Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование гендерных различий отношения студентов-психологов к личностным и профессиональным качествам психолога'

Эмпирическое исследование гендерных различий отношения студентов-психологов к личностным и профессиональным качествам психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОГРАММА / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL SUITABILITY / INDIVIDUALLY-PERSONAL QUALITIES / PSYCHOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косарева А. Б.

В работе проанализировано пилотное исследование, направленное на выявление представлений у студентов-психологов об индивидуально-личностных и профессионально важных качествах специалиста-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical studying of gender distinctions of students-psychologists in the relation to personal and professional qualities of the psychologist

In work the flight research directed on revealing of representations at students-psychologists about individually-personal and is professional-important qualities of the expert-psychologist is analysed.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование гендерных различий отношения студентов-психологов к личностным и профессиональным качествам психолога»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ЛИЧНОСТНЫМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПСИХОЛОГА

А.Б. Косарева

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе проанализировано пилотное исследование, направленное на выявление представлений у студентов-психологов об индивидуально-личностных и профессионально важных качествах специалиста-психолога.

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессиональная пригодность, индивидуально-личностные качества, психограмма, профессиограмма.

Профессия психолога всегда вызывала интерес не только будущих специалистов в данной области, но и уже состоявшихся психологов. Исследователи связывают индивидуально-личностные качества с требованиями, предъявляемыми к профессии [1; 2; 3]. В зависимости от того, какой род деятельности будет выполнять специалист, предъявляемые к нему индивидуально-личностные качества должны соответствовать определенным требованиям. Отдельные динамические качества личности, отдельные психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению профессией, мы называем профессионально важными качествами (ПВК). Профессионально важные качества психолога являются составной частью профессиональной пригодности человека. Также профессиональная пригодность рассматривает: а) склонности и желание работать, т.е. определенный волевой настрой; б) мотивацию и мотивы выполнения этой деятельности как положительные (интерес, стремление к мастерству), так и отрицательные (заработная плата, конкуренция, личные психологические проблемы); в) способности физические (ловкость) или психические (память, внимание); г) предрасположенность к данной работе. Как видим, профессиональная пригодность рассматривает и индивидуально-личностные качества (ИЛК), т.е. качества и свойства, которые присущи индивиду.

Нами было проведено пилотное исследование, направленное на выявление у студентов-психологов представлений об индивидуально-личностных и профессионально важных качествах специалиста-психолога.

В исследовании приняли участие 310 студентов-психологов 5—6 курсов РУДН и МНЭПУ, 168 девушек и 142 юноши, возраст 20—23 года. Каждому письменно опрашиваемому были предложены следующие задания.

1. Назовите индивидуально-личностные качества, которые, на ваш взгляд, необходимы психологу для эффективного выполнения деятельности.

2. Назовите профессионально важные качества, которые, на ваш взгляд, необходимы психологу для эффективного выполнения деятельности.

Анкеты с ответами были обработаны с помощью контент-анализа, объединены в группы по схожести ответов, подсчитаны в процентах и проранжирова-ны (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа выделенных студентами профессионально-важных качеств психолога (1-й блок ИЛК)

(%)

ИЛК Женщины Мужчины Общее (из всех опрошенных)

Эмпатия 98,8 95,7 97,4

Открытость 51,7 29,5 41,6

Общительность 52,9 29,5 42,2

Ответственность 93,4 94,3 93,8

Интеллект 98,8 97,1 98

И нтелл и гентность 70,2 33,2 80

Ком муни кабел ьность 97 92,9 95,1

Креативность 55,3 68,3 61,2

Человеколюбие 88 90,8 89,3

Чувство юмора 38 47,8 42,5

Доброта 35,1 28,1 31,9

Гуманизм 84,5 78,8 81,9

Толерантность 77,3 75,3 76,4

Тактичность 52,9 57 54,8

Решительность 54,7 83 67,7

Приятная внешность 50 67,6 58

Эмоциональная устойчивость 96,4 88 92,5

Организованность 48,8 59,1 53,5

Адекватная самооценка 92,8 97,1 94,8

Активность 58,3 48,5 53,8

Уверенность 91 78,1 85,1

Честность 88 81,6 85,1

Вербальные способности 53,5 67,6 60

Альтруизм 58,3 57 57,4

Вежливость, учтивость 60,7 59,1 60

Безоценочное отношение к людям 48,8 69 58

Стремление к саморазвитию 63,6 77,4 70

Находчивость 35,7 33 34,5

Любознательность 23,2 16 20

Инициативность 30,9 30,9 30,9

Целеустремленность 45,2 67,7 54,1

По итогам исследования были получены следующие результаты. По первому блоку ИЛК было выделено три группы.

В первую группу — 80—100% (высокий уровень) — вошли такие качества, как высокий уровень интеллекта (98%), эмпатия (97,4%), коммуникабельность (95,1%), адекватная самооценка (94,8%), эмоциональная устойчивость (92,5%), человеколюбие (89,3%), уверенность (85,1%), честность (85,1%), гуманизм (81,9%), интеллигентность (80%).

Однако существуют различия в ответах юношей и девушек по некоторым показателям. Из вех опрошенных женщин 94,6% посчитали, что эмоциональная устойчивость важна для будущего психолога, среди мужчин этот показатель составил 88%; по критерию «уверенность» 91% женщин желали бы видеть это качество у психолога и лишь 78,1% мужчин; по качеству «гуманизм» 84,5% женщин считают, что психолог должен быть гуманным, среди мужчин это качество набрало 78,8%.

Во вторую группу — от 40—80% (средний уровень) — вошли такие качества, как толерантность (76,4%), стремление к саморазвитию (70%), решительность (67%), креативность (61,2%), вежливость, учтивость (60%), безоценочное отношение к людям (58%), приятная внешность (58%), альтруизм (57,4%), тактичность (54,8%), целеустремленность (54,1%), активность (53,8%), организованность (53,5%), чувство юмора (42,5%), общительность (42,2%), открытость (41,6%).

В этой группе показателей также были выделены различия в процентом соотношении ответов мужчин и женщин. По качеству «стремление к саморазвитию» 77,4% из всех опрошенных мужчин подтвердили, что для психолога важно развиваться и стремиться максимально реализовать себя; всего 63,6% женщин отмечают это качество; по качеству «решительность» 54,7% женщин считают, что психологу оно не обязательно, мужчины же наоборот, утверждают, что психолог должен быть решительным, твердым и непреклонным; по критерию «безоценоч-ное отношение к людям» мужчины набрали 69%, а женщины 48%; по критерию «чувство юмора» мужчины набрали 47,8%, а женщины — 38%; также различны показатели по критериям «общительность»: мужчины — 29, 5%, женщины — 52,9% и «открытость»: мужчины — 29,5%, женщины — 51,7%.

В третью группу — 0—40% (низкий уровень) — вошли всего четыре качества: любознательность (20%), 23,2% всех опрошенных женщин и 16% всех опрошенных мужчин, инициативность (30,9%), 30,9% мужчин и 30,9% женщин, доброта (31,9%), 28,1% мужчин и 35,1% женщин.

На наш взгляд, такой разброс результатов у мужчин и женщин связан с тем, что, встав на сторону клиента, испытуемые, представив перед собой образ, наделили его теми качествами, какими желали бы видеть в том психологе, к которому пришли за помощью. Стереотипные представления о маскулинности и феминно-сти говорят нам, что женщины по своей природе более мягкие, добрые, сердечные, очень общительные, нерешительные, для них важен сам процесс деятельности, нежели ее результат. В отличие от мужчин, женщины проявляют помощь сочувствием, состраданием, пониманием, а мужчины — принятием конкретного решения и действий, только в этом они видят решение задачи — оказание помощи клиенту.

По второму блоку ПВК были выделены также три группы: 80—100% (высокий уровень), 40—80% (средний уровень), 0—40% (низкий уровень) и получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа выделенных студентами профессионально-важных качеств психолога (2-й блок ПВК)

(%)

ПВК Женщины Мужчины Общее (из всех опрошенных)

Компетентность 98,2 97,8 98

Профессиональный рост 54,5 90,6 69,9

Владение инструментарием 24,2 93,2 46,4

Умение ориентироваться в ситуации 55,7 38 70

Диплом о высшем образовании 64,8 90,1 76,4

Посещение курсов повышения квалификации 44 47,8 45,8

Эрудиция 90,4 90,8 90,6

Самореализация 64,2 94,3 78

Стремление быть знатоком своего дела 38,6 69 52,5

Эффективность выполнения деятельности 67,8 95 80,3

Свойства внимания 22,6 23,2 22,9

Развитое мышление 89,8 92,2 90,9

В первую группу — 80—100% (высокий уровень) — вошли такие профессионально важные качества, как компетентность (98%), развитое мышление (90,9%) эрудиция (90,6%). По этим показателям различия между мужчинами и женщинами не было выявлено, но по критерию «эффективность выполнения деятельности» мужчины набрали 95%, а женщины всего лишь 67,8%.

Во вторую группу — 40—80% (средний уровень) — вошли такие качества как, самореализация (78%), где 94,3% всех опрошенных отметили это качество и всего 64,2% женщин, «диплом о высшем психологическом образовании» 76,4%, 90,1% всех опрошенных мужчин считают, что психолог должен быть с высшем психологическим образованием, но так считают всего 64,8% женщин. По их мнению, профессия «психолог» — это призвание, он должен помогать людям и высшее образование не главное профессиональное качество. По критерию «умение ориентироваться в ситуации» общий балл составил 70%, хотя для мужчин это не важно, всего 38%, а женщины 55,7% ждут от психолога быстрой ориентации в сложившейся ситуации и скорой помощи. Для мужчин более важен «профессиональный рост» (90,6%), женщин это меньше интересует (54,5%), так как женщины настроены на процесс помощи людям, а не продвижение по карьерной лестнице. У мужчин преобладает критерий «стремление быть знатоком своего дела» 69%, у женщин этот критерий набрал 38,6%. Критерий «владение техниками и инструментарием» у мужчин составляет 93,2%, так как мужчины стремятся оказать помощь клиенту, используя психологические приемы и средства, а не только понимание и утешение, хотя это тоже немаловажно; женщины по этому критерию набрали 24,2% — очень низкий результат в сравнении с мужчинами. Во вторую группу вошел критерий «посещение курсов повышения квалификации» (45,8%), по этому показателю различий между мужчинами и женщинами не было выявлено.

На основе показателей, полученных в ходе пилотного исследования, можно сделать следующие выводы.

Студенты-психологи выделяют качества будущих специалистов, описанные исследователями в данной сфере [1; 2; 3], занимающимися изучением профессии «психолог»: эмпатию, высокий уровень интеллекта, адекватную самооценку, компетентность, эрудицию, развитое мышление, ответственность, интеллект, человеколюбие и др.

И мужчины, и женщины главными для профессии «психолог» выделяют такие качества, как эмпатия, интеллект, коммуникативность, человеколюбие, эрудиция, адекватная самооценка, компетентность, развитое мышление.

Различное процентное соотношение по одному критерию у мужчин и женщин говорит нам о преобладании стереотипного восприятия среди опрошенной группы. Женщины отмечают такие качества, как интеллигентность, гуманизм, вежливость, учтивость, открытость, общительность, а по блоку ПВК женщины не отметили ни одного критерия, превышающего процентное соотношение с мужчинами, из чего можно сделать вывод, что женщины хотят видеть у психолога качества близкие к феминным. Мужчины наоборот отмечают качества, свойственные маскулинности: целеустремленность, решительность, организованность, стремление быть знатоком своего дела, эффективность выполнения деятельности, ее результат. Приписывая те или иные качества психологу, мужчины и женщины наделяют его теми качествами, которыми обладают сами или, наоборот, не обладая таковыми, они хотят видеть в психологе те качества, которыми сами не наделены, которых им не хватает.

Мужчины ориентируются на конечный результат деятельности, т.е. на помощь клиенту, а также на достижение определенного результата в профессии. Мужчины стремятся самореализоваться в профессии. Женщины в целом ориентированы на оказание помощи, эмпатию, сочувствие, сострадание, корректное отношение к человеку, они не ставят на одно из первых мест самореализацию и профессиональный рост, их главная задача — эмоциональная поддержка клиента, они стараются дать понять клиенту, что его здесь понимают. Клиент, ощущая эту эмоциональную поддержку, становится эмоционально сильнее, возрастает его самооценка, он может найти выход из создавшейся ситуации.

Несомненно, существование таких различий не дает основания для пригодности или непригодности к профессии психолог. Многие психологи-консультанты говорят о том, что каждый клиент ищет «своего» психолога, с которым будет впоследствии работать, поэтому не стоит забывать о том, что индивидуально-личностные и профессионально важные качества не «статичная точка», а постоянно развивающаяся интегральная система.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 79—96.

[2] Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1985. — Вып. 5. — С. 72—77.

[3] Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1996.

EMPIRICAL STUDYING OF GENDER DISTINCTIONS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS IN THE RELATION TO PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE PSYCHOLOGIST

A.B. Kosareva

Psychology and pedagogics chair The Russian university of friendship of the people

Mikluho-Maklaja str., 6, Moscow, Russia, 117198

In work the flight research directed on revealing of representations at students-psychologists about individually-personal and is professional-important qualities of the expert-psychologist is analysed.

Key words: professional-important qualities, professional suitability, individually-personal qualities, psychogram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.