Научная статья на тему 'Возможности изучения самооценки профессионально важных качеств педагогов-психологов'

Возможности изучения самооценки профессионально важных качеств педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3623
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGISTS’ IMPORTANT FEATURES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-ASSESSMENT OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST’S PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немолот Е. В., Зубова С. И.

Рассматривается возможность изучения самооценки профессионально важных качеств специалистов посредством модифицированной методики изучения самооценки личности С. А. Будасси, Б. А. Сосновского. Анализируются результаты исследования. Показано влияние определенных профессионально важных качеств психологов на уровень их профессиональной самооценки. Прослеживается динамика приоритетов профессионально важных качеств педагогов-психологов в зависимости от стажа работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Немолот Е. В., Зубова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES OF STUDYING SELF-ASSESSMENT PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES OF TEACHERS ANF PSYCHOLOGISTS1"Kemerovo State University", Branch in Anzhero-Sudzhensk

The article deals with the opportunity of studying self-assessment of important features for professional activity through the modifying technique of studying a personality’s self-assessment by S. A. Boadassey, B. A. Sosnovsky. This modification was checked among the psychologists of educational institutions. The results of the research are analyzed. Psychologists’ professionally important features influence upon the level of their professional appraisal is presented in the article. The dynamics of prior professionally important features of teachers-psychologists according to their length of service are shown.

Текст научной работы на тему «Возможности изучения самооценки профессионально важных качеств педагогов-психологов»

УДК 159.9.072.432

Е. В. Немолот, С. И. Зубова

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Рассматривается возможность изучения самооценки профессионально важных качеств специалистов посредством модифицированной методики изучения самооценки личности С. А. Будасси, Б. А. Сосновского. Анализируются результаты исследования. Показано влияние определенных профессионально важных качеств психологов на уровень их профессиональной самооценки. Прослеживается динамика приоритетов профессионально важных качеств педагогов-психологов в зависимости от стажа работы.

Ключевые слова: самооценка, профессионально важные качества психолога, самооценка профессионально важных качеств психолога образования.

Социальные и психологические изменения, происходящие в постмодернистском обществе, неизбежно сопровождаются существенной трансформацией ценностных представлений, которая проявляется не только на уровне общества в целом, но и на уровне отдельного человека [1]. В этой связи актуальной становится проблема ценностного отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, являющейся важнейшей сферой его жизнедеятельности. Соотнесение собственной системы ценностей с ценностями профессии укрепляет профессиональную идентичность специалиста, позволяя ему более эффективно реализовать свои компетенции в практической деятельности. Особую актуальность данная проблема приобретает, когда речь заходит о профессиональных группах с деонтологическим статусом: врачи, педагоги, психологи [2, 3]. Именно в данных группах личностные характеристики специалиста являются основным инструментом реализации ценностей профессии и сами выступают как ценностные ориентиры профессионального развития личности.

Вышесказанное порождает задачи исследования самооценки профессионально важных качеств специалиста деонтологического статуса в современных условиях.

Самооценкой в психологии называют оценку личностью самой себя, своих возможностей, психологических качеств, своих жизненных целей и места среди других людей [4, с. 24]. Самооценка личности формируется под влиянием особенностей культуры, стиля воспитания, жизненного опыта, личностных особенностей. На формирование самооценки профессионально важных качеств специалиста влияет жизненный и профессиональный опыт, соответствие личностных особенностей особенностям профессиональной деятельности, уровень притязаний. Сама самооценка профессионально важных качеств специалиста способствует формированию профессионального стиля деятельности и эффективности деятельности.

Профессионально важными качествами (ПВК) являются индивидуальные качества субъекта деятельности, выступающие в форме профессиональных требований к личности, влияющие на успешность ее освоения деятельности и ее эффективность; они способствуют формированию новых характеристик в структуре личности (В. А. Бодров, С. В. Манахов, С. Г. Иванов).

В разные периоды проблему значимости профессионально важных качеств изучали педагоги и психологи. Так, П. Ф. Каптерев отмечал ПВК как «специальные учительские свойства». Он выделял такие качества педагога, необходимые ему для полноценного выполнения профессиональной деятельности, как педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Одним из первых П. Ф. Каптерев структурировал ПВК учителя, разделив их на специальные и личностные. К специальным относятся объективные (научная подготовка) и субъективные (педагогический талант). К личностным - нравственноволевые качества учителя.

Л. М. Митина настаивает, что «профессиональное развитие неотделимо от личностного». В иерархии профессиональных качеств учителя Л. М. Митина выделяет направленность, компетентность и гибкость [5, с. 59].

М. И. Лукьянова дает определение профессионально значимым личностным качествам (ПЗЛК) учителя. По ее мнению, ПЗЛК находятся на пересечении развития личности и профессионального самосовершенствования и являются «узловым моментом, важным условием профессиональной компетентности» [6, с. 14]. К профессионально значимым качествам личности педагога М. И. Лукьянова относит гибкость, рефлексивность, эмпатич-ность, общительность, эмоциональную привлекательность.

В. Д. Шадриков, А. К. Маркова, В. Н. Дружинин, В. Д. Марищук, В. А. Бодров, А. В. Карпов в целом описывают важные свойства профессионала. По мнению В. Д. Шадрикова, ПВК являются

компонентами психологической системы деятельности, формирующимися или проявляющимися на определенном этапе профессиональной деятельности. От степени связанности данных компонентов деятельности, значимости этих связей, а также веса отдельных компонентов зависит качество профессиональной деятельности [7, с. 158]. Полученные результаты исследования позволили В. Д. Ша-дрикову предположить, что «чем техничнее деятельность, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости» [8]. Согласно данному теоретическому положению, специализация в профессии «психолог» должна проявляться в средних и старших возрастных группах и группах, разбитых по стажу.

А. К. Маркова рассматривает ПВК как детерминанты формирования профпригодности специалиста, представляющие собой «совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда». По ее мнению, профессиональные способности формируются на основе «общечеловеческих» способностей, другими словами, на основе личностных особенностей. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.) [9, с. 69].

А. В. Карпов определяет ПВК как «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью». Он выделяет абсолютные ПВК и относительные ПВК как свойства, необходимые для выполнения деятельности на минимальном и нормативном уровне, а также на высоком уровне. Выделяет анти-ПВК - свойства, противоречащие какому-либо виду профессиональной деятельности [10].

Как правило, личность в процессе самореализации опирается на свои сильные стороны [11, с. 58], которые обеспечивают профессиональное здоровье, поскольку способствуют сохранению и активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности [5, с. 222].

ПВК личности обеспечивают ее профессиональную пригодность. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и

психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда [12, с. 24].

Таким образом, профессионально важные качества - это качества, необходимые субъекту деятельности для выполнения определенного типа деятельности на различных ее уровнях. Они формируются на пересечении личностной и профессиональной сфер, опосредованы предметом труда, проявляются на определенном этапе профессиональной деятельности, являются опорой в профессиональной самореализации, обеспечивают профпригодность и профкомпетентность, а также качество деятельности и способствуют поддержанию профессионального здоровья субъекта деятельности. Отмечается гетерохронность их изменений и неравномерность фаз развития, а также структурирование отдельных ПВК в их совокупность по мере профессионализации.

Самооценка ПВК - это оценка субъектом деятельности своих профессиональных возможностей и способностей, обеспечивающих его профессиональную самореализацию.

Профессия «педагог-психолог» по объекту труда принадлежит к классу «человек - человек» (Е. А. Климов), по признаку целей может быть отнесена к классам - гностическому, преобразующему и изыскательскому. По признаку основных средств труда - к профессиям, связанным с преобладанием функциональных средств труда. По условиям труда - работа в условиях повышенной моральной ответственности [13, с. 71-73]. В системе образования к психологу предъявляются особые требования. Обусловлено это тем, что субъектами деятельности психолога преимущественно выступают дети - учащиеся разных возрастных групп, а также различных особенностей в развитии: одаренные дети, педагогически запущенные, с отклонениями в развитии и т. д.

На сегодняшний день изучению теоретических и практических аспектов самооценки ПВК у психологов посвящено достаточно большое количество исследований, результаты которых отчетливо указывают на единство личностного и профессионального в практике педагога-психолога, выделяя личность самого психолога в качестве ведущего инструмента, определяющего эффективность его деятельности [14-19].

Рассматривая профессиональную деятельность психолога образования в системе решаемых задач Е. С. Романовой, мы провели исследование профессионально важных качеств практического психолога. Согласно результатам проведенного исследования, наиболее важные качества и свойства, необходимые для эффективной деятельности пси-

холога образовательного учреждения, - это

наблюдательность, общительность, воздержанность, воспитанность, внимательность, обходительность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, великодушие, деликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учтивость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переключаемость, разносторонность [20, с. 129].

За основу изучения самооценки ПВК и приоритетных качеств психологов образования мы взяли методику изучения самооценки личности автора

С. А. Будасси и Б. А. Сосновского. Данная методика, по нашему мнению, универсальна с точки зрения ее видоизменения. Анализ литературы по данной проблеме позволил нам поместить профессионально важные качества психологов, наиболее часто встречаемые в литературе как желаемые качества, вместо индивидуальных качеств личности. Такими качества явились:

1) социально-межличностные качества - коммуникабельность;

2) собственно психологические качества - эмпатия, толерантность, проницательность, рефлексивность, наблюдательность;

3) интеллектуальные качества - высокий интеллект;

4) собственно деловые качества - ответственность за результаты своей работы, активность в деятельности;

5) качества личности психолога, отражающие свойства его нервной системы, - гибкость, самообладание;

6) волевые качества - нацеленность на успех;

7) глубокие психологические качества - чуткость;

8) качества, отражающие направленность на другого человека - любовь к людям, гуманность, альтруистичность;

9) отражающие достоинства личности - тактичность, воспитанность, вежливость, интеллигентность.

В остальном процедура тестирования и обработки данной методики не изменилась. Все качества испытуемому предлагается проранжировать от 20 до 1, сначала насколько они соответствуют идеальному психологу, затем в какой мере они соответствуют самому испытуемому (20 баллов получает качество, в наибольшей степени присущее индивиду, соответственно, 1 балл - качество, в наименьшей степени присущее индивиду). Самооценка ПВК следует из сравнения «Реального Я»

испытуемого и «Идеального Я» - идеальной модели психолога образования. Сравниваются качества структурированной модель собственной личности как психолога-профессионала и качества модели идеального психолога. По каждому качеству находится разница, возводится в квадрат, и все квадраты суммируются. Затем самооценка рассчитывается по формуле г = 1 - 6Еd2/(n3-n),

где г - самооценка личности (в нашем случае самооценка ПВК); Еd2 - сумма квадратов разностей рангов; п - число качеств в списке.

Результат 0,4-0,7 соответствует адекватной самооценке ПВК; соответственно выше 0,7 - завышенная самооценка ПВК и ниже 0,4 - заниженная самооценка ПВК.

Базой исследования стали психологи образовательных учреждений в городах Кемеровской области: Кемерово, Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Гурьевск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Полысаево, Тайга, Юрга в количестве 252 человека в возрасте от 22 до 68 лет. Гипотезы: зависит ли самооценка ПВК от возраста и стажа психолога; зависят ли приоритеты, расставляемые психологами в отношении ПВК от стажа работы в качестве психолога образования.

Согласно анализу результатов, полученных в данном исследовании, адекватную самооценку своих ПВК имеют 37,3 % психологов, завышенную - 35,3, заниженную - 27,4. Одиннадцать ПВК соответствуют как идеальной модели психолога образования, так и испытуемым психологам: эмпатия, толерантность, ответственность за результаты работы, любовь к людям, высокий интеллект, нацеленность на успех, коммуникабельность, активность в деятельности, гуманность, вежливость, тактичность.

Выявлена положительная корреляция между возрастом и самооценкой, а также между стажем и самооценкой своих ПВК психологами образовательных учреждений. Это может свидетельствовать о том, что опыт профессиональной деятельности позволяет более уверенно и качественно выполнять свою работу и способствует повышению самооценки. Также анализ данных позволяет утверждать, что 8 % психологов данной выборки начали свою профессиональную деятельность с 32 и более лет, т. е. имеют стаж работы в качестве психолога образования от 0,3 года до 3 лет. Это является дополнительным свидетельством высокой интеграции личного и профессионального в профессии «психолог» в отличие от других профессий типа «человек - человек», в которых на первый план выходит накопление профессионального опыта.

Положительная корреляция обнаружена между оценкой психологами таких своих качеств, как на-

блюдательность, высокий интеллект и уровнем профессиональной самооценки. Также положительная корреляция выявлена между высокой оценкой таких качеств, как эмпатия, толерантность, тактичность и стажем психологов. То есть с увеличением профессионального стажа психологи оценивают себя наиболее эмпатийными, толерантными и тактичными. Наряду с этим положительная корреляция выявлена также между высоким уровнем самооценки ПВК психологов и их представлениями о месте и ценности коммуникации в структуре профессиональной деятельности идеальной модели психолога образования. Также положительная взаимосвязь существует между стажем психолога и ценностью таких ПВК, как эмпатия, чуткость, рефлексивность. Корреляций между возрастом и представлениями об идеальной модели психолога не выявлено.

Нами проанализирована зависимость ценности качеств идеальной модели психолога образования и его реальных качеств в зависимости от стажа и самооценки. Вся выборка была разбита на четыре подгруппы: 0,3-3 года стажа (78 человек); 3,1-7 лет стажа (61 человек); 7,1-10 лет стажа (46 чело-

век) и 10,1-20 лет стажа (66 человек) (таблица). Значения рассчитаны при помощи программы Excel. Коэффициенты корреляции приведены в таблице.

Как видно из таблицы, наиболее значимыми качествами для формирования профессиональной самооценки психологов образования первой подгруппы являются ПВК, необходимые для адаптации к профессиональной деятельности. В этот период активно происходит освоение профессионального пространства. Психолог образования сообразно специфике своей профессиональной деятельности ориентирован на клиента, осознает свою ответственность и понимает необходимость знаниевого компонента. На этой стадии происходит закрепление своей личностной и профессиональной позиции. Среди приоритетных качеств психолога преобладают качества, способствующие выстраиванию отношений с другими людьми, качества, способствующие профессиональной самореализации личности. Обращает на себя внимание тот факт, что ПВК идеальной модели психолога, влияющие, по их мнению, на формирование профессиональной самооценки, не значимы для реального психо-

Результаты изучения самооценки ПВК психологов образования в зависимости от стажа

Положительные корреляции с самооценкой ПВК Подгруппа

1-я (0,3-3 года стажа) 2-я (3,1-7 лет стажа) 3-я (7,1-10 лет стажа) 4-я (10,1-20 лет стажа)

Идеальный психолог Реальный психолог Идеальный психолог Реальный психолог Идеальный психолог Реальный психолог Идеальный психолог Реальный психолог

Эмпатия 0,191

Толерантность 0,183 0,151

Гибкость 0,126 0,133

Коммуникабель- ность 0,145 0,280 0,143 0,271 0,176

Нацеленность на успех 0,190 0,164 0,203

Вежливость 0,123

Любовь к людям 0,206 0,205 0,181

Проницатель- ность 0,143 0,130

Высокий интеллект 0,129 0,173 0,132

Наблюдатель- ность 0,265 0,164 0,111 0,206

Ответственность за результат работы 0,112

Самообладание 0,207 0,141

Чуткость 0,195 0,131 0,137

Тактичность 0,277 0,183

Ре флексивно сть 0,142

Активность в деятельности 0,201

лога. Это может свидетельствовать о том, что в силу малого профессионального опыта психолог еще нечетко представляет себе идеальную модель психолога образования и, соответственно, ее характеристики. Себя же на этом периоде психологи оценивают гораздо глубже и насыщеннее идеальной модели.

На этапе от 3,1 до 7 лет как в реальной, так и в идеальной модели психолога преобладают ПВК более динамического порядка: нацеленность на успех, ответственность за результаты своей работы, активность в деятельности. Психолог уже имеет опыт работы и приобретает индивидуальный стиль деятельности. Его профессиональная жизнь становится более динамичной. На данном этапе появляется некоторая сцепленность качеств идеальной модели психолога образования и самооценки качеств реальных психологов, таких ПВК, как коммуникабельность и нацеленность на успех. Идеальная модель дополняется таким важным качеством, как гибкость, но в реальности данная характеристика не влияет на формирование профессиональной самооценки психолога. Проявляется забота о своем собственном профессиональном здоровье в таком значимом для саморегуляции качестве, как самообладание.

Этап от 7,1 до 10 лет характеризует опытного специалиста, который помимо качеств коммуникативного и заниевого характера приобретает глубину, чуткость, тактичность, особую профессиональную интуицию. Такое качество, как любовь к людям, в равной мере значимо как в идеальной, так и в реальной модели психолога образования.

Психологи со стажем работы от 10, 1 до 20 лет выбирают наименьшее суммарное количество

ПВК. Это может свидетельствовать об избирательности и осторожности в выборе приоритетов на данном этапе профессионального развития. Обращает внимание «коллективный взгляд внутрь» -среди приоритетных ПВК появляется рефлексивность, «возвращается» наблюдательность. Психологи, оставшиеся в профессии, к этому периоду приобретают навыки интеграции, способны к эффективной самоотдаче в деятельности без переживания потери собственного «я».

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что наиболее значимым качеством, влияющим на формирование профессиональной самооценки, по мнению психологов образования, явилась коммуникабельность. Среди наименее значимых - интеллигентность, вежливость, альтруизм.

В идеальную модель психолога образования вошли такие ПВК, как эмпатия, толерантность, ответственность за результаты работы, любовь к людям, высокий интеллект. В реалии модель современного психолога образования, согласно самооценке ПВК, включает помимо вышеперечисленных такие качества, как нацеленность на успех, активность в деятельности, тактичность, гуманность, вежливость. То есть идеальная модель психолога образования отличается от реального психолога наличием качеств, отражающих достоинства личности.

Достоинством данной модификации, по нашему мнению, является универсальная возможность проверки любых ПВК, относящихся к любому роду профессиональной деятельности, а также решение проблемы построения модели профессионала в любой сфере деятельности.

Список литературы

1. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Филос. образования. 2013. № 1 (46). С. 175-185.

2. Жигинас Н. В., Санников А. Ф., Зверева Н. А. Становление и формирование личности в зеркале персонологической теории // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6 (134). С. 54-58.

3. Макеева Н. Ю. Психологический анализ профессиональной деятельности специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации // Там же. 2013. № 6 (134). С. 180-183.

4. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств.СПб.: Питер, 2007. 192 с.

5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 320 с.

6. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТУ Сфера, 2004. 144 с.

7. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 184 с.

8. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995. 72 с.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. 352 с.

11. Коростылева Л. А. Психология самореализация личности. М.: Речь. 222 с.

12. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. 224 с.

13. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пос. для высш. школы. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 192 с.

14. Высоцкая В. А. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание психологов-пракгиков // Школа и личность: сборник / Краснояр. гос. пед. ун-т, Ин-г психологии, педагогики и управления образованием КГПУ. Красноярск, 2003.

15. Герасименко Н. А. Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности психологов образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 1.

16. Манахов С. В., Иванов С. Г. Профессионально важные качества психологов-консультантов. URL: http://conf-a.narod.ru/2.06.08.2012.pdf

17. Мальцева О. А. Профессиональное самосознание психологов-практиков // Журн. практ. психолога. 2001. № 3, 4.

18. Пряжникова Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 520 с.

19. Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестн. КРАУНЦ. Серия гуманитарные науки. 2011. № 2 (18). С. 132-142.

20. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пос. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

Немолот Е. В., ст. преподаватель, соискатель.

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ул. Ленина, 8, Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия, 652470.

E-mail: [email protected]

Зубова С. И., ст. преподаватель, соискатель.

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске.

Ул. Ленина, 8, Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия, 652470.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.06.2013.

Ye. V. Nemolot, S. I. Zubova

THE OPPORTUNITIES OF STUDYING SELF-ASSESSMENT PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES

OF TEACHERS ANF PSYCHOLOGISTS

The article deals with the opportunity of studying self-assessment of important features for professional activity through the modifying technique of studying a personality’s self-assessment by S. A. Boadassey, B. A. Sosnovsky.

This modification was checked among the psychologists of educational institutions. The results of the research are analyzed. Psychologists’ professionally important features influence upon the level of their professional appraisal is presented in the article. The dynamics of prior professionally important features of teachers-psychologists according to their length of service are shown.

Key words: self-assessment, psychologists’ important features for professional activity, self-assessment of a teacher-psychologist’s professionally important features.

References

1. Yanickij M. S., Seryj A. V., Peleh Yu.V. Value-sense paradigm as the basis of postnonclassical pedagogical psychology. Philosophy of education, 2013, no. 1 (46), pp. 175-185 (in Russian).

2. Zhiginas N. V., Sannikova A. F., Zvereva N. A. Formation and development of personality in the mirror of personological theory. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 54-58 (in Russian).

3. Makeeva N. Yu. Psychological analysis of professional activity of specialists in the Pension Fund of Russian Federation. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 180-183 (in Russian).

4. Batarshev A. V., Alekseeva I. Yu., Majorova Ye. V. Diagnostics of professionally important qualities. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 192 p. (in Russian).

5. Mitina L. M. Psychology of work and professional development of the teacher: study guide for students of higher pedagogical institutions. Moscow, Academia Publ., 2004. 320 p. (in Russian).

6. Luk'janova M. I. Psychological pedagogical competence of the teacher: Diagnostics and development. Moscow, TU Sphera Publ., 204. 44 p. (in Russian).

7. Problems of system genesis of professional activity. Moscow, Nauka Publ., 1982. 184 p. (in Russian).

8. Shadrikov V. D. Activity and abilities. Moscow, Logos Publ., 1995. P. 72. (in Russian).

9. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, International humanitarian fund “Znanie” Publ., 1996. 308 p. (in Russian).

10. Karpov A. V. The notion of professionally important qualities of activity. Psychology of work. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2003. 352 p.

(in Russian).

11. Korostyleva L. A. Psychology of self-realization of personality. Moscow, Rech Publ., 222 p. (in Russian).

12. Samoukina N. Psychology of professional activity. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 224 p. (in Russian).

13. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientology: Theory and practice: Study guide for higher school. Moscow, Academicheskiy proekt Publ., Ekaterinburg, Delovaya Kniga Publ., 2004. 192 p. (in Russian).

14. Vysockaja V. A. Influence of value orientation on professional consciousness of practical psychologists. School and personality: digest. Kranoyarsk State Pedagogical University, department of psychology, pedagogy and education management KSPU, Krasnoyarsk, 2003. (in Russian).

15. Gerasimenko N. A. Influence of self evaluation of professionally important qualities on professional activity individual peculiarity of psychologists. Electronic journal “Psychological science and education” www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885. 2010, no. 1 (in Russian).

16. Manahov S. V., Ivanov S. G. Professionally important qualities of counseling psychologists. URL: http://conf-a.narod.ru/2.06.08.2012.pd (in Russian).

17. Mal'tseva O. A. Professional consciousness of psychologists-practitioners. Journal of the practical psychologist, 2001, no. 3, 4 (in Russian).

18. Prjazhnikova Ye. Yu. Psychology of labour: theory and practice: textbook for bachelors. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 520 p. (in Russian).

19. Seryj A.V. Axiological and conceptual paradigm as the basis of generalized theory formation of psychological counseling. KRAUNTs Bulletin. Humanities, 2011, no. 2 (18), pp. 132-142 (in Russian).

20. Romanova Ye. S. Psychodiagnostics: study guide. St. Petersburg, 2005, 129 p. (in Russian).

Nemolot Ye. V.

"Kemerovo State University", Branch in Anzhero-Sudzhensk.

Ul. Lenina 8, Anzhero-Sudzhensk, Kemerovo region, Russia, 652470.

E-mail: elena. nemolot@ mail.ru

Zubova S. I.

"Kemerovo State University", Branch in Anzhero-Sudzhensk.

Ul. Lenina 8, Anzhero-Sudzhensk, Kemerovo region, Russia, 652470.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.