Научная статья на тему 'Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии'

Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / ADAPTATION OF STUDENTS TO HIGH SCHOOL LEARNING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS / SELF-ACTUALIZATION / THE SELF-ESTIMATION / SOCIABILITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеботарева Елена Юрьевна, Дмитриева Людмила Анатольевна

В статье рассматривается профессионализация студентов как важный аспект адаптации к обучению в вузе. Анализируется специфика корреляционных связей основных профессионально важных качеств практических психологов у студентов младших курсов и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the is professional-important qualities in the aspect of students' adaptation to their professional activity

In the article students' adaptation to the professional activity is considered as an important aspect of adaptation to high school learning. The specificity of correlation ties of the basic professionally important qualities of practical psychologists of first years students and of master students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В АСПЕКТЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ1

Е.Ю. Чеботарева, Л.А. Дмитриева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается профессионализация студентов как важный аспект адаптации к обучению в вузе. Анализируется специфика корреляционных связей основных профессионально важных качеств практических психологов у студентов младших курсов и магистратуры.

Ключевые слова: адаптация студентов к обучению в вузе, профессионально важные качества практических психологов, самоактуализация, самоотношение, общительность, коммуникативная компетентность, эмоциональный интеллект, социальная эмпатия.

В предлагаемой работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения трансформации личностных качеств студентов в процессе адаптации к вузу. Нами были рассмотрены профессионально важные качества (ПВК) личности на примере ПВК практических психологов.

Для составления перечня ПВК нами был проведен анализ исследований, проведенных российскими и зарубежными учеными, посвященных профессионально значимым качествам практических психологов. В результате данного анализа мы пришли к выводу, что представления о наиболее важных ПВК очень сильно варьируют от исследования к исследованию. В 39 исследованиях названо 106 качеств, причем 47 из них упоминаются только в одной из изученных работ; 37 качеств упоминаются более чем тремя авторами.

Общепризнанными оказались пять качеств, которые обсуждаются примерно в половине работ: эмпатия, искренность (аутентичность), креативность, интуиция, стремление к самопознанию, самопониманию.

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 75 студентов РУДН, обучающихся по направлению «Психология»: 45 студентов младших курсов и 30 студентов магистратуры.

Для оценки изучаемых ПВК применялись тестовые методики: диагностика социальной эмпатии, эмоционального интеллекта (Н. Холл), личной креативности (Е. Туник), социальной креативности, коммуникативной социальной компетентности, общительности (А.И. Крупнов), эмоциональной направленности, самоактуализации (Ю. Алешина), оптимизма, МИС (С.Р. Пантелеев).

В результате сравнения показателей ПВК студентов младших и старших курсов было обнаружено, что больших изменений в уровне развития ПВК за время обучения в университете не происходит. Значимых различий в уровне самоак-

!Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

туализации, коммуникативной социальной компетентности, эмоционального интеллекта у студентов разных уровней обучения не обнаружено. В то же время как сравнение тех же показателей у магистров и практикующих психологов показало значительное преобладание уровня развития различных ПВК у практикующих психологов, по сравнению со студентами старших курсов.

Пожалуй, единственным из изучаемых качеств, в котором были обнаружены значимые различия между психологами младших и старших курсов, стала общительность. В показателях общительности у магистров почти все показатели превышают аналогичные показатели студентов младших курсов. В частности, общительность старшекурсников более результативна, чем у студентов младших курсов. Это, видимо, связано с большей целенаправленностью, мотивированностью, осмысленностью и большей долей интернальной регуляции этого свойства, обнаруженными в ходе анализа. Также следует подчеркнуть, что наиболее существенные различия между двумя изучаемыми группами обнаружены в показателях личностно значимых целей и эгоцентрической мотивации, т.е., видимо, развитие общительности студентов-психологов за время обучения в вузе происходит через осознание ее инструментальности, «полезности».

В структуре других ПВК обнаружены лишь единичные статистически значимые различия между студентами младших курсов и магистратуры.

Так, в структуре самоотношения уровень самоуверенности у студентов магистратуры значительно выше, чем у младшекурсников, т.е. у магистров за время обучения в вузе формируется в целом позитивное, высокое самоотношение, ощущение силы своего Я. Эти данные вполне согласуются и с тем, что у магистров уровень гностической направленности значительно выше, чем у младшекурсников. Изучение психологии в вузе явно способствует самопознанию, росту самоуважения. Видимо, с этим связан и рост к старшим курсам вышеописанных показателей общительности. С этими данными вполне согласуется и более высокий уровень социальной креативности магистров.

Все вышеописанные различия студентов магистратуры и младших курсов свидетельствуют о формировании за время обучения на психологическом отделении вуза такого ПВК психолога, как аутентичность.

Для исследования особенностей структуры ПВК студентов психологов младших и старших курсов мы провели сравнительный анализ корреляционных матриц исследуемых свойств в рассматриваемых группах студентов.

У студентов первого курса обнаружено значительно больше корреляций между показателями самоактуализации и самоотношения, чем у студентов-магистра-туры. Это может говорить о кризисе способности к самоактуализации, переживаемом студентами на старших курсах. Если на младших курсах позитивное самоот-ношение прямо связано со многими аспектами самоактуализации, то у студентов магистратуры такие связи обнаружены лишь между единичными показателями. Интересно, что в магистратуре обнаружилась прямая связь между уровнем са-мопринятия и синергии, что согласуется со стремлением магистрантов к позна-

нию и самопознанию, которое, видимо, и приводит к осознанию «единства противоположностей», отраженном в показателе синергии, что, в свою очередь, способствует самопринятию, т.е. признанию противоречий в собственной личности.

Исследование корреляционных связей общительности и самоактуализации в группах студентов младших и старших курсов показало, что эти два свойства по-разному связаны в двух рассматриваемых группах. Так, в обеих группах обнаружено много связей показателей аэргичности и осведомленности с различными аспектами самоактуализации, но у студентов младших курсов эти связи обратные, а у магистров — прямые.

Также обнаружены прямые связи ряда показателей самоактуализации с ин-тернальной регуляцией общительности у магистров. А у младшекурсников значимых связей интернальности с самоактуализацией не обнаружено. Видимо, это связано с описанными выше особенностями общительности магистрантов, т.е. ее большей прагматичностью и целенаправленностью.

На младших курсах обнаруживается обратная связь выраженности агармонич-ных переменных общительности с принятием ценностей самоактуализирующейся личности. В магистратуре такие связи либо слабо выражены, либо имеют положительный знак. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что у старших студентов самоактуализация не связана с общением прямо.

В целом можно сказать, что у студентов младших курсов связи между общительностью и самоактуализацией более однозначны, а у студентов-магистрантов более сложны и противоречивы, что, видимо, говорит о продолжающемся процессе развития обоих этих качеств в период обучения в магистратуре. Та же тенденция наблюдается и в связи общительности с самоотношением.

Как уже говорилось, значимых различий в уровне развития коммуникативной социальной компетентности между студентами младших курсов и магистратуры не обнаружено. Но в корреляционных связях этого качества с самоактуализацией обнаружен ряд различий между двумя группами студентов. В группе магистров значимых связей обнаружено намного больше, чем у младшекурсников. Это может свидетельствовать о начале развития обоих качеств, результаты которого скажутся в уровне их развития на более поздних этапах. В частности, в группе магистров обнаружены значимые отрицательные связи показателей открытости и жизнерадостности с рядом показателей самоактуализации, т.е., в этом возрасте, человек, ощущающий себя комфортно в общении, не склонен задумываться о саморазвитии и самореализации.

Интересно, что в выборке магистров обнаружены значимые прямые связи самоконтроля со спонтанностью и принятием агрессии. А на младших курсах эти связи обратные. Студенты младших курсов воспринимают самоконтроль как способ сдерживать свои проявления, а студенты магистратуры — как расширение возможностей в проявлении себя.

Связи между эмоциональной направленностью студентов разных уровней обучения также различаются. Здесь больше связей у студентов младших курсов.

У них различные аспекты самоактуализации связаны с пугностической (преодоление препятствий) и гедонистической направленностями. Видимо, студенты младших курсов уже преодолели трудности поступления в вуз и радуются новой жизни. Возможности самореализации они также видят в преодолении новых сложностей или в поиске новых, ставших доступными недавно удовольствий. Для студентов магистратуры более характерна обратная связь самоактуализации с коммуникативной направленностью. Данный факт вполне согласуется с вышеизложенными выводами о более интровертированном по сравнению с младшекурсниками характере самореализации студентов магистратуры.

На младших курсах регуляторные показатели эмоционального интеллекта оказались связанными с самопривязанностью. Младшекурсники, еще не готовые к активной и серьезной работе над собой, в большей степени ориентированы на саморегуляцию своих эмоций. Внутренняя конфликтность в этой группе связана с эмпатией и распознанием эмоций других людей, что согласуется с уже описываемыми связями.

Связи показателей личной креативности с самоактуализацией, наоборот, более многочисленны у студентов магистратуры. Видимо, личная креативность у студентов-психологов развивается быстрее и это отражается в увеличении числа связей этого качества с другими. Те же выводы можно сделать и в отношении социальной креативности и оптимизма.

Значительно различаются связи двух изучаемых групп студентов и между коммуникативной компетентностью и самоотношением. У студентов магистратуры больше связей уровня зрелости — прямых с положительными аспектами самоотношения, и обратных — с отрицательными. У студентов младших курсов ярче проявляются связи независимости — обратные с положительным самоотно-шением и прямые — с негативным. Можно предположить, что на младших курсах самоотношение больше связано с отношением с другими людьми, а на старших — с уровнем личностной зрелости.

Эта же закономерность прослеживается и в связях коммуникативной компетентности с общительностью. На младших курсах независимость обратно связана со многими показателями общительности, а на старших социальная эмпатия прямо связана с общительностью.

На младших курсах социальная эмпатия прямо связана с внутренней конфликтностью, а на старших, наоборот, с самопринятием. По сути, эти связи отражают один и тот же механизм. Чем больше у человека внутренних конфликтов и меньше согласия с самим собой, тем больше он склонен проявлять эмпатию в отношениях с другими. Но тот факт, что на младших курсах на первое место в этом контексте выходят внутренние конфликты, а на старших — самопринятие, позволяет предположить, что к старшим курсам процесс переживания внутренних конфликтов приводит к большей степени самопринятия, что подтверждается и результатами ^-критерия.

У студентов младших курсов самоотношение в большей степени связано с эмоциональной направленностью, чем у магистров, хотя уровень обоих этих качеств у магистров выше. Возможно, такие результаты отражают перестройку эмоциональной направленности на этапе магистратуры. У младшекурсников большую роль играют пугностическая и гедонистическая направленности. И здесь первая оказывается связана с позитивным эмоциональным отношением к себе, а вторая — с самовоспитанием и самоценностью. С волевыми компонентами само-отношения на младших курсах более связана практическая направленность.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Профессиональная подготовка студентов в современном вузе не способствует автоматически адаптации студентов к профессии, развитию у них основных профессионально важных качеств. Для этого нужна специально организованная целенаправленная работа.

2. Основными ПВК практических психологов являются: эмпатия, искренность (аутентичность), креативность, интуиция, стремление к самопознанию, самопониманию.

3. Из ПВК психологов активнее всего за время обучения в вузе развивается аутентичность. Общительность студентов магистратуры, по сравнению со студентами младших курсов, становится более целенаправленной, мотивированной, осмысленной, интернальной и результативной. Усиливается гностическая направленность, увеличивается самоуверенность и социальная креативность.

4. Становление ПВК студентов происходит не только за счет изменения уровней выраженности свойств, но и за счет изменения их связей между качествами.

5. К старшим курсам у студентов психологов увеличивается число связей самоактуализации с коммуникативной социальной компетентностью и личной креативностью.

6. При этом снижается число связей самоотношения с эмоциональным интеллектом, самоакутуализацией, эмоциональной направленностью.

7. Происходит переструктурирование связей между рядом ПВК. В частности, на младших курсах связи общительности с самоактуализацией и самоотношением более однозначны, а в магистратуре — более сложны и противоречивы. Студенты младших курсов проявляют свою общительность спонтанно, а для старшекурсников это целенаправленный и произвольно регулируемый процесс самореализации. Самоактуализация студентов магистратуры носит более интровертированный характер. Самоотношение на младших курсах больше связано с отношением с другими людьми, а на старших — с уровнем личностной зрелости. Самоконтроль на младших курсах призван сдерживать проявления индивидуальности, а на старших наличие развитого самоконтроля, скорее, служит поводом для более открытого проявления себя.

Таким образом, понимание специфики проявления ПВК студентов на разных уровнях обучения поможет разрабатывать программы целенаправленного формирования ПВК, что значительно облегчит адаптацию студентов как к обучению в вузе, так и к будущей профессиональной деятельности.

DEVELOPMENT OF THE IS PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES IN THE ASPECT OF STUDENTS’ ADAPTATION TO THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

E. Chebotareva, L. Dmitrieva

The department of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article students’ adaptation to the professional activity is considered as an important aspect of adaptation to high school learning. The specificity of correlation ties of the basic professionally important qualities of practical psychologists of first years — students and of master — students are analyzed.

Key words: adaptation of students to high school learning, professionally important qualities of practical psychologists, self-actualization, the self-estimation, sociability, communicative competence, emotional intelligence, social empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.