Олесова Антонина Петровна, Каженкина Уруйдаана Васильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ...
УДК 371.123:811.161.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
© 2017
Олесова Антонина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания русского языка и литературы» Каженкина Уруйдаана Васильевна, студентка Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: [email protected], [email protected])
Аннотация. Особая социальная роль учителя обусловливает повышенные требования к нему со стороны общества. В связи с этим для психолого-педагогических исследований непреходящую актуальность представляет проблема профессионально значимых качеств личности учителя. Изучение и анализ научной литературы по данной проблеме показывают, что классификации профессионально значимых качеств учителя выстраиваются исследователями на основании различных критериев и имеют то или иное содержательно-количественное наполнение. Это свидетельствует о сложности и многоаспектности данной проблемы, необходимости ее дальнейшего изучения в контексте тенденций развития современного общества, системы образования и возросших требований к личности учителя. Одним из перспективных исследований в этом направлении является изучение мнения обучающихся о профессионально значимых качествах учителя. В данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения мнения студентов о профессионально значимых качествах, которыми должен обладать учитель-словесник. В ходе исследования использован комплекс методов: письменный опрос в форме анкетирования, ранжирование, количественно-качественный анализ, сравнение и обобщение. В результате исследования установлено, что респонденты выделяют как наиболее значимые для профессиональной деятельности учителя-словесника прежде всего качества, характеризующие его коммуникативную и речевую компетентность, ответственное отношение к работе, способность к эмпатическому пониманию, гуманистические установки личности в целом.
Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, личность учителя, учитель русского языка и литературы, профессионально значимые качества, профессионализм, профессиональная компетентность.
PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER
© 2017
Olesova Antonina Petrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of «Russian Language Literature and Teaching Methodology»
Kazhenkina Urujdaana Vasiljevna, student North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Belinsky, 58, e-mail: [email protected], [email protected])
Abstract. Society demands exclusive standards for teachers considering their particular social role. In this regard, for psychological and educational research the issue of professionally significant qualities of the teacher personality is of continued importance. The study and analysis of the scientific literature on the subject shows that the classification of professionally significant qualities of the teacher are arranged by researchers on the basis of various criteria, and have a particular content-quantitative specification. It highlights the complexity and diversity of this issue, need for further examination of trends in the context of modern society, the educational system and the increased requirements to the teacher's personality. One of the promising researches in this respect is to study the opinion of student's concerning professionally significant qualities of the teacher. This article presents the results of the research carried out in order to examine the students' views about professionally significant qualities that each language and literature teacher should have. In this research, we have used a range of various methods: A written survey in a questionnaire mode, grading, quantitative, qualitative analysis, comparison and generalization. As a result of research it has been established that respondents emphasize the quality that characterize his communicative and language competence, responsible attitude to work, the ability to empathic understanding, humanistic installation of the individual.
Keywords: Teacher, Teaching Activities, Teacher Personality, Teacher of the Russian Language and Literature, Professionally Significant Qualities, Professionalism, Professional Competence.
Тенденции развития современного общества, изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, требуют от школы выпускника, способного к самостоятельной, творческой деятельности, мотивированного на саморазвитие и непрерывное образование, овладение профессией для самореализации и во благо окружающих. На создание условий для обучения и воспитания такой активной, творчески развитой личности, для наиболее полной ее самореализации направлен основной акцент модернизации образования. В этом процессе, безусловно, важную роль играет личность учителя: ему общество доверяет обучение и воспитание подрастающего поколения - созидателя новых материальных и духовных ценностей.
Высокая общественная миссия педагога признавалась многими деятелями прошлого. Выдающийся русский критик, один из основоположников прогрессивного в середине XIX в. педагогического направления - педагогики русской революционной демократии - В.Г. Белинский, писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека... Из этого видно, как важен, велик и священ сан воспитателя» [1, с. 4243]. Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский, подчеркивая важное общественное
предназначение учителя, говорил, что он выступает «посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей» [2, с. 32].
Социальная значимость профессии учителя, его исключительная роль в становлении и развитии личности школьника обусловливают повышенные требования к педагогу со стороны общества. Основные квалификационные и личностные требования закреплены в новом профессиональном стандарте педагога [3], который введен в Российской Федерации с 1 января 2017 г. В профессиональном стандарте требования соотнесены с тремя главными функциями учителя - обучением, воспитанием и развитием. Учитель обязан владеть своим предметом на высоком уровне, должен уметь применять современные образовательные технологии и эффективные методы воспитания. При этом в каждом случае указывается на такие важнейшие качества учителя, как: умение развивать потенциал ученика на основе индивидуального подхода, способность понимать и принимать ребенка, строить взаимодействие и общение на основе уважения его личности.
Попытки сформулировать квалификационные требования к педагогу предпринимались в России еще в 18
Олесова Антонина Петровна, Каженкина Уруйдаана Васильевна педагогические
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ... науки
веке. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи», опубликованном в 1783 г., названы «добрые» качества, которыми должен обладать учитель: благочестие (миролюбивость, порядочность, культура речи и др.), любовь к ученикам; бодрость (учитель должен поощрять, «ободрять» учеников и др.); терпение, прилежание [4]. Позже, в начале ХХ века, П.Ф. Каптерев, говоря об «умственных качествах учителя», выделил два вида «свойств» - объективного характера (научная подготовка) и субъективного характера (личный учительский талант), а также «постоянную работу учителя над своим развитием и усовершенствованием». Решающим фактором в учебно-воспитательном процессе он считал личность учителя, его «нравственно-волевые свойства»: справедливость, беспристрастность, добросовестность, настойчивость, любовь к детям [5, с. 595-606]. Для политизированной и идеологизированной советской системы образования были важны еще и такие отличающие «передового советского учителя» качества, как: диалектико-материа-листическое мировоззрение, ясная коммунистическая направленность, высокая степень идейно-политической убежденности [6, с. 236].
В современной педагогической и психологической науке проблема личности учителя, его профессионально значимых качеств стала предметом специального теоретического и экспериментального исследования в трудах Ф.Н. Гоноболина [7], И.А. Зимней [8], В.А. Кан-Калика [9], С.В. Кондратьевой [10], Н.В. Кузьминой [11], Н.Д. Левитова [12], А.К. Марковой [13], Л.М. Митиной [14] и др. [15-20]. В целом под профессионально значимыми качествами личности педагога исследователи понимают характеристики умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности и определяющие ее индивидуальный стиль [21, с. 51]. Классификации профессионально значимых качеств учителя выстраиваются учеными на основании различных критериев и имеют то или иное содержательно-количественное наполнение:
- педагогическая эрудиция, педагогическое целепо-лагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия (А.К. Маркова [13]);
- перцептивно-рефлексивные способности: чувство объекта (эмпатия, оценка совпадения потребностей учащихся к требованиям), чувство меры (такта), чувство причастности, проявление которых является основой педагогической интуиции; проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности (Н.В. Кузьмина [11]);
- проектировочно-гностические способности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление; рефлексивно-перцептивные способности: педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность (Л.М. Митина [14]);
- способность передавать детям знания в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость (быстрая и точная ориентировка); организаторские способности (Н.Д. Левитов [12]);
- дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические способности, способность к распределению внимания (В.А. Крутецкий [6]);
- личностные качества; качества, связанные с учебной деятельностью; качества, связанные с воспитательной работой (Ю.К. Бабанский [22]);_
- способность понимать внутренний мир ребенка; способность к активному воздействию на ученика; эмоциональная устойчивость (Ю.Н. Кулюткин [23]);
- доминантные качества: социальная активность, целеустремленность в достижении педагогических задач, уравновешенность, желание работать с учениками, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, педагогический оптимизм и др.; периферийные качества: доброжелательность, чувство юмора, артистичность, мудрость и др. (Л.Д. Столяренко [24]);
- пригодность к педагогической деятельности: норма интеллектуального развития, эмпатийность, положительный эмоциональный тон, нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности, отсутствие противопоказаний к деятельности типа «человек-человек»; готовность к педагогической деятельности: направленность на профессию типа «человек-человек», мировоззренческая зрелость, широкая и системная профессионально-предметная компетентность, коммуникативная и дидактическая потребности и потребность в аффилиации; включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение: легкость установления контакта с собеседником, умение следить за его реакцией, адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения (И.А. Зимняя [8]).
Представленный обзор классификаций профессионально значимых качеств личности учителя свидетельствует о сложности, многоаспектности и актуальности данной проблемы. В ее исследовании одним из перспективных направлений является изучение мнения обучающихся.
В данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью изучить мнение студентов о профессионально значимых качествах, которые характеризуют личность учителя-словесника.
В исследовании использовался комплекс методов: анкетирование, ранжирование, количественно-качественный анализ, сравнение и обобщение.
Респондентами явились студенты ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в количестве 100 чел., в том числе 62 студента подразделений гуманитарного направления, из которых 31 чел. - будущие учителя русского языка и литературы, и 38 студентов подразделений других направлений.
Респондентам предлагалось составить список из 10 профессионально важных качеств учителя-словесника, располагая их по степени значимости.
Приведем перечень всех названных респондентами профессионально важных качеств учителя-словесника: грамотная речь, хорошо развитая речь, свободное владение языком, речь без акцента, хорошая дикция, ораторские способности, коммуникабельность, любовь к детям, уважение к ученикам, умение работать с детьми, умение понимать детей, умение находить индивидуальный подход, умение поддерживать детей, умение подавать тему, умение заинтересовать учеников, умение пользоваться ПК, отличное знание предмета, образованность, эрудиция, широкий кругозор, информированность, начитанность, современность, стремление к саморазвитию, профессионализм, компетентность, любовь к предмету, любовь к своей работе, профессии, креативность, наличие своей методики обучения, доброта и гуманность, дружелюбие и доброжелательность, искренность, открытость, отзывчивость и чуткость, внимательность и бдительность, проницательность, лояльность, оптимизм, авторитетность, активность, лидерские качества, организаторские способности, организованность и мобильность, ответственность, серьезность, самоотверженность, трудолюбие и работоспособность, упорство, целеустремленность и настойчивость, находчивость и быстрая адаптация к ситуации, справедливость, строгость и требовательность, терпеливость, уравновешен-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Олесова Антонина Петровна, Каженкина Уруйдаана Васильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ...
ность и стрессоустойчивость, толерантность, честность, бескорыстие, мудрость, хороший опыт работы, умение признавать свои ошибки, чувство юмора, высокий уровень общей культуры, интеллигентность, высокоразвитое мышление, высшее образование, быть индивидуальностью, харизма, уверенность в себе, патриотизм, аккуратность, опрятность, красота.
В приведенном перечне можно выделить качества, наиболее частотные в ранжированных списках, составленных респондентами. По их мнению, для успешной профессиональной деятельности учителю-словеснику необходимо обладать такими качествами, как доброта, гуманность, терпеливость, уравновешенность, стрессоу-стойчивость, их указали 42-43 % опрошенных; столько же респондентов назвали способность понимать детей, 36 %-40 % отметили ответственность, организованность, мобильность, характеризующие отношение к работе, 32-35 % - коммуникативные способности, высокоразвитую речь и т.д. (рисунок 1). В свою очередь, в единичных случаях указаны авторитетность, аккуратность, бескорыстие, патриотизм, умение пользоваться компьютером - 1 %.
любовь к детям трудолюбие, работоспособности
ЭруДИрОЗ-ЗНКОСГЬ. широкий кругозор профессионализм компетентность отличное знание предмета, образован пасть коммуникабельность грзмотчан корошо развитая речь
ответственность
организованность, мобильность терпеливость,ураановешенжтсть,стрессоустойчивость умение понимать детей, доброта, гуманность
терпеитвссгь.уравновешеннсств.стрессоусгрйчивс^ть умение понимать детей ответственность Группа В
профессионализм, компетентность грамотная. карошо развитая речь умение понимать детей ответственность Группа С доброта, гуманность коммуникабельность н, хорошо развитая речь
I 25,!| — 29,оз зг,»
' 22,93 | 22,5В — 25.81
29,03
коммуникабельность - 26,31 %, доброта, и гуманность
- 18,42% (рисунок 2).
Анализ и обобщение данных всех ранжированных списков позволяет выделить наиболее важные качества личности учителя-словесника в представлении обучающихся. Это высокоразвитая речь - 26 %, ответственность
- 23 %, эмпатическое понимание - 19 %, отличное знание предмета, образованность - 17 % и др. (рисунок 3).
Рисунок 1 - Профессионально значимые качества личности учителя-словесника, наиболее частотные в ранжированных списках (в %)
Сравнение ранжированных списков позволяет говорить о некоторых особенностях и общих моментах в оценке обучающихся разных подразделений относительно того, каким должен быть высокопрофессиональный учитель-словесник, какие качества должны быть ему присущи.
Студенты филологического факультета - будущие учителя русского языка и литературы (группа А) - по степени значимости в позициях 1-3 больше всего отмечают следующие качества: ответственность - 32,26 %, способность понимать ученика - 29,03 %, терпеливость и уравновешенность - 25,81 %. Респонденты с других подразделений гуманитарного направления (группа В) так же признают приоритетными ответственность -29,03 %, способность понимать ученика - 25,81 %, в позициях 1-3 многие выделяют высокоразвитую речь, культуру речи и интегративные свойства личности -профессионализм, компетентность - 22,58 %.
Рисунок 2 - Качества личности учителя-словесника, указанные как наиболее значимые студентами разных подразделений (в %)
Высокий уровень развития речи, культуры речи как исключительно важные для учителя-словесника качества называет и половина респондентов с подразделений других направлений (группа С) - 50 %. Также в ранжированных списках, составленных респондентами группы С, в позициях 1-3 больше всего отмечаются
Рисунок 3 - Качества личности учителя-словесника, указанные как наиболее значимые (в %)
Результаты ранжирования профессионально значимых качеств личности учителя-словесника свидетельствуют о том, что его профессиональная деятельность осознается респондентами как очень важная и требующая от педагога большой ответственности, организованности, отличного знания предмета. Действительно, ответственность учителя-словесника нельзя переоценить: от уровня преподавания русского языка во многом зависят успехи учащихся в овладении не только русским языком, но и другими школьными предметами, так как русский язык является средством их изучения; кроме того, по русскому языку выпускники сдают единый государственный экзамен, баллы за который засчитывают-ся при поступлении в вуз, ссуз.
Важнейшим качеством учителя респонденты считают способность понимать мысли, чувства и поступки учащихся. Сегодня многие говорят, что за последние годы мировоззрение детей сильно изменилось, они нуждаются в особом подходе, внимании и понимании, признании и уважении своей личности, и хорошего результата в работе добивается тот учитель, который находится в полном взаимопонимании и взаимоуважении со своими учениками. Это подтверждает мнение респондентов - вчерашних школьников, отметивших особую значимость таких качеств, как способность к диалогу, эмоциональная уравновешенность, гуманистические установки личности педагога в целом, без которых невозможно позитивное педагогическое взаимодействие.
Самым главным качеством учителя-словесника, названным респондентами, являются высокие речевые характеристики его личности. Безусловно, для эффективной профессиональной деятельности любого учителя-предметника большое значение имеют грамотность, хорошая дикция, речевая культура в целом, поскольку коммуникативная деятельность выступает важнейшим компонентом педагогической деятельности. Посредством педагогической речи обеспечивается продуктивное общение учителя и учащихся, их взаимодействие, организуется учебно-познавательная деятельность. Педагогическая речь призвана не только активно влиять на понимание и закрепление знаний учащимися, но и воздействовать на их чувства и сознание. Повышенные же требования к педагогической речи учителя-словесника вполне справедливы, так как именно он на собственном примере должен демонстрировать образцы совершенной речи. На его речь так или иначе ориентируются обучающиеся, поэтому среди самых важных для учителя-словесника качеств респонденты указывают больше всего речевые характеристики личности.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствует об особой значимости речевых характеристик личности учителя-словесника при оценке его обучающимися и о большой ответственности, воз-
Олесова Антонина Петровна, Каженкина Уруйдаана Васильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ...
лагаемой на учителя-словесника, речь которого должна быть образцом высокой речевой культуры, являющейся, в свою очередь, отражением высокой общей культуры человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.Н. Медынского. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 280 с.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 2. 655 с.
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4. Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: http://old.rsl.ru/view. jsp?f=1003&t=3&v0=(lfnf (дата обращения: 20.01.2017).
5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. С. 270-652.
6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 253 с.
7. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100-111.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
10. Кондратьева С.В. и др. Профессионализм в педагогическом общении. Гродно: гРгУ, 2003. 272 с.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
12. Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http:// psychlib.ru/mgppu/hre/hre-258.htm. (дата обращения: 16.01.2017).
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
14. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.
15. Бездухов В.П. О плане содержания и плане выражения личности преподавателя в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 1 (2). С. 16-20.
16. Антонюк Н.А. Сущность понятия «диалогические умения будущих учителей начальной школы» // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 7-9.
17. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.
18. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 3 (12). С. 25-27.
19. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 15-17.
20. Бездухов А.В. Формирование у будущих учителей опыта работы с категориями этики и понятиями морали // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 16-22.
21. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.
22. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с._
23. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
24. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 541 с.