Научная статья на тему 'Психологические особенности готовности к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения'

Психологические особенности готовности к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУРСАНТА-ПСИХОЛОГА / THE PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STUDENT''S PSYCHOLOGIST / THE PROCESS OF REFORM / TRAINING OF PSYCHOLOGISTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY / A WILLINGNESS TO WORK PSYCHOLOGISTS DURING TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семчук И. В.

Представлены результаты научного исследования готовности к профессиональной деятельности психологов в Московском университете МВД России; выявлены психологические особенности готовности к деятельности психологов на этапе профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF READINESS TO ACTIVITY OF CADETS PSYCHOLOGISTS AT A STAGE OF VOCATIONAL TRAINING

The paper presents results of research readiness for professional activities of psychologists at Moscow State University Russian Interior Ministry, identified the psychological characteristics of readiness for psychologists during training.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности готовности к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения»

как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и могут дезадаптировать семью. Согласно Положению об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел [2], психолог проводит с семьями психологическое консультирование сотрудников и членов их семей по профилактике и разрешению межличностных конфликтов [2], а также оказание помощи сотрудникам в решении семейных проблем [2]. Кроме того, в должностных инструкциях указано, что средний и старший начальствующий состав отряда несет ответственность за воспитание подчиненного личного состава, организацию, состояние и результативность воспитательной работы с подчиненным личным составом, состояние мораль-но-психологического климата, служебной и транспортной дисциплины, законности: при этом они должны организовывать планирование и проведение воспитательной и профилактической работы. Но психопрофилактическое обеспечение семей сотрудников, убывающих в служебную командировку, должно занимать одно из центральных мест. Поэтому мы счи-

таем, что психопрофилактическая работа с семьями сотрудников, убывающих в служебную командировку на Северный Кавказ, должна соблюдать принципы комплексности, динамичности и этапности проводимой работы. Работа должна проводиться не только группой по работе с личным составом, но и совместно со средним и старшим начальствующим составом отряда.

Литература

1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совлада-ние с ними. М., 2005.

2. Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел».

3. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб., 2006.

4. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие. М., 2007.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И.В. СЕМЧУК,

преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: Semchuk IV@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты научного исследования готовности к профессиональной деятельности психологов в Московском университете МВД России; выявлены психологические особенности готовности к деятельности психологов на этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: процесс реформирования, профессиональная подготовка психологов в образовательных учреждениях МВД России, готовность к деятельности психологов на этапе профессионального обучения, психологический портрет курсанта-психолога.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF READINESS TO ACTIVITY OF CADETS PSYCHOLOGISTS AT A STAGE OF VOCATIONAL TRAINING

I.V. SEMCHUK,

lecturer in legal psychology of Moscow university of the Russian Interior Ministry

Annotation. The paper presents results of research readiness for professional activities of psychologists at Moscow State University Russian Interior Ministry, identified the psychological characteristics of readiness for psychologists during training.

Keywords: the process of reform, training of psychologists in the educational institutions of the Russian Interior Ministry, a willingness to work psychologists during training, the psychological portrait of the student's psychologist.

Процесс реформирования МВД РФ, кардинальные социально-экономические, политические преобразования, реализация на практике основных положений ФЗ «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел», приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, предъявляют высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам сотрудников ОВД. Соответственно, необходимость психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД возрастает, что обусловлено сложностью решаемых задач, признанием особой значимости правовых, нравственных начал в оперативно-служебной деятельности личного состава. Все это требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессионального отбора и подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Ведь отличительной особенностью деятельности практического психолога органов внутренних дел является многообразие и разнородность направлений, отсутствие узкой специализации, где каждое из направлений психологической деятельности требует от психолога специальной подготовки и всесторонних знаний [3].

В связи с этим перед высшими образовательными учреждениями МВД РФ стоит важнейшая задача — подготовка профессионально грамотных специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной квалификации, личностной интеграции и социальной зрелости, обладающих морально-нравственными качествами, эмоционально-волевой устойчивостью, развитым интеллектом, гибким творческим мышлением, ответственностью, решительностью, уверенностью в себе, высоким уровнем самоконтроля, а также высокой работоспособностью.

Таким образом, с увеличением потребности в профессиональных психологических кадрах, становятся актуальными вопросы, связанные с изучением готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов на этапе обучения в образовательных учреждениях МВД РФ.

Следует отметить, что готовность в психологической науке рассматривается двояко. Во-первых, как естественный результат психологической подготовки, во-вторых, как заключительный результат всех видов всесторонней подготовки. В рамках психологии труда исследуются различные аспекты проблемы готовно-

сти: от выявления ее сущности и структуры до конкретных методик ее формирования. В то же время, во многих работах указывается на недостаточную теоретическую и практическую разработку данной проблемы, это обусловлено сложностью самого феномена и многообразием его конкретных проявлений. И такому направлению в исследованиях, как готовность к деятельности курсанта-психолога на этапе профессионального обучения, не было уделено вниямания.

Недостаточная разработанность данной проблемы, как в науке, так и в практике обостряет противоречия между:

1) потребностями органов внутренних дел в высококвалифицированных специалистах-психологах и степенью готовности выпускников психологических факультетов высших образовательных учреждений МВД России, их возможностью активно включаться в профессиональную деятельность, быстро адаптироваться к требованиям профессиональной деятельности;

2) необходимостью и значимостью готовности к профессиональной деятельности психологов органов внутренних дел и отсутствием в реальной практике действенных способов, средств и технологий формирования данного явления в процессе обучения.

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы готовности к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения в соответствии с требованиями, предъявляемыми, с одной стороны самим обществом, а с другой, — необходимостью кардинальных изменений в деятельности ОВД.

Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов и факторов, способствующих ее формированию в процессе обучения в вузе.

Исследование проводилось на базе Московского университета МВД России. В эмпирическом исследовании приняли участие 168 курсантов, обучающихся на факультете подготовки психологов с первого по пятый курс.

Для проведения исследования нами был использован комплекс методов: «Ценностный опросник С. Шварца» — направлен на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей; опросник оценки структуры мотивов профессиональной деятельности «Мотивационный профиль» Ричи Ш. и Мартина П.; 5-факторный личностный опросник Х. Тсуйи; мето-

дика «Локус контроля» Е. Ксенофонтовой; краткий ориентировочный тест (КОТ).

Исследование проходило в несколько этапов: на первом этапе исследования была разработана специальная анкета — «Экспертная оценка особенностей готовности курсантов-психологов к профессиональной деятельности» (оценка общих и специальных знаний), позволившая в структурированном виде получить исходные данные для оценки готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов на этапе обучения.

На втором этапе исследования, путем приема стандартизации сырых данных, мы выделили три группы респондентов — с высоким, достаточным (средним) и критическим (низким) уровнями готовности к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе. Высокий уровень готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов на этапе обучения составляет — 9%, достаточный (средний) — 82% и критический (низкий) уровень — 9% от общей выборки.

На третьем этапе исследования были определены статистически значимые отличия между курсантами-психологами, имеющими высокий и критический уровни готовности к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе при помощи непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Уровень достоверности различий между группами по и-критерию Манна-Уитни составляет р<0,01 и р<0,05. Статистическое сравнение показателей психологических тестов курсантов-психологов с высоким и критическим уровнем готовности позволило выявить ряд индивидуально-психологических особенностей (табл. 1):

На четвертом этапе исследования готовности к профессиональной деятельности курсантов-психоло-

гов нами был проведен факторный анализ полученного материала, что позволило выделить системообразующие комплексы. Таким образом, при помощи факторного анализа было выявлено четыре фактора, которые легли в основу психологического портрета курсантов-психологов с высоким уровнем готовности к деятельности на этапе профессионального обучения (табл. 2).

В состав первого фактора — «эталон обучаемости», были включены такие показатели как: самостоятельность (0,84), стимуляция (0,75), достижения (0,67), активность (0,64), настойчивость (0,69), любопытство (0,69), мечтательность (0,64), экстраверсия (0,75), продуктивность (интеллект) (0,58). Этот фактор в максимальной степени отражает самостоятельность мышления и выбора способов действия в творчестве и исследовательской активности, самоконтроль и самоуправление, самореализацию в достижении цели и поиске новых, интересных, стимулирующих учебную деятельность материалов. Такая характеристика, как настойчивость, является необходимой для достижения какой либо цели, любопытство и мечтательность проявляется в интересе к учебной и будущей профессиональной деятельности.

В состав второго фактора — «ответственность» вошли такие показатели как: интернальность профессиональной деятельности (0,70) и интернальность в межличностном общении (0,89). Данная характеристика отражается в способности понимания того, что результаты деятельности зависят от качества их собственных действий. Курсанты-психологи также считают себя компетентными в межличностных отношениях и берут на себя ответственность как за позитивный, так и за негативный характер сложившихся отношений.

Сводная таблица индивидуально-психологических характеристик

Таблица 1.

Методики Характеристики

Ценностный опросник С. Шварца Доброта — р<0,01; самостоятельность — р<0,01; стимуляция — р<0,01; достижения — р<0,01.

Опросник для оценки структуры мотивов профессиональной деятельности «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина Отношения с руководством р < 0,01 (независимость, автономность мышления и выбора способов действия, ориентированы на самоконтроль и самоуправление, самореализацию)

5-факторный личностный опросник Активность — р<0,01; уважение других — р<0,01; настойчивость — р<0,05; тревожность — р<0,05; любопытство — р<0,05; мечтательность — р<0,01; сензитивность — р<0,05.

Методика «Локус контроля» Е. Ксенофонтовой Интернальность профессиональной деятельности — р<0,05; интернальность в межличностном общении р<0,05.

Краткий ориентировочный тест (КОТ). Продуктивность (интеллект) — р<0,05.

В составе третьего фактора — «эмпатийность» присутствуют показатели: уважение других (0,49) и тревожность (0,88). Это указывает на способность к позитивному отношению к людям, терпимости к недостаткам других, сопереживанию, ответственности, самоконтролю и самовоспитанию.

В состав четвертого фактора — «рефлексия» вошли такие показатели как: доброта (0,77), сензитив-ность (0,68), отношения с руководством (-0,62). Данный фактор может указывать на отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, повышенную моральную требовательностью к себе, способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность; при этом, курсанты-психологи ориентированы на самоконтроль, самоуправление и самореализацию.

На пятом этапе исследования готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов, с целью изучения корреляционных зависимостей, был проведен корреляционный анализ показателя «готовность к деятельности» с рядом выявленных значимых индивидуально-психологических характеристик. В своем исследовании мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Рассмотрим полученный в ре-

зультате нашего исследования статистически значимый материал. Данные представлены в табл. 3.

Анализируя данные исследования необходимо отметить, что, высокий уровень готовность к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения имеет прямую взаимосвязь с данными показателями.

В заключении можно сделать вывод о том, что, курсанты-психологи с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности способны к самостоятельному выбору способов действия и мышления как в творчестве, так и в исследовательской активности; стремятся к личному успеху через проявление компетентности в ходе взаимодействия с профессорско-преподавательским составом, руководством курса и факультета; отличаются любознательностью, проявляют интерес к разным сторонам жизни. Сформировано такое качество, как умение сочувствовать и сострадать, видеть только положительные стороны в личности человека. В силу специфики будущей профессии, такие качества чрезвычайно важны практическому психологу ОВД. Так же курсантам-психологам с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности свойственны совестливость, повышенная моральная требовательность к себе, отзывчивость, душевное расположение к людям, спо-

Таблица 2.

Факторная модель признаков высокого уровня готовности к деятельности курсантов-психологов

на этапе профессионального обучения

Показатели тестов Главные компоненты (факторная нагрузка > 0,470)

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Доброта 0,24 0,07 0,05 0,77

Самостоятельность 0,84 0,02 -0,01 0,38

Стимуляция 0,75 0,15 -0,17 0,06

Достижения 0,67 0,22 0,24 0,25

Отношения с руководством -0,42 -0,13 0,21 -0,62

Активность 0,64 0,47 0,26 0,13

Уважение других 0,41 0,46 0,49 -0,14

Настойчивость 0,69 0,13 0,28 -0,19

Тревожность -0,02 -0,10 0,88 0,15

Любопытство 0,69 0,23 -0,20 0,18

Мечтательность 0,64 -0,11 0,35 0,32

Сензитивность 0,01 0,32 0,37 0,68

Экстраверсия 0,75 0,35 -0,10 -0,13

Интернальность профессиональной деятельности 0,24 0,70 -0,20 0,28

Интернальность в межличностном общении 0,07 0,89 0,03 0,08

Продуктивность (интеллект) 0,58 -0,23 0,123 0,44

Таблица 3.

Взаимосвязь «готовность к деятельности» с различными показателями

Показатели Коэффициент корреляции Спирмена Уровень значимости

Готовность & Самостоятельность 0,36 < 0,01

Готовность & Достижения 0,32 < 0,01

Готовность & Игривость 0,26 < 0,01

Готовность & Мечтательность 0,26 < 0,01

Готовность & Доброта 0,26 < 0,01

Готовность & Активность 0,24 < 0,01

Готовность & Интернальность профессиональной деятельности 0,21 < 0,01

Готовность & Стимуляция 0,21 < 0,01

Готовность & Деньги 0,21 < 0,01

Готовность & Сензитивность 0,20 < 0,05

Готовность & Отношения с руководством -0,19 < 0,05

Готовность & Интернальность в межличностном общении 0,19 < 0,05

Готовность & Гедонизм 0,18 < 0,05

Готовность & Готовность к деятельности 0,18 < 0,05

Готовность & Универсализм 0,17 < 0,05

Готовность & Уважение других 0,17 < 0,05

Готовность & Продуктивность (интеллект) 0,17 < 0,05

Готовность & Настойчивость 0,17 < 0,05

Готовность & Тревожность 0,16 < 0,05

Готовность & Общительность 0,15 < 0,05

собность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей и на основании этого прогнозировать их поведение. Они имеют искреннюю заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека. Так же необходимо отметить умственные способности, широкую эрудицию, способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, высокие способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, умении делать правильные выводы. Умеют добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности, а тревожность может выступать существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

На основании изучения проблемы исследования была выявлена необходимость комплексного подхода к обеспечению формирования готовности к деятельности психологов на этапе профессионального обучения. Данный подход предполагает: разработку диагностического материала по профессионально-психологическому отбору абитуриентов на факультет подготовки психологов, проведение мониторинга и своевременную коррекцию

негативных явлений и состояний, возникающих в процессе профессионального обучения психологов, целенаправленное формирование готовности к профессиональной деятельности психологов на этапе обучения средствами тренинга.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. Мн., 1981.

3. Петров В.Е. Введение в профессию «Психолог органов внутренних дел»: учебное пособие. М., 2006.

4. Федотов С.Н. Психология профессии. Тверь, 2000.

5. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) // под ред. А.А. Бодалева, А.А. Дер-кача, Л.Г. Лаптева. М., 2001.

6. Цветков В.Л. Юридическая психология: учеб. пособие в схемах и комментариях. М., 2010.

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.