Научная статья на тему 'Развитие личности студента-психолога в процессе адаптации к будущей профессии'

Развитие личности студента-психолога в процессе адаптации к будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / ЭМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ADAPTATION / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PRACTICAL PSYCHOLOGIST / EMPATHY / SOCIAL EMPATHY / CREATIVITY / AUTHENTICITY / SELF-KNOWLEDGE / SOCIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Людмила Анатольевна

В статье представлены результаты исследования структуры профессионально важных качеств (ПВК) практического психолога у студентов младших курсов и магистратуры. Показано, что в ходе адаптации студента к профессии изменяется иерархия и система связей ПВК, происходит их переосмысление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students-Psychologists Personality Adapting to the Future Profession

The article presents the results of the studies of the structure of practical psychologist's professionally important qualities (PIQ) of junior and graduate students. It is shown that, during the students' adaptation to their profession the hierarchy, the linking system of PIQ and their interpretation by students change.

Текст научной работы на тему «Развитие личности студента-психолога в процессе адаптации к будущей профессии»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ*

Л.А. Дмитриева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлены результаты исследования структуры профессионально важных качеств (ПВК) практического психолога у студентов младших курсов и магистратуры. Показано, что в ходе адаптации студента к профессии изменяется иерархия и система связей ПВК, происходит их переосмысление.

Ключевые слова: социальная адаптация, профессионализация, профессионально важные качества практического психолога, эмпатия, социальная эмпатия, креативность, аутентичность, самопознание, общительность.

Модернизация высшего образования, внедрение компетентностного подхода в практику высшего образования, переход высшего образования на уровневую систему подготовки требуют научного анализа, исследования особенностей развития и структуры, закономерностей трансформации профессионально важных качеств на разных этапах адаптации к профессии. Данная проблема особенно актуальна для профессии практического психолога, так как умение создавать особые взаимоотношения в процессе психотерапевтического общения предполагает наличие определенных качеств, поскольку основным инструментом здесь является личность психолога. Важный аспект социальной адаптации к профессии на этапе обучения в вузе — принятие индивидом выбранной социальной роли, изменение индивидуально-психологических качеств и структуры личности в соответствии с требованиями.

Е.К. Завьялова рассматривает социально-психологическую адаптацию как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала [2]. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования. У личности появляется субъективное чувство самоуважения. Роль самоактуализации и мотивации личности в процессе и успешности обучения показана в исследованиях Е.Ю. Чеботаревой и И.Л. Соселия [3; 6]. В аспекте адаптации к будущей профессиональной деятельности основной интерес представляет развитие профессионально важных качеств и происходящие за время обучения в вузе изменения в их структуре.

На основе метаанализа 39 исследований российских и зарубежных ученых, посвященных профессионально значимым качествам практических психологов

* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

[5], мы выделили пять наиболее общепризнанных качеств: эмпатия, креативность, аутентичность (искренность), интуиция, стремление к самопознанию, самопониманию.

Мы исследовали уровень выраженности этих качеств у психологов, находящихся на разных этапах профессионального становления [1]. Было обнаружено, что в целом в ходе процесса профессионализации отмечается положительная динамика уровня развития ПВК практического психолога. В то же время по большинству ПВК происходит спад в развитии либо на этапе магистратуры, либо в начале профессиональной деятельности, что существенно осложняет адаптацию к профессии.

Для анализа механизмов развития ПВК студентов-психологов мы исследовали связи между рассматриваемыми ПВК. В эмпирическом исследовании участвовали студенты младших (45 человек) и старших курсов (30 человек) психологического отделения РУДН. Личностные качества студентов оценивались с помощью блока методик: диагностики социальной эмпатии, эмоционального интеллекта, эмоциональной направленности личности, феноменов коммуникативной компетентности, самоотношения, оптимизма, личностной креативности, социальной креативности личности, уровня самоактуализации, феноменов коммуникативной компетентности и бланкового теста измерения общительности А.И. Крупнова. Связи между исследуемыми качествами изучались с помощью корреляционного и факторного анализа.

Сопоставив результаты корреляционного анализа ПВК студентов младших курсов и магистратуры, мы можем сделать выводы о динамике не только уровня выраженности ПВК, но и их структуры.

Эмпатия как часть эмоционального интеллекта на младших курсах проявляется в виде сочувствия и сопереживания с включением когнитивного компонента, а на старших курсах актуализируется эмоциональный компонент эмпатии.

Социальная эмпатия психологов во всех исследуемых группах связана с альтруизмом. Она проявляется в форме сочувствия и сопереживания. У большинства студентов-психологов она является непродуктивной: на младших курсах она связана с внутренней конфликтностью, на старших — с непринятием себя. Вероятно, поэтому мы наблюдаем снижение социальной эмпатии у работающих психологов и постепенное возрастание эмпатии как части эмоционального интеллекта.

Креативность на младших курсах проявляется как интерес к творческой деятельности (эмоциональный аспект), у студентов магистратуры акцентирован период внешней тишины и внутренней творческой работы над собой (ментально-волевой аспект).

Аутентичность (искренность) студентов младших курсов выражается преимущественно через открытый эмоционально-волевой компонент, неуверенность в себе, подверженность влиянию группы, самоконтроль, призванный сдерживать проявления индивидуальности, серьезное отношение, но неготовность к самореализации, самоотношение больше связано с отношением с другими людьми. У студентов магистратуры идет внутренняя работа над собой, при этом снижается число связей самоотношения с эмоциональным интеллектом, самоактуализацией, эмоциональной направленностью, проявляется оптимистичный настрой на развитие лич-

Дмитриева Л.А. Развитие личности студента-психолога в процессе адаптации.

ности, наличие развитого самоконтроля служит поводом для более открытого проявления себя, самоотношение больше связано с уровнем личностной зрелости.

Стремление к самопониманию, самопознанию у младшекурсников выражается через стремление к эмоциональной устойчивости, социальному поведению. Умение распознавать эмоции людей ведет к непринятию себя. Разные эмоциональные направленности участвуют в распознавании эмоций. Выражен преимущественно эмоционально-волевой компонент. Выбираются ценностные ориентации. Знаний для самореализации недостаточно. На старших курсах наблюдается кризис способности к самоактуализации, она носит более интровертированный характер, несмотря на то, что увеличивается число связей самоактуализации с коммуникативной социальной компетентностью и личной креативностью при появлении трудностей в общении. Осознание «единства противоположностей», отраженное в показателе синергии, способствует самопринятию, т.е. признанию противоречий в собственной личности. В проявлении альтруизма присутствует логика. Появляется чувствительность благодаря эмоциональной осведомленности и умению вчувствоваться во внутренний мир человека.

Общительность у младшекурсников проявляется спонтанно, в приверженности группе развиваются открытые активные эмоциональные осмысленные коммуникативные связи. Уединенность снижает гармоничное общение. Ориентация на общечеловеческие ценности способствует росту ответственности и эмоциональному подъему. В общительности студентов магистратуры присутствует лидерский аспект, сообразительность, сохраняется приверженность группе. Трудности в общении стимулируют творческую активность. Наблюдается кризис управления эмоциями, связанный с эгоцентризмом и переносом ответственности на других. Формируется ответственность за свое общение и продуктивная самомотивация к гармоничной общительности. Общительность здесь — это целенаправленный, рациональный и произвольно регулируемый процесс самореализации, она становится более целенаправленной, мотивированной, осмысленной, интернальной и результативной.

Итак, мы видим, как развивается личность, проходя через самоконтроль, закрытость, молчаливость, на пути к будущей зрелости, жизнерадостности и независимости в творческой профессиональной самореализации.

Факторная структура ПВК студентов младших курсов достаточно гармонична. Центральное место в данной структуре занимают общительность, самоактуализация, креативность, коммуникативная компетентность. Реализация всех этих качеств опирается на осознание значимости и силы своего Я, т.е. на аутентичность. Также в структуру ПВК студентов младших курсов входит ориентация на социальные нормы, внутренняя конфликтность, связанная со слабостью самоконтроля и социальной эмпатией (сочувствием), и принятие ценностей самоактуализирующейся личности.

Факторная структура ПВК студентов магистратуры отличается ведущей ролью самоактуализации и отходом общительности на второй план. Самоактуализация на этом этапе становится более целостной, ценности самоактуализации интегрируются в общую систему ценностей. Общительность становится более социально ориентированной, направляемой альтруистическими мотивами, сочувст-

вием. Внутренняя конфликтность, присущая студентам младших курсов, в основном преодолевается студентами магистратуры благодаря развитию эмоционального интеллекта, в том числе эмпатии. Также важную роль в структуре ПВК на данном этапе играет интернальная регуляция, креативность, жизнерадостность. Наличие трудностей в общении связано с излишней концентрацией на себе и ценности собственного Я и преодолевается посредством лучшего понимания себя и окружающих, осознанием сложности и противоречивости жизни.

Таким образом, в процессе адаптации студентов к профессии развитие их личности происходит не только за счет изменения уровней выраженности профессионально важных свойств, но и за счет изменения иерархии и системы связей в структуре ПВК. Знание закономерностей этих изменений позволит оптимизировать процесс профессиональной адаптации студентов в вузе и, соответственно, повысить качество выпускаемых вузом специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дмитриева Л.А. ПВК психологов на разных этапах профессионализации // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2010. — № 2. — С. 49—55.

[2] Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека. // Вестник Балтийской педагогической академии. — Вып. 40. — СПб., 2001. — С. 55—60.

[3] Соселия И.Л., Чеботарева Е.Ю. Связь трудностей в овладении иностранным языком с самоактуализацией студентов // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования. Языки и специальность». — 2007. — № 2. — С. 25—30.

[4] Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. — Калуга, 2004.

[5] Чеботарева Е.Ю., Дмитриева Л.А. Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 31—36.

[6] Чеботарева Е.Ю., Соселия И.Л. Мотивационные трудности овладения иностранным языком // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 3—4. — С. 117—125.

DEVELOPMENT OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS PERSONALITY ADAPTING TO THE FUTURE PROFESSION

L.A. Dmitrieva

The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the results of the studies of the structure of practical psychologist's professionally important qualities (PIQ) of junior and graduate students. It is shown that, during the students' adaptation to their profession the hierarchy, the linking system of PIQ and their interpretation by students change.

Key words: social adaptation, professionalization, professionally important qualities of practical psychologist, empathy, social empathy, creativity, authenticity, self-knowledge, sociability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.