Научная статья на тему 'Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей'

Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ЭМПАТИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / COUNSEOLR / EMPATHY / TOLERANCE / VIEWS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

Профессия социального педагога относится к одной из востребованных и перспективных в нашей стране. Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности как освоения будущей профессиональной деятельности во время обучения и успешному применению полученных знаний в работе по специальности. Основное содержание исследования составляет анализ подходов к рассмотрению профессионально важных качеств социального педагога, различных подходов к решению данной проблемы. Целью исследования является изучение структуры представления о профессионально важных качествах социального педагога с разным уровнем развития эмпатических способностей. На основании анализа представлений студентов с применением комплекса методик («Методика диагностического уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Тест изучения самооценки личности» Н. М. Пейсахова) установлены различия в структуре представлений как о необходимых качествах социального педагога, так и о собственных. Установлено, что студенты с высоким уровнем развития эмпатических способностей среди необходимых и собственных выделяют качества, способствующие пониманию проблем человека, предполагающие готовность нести ответственность, работать в группе единомышленников. Студенты с низким уровнем развития эмпатических способностей в большей степени ориентированы на привлечение внимание к своей персоне, принятие границ как своей личности, так и других, они характеризуются меньшей гибкостью уверены в правильности принятых решений. Выявленные особенности позволяют предположить, что в профессиональной деятельности студенты будут склонны использовать различные стратегии, также существуют риски преждевременного профессионального выгорания студентов первой группы, разочарования в профессии во второй. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о качестве и направлении подготовки социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation of Professionally Important Qualities of the Counselor by Students with Different Levels of Empathic Abilities

Counseling is one of the most popular and promising professions in this country. The article explores the topical problem of enhancing the efficiency of mastering the future professional activity during training and successful application of the acquired knowledge at work. The study includes an analysis of approaches to the study of professionally important qualities of a counselor, and an analysis of different approaches to solving this problem. The purpose of the study presented in the article is to study the structure of the concept of professionally important qualities of a counselor with different levels of empathic abilities. Based on an analysis of students’ views and the application of a set of techniques (Diagnostic Level of Empathic Abilities Technique (V. V. Boyko), Personality Self-Esteem Test (N. M. Peisakhov)), differences in the structure of views about both necessary qualities of a counselor, and about one’s own were identified. It was established that students with a high level of development of empathic abilities, out of necessary qualities and their own ones, identify qualities conducive to understanding human problems, suggesting readiness to be responsible, to work in a group of like-minded people. Students with a low level of development of empathic abilities are more focused on attracting attention to themselves, accepting the boundaries of both their own personality and those of others, less flexible (confident in the correctness of decisions taken). These features suggest that in their professional activity students will be inclined to use different strategies, that there are also risks of premature professional burnout of students of the first group, disappointment in the profession in the prepresentatives of the second one. The issue of quality and direction of the training of counselors remains debatable.

Текст научной работы на тему «Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей»

УДК 316.6:159.9:37.015.3

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

А. Р. Вагапова

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия Е-шаН: [email protected]

Профессия социального педагога относится к одной из востребованных и перспективных в нашей стране. Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности как освоения будущей профессиональной деятельности во время обучения и успешному применению полученных знаний в работе по специальности. Основное содержание исследования составляет анализ подходов к рассмотрению профессионально важных качеств социального педагога, различных подходов к решению данной проблемы. Целью исследования является изучение структуры представления о профессионально важных качествах социального педагога с разным уровнем развития эмпатических способностей. На основании анализа представлений студентов с применением комплекса методик («Методика диагностического уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Тест изучения самооценки личности» Н. М. Пейсахова) установлены различия в структуре представлений как о необходимых качествах социального педагога, так и о собственных. Установлено, что студенты с высоким уровнем развития эмпатических способностей среди необходимых и собственных выделяют качества, способствующие пониманию проблем человека, предполагающие готовность нести ответственность, работать в группе единомышленников. Студенты с низким уровнем развития эмпа-тических способностей в большей степени ориентированы на привлечение внимание к своей персоне, принятие границ как своей личности, так и других, они характеризуются меньшей гибкостью - уверены в правильности принятых решений. Выявленные особенности позволяют предположить, что в профессиональной деятельности студенты будут склонны использовать различные стратегии, также существуют риски преждевременного профессионального выгорания студентов первой группы, разочарования в профессии во второй. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о качестве и направлении подготовки социальных педагогов.

Ключевые слова: социальный педагог, эмпатия, толерантность, представления, профессионально важные качества.

йО!: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-261 -266 Введение

Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности. Люди, выбирающие профессию социального педагога, принимают ответственность за тех, для кого будут наставником, воспитателем. Однако

на практике часто бывает, что, окончив вуз и обладая необходимым теоретическим багажом, специалист не готов решать конкретные задачи [1, с. 82]. Создается видимость того, что одной из причин этого может быть отсутствие изначально необходимых для данного вида деятельности качеств личности.

Обращаясь к изучению проблемы готовности к ведению социально-педагогической деятельности, исследователи анализируют факторы, из которых складывается готовность к успешному овладению профессией: от анализа типичных черт национального характера, российского менталитета, в котором представлены такие качества, как ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка, безусловно являющиеся профессионально значимыми для социально-педагогической деятельности [2, с. 75; 3, с. 22], до изучения необходимых базовых условий становления профессионально личностных качеств будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе.

Так, основываясь на структуре личности, предложенной Н. И. Шевандриным, можно связать психологические качества с развитием потенциалов личности в следующих структурных сферах: мотивационной - ценностное отношение к профессии и детям, наличие целей, связанных с профессиональной деятельностью, потребность в профессиональном совершенствовании, когнитивно-познавательной - объем и качество знаний, самостоятельность мышления, сообразительность, межличностной - умение и желание поддерживать общение, практической - стремление к самореализации, социальная активность [4, с. 2]. Вероятно, отсутствие необходимого потенциала в той или иной сфере будет препятствием в работе. Аналогичным является подход, в котором выделяются личностно-профессиональные качества будущего социального педагога, т. е. совокупность как природно обусловленных, так и сформированных в ходе учебно-познавательной деятельности групп качеств (нравственно-гуманистических, организационно-коммуникативных, социально-перцептивных и эмоционально-волевых) [5, с. 125]. Личностно-профессиональные качества имеют сложную структуру и разный уровень развития. Представляется целесообразным осуществлять диагностику по всем показателям конкретного критерия и на основе выявления связей между

ними делать выводы об уровнях их развития в целом. При определении уровня развития каждого компонента личностно-профессиональных качеств студентов (высокого, достаточного и недостаточного) возможна более качественная подготовка специалистов [6, с. 143].

Ученые подвергают анализу просоциальные качества и мотивацию социальных педагогов, т. е. изначальную предрасположенность к такому виду деятельности. Первые включают в себя эмпатию, сопереживание, заботу, доброту, альтруизм, ответственность и справедливость, что относится к личностным и профессиональным качествам социального педагога; ко вторым относят целостную систему побудительных процессов, обладающих социальными последствиями и классифицируемых как социально полезные действия [7, с. 126].

Эмпатия и толерантность - два из наиболее рассматриваемых и желательных качеств социального педагога; их наличие способствует эффективному сотрудничеству с различными возрастными категориями людей, представителями разных этнических групп, что проявляется в терпимости и уважении. Они являются залогом психологического здоровья не только социальных педагогов, но и детей (взрослых), с которыми взаимодействуют. Эмпатия в практической социально-педагогической деятельности ассоциируется с сочувствием, доверчивостью, милосердием как деятельная попытка оказания помощи тому, кто в ней нуждается. Толерантность раскрывается как готовность к осознанным личностным действиям будущего социального педагога, направленным на достижение гуманистических отношений между ним как специалистом и «клиентами» [8, с. 85]. Однако проблема подготовки специалистов заключается в том, что государственные стандарты практически ни по одной специальности не включают в себя дисциплин психолого-педагогического, культурного и социального блоков, определяющих основы, например, толерантного общения [8, с. 308; 9, с. 85]. Исследователи приходят к выводу, что без качественной работы в этом направлении, имея такие качества, но не обладая должной подготовкой, специалисты подвержены риску раннего профессионального выгорания.

Другая группа ученых не склонна к рассмотрению проблемы профессиональной подготовки студентов через призму профессионально важных качеств: по их мнению, это приводит к тому, что деятельность характеризуется отдельно. В вышерассмотренных работах исследователи указывают на наличие взаимосвязи между качествами личности и деятельностью: первые формируются в деятельности, а наличие необходимых качеств обусловливает успешность деятельности. Рассматривается такая особенность, как непродуктивность личности при наличии всех профессионально важных качеств, так как

между личностью и деятельностью существуют опосредующие факторы. Выделены три варианта соотношения личностного и профессионального в социальном педагоге: деятельность незначима, он выполняет её формально-ролевым образом; деятельность - один из личностных смыслов социального педагога наряду с другими, не менее важными; деятельность - ведущий, приоритетный смысл жизни [10, с. 27]. Частично проблему эффективного освоения профессиональной деятельности можно разрешить во время прохождения производственной практики студентами, так как профессиональная социализация является решающим условием когнитивной и эмоциональной удовлетворенности собственным выбором педагогической профессии, ролью и местом педагога в обществе [11, с. 173].

Таким образом, анализируя проблему, можно прийти к выводу, что наиболее оптимальным является подход, который не дробит на составляющие, а рассматривает личность социального педагога в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Исследователи отмечают, что социальный педагог - человек, ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, в образовательной среде, индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Важно, чтобы студенты понимали и принимали, что личность социального педагога - основной профессиональный «инструментарий», средство достижения психолого-педагогического результата во взаимодействии с воспитанниками [12, с. 64].

Важную роль играют представления о профессионально важных качествах социального педагога, необходимых компонентах развития профессионала. При этом адекватное понимание профессии является обязательным условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей будущего профессионала. Социальные преставления нами рассматривались в контексте теории С. Московичи, который понимал их как понятия, утверждения и объяснения, рождающиеся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации: через социальные представления осуществляется познание социального мира [13, с. 58]. Так, исследователи обращаются к изучению содержательных характеристик представлений субъектов образования о психологе, что связано с проблемой ожиданий, связанных с профессией психолога, людей, не имеющих непосредственного отношения к психологии [13, с. 101].

Таким образом, проблема содержательной наполненности представлений будущих социальных педагогов о профессионально важных качествах остается мало изученной и требует дополнительного исследования. Целъю предпри-

нятого исследования является изучение структуры представления о профессионально важных качествах социального педагога с разным уровнем развития эмпатических способностей. Гипотеза исследования заключается в предположении, что уровень эмпатических способностей студентов взаимосвязан с представлениями о профессиональных качествах социального педагога.

Выборка, методики и методы исследования

В качестве респондентов выступили 40 студентов (девушки) Саратовского национального исследовательского государственного университет имени Н. Г. Чернышевского с первого по четвертый курс (средний возраст 19,5 лет), обучающихся по направлению «Социальная педагогика».

Для решения исследовательских задач в работе были использованы: «Методика диагностического уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко), опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие; модифицированный « Тест изучения самооценки личности» (Н. М. Пейсахова), содержащий четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности: в первом собраны качества, необходимые для общения с

другими людьми; во втором - черты характера, имеющие прямое отношение к поведению; в третьем - связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом - признаки субъективных отношений.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом с помощью опросника «Методика диагностического уровня эмпатических способностей» нами были получены результаты по всей выборке, в дальнейшем она условно разделена на две группы в зависимости от уровня эмпатических способностей. На втором этапе, для того чтобы изучить представления о профессионально важных качествах, мы применили модифицированный «Тест изучения самооценки личности» и предложили студентам выписать качества, которые, как они считают, должны быть у социального педагога; далее из выбранных качеств необходимо было отметить те, которые, как они полагают, есть у них.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы выявить роль эмпатии в структуре представлений о профессионально важных качествах, нами были отобраны ответы 12 человек с высокими и 12 человек с низкими значениями уровня эмпатии.

Структура представления о профессионально важных качествах у студентов с высоким уровнем эмпатии имеет следующий вид (рис. 1).

Рис. 1. Структура представления о профессионально важных качествах у студентов с высоким уровнем эмпатии

Fig. 1. Structure of the vision of professionally important qualities in students with а high

level of етраЛу

В представлениях о профессионально важных качествах в двух выделенных нами группах выявлены существенные различия: студенты, имеющие высокий уровень эмпатии, к ядерным качествам относят вежливость и отзывчивость. Они считают их очень важными, потому что вежливость характеризует поведение человека, которое проявляется в уважении к окружающим людям, дает возможность держать себя в руках и освобождает от грубости. С помощью отзывчивости социальный педагог будет оценен учениками, так как они смогут к нему обращаться за помощью и будут уверены, что он им поможет. Такие

Психология социального развития

качества, как ответственность и коллективизм, несомненно, важны для социального педагога -он несет большую ответственность за здоровье и жизнь детей во время педагогической деятельности, т.е. все эти качества важны для успешной деятельности социального педагога.

Структура представления качеств, которые студенты отмечают у себя, имеет следующий вид (рис. 2).

Студенты отдают предпочтение вежливости и отзывчивости, так как считают, что с помощью этих качеств они заслужат авторитет и доверие детей. Также они выбрали чуткость, потому что

263

I I Элемент ядра ('Элемент, обладающий

качественной центральностью

I___] Элемент периферии

Рис. 2. Структура представления о профессионально важных качествах у студентов

с высоким уровнем эмпатии (собственные)

Fig. 2. Structure of the vision of professionally important qualities in students with a high level

of empathy (own qualities)

именно она позволяет чувствовать и прислушиваться к состоянию учащихся, вовремя приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Активность социального педагога - это готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической

деятельности. Все эти качества важны для социального педагога, так как являются его профессиональными, необходимыми для работы.

У студентов с низким уровнем эмпатии структуры представлений о профессионально важных качествах социального педагога различаются (рис. 3-4).

Рис. 3. Структура представления о профессионально важных качествах у студентов

с низким уровнем эмпатии

Fig. 3. Structure of the vision of professionally important qualities in students with a low level

of empathy

Рис. 4. Структура представления о профессионально важных качествах у студентов

с низким уровнем эмпатии

Fig. 4. Structure of the vision of professionally important qualities in students with a low level

of empathy (own qualities)

По мнению студентов, имеющих низкий уровень эмпатии, к ядру представлений относятся тактичность и обаятельность, так как первая является профессиональным качеством педагога и частью его мастерства. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбия детей, их родителей, коллег по работе. Обаятельность педагога характеризует его с хорошей стороны. Вежливость и любознательность находятся в центре представлений:

первая как совокупность хороших манер помогает общаться с другими людьми, а любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. На периферии представлений находятся твердость и смелость, помогающие добиться поставленных целей.

Студенты с низким уровнем эмпатии отмечают у себя находящиеся в центре и на периферии такие качества, как уверенность и смелость, потому что первое позволяет педагогу добиваться результатов своего труда.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что каждая группа студентов ценит и считает важными различные качества. Студенты, обладающие высоким уровнем эм-патических способностей, выбрали те, которые связаны со сферой межличностных отношений: можно предположить, что в общении с другими людьми они в большей степени готовы понимать и принимать партнера. Респонденты с низким уровнем эмпатических способностей обладают качествами, которые характеризуют их, потому что для них более важен собственный успех.

Таким образом, анализ структуры представлений студентов о профессионально важных качествах позволяет лучше понять ожидания и собственные возможности личности как будущего профессионала. Навыки эмпатии помогают повысить качество жизни, а также улучшить жизнь тех людей, которые нас окружают. Низкий уровень эмпатии связан с тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими: антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого или посмотреть на проблемы с чужой точки зрения; поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажутся ему совершенно бессмысленными и иррациональными, так как его способность к сопереживанию низка.

Заключение

Следует отметить, что во время обучения в вузе происходят сложные и взаимосвязанные процессы вхождения личности в будущую профессиональную деятельности. С одной стороны, студенты целенаправленно, систематически овладевают знаниями и профессиональными умениями, заняты учебным трудом. С другой стороны, мотивы выбора профессии социального педагога, внутренняя целостность личности с ее представлениями как о профессии, так и о собственных возможностях играют важную роль в профессиональном становлении. Соответственно, качество подготовки выпускника зависит от большого количества как объективных, так и субъективных факторов, поэтому одной из главных задач является организация процесса обучения с учетом возможных нюансов, особенно в такой человеко-ориентированной, общественно значимой профессии, как социальный педагог.

Библиографический список

1. Дудкина М. В. Представление студентов об общей культуре социального педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 82.

2. Кобышева Л. И. Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера // Общество : социология, психология, педагогика. 2013. № 4. С. 73-77.

3. Кобышева Л. И. Черты русской интеллигенции как основополагающие профессионально значимые личностные качества социального педагога // Науковедение : интернет-журн. 2014. № 4. С. 22.

4. Караман Е. Л., Курбатова А. С. Гуманистический аспект подготовки социальных педагогов // Вестн. Мининского ун-та. 2015. № 4 (12). С. 17.

5. Шубина С. С., ШаршовИ. А. Характеристика личност-но-профессиональных качеств будущего социального педагога // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 12-1 (104). С. 121-126.

6. Шубина С. С. Показатели и уровни развития лично ст-но-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 11 (115). С. 140-144.

7. КухтоваН. В. Просоциальность как профессионально важное качество социального педагога // Науч. тр. Респ. Ин-та высш. шк. 2015. № 15-2. С. 125-133.

8. Харабаджах М. Н. Содержание и структура формирования толерантности будущих социальных педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 307-317.

9. Третьякова Т. В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амур. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 54. С. 82-86.

10. ВильцанМ. А. Базовые характеристики личности в профессиональной деятельности социального педагога // Вестн. Тобол. гос. соц.-пед. акад. им. Д. И. Менделеева. 2013. № 5. С. 24-29.

11. ФатыховаА. Л., Сулейманова Ф.М., КохановскаяИ. И. Формирование профессиональных социальных качеств педагога в современной образовательной системе // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та : электрон. науч. журн. 2013. № 3 (7). С. 169-175.

12. ЛукьяноваМ. И. О развитии психолого-педагогической компетентности социального педагога и его профессионально значимых личностных качеств // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-2. С. 63-67.

13. Кленова М. А. Социальные представления о риске // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 58-62.

14. Бочарова Е. Е. Содержательные характеристики социальных представлений субъектов образовательного процесса о психологе // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 100-106.

Образец для цитирования:

Вагапова А. Р. Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 261-266. БОТ: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-261-266.

Presentation of Professionally Important Qualities of the Counselor by Students with Different Levels of Empathic Abilities

Alfiya R. Vagapova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]

Counseling is one of the most popular and promising professions in this country. The article explores the topical problem of enhancing the efficiency of mastering the future professional activity during training and successful application of the acquired knowledge at work. The study ncludes an analysis of approaches to the study of professionally important qualities of a counselor, and an analysis of different approaches to solving this problem. The purpose of the study presented in the article is to study the structure of the concept of professionally important qualities of a counselor with different levels of empathic abilities. Based on an analysis of students' views and the application of a set of techniques (Diagnostic Level of Empathic Abilities Technique (V. V. Boyko), Personality Self-Esteem Test (N. M. Peisakhov)), differences in the structure of views about both necessary qualities of a counselor, and about one's own were identified. It was established that students with a high level of development of empathic abilities, out of necessary qualities and their own ones, identify qualities conducive to understanding human problems, suggesting readiness to be responsible, to work in a group of like-minded people. Students with a low level of development of empa-thic abilities are more focused on attracting attention to themselves, accepting the boundaries of both their own personality and those of others, less flexible (confident in the correctness of decisions taken). These features suggest that in their professional activity students will be inclined to use different strategies, that there are also risks of premature professional burnout of students of the first group, disappointment in the profession in the prepresentatives of the second one. The issue of quality and direction of the training of counselors remains debatable. Key words: counseolr, empathy, tolerance, views, professionally important qualities.

References

1. Dudkina M. V Predstavlenie studentov ob obshchey kul'ture sotsial'nogo pedagoga (Students' comprehension of social teacher's general culture) Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2014, no. 1, pp. 82 (in Russian).

2. Kobysheva L. I. Predstavleniya budushchikh sotsial'nykh pedagogov o chertakh russkogo natsional'nogo kharaktera (Future social teachers' ideas about features of russian national character) Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika (Society: sociology, psychology, pedagogics), 2013, no. 4, pp. 73-77 (in Russian).

3. Kobysheva L. I. Cherty russkoy intelligentsii kak osnovo-polagayushchie professional'no znachimye lichnostnye kachestva sotsial'nogo pedagoga (Lines of Russian intel-ligency as social teacher's basic professionally significant personal qualities). Naukovedenie: internet-zhurnal (Nau-kovedenie: e-journal), 2014, no. 4, pp. 22 (in Russian).

4. Karaman E. L., Kurbatova A. S. Gumanisticheskiy aspekt podgotovki sotsial'nykh pedagogov (Humanistic aspects of social teachers' training). Vestnik Mininskogo univer-siteta (Vestnik of Minin University), 2015, no. 4 (12), pp. 17 (in Russian).

5. Shubina S. S., Sharshov I. A. Kharakteristika lichnostno-

professional'nykh kachestv budushchego sotsial'nogo pedagoga (Characteristics of future social teacher's personal and professional qualities) Vestn. Tamb. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki (Tambov University Reports. Series Humanities), 2011, no. 12-1 (104), pp. 121-126 (in Russian).

6. Shubina S. S Pokazateli i urovni razvitiya lichnostno-professional'nykh kachestv budushchego sotsial'nogo pedagoga v vuze (Indicators and levels of future social teacher's personal and professional qualities development in high school). Vestn. Tamb. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki (Tambov University Reports. Series Humanities), 2012, no. 11 (115), pp. 140-144 (in Russian).

7. Kukhtova N. V Prosotsial'nost' kak professional'no vazhnoe kachestvo sotsial'nogo pedagoga (Prosociality as social teacher's professionally important qualities). Nauch. tr. Resp. in-ta vyssh. shk. (Scientific Works Of The Republican Institute OfHigher School), 2015, no. 15-2, pp. 125-133 (in Russian).

8. Kharabadzhakh M. N. Soderzhanie i struktura formi-rovaniya tolerantnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov (Content and structure of developing future social teachers' tolerance). Problemy sovremennogo pedagogiches-kogo obrazovaniya (Problems of modern pedagogical education), 2015, no. 48-1, pp. 307-317 (in Russian).

9. Tret'yakova T. V Struktura tolerantnosti kak professional'no znachimogo kachestva sotsial'nogo pedagoga (Structure of tolerates as social-teacher's professional-significant quality) Vestn. Amur. gos. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki (Bulletin ofthe Amur State University. Ser. The humanities), 2011, no. 54, pp. 82-86 (in Russian).

10. Vil'tsan M. A. Bazovye kharakteristiki lichnosti v professio-nal'noy deyatel'nosti sotsial'nogo pedagoga (Basic characteristics of personality in social teacher's professional activity). Vestn. Tobol. gos. sots. -ped. akad. im. D. I. Mendeleeva (Herald of the Tobola State Social and Pedagogical Academy of Them. Di. Mendeleev), 2013, no. 5, pp. 24-29 (in Russian).

11. Fatykhova A. L., Suleymanova F. M., Kokhanovskaya I. I. Formirovanie professional'nykh sotsial'nykh kachestv pedagoga v sovremennoy obrazovatel'noy sisteme (Formation of teacher's professional social qualities in modern educational system) Vestn. Orenb. gos. ped. un-ta (Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal). 2013, no. 3 (7), pp. 169-175 (in Russian).

12. Luk'yanova M. I. O razvitii psikhologo-pedagogicheskoy kompetentnosti sotsial'nogo pedagoga i ego professional'no znachimykh lichnostnykh kachestv (On social teacher's psychological-pedagogic competency development and his professionally significant personal qualities). Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'nayarabota. Yuvenologiya. Sotsioki-netika (V estnik ofNekraso v Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Socio-kinetics), 2012, vol. 18, no. 1-2, pp. 63-67 (in Russian).

13. Klenova M. A. Sotsial 'nye predstavleniya o riske (Social representation ofrisk). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 2, pp. 58-62.

14. Bocharova E. E. Soderzhatel'nye kharakteristiki sotsial'nykh predstavleniy sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa o psik-hologe (Substantial characteristics of social representation of psychologist formed by subjects of educational process). Vestn. Pskov. gos. un-ta. Ser. Psikhologo-pedagogicheskie nauki (Vestnik ofPskov SU. Ser. Psychological and pedagogical sciences), 2016, vol. 11, no. 3, pp. 100-106 (in Russian).

Cite this article as:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vagapova A. R. Presentation of Professionally Important Qualities of the Counselor by Students with Different Levels of Empathic Abilities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 3 (23), pp. 261-266 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-261-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.