Научная статья на тему 'ПВК психологов на разных этапах профессионализации'

ПВК психологов на разных этапах профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1007
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / ADAPTATION OF STUDENTS TO HIGH SCHOOL LEARNING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-ESTIMATION / SOCIABILITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются различия и особенности развития ПВК психологов в процессе профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional important qualities of psychologists on the professional different stages

In the article they can see different and specificity of the development of psychologist professional-important qualities during the professional growing.

Текст научной работы на тему «ПВК психологов на разных этапах профессионализации»

ПВКПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Л.А. Дмитриева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются различия и особенности развития ПВК психологов в процессе профессионального роста.

Ключевые слова: адаптация студентов к обучению в вузе, профессионально важные качества практических психологов, самоактуализация, самоотношение, общительность, коммуникативная компетентность, эмоциональный интеллект, социальная эмпатия.

Профессионально важные качества (ПВК) в профессии психолога являются наиболее актуальными, учитывая, что инструментом в деятельности является он сам, что подтверждает А. Абрамова [1], Ю. Жуков [3], Дж. Бюдженталь [5], Л. Браммер [4], А. Комбс [6]. Анализ литературы показал, что основными качествами являются эмпатия, аутентичность, креативность, интуиция, стремление к самопониманию и самопознанию, что более подробно описано автором в статье «Профессионально-важные качества психолога-консультанта» [2]. Мы провели исследование 135 психологов, находящихся на разных этапах профессионализации, в том числе студентов младших курсов — 45 человек, старших — 30 человек, молодых специалистов — 30 человек и психологов-профессионалов — 30 человек. Это позволило нам выяснить, как развивается личность психолога, проходя этапы от студенческого овладения профессией до своей зрелости и профессионализма.

Для оценки статистической значимости различий в уровне развития ПВК психологов, находящихся на разных этапах профессионализации (студенты младших и старших курсов, молодые специалисты и опытные психологи), мы применили ¿-критерий Стьюдента. В результате мы увидели, что ПВК развиваются постепенно и имеют свои особенности на разных этапах.

Значимое увеличение показателей самоактуализации происходит с приобретением опыта практической деятельности. У студентов магистратуры отмечается некоторый спад в уровне показателей самоактуализации по сравнению со студентами младших курсов. Это, видимо, связано с большей критичностью старшекурсников, более точным пониманием самой сути оцениваемых качеств, лучшей способности к восприятию их проявлений и самооценке. С началом профессиональной деятельности развиваются такие ПВК психологов, как аутентичность, креативность, стремление к самопониманию и самопознанию. Стремление к самопониманию и самопознанию отраженно в значимом увеличении понимания природы человека как позитивной, без ложных дихотомий, от студентов к практикам, и от молодых специалистов к опытным. Эта внутренняя обоснованность

жизни, ведущая к самодостаточности бытия, отчасти объясняется изначальной радостью от самого процесса познания и развития, а отчасти — от достижения результатов. Самоактуализирующиеся люди не борются (что мы и наблюдаем в значимом увеличении принятия агрессии у опытных специалистов по сравнению с молодыми, хотя первоначально этот показатель значимо снижался от студентов магистратуры к молодым специалистам, еще не готовым ко всепринятию), а развиваются, стремясь достичь совершенства, более полно реализовать себя, что подтверждается увеличением самоактуализации у опытных психологов по сравнению со студентами магистратуры. Полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей (и мы видим значимое увеличение креативности от студентов магистратуры к практикам, и, в частности, к опытным специалистам), автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем, что осуществляется при помощи целостного видения своей жизни, формирующегося с началом профессиональной деятельности. Молодые специалисты и в целом опытные психологи по-новому, полноценно воспринимают свою жизнь по сравнению со студентами магистратуры, уходит дискретное восприятие жизненного пути. Это же подтверждает развитие аутентичности от студентов к практическим психологам, выраженное и в значимом увеличении самоуважения и самопринятия.

Позже других аспектов самоактуализации развиваются самопринятие и позитивное представление о природе человека. Принятие агрессии даже у опытных психологов не достигает того уровня, на котором оно было у первокурсников. Возможно, для развития этого аспекта недостаточно простого включения в профессиональную психологическую деятельность, а требуется более глубокая и длительная внутренняя работа, которую проделывают даже не все опытные практические психологи.

Увеличение социальной желательности Я и саморуководства показывает возрастание самоуважения, особенно в процессе профессиональной деятельности от молодых специалистов к опытным. Рост самоценности и самопринятия — значимое увеличение аутосимпатии психологов от студентов магистратуры к молодым специалистам и практикам в целом. Мы видим, что аутентичность, выраженная как аутосимпатия, возрастает от студентов магистратуры к молодым специалистам, а далее — к опытным профессионалам она возрастает как самоуважение. Когда человек подходит к своей целостности, то сначала он полностью принимает и ценит себя как личность, а затем из глубины своей целостной личности — аутентичности — начинает и руководить своим творением. Растет закрытость и внутренняя нечестность, проявляется социальная значимость Я. Появляется возможность противостоять внутренним конфликтам, что мы и наблюдаем в снижении их от студентов магистратуры к молодым специалистам, а также блока самоуничижения (включающего и самообвинения) — от студентов к практикам.

Общая картина общительности показывает, что за время обучения на факультете психологии у студентов постепенно возрастает стеничность, экстерналь-ность, социоцентричность и результативность в общении. Целенаправленная об-

щительность больше выражена у студентов магистратуры, личностно-значимые цели остаются актуальными и у психологов-практиков. Эргичность, интерналь-ность и осмысленность выше у студентов магистратуры и у опытных психологов; аэргичность, астеничность, осведомленность — у практиков. Уровень трудностей выше у начинающих как учебную, так и практическую деятельность психологов.

Такие показатели общительности, как доминирование личностно-значимых целей, интернальной регуляции, осмысленности, эгоцентрической мотивации и результативности (как предметной, так и субъектной) статистически значимо выше у студентов магистратуры, чем у студентов младших курсов. Возможно, студенты магистратуры больше внимания уделяют становлению своей личности в процессе общения. У них преобладает интернальный локус контроля, они приписывают себе, своим способностям и своему поведению ответственность за то, как складывается их общение, что говорит о возросшей личностной зрелости.

На дальнейших этапах профессионализации отмечается существенное изменение только двух показателей: рост осведомленности с началом профессиональной деятельности и постепенное снижение эгоцентрической мотивации (у магистров эти показатели значительно выше, чем у группы практикующих психологов в целом). Рост осведомленности может быть связан с началом наработки практического опыта с использованием общительности, с активным получением информации в процессе общения. Плавное снижение эгоцентричности говорит о том, что психологи-практики готовы помогать другим и становятся более душевными, альтруистичными, эмпатичными.

Общительность развивается раньше других ПВК практических психологов. За время обучения в вузе это свойство становится более гармоничным. С началом профессиональной деятельности большинство показателей общительности снижается, и с приобретением профессионального опыта либо достигает прежнего уровня, либо незначительно его превосходит.

По большинству показателей коммуникативной социальной компетентности в период профессионального становления психологов значимых изменений не происходит. По данным КСК, мы наблюдаем формирование ПВК аутентичности в период перехода от студентов магистратуры к молодым специалистам, что выражается в значимом возрастании самоконтроля с началом профессиональной деятельности, молчаливости и серьезности.

По показателю социальной эмпатии значимых различий между изучаемыми группами не обнаружено. Между магистрами и группой практикующих психологов в целом различие имеет тенденцию к значимости (0,07). В общем, этот показатель незначительно растет за время обучения в вузе, а затем с началом практической работы постепенно падает, достигая еще более низкого уровня, чем на младших курсах. Возможно, это связано с синдромом эмоционального сгорания при работе с людьми, с некоторым затруднением абстрагироваться от сложных проблем клиентов.

Обобщая полученные результаты эмоциональной направленности, можно сказать, что меняется структура направленности: значимо растет гностическая (у сту-

дентов и профессионалов) и практическая (у профессионалов), постепенно снижаются глористическая и гедонистическая направленности; пугностическая и романтическая первоначально снижаются, а затем значимо возрастают у опытных психологов.

Возрастание самопонимания и самопознания в эмоциональном плане от студентов младших курсов к старшим реализуется благодаря эмоциональной осведомленности и продолжает возрастать от студентов к практикам, от студентов магистратуры к опытным психологам — в умении распознавать эмоции других людей и умении управлять своими эмоциями, в повышении общего эмоционального интеллекта. Эмпатия возрастает от студентов к практикам и от студентов магистратуры к опытным психологам, как ПВК, обеспечивающее вчувствование во внутренний мир клиента в процессе успешной профессиональной деятельности.

В показателях личной креативности значимых различий между изучаемыми группами не обнаружено. Все показатели несколько снижаются у молодых специалистов, затем возрастают у опытных психологов до уровня, превышающего первоначальный, отмеченный на младших курсах. Показатель сложности имеет тенденцию к значимости (р = 0,07) возрастания у опытных специалистов по сравнению с молодыми. Это может быть связано с возросшим желанием разбираться в сложных психологических ситуациях в связи с имеющимся опытом работы и постоянно пополняющимися знаниями о человеке, с возросшим умением проникать в глубину человеческой психики.

В динамике показателей социальной креативности есть значимые различия между студентами младших и старших курсов, а также между молодыми специалистами и опытными психологами. Этот рост показывает значимость креативности как ПВК психологов в социальной деятельности. Рост креативности у студентов и в дальнейшем у практиков обусловлен большим количеством оригинальных идей, восприимчивостью — чувствительностью к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовностью быстро переключаться с одной идеи на другую; метафоричностью, готовностью работать в совершенно необычном контексте, склонностью к символическому, ассоциативному мышлению, умением увидеть в простом сложное, а в сложном — простое; возрастающим умением находить индивидуальный творческий подход к каждой личности.

В значимом росте социальной креативности можно выделить 2 этапа — студенческий и практический. Первый обусловлен адаптацией в студенческом коллективе, второй — профессиональной реализацией творческого потенциала в деятельности, как ПВК психолога, при формировании завершенности целостной личности.

При исследовании оптимизма рассматриваемых групп психологов мы видим постепенное его увеличение. При этом он на всех этапах остается на уровне «трезвого реализма», основанного на нормальном оптимизме. Выявлены значимые различия между магистрами и опытными специалистами, что обеспечивает последним радостное миросозерцание, веру в себя и в людей, в силы и возможности человека,

уверенность в прогрессе общества. Такой рост может быть обусловлен самоактуализацией, самоутверждением, увеличеним знаний и понимания природы человека, ростом аутентичности и креативности, становлением целостной личности.

Итак, в результате анализа различий уровня развития профессионально важных качеств психологов, находящихся на разных этапах профессионализации, можно отметить, что:

— у студентов магистратуры меняется уровень развития общительности: возрастает степень выраженности личностно-значимых целей, интернальности, эгоцентричности, осмысленности, предметности и субъектности; а также гностической эмоциональной направленности, эмоциональной осведомленности, социальной креативности. Начинают формироваться такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию и самопознанию, креативность;

— у молодых специалистов возрастают показатели ориентации во времени, самоценности, самопринятия, осведомленности, серьезности, самоконтроля, снижаются степень принятия агрессии, показатели внутренней конфликтности, пуг-ностической и гедонистической эмоциональной направленности. Основной акцент — на формирование ПВК аутентичности;

— у опытных психологов возрастает уровень позитивного представления о природе человека, степень принятия агрессии, социальной значимости Я, само-руководства, выраженность практической, гностической и романтической эмоциональной направленности, социальной креативности. Формируются такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию, самопознанию, креативность;

— эмпатия формируется плавно от студентов младших курсов к профессионалам, в то время как уровень социальной эмпатии самый высокий у студентов магистратуры.

Мы видим, что такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию и самопознанию, креативность, эмпатия формируются постепенно от студентов к психологам-практикам и продолжают развиваться по мере профессионального роста. Эти ПВК определяют целостность личности психолога, включая аутентичность, из которой через мудрость (самопонимание, самопознание) рождается плод творчества. Полностью сформированную в этом плане личность мы наблюдаем только у практикующих психологов и видим продолжение ее роста в процессе профессионализации — в увеличении уровня развития саморуководства и открытости (аутентичности), создающей возможность инициации процесса, в увеличении гностической направленности и понимания природы человека (стремления к самопониманию и самопознанию) и в увеличении социальной креативности (творческой активности). Эмпатия увеличивается у практиков по сравнению со студентами, и от студентов магистратуры по сравнению с опытными психологами, позволяя ярче и глубже вчувствоваться во внутренний мир другого человека. Изменения в уровне развития общительности более характерны для студентов магистратуры по отношению к студентам младших курсов и свидетельствуют о начале формирования личности психолога, аутентичности, т.к. основное вни-

мание здесь направлено на осознание себя. Далее аутентичность возрастает от магистров к молодым специалистам, проявляясь в аутосимпатии, умении находиться здесь и сейчас; и от молодых специалистов к опытным психологам, проявляясь в самоуважении (открытости и саморуководстве), включающем глубину личности и единство всепринятия.

Таким образом, можно заключить, что:

— в развитии аутентичности по всем ее параметрам можно выделить 3 стадии, в соответствии с основными признаками аутентичного существования по Дж. Бюдженталю [5]:

1) полное осознание настоящего момента (осмысленность) — от студентов младших курсов к старшим,

2) выбор способа жизни в данный момент (ориентация во времени) — от студентов магистратуры к молодым специалистам,

3) принятие ответственности за свой выбор (саморуководство) — от молодых специалистов к опытным;

— эмпатия возрастает плавно от студентов младших курсов к опытным профессионалам, не обнаруживая явного «сензитивного периода» в развитии в ходе профессионализации;

— стремление к самопониманию и самопознанию возрастает в два этапа: как гностическая направленность в начале профессионализации от студентов младших курсов к старшим и понимание природы человека в совершенствовании мастерства от молодых специалистов к опытным;

— социальная креативность значимо возрастает на старших курсах и у опытных специалистов;

— общительность возрастает в процессе обучения как осознание этого свойства, с началом профессиональной деятельности актуализируется осведомленность, а с приобретением опыта постепенно снижается эгоцентричность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абрамова А.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. — М., 2000.

[2] Дмитриева Л.А. Профессионально-значимые качества психолога-консультанта // Психо-лого-педагогические и эколого-психологические особенности формирования и развития личности в современном обществе: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. 18 апреля 2006 г. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 53—55.

[3] Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой, 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — С. 21—34.

[4] Brammer L.M., Abrego E., Shostrom E. Therapeutic counseling and psychotherapy (6th ed.). — Upper saddle River NJ: Prentice hall, 1993.

[5] Bugental J.F.T. The Art of Psychotherapist. — N.Y., 1987.

[6] Combs A. A personal approach to teaching: Belief that make a difference. — Boston: Allyn & Bacon, 1982.

THE PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES OF PSYCHOLOGISTS ON THE PROFESSIONAL DIFFERENT STAGES

L.A. Dmitrieva

The department of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article they can see different and specificity of the development of psychologist professional-important qualities during the professional growing.

Key words: adaptation of students to high school learning, professionally important qualities of practical psychologists, self-actualization, self-estimation, sociability, communicative competence, emotional intelligence, social empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.