Научная статья на тему 'Структура творческой готовности к профессиональной деятельности у будущих практических психологов'

Структура творческой готовности к профессиональной деятельности у будущих практических психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1437
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL CREATIVE WORK / PROFESSIONALLY IMPORTANT TRAITS OF A PERSONALITY / CREATIVE READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махлова Ольга Александровна

Сегодняшняя растущая потребность в профессиональных специалистах требует разработки современных эффективных практикоориентированных систем обучения психологов. В статье освещается вопрос готовности к творческой деятельности в психологической практике и консультировании у будущих психологов. Автор раскрывает сущность компонентов творческой готовности, а так же понятие профессионального творчества, приводит профессионально важные качества и навыки психолога, необходимые в личностно-профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF CREATIVE READINESS FOR PROFESSIONAL WORK AT FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

The current expanding demand of the professionals requires elaboration of the modern effective practice-based psychologists training systems. The article deals with the question of the creative approach in the psychological practice and in the consultation and readiness to the professional activity of the would-be Psychologists. The author discloses the nature of the creative readiness components and also professional creative work concept, sets professionally important qualities and skills of a psychologist, which are necessary for the personal and professional formation.

Текст научной работы на тему «Структура творческой готовности к профессиональной деятельности у будущих практических психологов»

УДК 378.03

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Махлова О.А.

Сегодняшняя растущая потребность в профессиональных специалистах требует разработки современных эффективных практикоориентированных систем обучения психологов. В статье освещается вопрос готовности к творческой деятельности в психологической практике и консультировании у будущих психологов. Автор раскрывает сущность компонентов творческой готовности, а так же понятие профессионального творчества, приводит профессионально важные качества и навыки психолога, необходимые в личностно-профессиональном становлении.

Ключевые слова: психологическая практика, профессиональное творчество, профессионально важные качества личности, творческая готовность.

THE STRUCTURE OF CREATIVE READINESS FOR PROFESSIONAL WORK AT FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

Makhlova О.А.

The current expanding demand of the professionals requires elaboration of the modern effective practice-based psychologists training systems. The article deals with the question of the creative approach in the psychological practice and in the consultation and readiness to the professional activity of the would-be

psychologists. The author discloses the nature of the creative readiness components and also professional creative work concept, sets professionally important qualities and skills of a psychologist, which are necessary for the personal and professional formation.

Keywords: psychological practice, professional creative work,

professionally important traits of a personality, creative readiness.

Необходимость подготовки профессиональных психологов обусловлена растущей потребностью общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управления, бизнеса, во всех областях повседневной жизни. Закономерно возрастают и требования к качеству подготовки специалистов. В тоже время в системе обучения психологических кадров еще недостаточно учитываются объективные тенденции личностно-профессионального становления будущего психолога в разнообразных условиях жизнедеятельности. Многие начинающие специалисты на себе почувствовали потребность не столько в «функциональной грамотности», несомненно, важной и нужной, сколько в сформированности «творчески значимых личностных качеств», преобразующих необходимые знания и опыт психологической деятельности в индивидуально-творческий стиль и мастерство. Исходя из этого, возникла необходимость в разработке новых эффективных практикоориентированных моделей обучения психологов, целью которых является не только формирование знаний умений и навыков на более высоком качественном уровне, но и профессионально-личностное развитие будущих специалистов.

Если раньше творческий подход чаще рассматривался применительно к представителям так называемых свободных профессий (писатели, художники, артисты и пр.), то сейчас, в современных, постоянно изменяющихся условиях труда, творчество обеспечивает операциональную

сферу в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что её сложные виды, к которым без сомнения относится и практическая психология, не поддаются строгому анализу, а всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Творчество - в прямом смысле есть создание нового. Л.С. Выготский указывает, что творческим можно считать любой вид деятельности, созидающий нечто новое, не зависимо от наличия её общественного результата [7]. В отечественной психологии творчество, с одной стороны определяется как психологический процесс созидания новых ценностей, имеющих личное и социальное значение; одновременно с этим, творчество рассматривается как совокупность свойств личности, обеспечивающих этот процесс, что является результатом понимания и проявления внутреннего мира человека [6]. Среди зарубежных исследователей аналогичного мнения придерживается Э. Фромм, который полагает, что творчество стоит рассматривать в двух различных аспектах: как процесс создания какого-либо доступного для восприятия других людей произведения и как состояние личности человека, делающее возможным создать им это произведение, т.е. творчество как особенность характера человека. Под творчеством, как под состоянием души, Э. Фромм понимает способность человека сознательно воспринимать и правильно реагировать на увиденное [16]. Исходя из этого, логично будет принять вывод, что существуют объективная (выражающаяся в конечном продукте деятельности) и субъективная (связанная с самим процессом) стороны творчества.

В данной статье речь идет не столько о «высоком» творчестве, результатом которого являются выдающиеся произведения искусства, а о творчестве повседневном, творчестве в широком понимании слова. В психологической практике, как и в творчестве, собственная личность является основным рабочим инструментом. Психологу, занимающемуся консультированием, следует быть толерантным к неопределенности,

специально развивать чувствительность и приобрести профессиональные навыки. Необходимо уметь отождествляться со своей работой, иметь высокие моральные стандарты. Психологическая практика, как и творчество, является работой всей жизни, в которой психолог постоянно решает также и свои собственные проблемы [5]. Р. Мэй пишет, что творчество требует смелости: мы должны полностью отдаться делу и в то же время знать, что можем совершить ошибку [12]., Г. Пятронене полагает, что чем шире диапазон поведения в жизни и в профессиональной деятельности, тем более эффективен психолог в консультировании, ибо каждый случай в психологической практике требует уникальных решений

[14]. Она не единственная кто пришел к такому выводу. Задолго до нее это сделали представители различных школ психологии Э. Фромм, Дж. Бьюдженталь, Дж. Гриндер, Р. Бендлер и Р. Дилтс а также многие другие. Очевидно, что все вышеперечисленные свойства очень важны для психологической практики, и вряд ли хорошее консультирование может проходить не творчески.

Некоторые практикующие психологи творческие люди. Например, М. Эриксон, И. Ялом, Р. Мэй - они описывают способы преодоления самых тяжелых случаев из своей практики. Тех случаев, от которых отказались другие их коллеги. Э. Фромм, пишет, что творческий человек от нетворческого отличается всего одной чертой характера - открытостью. «Открытость - это любопытство, фантазия, эстетическая чувствительность, восприятие своих чувств, отсутствие изначальной установки» [14]. Открытость - означает аутентичность, интерес к себе и другим, способность быть толерантным к неопределенности - очень важная черта характера для психолога, занимающегося консультированием. Творческим людям свойственна повышенная чувствительность и восприимчивость, эти качества крайне необходимы практикующему психологу, для того, чтобы помогать своим клиентам. Для творческих людей характерными

качествами являются автономия, свобода, и не свойственны пассивность и покорность [8]. Выше мы уже писали, что это важные качества для психолога, занимающегося консультированием. Так же как и для практикующих психологов для творческих людей характерен внутренний локус контроля, высокий уровень самоконтроля. Однако, творческие люди, как правило, индивидуалистичны, им трудно работать совместно с кем-то, что является непременным условием в работе консультанта, так как надо работать не одному, а в сотрудничестве с клиентом. Некоторые черты характера творческих людей абсолютно не совместимы с занятием психологической практикой. Исследованиями установлено, что креативные люди часто чрезмерно импульсивны, неаккуратны, неорганизованны [14]. Отдельные из них саркастичны, склонны к спорам, не уважают правил и авторитетов, упрямы и мстительны. Часто они капризны, плохо переносят стресс, не умеют общаться, эгоистичны. Исследования креативности обнаруживают, что характер творческих людей является крайне противоречивым [8]. Им свойственно везде усматривать проблемы, но именно поэтому они и желают изменить мир. Г. Пятронене считает, что это качество подходит консультанту и показывает естественную, а не поверхностную мораль [14]. При своей эгоцентричности креативные люди более толерантны к нетипичности других людей, что крайне важно для психолога. Имея свои плюсы и минусы, эгоцентричность нередко встречается в психологической среде. Творческие люди бывают как полностью рассеянными, так и максимально сосредоточенными. Обладая детской непосредственностью, они в то же время довольно независимы и выносливы. Временами в процессе творчества они испытывают большой стресс, но бывают и очень счастливы. И то же самое мы можем сказать и о работе психолога во время консультирования [14]. Вообще, все вышеперечисленные качества вызывают вопрос о том, возможно ли требовать от практикующего психолога непротиворечивости, ожидая от

него творческих решений? Реальность гораздо сложнее упрощенного образа здорового человека. Совершенных людей не существует, но среди несовершенных есть те, кто хорошо работают. Вряд ли можно надеяться на гармоничное сочетание творческих способностей и психологического здоровья одновременно. Однако стоит задуматься о помощи в развитии профессионально важных и творчески значимых личностных качеств у будущих психологов. Это видится нам необходимым для их дальнейшего личностно-профессионального развития и эффективной работы.

Конечно, когда мы говорим о студентах, то понятие профессиональное творчество может применяться с ограничениями, ведь даже если моделируются профессиональные ситуации, то они все же являются учебными, и степень ответственности за происходящее иная, нежели в профессиональной консультации. Для этого в акмеологии выделяется такая категория как творческая готовность к профессиональной деятельности.

В разработке проблемы готовности к профессиональной деятельности определенным шагом явилась концепция психологических профессионально важных качеств. В многочисленных исследованиях убедительно доказана зависимость профессионализации от уровня развития качеств личности, соответствующих требованиям выполняемой деятельности. В качестве ведущих ПВК психолога Л.Б. Шнейдер называет психологическую наблюдательность, мышление, самообладание, умение слушать, эмпатию и креативность. Для практических психологов характерна готовность к контактам, умение их поддерживать, сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, ответственность, опора на себя при принятии решений [2]. По мнению М. Бубера практикующий психолог должен быть чутким к людям, эмоционально стабильным и объективным, уважать их права [4]. Л. Волберг считает, что для психолога особенно вредны такие качества как

склонность к доминированию, властность, пассивность и покорность, избегание людей, неспособность быть толерантным к поступкам разных клиентов. Эффективному консультанту должны быть присущи аутентичность, открытость, самопознание, личная сила и идентичность, способность переносить неопределенность, ответственность, искренность в отношениях с людьми и способность выдвигать реалистичные цели [10].

По мнению Дж. Бьюдженталя успешнее всего практической

психологии обучаются люди, обладающие следующими качествами: искренняя заинтересованность в отношениях с людьми, открытость бесконечному разнообразию, стремление обнаружить свои собственные таланты и ограничения и готовность расти и меняться [5]. Все сформулированные Бьюдженталем качества, без сомнения, являются составляющими мотивационного и креативного компонентов творческой готовности к профессиональной деятельности практического психолога.

Несмотря на множество определений единого понятия творческой готовности особенно применительно к студентам психологам,

обучающимся в системе высшего образования, пока не разработано.

Л.Н. Коптев, проведя глубокий и обширный историколингвистический, а также феноменологический анализ понятия творческая готовность указывает, что «готовность - результат поступенного перехода в новое повышающее качество, вплоть до качества зрелости, что незримо, скрытно должно происходить в процессе подготовки. Готовность - это упруго свернутая потенциальная действительность, способная развернуться в соответствующих условиях». В.Ф. Овчинников

обнаруживает связь готовности с творческим потенциалом. Он утверждает, что существует определенная стадиальность развития творческого потенциала: на стадии становления и развития происходит формирование готовности работника к творчеству, а на последующей стадии эта готовность актуализируется, опредмечивается в новом опыте. Под

творческой готовностью Коптев предлагает понимать состояние мобилизованности потенциала, еще не развернутых в творчестве, но уже сформированных и скрытно действующих в соответствии с программой сил. Это состояние, предшествующее творчеству и в определенной степени предвосхищающее течение созидательного процесса. Во внутреннем пространстве личности обнаруживается пространство творческой готовности, которое, как и виртуальный мир, свойственно любому творчеству: художественному, научному, техническому [9]. Исходя из этого, мы считаем, что именно понятие «творческой готовности» применимо к исследованию личностно-профессионального саморазвития студентов-психологов и его психолого-педагогического сопровождения.

С. Н. Толстов понимает под ней совокупность качеств и свойств личности специалиста, обеспечивающих возможность успешной профессиональной адаптации, высокопродуктивной и эффективной профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития. В определение творческой готовности к профессиональной деятельности, по его мнению, входят такие компоненты, как: ценностный, мотивационный, когнитивный (содержательный), деятельностной (операциональный), креативный, рефлексивный (оценочный), адаптационный, эмоционально-волевой (мобилизационно-настроечный)

[15]. Мы попробуем раскрыть сущность каждого из них, исходя из требований к личностно-профессиональному развитию психолога.

Психология, как и философия, связана с мировоззрением автора. Т. Заз писал, что каждая из школ несет на себе отпечаток особенностей личностей их основателей и приверженцев, их устремлений и ценностей. Всегда есть попытка повлиять на сам объект исследования, на его облик. И здесь главное то, как психолог влияет на других индивидуумов - выдающихся и не очень. Сущность проявляется в действии. Слова психолога, его идеи и поступки не могут существовать отдельно от его сущности, его глубинного

смысла. При всей важности теоретических знаний, методической подготовки и практического опыта психолога, главным «инструментом» в работе с клиентами является он сам. Психолог работает собой, своим собственным «Я». По словам А.Е. Алексейчика, психотерапия - это лечение души душой [1]. В своей работе психолог должен проявлять и развивать в себе интерес к людям и к жизни (наблюдать за людьми в разных контекстах, рассматривать их, строить догадки об их жизни, основываясь на наблюдениях, фантазировать). Интерес должен быть не к проблемам и ситуациям, а, именно, к человеку, к его жизни. Следовательно, в ценностном компоненте творческой готовности к профессиональной деятельности психолога должны быть сформированы глубокая

нравственность, ставшая духовным основанием личности, и общечеловеческие ценности, которые стали личностно значимыми, и смысложизненные ориентации (утрата последних приводит к относительно объективным смысловым содержаниям деятельности, которая теряет творческий характер и лишь опосредованно остается связана с общечеловеческими ценностями).

Ценностный компонент непосредственно связан с рефлексивным. Формирование четкой рефлексивной позиции, связанной с

самоактуализацией и восприятием себя как ведущего субъекта эффективной профессиональной деятельности является важным фактором в процессе профессионального развития. Рефлексивный компонент творческой готовности напрямую связан со структурой

профессионального самосознания, включающего: самопознание,

самопонимание. Естественным образом, для успешной работы практическому психологу необходима постоянная забота о самопознании и саморазвитии. И здесь ему поможет критическое внимание к самому себе. Ведь психологи обращены к другим людям собой. Рефлексия включает в себя следующие вопросы: каковы мои сильные и уязвимые стороны? Это

касается и психологического и физиологического аспектов. Важно не превышать пороги своей нормы, т.к. это очень сильно отражается на душевном и физическом здоровье. Необходимо заметить, что рефлексивный компонент творческой готовности является прямым отражением практически всех показателей креативности. Рефлексивный компонент неразрывно связан с мотивационным компонентом творческой готовности. Мотивы играют большую роль в деятельности практического психолога. Необходимо осознавать то, какие мотивы ведут нас в профессию и в профессии. Что такого важного и значимого мы получаем в профессии? Каковы мотивы нашей помощи? В какой степени во мне выражена потребность нравиться (угождать, быть любимым, заботиться, контролировать)? Отвечая на эти вопросы каждый раз по-разному, мы осознаем свои потребности и мотивы.

Креативный компонент. Ведь необходимой составляющей эффективной деятельности практического психолога является творчество. Креативность связана со способностью быстро принимать оригинальные решения, быть гибким в общении, чувствительным к проблемам, т.к. процесс психологического консультирования и коррекции предполагает в себе спонтанность.

Деятельностный компонент творческой готовности - степень владения умениями и навыками эффективного труда. Включает в себя гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский элементы. В структуре деятельностного компонента творческой готовности практического психолога важное место занимают коммуникативные качества, различные характеристики которых большинством исследователей признаются наиболее важными (готовность к контактам, умение их поддерживать, эмпатия, установка в общении, умение слушать, толерантность). Раскрывая особенности профессионального становления студентов-психологов, А.А. Бодалев

подчеркивает важность развития у них способностей глубоко и точно понимать особенности внутреннего мира партнера по общению, вчувствоваться в другого человека как в собственное «Я», чувствовать значимые психологические качества за их внешними проявлениями [3].

Когнитивный компонент творческой готовности - базовый уровень и качество профессиональных знаний в сочетании с гуманитарными, социальными, духовными, культурологическими знаниями. Когнитивный компонент во многом связан с формированием профессиональной культуры, которая позволяет грамотно использовать базовые знания, умения и навыки в целях профессиональной деятельности.

Еще одним компонентом творческой готовности к профессиональной деятельности психолога является эмоционально-волевой компонент. А.Г. Лидерс полагает, что ведущей деятельностью практического психолога является сопереживание, сутью которого, согласно гипотезе автора, является совместное с клиентом проживание отрезка жизни, означающее появление общего опыта, что обуславливает обоюдное развитие участников взаимодействия в системе взаимной детерминации [11]. Эмоциональноволевой компонент творческой готовности связан с умением быть в тревоге, связанной с неопределенностью в работе. Однако при этом нужно сохранять собственное спокойствие, ведь клиентам хватает и своей тревоги. Пусть внутри психолог будет не так уж уверен и спокоен, внешне он должен излучать спокойствие и уверенность. Добиться этого практические психологи могут, в первую очередь, через доверие к своим чувствам (знать и доверять им, тому, что они подсказывают), что поможет психологу быть и находиться «здесь и сейчас». Второе немаловажное условие - это уважение к субъективности истин. Третье условие -собственная ценностная ясность. Психолог должен хорошо знать, на каких основаниях он строит свою жизнь.

Творческая готовность к профессиональной деятельности у

практических психологов предполагает открытость к чужому опыту, и обуславливает глубокий интерес к себе и людям, аутентичность, толерантность к неопределенности. А, формирование у студентов-психологов всех компонентов творческой готовности к профессиональной деятельности позволит обеспечить формирование не только базовых профессиональных качеств и свойств, но и творчески значимых личностных качеств, преобразующих необходимые знания и опыт психологической деятельности в индивидуальный стиль и мастерство психолога.

Список литературы

1. Алексейчик А.А. Духовные аспекты в психотерапии // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия №2(5), 2004

2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопр. психол. 1992. №1-2. С. 20-25.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Флинта; Наука, 1998.

4. Бубер, М. Проблема человека. М., 1994

5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с: ил. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

6. Вишнякова. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Ч.1. Минск, 1995. 240с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. С.7. 157с.

8. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности // Вопр. психол. 2008. №2. С. 17-29.

9. Коптев Л.Н. Феномен творческой готовности в культуре как путь

инновационного развития // Проблемы современной экономики, №1(17), 2006. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21375

10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999.

11. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12. Мэй Р. Мужество творить/Пер. с английского - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.160 с.

13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1990. 224с.

14. Пятронене Г. Творческий психотерапевт и гармоничный

психотерапевт - как их совместить? // Existentia: психология и

психотерапия. 2010. №3. С. 104-110.

15. Толстов С.Н. Профессионализм специалиста социальной медицины. Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007.

16. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. Под ред. П. С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана. М.: Айрис-пресс, 2004 г.

References

1. Aleksejchik A.A. Jekzistencial'naja tradicija: filosofija, psihologija, psihoterapija [Spiritual aspects in psychotherapy] 5, no. 2 (2004).

2. Aminov N.A., Molokanov M.V. Social'no-psihologicheskie predposylki special'nyh sposobnostej shkol'nyh psihologov [Social and psychological preconditions of special abilities of school psychologists]. Vopr. psihol., no. 1-2 (1992): 20-25.

3. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka [Top in development of the adult person] M.: Flinta; Nauka, 1998.

4. Buber M. Problema cheloveka [The problem of person] M., 1994.

5. B'judzhental' Dzh. Iskusstvo psihoterapevta [The art of the psychotherapist]. SPb.: Piter, 2001. 304 p. (Serija «Zolotoj fond psihoterapii»).

6. Vishnjakova N.F. Kreativnaja psihopedagogika: Monografija.Ch.1. [The creative psychopedagogics]. Minsk, 1995. 240 p.

7. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity at children's age]. M., 1967. p.7. 157 p.

8. Gusel'ceva M.S. Kul'turno-analiticheskij podhod k fenomenam kreativnosti, neadaptivnosti i genial'nosti [Cultural and analytical approach to phenomena of creativity, not adaptability and genius]. Vopr. psihol., no. 2 (2008): 17-29.

9. Koptev L.N. Fenomen tvorcheskoj gotovnosti v kul'ture kak put' innovacionnogo razvitija [Phenomenon of creative readiness in culture as a way of innovative development]. Problemy sovremennoj jekonomiki 17, no. 1 (2006). http://www.m-economy.ru/art.php3 ?artid=21375

10. Kochjunas R. Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovanija [Bases of psychological consultation]. M.: "Akademicheskij proekt", 1999.

11. Liders A.G. Psihologicheskij trening s podrostkami [Psychological training with teenagers]. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001.

12. Mjej R. Muzhestvo tvorit' [Courage to create]. Per. s anglijskogo. M.: Institut obwegumanitarnyh issledovanij, 2008. 160 p.

13. Ponomarev Ja.A. Psihologija tvorchestva [Creativity psychology]. M.: Nauka, 1990. 224 p.

14. Pjatronene G. Tvorcheskij psihoterapevt i garmonichnyj psihoterapevt

- kak ih sovmestit'? [Creative psychotherapist and harmonious psychotherapist

- how to combine them?]. Existentia: psihologija i psihoterapija, no. 3 (2010): 104-110.

15. Tolstov S.N. Professionalizm specialista social'noj mediciny [Professionalism of the expert of social medicine]. Izdatel'stvo GOU VPO «ShGPU», 2007.

16. Fromm Je. Krizis psihoanaliza. Dzen-buddizm i psihoanaliz [Psychoanalysis crisis. Zen-Buddhism and psychoanalysis]. Pod red. P. S.

Gurevicha, perevod s angl. Je.A. Grossmana. M.: Ajris-press, 2004.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Махлова Ольга Александровна, аспирант третьего года обучения (очной формы) кафедры психологи

Шуйский государственный педагогический университет

ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия

e-mail: Oliga. mahlova@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Makhlova Olga Aleksandrovna, graduate student, department of psychology

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: Oliga. mahlova@yandex. ru

Рецензент:

Толстов С.Н., доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.