Научная статья на тему 'Психические свойства личности как важные составляющие профессионально значимых качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе'

Психические свойства личности как важные составляющие профессионально значимых качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1640
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES / ANXIETY / SELF-RATING / EXTRA-INTROVERSION / EMOTIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

В статье рассматриваются психические свойства личности как важные составляющие в развитии профессионально значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях психических свойств личности в развитии профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL PERSONALITY TRAITS AS IMPORTANT COMPONENTS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS'' TRAINING AT A HIGHER SCHOOL

The article considers the mental personality traits as important components in the development of professionally important personal qualities of the future educational psychologists' training at a higher school. The analysis of the literature review data is carried out about the mental property features of an individual in the development of professionally important personal qualities of educational psychologists.

Текст научной работы на тему «Психические свойства личности как важные составляющие профессионально значимых качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе»

УДК - 151.8:378 ББК - 88.4:74.480

Морозов Максим Сергеевич

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Morozov Maxim Sergeevich Post-graduate Student Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Психические свойства личности как важные составляющие профессионально значимых качеств будущего педагога-психолога в

процессе подготовки в вузе

Mental Personality Traits as Important Components of Professionally Important Qualities of Future Educational Psychologists' Training at a Higher

School

В статье рассматриваются психические свойства личности как важные составляющие в развитии профессионально значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях психических свойств личности в развитии профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога.

The article considers the mental personality traits as important components in the development of professionally important personal qualities of the future educational psychologists' training at a higher school. The analysis of the literature review data is carried out about the mental property features of an individual in the development of professionally important personal qualities of educational psychologists.

Ключевые слова: педагог-психолог, профессионально значимые личностные качества, тревожность, самооценка, экстра-интроверсия, эмоциональная устойчивость.

Key words: educational psychologist, professionally important personal qualities, anxiety, self-rating, extra-introversion, emotional stability.

В условиях модернизации российского образования в настоящее время значительно повышается роль психологического обеспечения системы образования. Это связано с возрастанием роли человеческого фактора в современном обществе, побудившего говорить об опережающей функции образования по отношению к реформированию России. Направленности образования на формирование и развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность на себя за свою судьбу, готового к активному

переустройству общества, обладающего навыками и умениями в области поведения на рынке труда, экономики и социальных отношений.

Современный этап развития общества требует объединения научно-педагогических сил для обновления имеющейся и создания более эффективной высшей школы, соответствующей социальному заказу общества, нацеленного на приобретение и развитие профессионально-значимых качеств в рамках вузовского образования, что отражается в соответствующих нормативных документах.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», что требует гибкой переориентации целей, содержания, организационных структур и методов обучения с абстрактно понимаемого «социального заказа», детерминированного общественной целесообразностью и социокультурными обстоятельствами, на нужды и запросы самого развивающегося общества.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из основных направлений называет формирование инновационной экономики, модернизацию системы образования, являющейся основной динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные исследования.

В современной науке имеются определенные исследования, посвященные постановке и решению проблемы профессионального развития личности (В.А. Сластенин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др.), отдельным аспектам развития профессионально-значимых личностных качеств по отношению к образованию взрослых (С.И. Змеев, С.Н. Бегидова, Г.А. Бордовский и др.). Но система подготовки специалиста в вузе в достаточной степени не

обеспечивает педагога-психолога тем содержанием, которое необходимо для развития профессионально-значимых личностных качеств. Следовательно, основной задачей системы профессионального обучения является наряду с совершенствованием теоретической и практической подготовленности педагога-психолога к осуществлению профессиональной деятельности развитие его профессионально значимых личностных качеств.

Под профессионально-значимыми личностными качествами человека (ПЗЛК) мы понимаем анатомо-физиологические, психологические и социальные качества человека как субъекта труда. Для психологии труда и профессии важны, прежде всего, психологические качества — особенности психических процессов, состояний, свойств личности (понимаемых широко, как индивидуальности), включая умения, навыки, привычки и другие психологические особенности конкретного человека.

По определению В.Н. Калмыкова, качества личности представляют собой основу относительно постоянного способа поведения, действия, склонность к типичной реакции на те или иные общественные, производственные и т.д. ситуации, которые определяются как объективным характером общества, социальной среды, так и интересами отдельной личности, общественными ценностями.

При своеобразии комплексов профессионально важных качеств в различных видах профессиональной деятельности можно, назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности, и профессии педагога-психолога в частности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические: эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности экстра-интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не

включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики. Целесообразно остановиться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, например Шадриков В.Д., рассматривающие личность более широко, включают эти свойства в одну из ее подструктур. Во-вторых особенности нейродинамики являются базой для целого ряда профессионально важных качеств личности - эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки и настолько тесно с ним связаны, что не могут быть удалены из рассмотрения[5]. Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т. д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.

Важная роль самооценки в профессиональной деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.

Самооценка во многом определяет формировании целого ряда ПЗЛК. Так склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется "отношением к риску". В экстремальных исследованиях Кондрацкого А.А. показана связь отношения к риску с успешностью профессионального обучения. Во всех случаях неблагоприятны крайние значения выраженности этого свойства. Высокие оценки приводят к тому, что деятельность

профессионала детерминируется потребностями аффективного плана; типична недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей. Низкие оценки связаны с боязнью принятия решений, медлительностью и пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятное прогнозирование в деятельности. Результат - существенное снижение общей эффективности [2].

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента чаще - как личностные характеристики, профессионально значимы во многих видах деятельности, и отмечаемой во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - интегральная способность к эмоциональным переживаниям. Особенно серьезные требования к этой сфере предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональной устойчивости, - например деятельность учителя, профессионального музыканта, актера [6].

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение [3].

Свойства экстра - интроверсии принято считать профессионально важным прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, что интроверсия связана с более высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты же стремятся к такой стимуляции, предпочитают деятельность дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности. Соглашаясь с Кулагиным Б.В., считаем, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В тоже время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожным ситуациям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее точны, ориентируются в напряженных ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность экстравертов [1].

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов, как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам [4].

Подводя итог, можно сказать, что в процессе своей деятельности психологу приходится сталкиваться с различными возрастными, социальными, культурными категориями людей, однако объектом его деятельности всегда остается индивидуальность человека, обратившегося за помощью к специалисту как к компетентному в его жизненных трудностях и проблемах лицу, при этом следует учитывать, что в ходе такого взаимодействия сам психолог становится элементом близкого окружения этого человека. Все это требует от психолога особых индивидуальных психических качеств личности,

мировоззрения, системы ценностей и, прежде всего, осмысленного, интернализованного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Таким образом, с целью определения профессионально значимых качеств личности будущего педагога-психолога, которые необходимо формировать в процессе его подготовки, требуется определить всю совокупность качеств личности педагога-психолога, которые позволили бы

описать ее как целостность.

Библиографический список

1. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. - М.: Прогресс, 1984. - 215 с.

2. Кондрацкий, А. А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска [Текст] / А.А. Кондрацкий//Вопросы психологии - М.:Педагогика, 1982, №3. - с. 133 - 136.

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 278с.

4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]/ под ред. Г.С. Никифорова. - Спб.: Петербург, 1991. - 152 с.

5. Шадриков, В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Прогресс, 1982. -185с.

6. Яковлев, Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания [Текст] / Г.М. Яковлев. //Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 346с.

Bibliography

1. Kulagin, B.V. Fundamentals of Professional Psychodiagnostics [Text] / B.V. Kulagin. -Moscow: Progress, 1984. - 215 p.

2. Kondratsky, A. A. Diagnostics Test for Operator's Risk-Taking [Text] / A.A. Kondratsky // Questions of Psychology. - Moscow: Pedagogy, 1982. - № 3. - P. 133 - 136.

3. Prikhozhan, A.M. Children and Adolescents' Anxiety: Psychological Nature and Age Dynamics [Text] / A.M. Prikhozhan. - Moscow: Mosc. Psychological-and-Social Institute, Voronezh: MODEK Publishing House, 2000. - 278 p.

4. Psychological Support of Professional Activity [Text] / Ed. by G.S. Nikiforov. - SPb.: Petersburg, 1991. - 152 p.

5. Shadrikov, V.D. Problems of the System Genesis of the Professional Activity[Text] / V.D. Shadrikov. - Moscow: Progress, 1982. -185 p.

6. Yakovlev, G.M. Emotional Stress and Psychosomatic Illnesses [Text] / G.M. Yakovlev // Psychology. Textbook. Ed. by A.A. Krylov. - Moscow: Prospect, 1999. - 346 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.