповых проектов; параллельное исследование и совместный проблемный поиск; тренинги; презентации, конференции, мастер-классы.

Таким образом, профессиональная готовность будущего учителя музыки - это сложный феномен, интегрирующий профессиональные, деятельностные, социально-коммуникативные, информационные компетенции, который можно трактовать как актуализацию интеллектуальных и личностных качеств, направленных для решения поставленных задач в рамках основной специальности. Освоение учебной дисциплины «Музыкальная информатика», методическое обеспечение, формирование творческого мышления личности на основе компетентностного подхода способствовали осознанию студентами - будущими учителями музыки непосредственной связи уровня профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности с требованиями современной социально-культурной ситуации в стране.

Источники:

1. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие дляавторовучебников ипреподавателей педагогики. М.: ЭГВЕС, 2010. 208 с. [Novikov A.M. Grounds of Pedagogy: A guide for authors of textbooks and teachers pedagogy. M .: EGVES, 2010. 208 p. (In Russ.)]

2. Митрофанов А.Д. Основы студийной записи: Учебно-методическое пособие для студентов музыкальных вузов / под ред. И.А. Трофимовой. Казань, Изд-во «ЯЗ», 2014. 52с. [Mitrofanov A.D. Basics of studio recording: Study guide for students of musical universities / ed. I.A. Trofimova. Kazan, Publishing House of the «YaZ», 2014. 52 p. (In Russ.)]

3. Кирилова Г.И. Компетентность преподавателя высшей школы в области дистанционной подготовки // Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт: материалы международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя. Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010. С.89. [Kirilova G.I. Competence high school teacher in the field of distance training // Modernization of vocational education: Theory and practical experience: proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to the Year of the teacher. Kazan: Print-Service-XXI Century, 2010. P.89. (In Russ.)]

4. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. М.: ЛКИ, 2008. 400 с., илл. [Kharuto A.V. Music Informatics. Theoretical Foundations. M .: LKI, 2008. 400 pp., fig. (In Russ.)]

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т.2: Учебное пособие. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. 210 с. [Gorbunov I.B. Information technology in music. Vol.2: Textbook. Publ. RSPU named after A.I. Herzen. 2010. 210 p. (In Russ.)]

References:

1. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley pedagogiki. M.: EGVES, 2010. 208 s.

2. Mitrofanov A.D. Osnovy studiynoy zapisi: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov muzykal'nykh vuzov / pod red. I.A.Trofimovoy. Kazan', Izd-vo «YaZ», 2014. 52s.

3. Kirilova G.I. Kompetentnost' prepo-davatelya vysshey shkoly v oblasti distantsionnoy podgotovki // Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: voprosy teorii i prakticheskiy opyt: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy Godu uchitelya. Kazan': Pechat'-Servis-XXI vek, 2010. S.89.

4. Kharuto A.V. Muzykal'naya informatika. Teoreticheskie osnovy. M.: LKI, 2008. 400 s., ill.

5. Gorbunova I.B. Informatsionnye tek-hnologii v muzyke. T.2: Uchebnoe posobie. Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena. 2010. 210 s.

Зарегистрирована: 24.11.2014

Трофимова Ирина Анатольевна (г. Казань), Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств им. С. Сайдашева, кафедра теории искусств и мировой художественной культуры, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8-917-903-17-88. E-mail: [email protected]

Митрофанов Александр Дмитриевич (г. Казань), Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств им. С. Сайдашева, кафедра теории искусств и мировой художественной культуры, ассистент. Тел.: 8-917-240-50-11.

Trofimova Irina Anatolievna (Kazan), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, Graduate School of Arts named after S. Saidashev, Department of Theory of Art and world culture, Candidate of pedagogical sciences. associate professor. Ph.: 8-917-903-17-88. E-mail: [email protected]

Mitrofanov Aleksander Dmitrievich (Kazan), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, Graduate School of Arts named after S. Saidashev, Department of Theory of Art and world culture, assistant, Ph.: 8-917-240-50-11.

УДК 37.011

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

М.Г Белугин

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 101000, г. Москва, Российская Федерация

В статье обоснована и представлена структурно-функциональная модель организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников в идее единой структуры соподчиненных блоков: ценностно-целевого ^ содержательного ^ технологического ^ оценочно-результативного.

Ключевые слова: алгоритм проектирования педагогических моделей, компетенция транспортно-безопасной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.