Научная статья на тему '"Музыкальная информатика" в обучении педагогов-музыкантов'

"Музыкальная информатика" в обучении педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / MUSIC INFORMATICS / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажукова Е.Н.

В статье представлена программа по дисциплине «Музыкальная информатика» для обучения педагогов-музыкантов, работающих в системе дополнительного образования детей. Рассмотрены этапы формирования знаний педагогов-музыкантов в области цифровых информационных технологий. Представлены формы работы в режиме online, приведён обзор необходимых знаний и умений в использовании возможностей трансляции музыкального материала в сети Интернет; обоснована необходимость овладения педагогами-музыкантами рядом перспективных областей современных информационных и цифровых образовательных технологий в области музыкального искусства и музыкально-компьютерных технологий, включая различные виды записи и обработки информации для размещения музыкального материала в сети, что необходимо сегодня для успешной профессиональной деятельности педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажукова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER MUSIC SCIENCE IN THE STUDYING COURSES FOR TEACHERS OF MUSIC

The article presents a program on discipline “Musical Informatics” for teaching teachers-musicians how to work in the system of additional education of children. The stages of formation of the knowledge of teachers-musicians in the field of digital information technologies are considered. Forms of work in the online mode are presented, the review of necessary knowledge and abilities in use of opportunities of broadcast of musical material on the Internet is given. The necessity of mastering by teachers-musicians a number of perspective areas of modern information and digital educational technologies in the field of musical art and musical-computer technologies, including various types of recording and processing of information for placement of musical material in a network that is necessary today for successful professional activity of the teacher-musician is proved.

Текст научной работы на тему «"Музыкальная информатика" в обучении педагогов-музыкантов»

Библиографический список

1. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. Москва, 1993.

2. Загазежев И.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996.

3. Кудзаева А.Г. Научно-просветительская деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина. Владикавказ, 2001.

4. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

5. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999.

6. Ногмов М. История адыгейского народа. Изд-е 3. Пятигорск, 1893.

7. Хачирти А. Аланика - мудрость народа. Владикавказ, 1999.

References

1. Hataev E.E. Narodnaya pedagogika Severnogo Kavkaza. Moskva, 1993.

2. Zagazezhev I.G. Ocherkipo adygskojnarodnojpedagogike. Nal'chik, 1996.

3. Kudzaeva A.G. Nauchno-prosvetitel'skaya deyatel'nost'iprosvetitel'skie vozzreniya KaziAtazhukina. Vladikavkaz, 2001.

4. Kochisov V.K. Aktual'nye voprosy razvitiya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli v Osetii: istoriya, teoriya, praktika. Vladikavkaz, 1997.

5. Shorov I.A. Adygskaya (cherkesskaya) narodnaya pedagogika. Majkop, 1999.

6. Nogmov M. Istoriya adygejskogo naroda. Izd-e 3. Pyatigorsk, 1893.

7. Hachirti A. Alanika - mudrost'naroda. Vladikavkaz, 1999.

Статья поступила в редакцию 08.02.18

УДК 378

Bazhukova E.N., Senior Methodologist, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical

University of Russia, Synthesizer Teacher, Children's Musical School № 31 (St. Petersburg, Russia),

E-mail: alena-nik67@yandex.ru

COMPUTER MUSIC SCIENCE IN THE STUDYING COURSES FOR TEACHERS OF MUSIC. The article presents a program on discipline "Musical Informatics" for teaching teachers-musicians how to work in the system of additional education of children. The stages of formation of the knowledge of teachers-musicians in the field of digital information technologies are considered. Forms of work in the online mode are presented, the review of necessary knowledge and abilities in use of opportunities of broadcast of musical material on the Internet is given. The necessity of mastering by teachers-musicians a number of perspective areas of modern information and digital educational technologies in the field of musical art and musical-computer technologies, including various types of recording and processing of information for placement of musical material in a network that is necessary today for successful professional activity of the teacher-musician is proved.

Key words: Music Informatics, digital educational environment, information technologies in music, music computer technologies.

Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, преподаватель синтезатора,

Детская музыкальная школа № 31, г. Санкт-Петербург, E-mail: alena-nik67@yandex.ru

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В статье представлена программа по дисциплине «Музыкальная информатика» для обучения педагогов-музыкантов, работающих в системе дополнительного образования детей. Рассмотрены этапы формирования знаний педагогов-музыкантов в области цифровых информационных технологий. Представлены формы работы в режиме online, приведён обзор необходимых знаний и умений в использовании возможностей трансляции музыкального материала в сети Интернет; обоснована необходимость овладения педагогами-музыкантами рядом перспективных областей современных информационных и цифровых образовательных технологий в области музыкального искусства и музыкально-компьютерных технологий, включая различные виды записи и обработки информации для размещения музыкального материала в сети, что необходимо сегодня для успешной профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Ключевые слова: музыкальная информатика, цифровая образовательная среда, информационные технологии в музыке, музыкально-компьютерные технологии.

Очевидна необходимость создания перспективной методики, направленной на овладение педагогами-музыкантами адекватным уровнем современных средств информационных технологий в музыке [1; 2] и музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5], знаниями в области нформационных технологий в художественном образовании и музыкальной информатики как динамично развивающихся областей знаний человека, которая активно влияет на методы и средства современных педагогических технологий [6; 7; 8; 9].

Опираясь на профессиональные стандарты соответствующего раздела Единого квалификационного справочника (ЕКС), педагоги и преподаватели дополнительного образования, а также профессионального обучения, должны обладать компетенциями, соответствующими современному уровню развития общества, а именно - уметь вести профессиональную деятельность в высокотехнологичной цифровой образовательной среде, овладеть всеми средствами профессиональной деятельности для достижения учащимися определённых установленных результатов.

Известны программы и методики по курсу «Музыкальная информатика» следующих авторов: Д.В. Вологин (2002 г),

А.П. Ментюков, А.Г. Михайленко, (2004 г.), Н.Г. Бреус (2012 г.), Т.И. Борониной, А.В. Харуто, в каждой выделены основные моменты ключевые вопросы, актуальные для определённого периода развития информационных технологий. При анализе программ можно сделать вывод о том, что в каждой из них также предусмотрены перспективы развития компьютерных технологий в науке о музыке и музыкальном образовании.

В процессе анализа программ и методик вышеперечисленных авторов, можно сделать следующие выводы:

1. Ввиду того, что предмет «Информатика» был введён в систему общего среднего образования как обязательный компонент обучения лишь только в середине 90-х гг. прошлого столетия, преподаватели, которые уже окончили учебные заведения к этому моменту, не имели начальных знаний в области информатики, в программу обучения по дисциплине «Музыкальная информатика» необходимо ввести базовые знания по информатике, которые рассматриваются в средней школе в рамках общеобразовательного предмета «Информатика».

2. Развитие информационных технологий не стоит на месте, следовательно, методики преподавания «Музыкальной инфор-

матики» дополняются и изменяются. На наш взгляд, в первую очередь, сегодня необходимо ввести в программу знакомство с возможностями Интернет-технологий, которые открывают новые формы коллективного педагогического взаимодействия, такие как: создание сайта, видеоканала, виртуального класса, различных форм музыкального творчества и т. д.

3. Возможности Web-браузера и опНпе-программ, которые, не нужно покупать и устанавливать как программное обеспечение на персональный компьютер, должны быть обязательно включены в программу дисциплины «Музыкальная информатика» для повышения квалификации и профессиональной переподготовки

преподавателей музыкальных дисциплин. ОпНпе-программы позволяют решить главную и очень необходимую сегодня задачу обучения - возможность удалённого совместного творчества, когда, находясь в различных точках земного шара, при наличии Интернет, появилась возможность создавать музыку, обучать музыкальному искусству совместно [10; 11].

Содержание теоретического материала предмета «Музыкальная информатика» должно быть доступным для изучения и применения, давать такой уровень фундаментальных знаний, которые могли бы обеспечить практическую направленность в профессиональной деятельности педагога-музыканта [12;13; 14].

Таблица 1

Ряд тем программы дисциплины «Музыкальная информатика» для обучения педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей

Тема Содержание Самостоятельная работа

Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Анализ возможностей и привлечение ресурсов внешней социокультурной среды для реализации программ дополнительного музыкального образования детей. Предметно-педагогическое использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) для введения в образовательную деятельность педагога-музыканта. Электронные образовательные ресурсы для педагога-музыканта. Структура музыкально-творческой деятельности на основе использования информационных технологий в музыке. Композиторские и исполнительские возможности аранжировки с использованием МКТ. Электронные образовательные ресурсы. МКТ-программы. Подбор ресурсов информационной среды для реализации в системе дополнительного музыкального образования детей.

Программное и аппаратное обеспечение музыкального образовательного комплекса (музыкальный компьютер и синтезатор) Базовый комплект персонального компьютера: состав и назначение устройств. Основные функции базового комплекта ПК. Внешние устройства. Кэш-память. Внешняя память: назначение внешних запоминающих устройств (ВЗУ), носители информации. ВЗУ с прямым доступом к информации. Назначение и характеристики основных типов накопителей музыкальной информации. Технологии обработки информации. Цифровые носители информации. Комплектация компьютера для работы с музыкальным материалом. Современные формы аудиовизуальной информации для педагогов-музыкантов. Цифровые музыкальные инструменты (синтезаторы), виды и возможности работы с музыкальной информацией. МКТ-программное обеспечение. Программно-аппаратные комплексы реализации информационных процессов в музыкальном образовании. Интерактивные технологии для визуализации процесса обучения. Понятие «Музыкальный компьютер». Классификация программ для работы на музыкальном компьютере. Аппаратная составляющая инструмента. Классификация звуковых карт. Модели. Установка драйвера и настройка звуковой карты. Установка программного обеспечения для работы с музыкальным материалом. MIDI-клавиатура, принципы работы. Акустические системы или наушники. Возможности применения МКТ и их использование в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Знакомство с компьютерным программным обеспечением для работы педагога-музыкантов, классификация МКТ-программ. Виды программ для создания аранжировок, работы со звуком и нотным текстом. Анализ музыкально-ориентированного программного обеспечения. Возможности применения на различных дисциплинах специального и теоретического цикла. Возможности создания аранжировок и музыкальных композиций с помощью музыкального компьютера. Создание ресурсов мультимедиа.

Сетевые технологии обучения музыкальному творчеству в цифровой образовательной среде Познакомить с сетевыми образовательными ресурсами - ЕИОС, ИУМК и ЦОР нового поколения. Новые формы коллективного педагогического взаимодействия, таких как: создания сайта, видеоканала, виртуального класса, различных форм работы с документами и т.д. Дать представление о возможностях сетевой образовательной среды на примере «Школа музыки online» https://sites.google.com/site/ muzykaicifra/ Сетевая образовательная среда (СОС). Функциональные возможности применения (СОС) в музыкальном преподавании. Инструменты Google. Показать механизмы сетевого взаимодействия на примере инструментов Google, опирающиеся на музыкально-компьютерные технологии; знакомство с инструментами Google - средством для создания сетевой профессиональной среды обучения. Возможности осуществления электронного обучения, варианты использования дистанционных образовательных технологий в музыкальном образовании. Разработать модель собственной информационно-образовательной среды педагога-музыканта. Описать рациональное использование.

Web-гехнологии (возможности работы в режиме online), музыкальные онлайн-редак-торы

Понятие «свободный софт». Свободные программам с открытым исходным кодом (free software или - чаще open source software). Программы с закрытым исходным кодом (freeware). Дать классификацию свободных и относительно свободных программ. Рассказать о правилах использования. Познакомить с бесплатными программами: аудио-редакторы, MIDI - секвенсоры.

Возможности коллективной творческой деятельности при работе в браузере в режиме online. Web-браузер, краткая характеристика и особенности работы в online-програм-мах. Обзор программного приложения web-браузера различных производителей, их функциональные особенности и возможности. Программы online, обзор возможностей программного приложения 123apps.com. (https://123apps. com/ru/) и функциональное применение программы в педагогической практике преподавателей музыкальных дисциплин. Конвертер. Типы и форматы сохранения аудио и видео файлов.

Программы для редактирования звука online Особенности работы с использованием сервисов online. Обзор online-программ TwistedWave, MP3 Cutter, Make Your Own Ringtone для редактирования музыки. Аудиоредакторы, функциональные возможности. Аудиоформаты. Профессиональные пакеты, многодорожечная запись, поддержка профессиональных звуковых плат, синхронизация с видео, кодеки, эффект, плагины (внутренние и подключаемые). Форматы^АУ, MP3, FLAC, Ogg, MP2, WMA, AIFF, AIFC, Apple CAF, AAC, M4R, MPC и MP4. Функциональные отличия данных редакторов. Запись звука с микрофона online. Обзор программ для записи звука с микрофона online. Настройка микрофона для записи. Soundation - музыкальная студия в Интернете.

Познакомиться с online приложением Soundation для создания музыки. Обзор программ для создания музыки online, возможности организации групповой работы в студии online. Виды звуковой обработки: Filter, Reverb, Delay, Degrader, Phaser, Compressor, Equalizer. Работа в программе нотный редактор online. Знакомство с online приложениями для записи нот.

Практическое освоение online-про-грамм для записи звука через микрофон «Онлайн микрофон» http:// online-microphone.ru/, «Диктофон онлайн» http://online-dictophone.ru/ для работы со звуком: обработка, редактирование музыкального материала https://twistedwave. com/online; http://www.mp3cut.ru/; https://ringtone-converter.com/; http:// mp3cut.foxcom.su/; http://geeker.ru/ music/obrezat-pesnyu-online/; http:// jarjad.ru/audio-editor/; http://qiqer. ru/service/online-audio-edit. Создание совместных проектов при работе online в виртуальной студии Soundation. Работа с нотным текстом в программах. Программа MELODUS - запись одноголосных мелодий. Нотный редактор Noteflight, создание партитур https:// melod.us/ и https://www.noteflight. com

При разработке программы по предмету «Музыкальная информатика» нами учитывались объективные данные для рассмотрения этапов работы педагогов-музыкантов, обеспечивающие необходимый уровень информационной поддержки. Особое

Библиографический список

значение имеет учёт возможностей создания конкретной компьютерно-образовательной платформы для творческой самореализации и ведения профессиональной деятельности педагогами-музыкантами в цифровой образовательной среде [15; 16; 17].

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

4. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург, 2011.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

6. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Под редакцией С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.

9. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 428 - 432.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/lssues/1_5.html

11. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

12. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

13. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 190.

14. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.