Научная статья на тему 'Качества современного учителя глазами студентов, педагогов, учащихся, родителей'

Качества современного учителя глазами студентов, педагогов, учащихся, родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6434
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / РROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A TEACHER / PROFESSIOGRAM / SOCIETY EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е. В.

Статья посвящена анализу взглядов на профессионально-личностные качества современного учителя. Профессионально-личностные качества учителя рассматриваются автором с исторической позиции, приводятся данные экспериментального исследования, связанного с изучением мнений школьников, их родителей, студентов и самих педагогов на личность учителя ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITIES OF A CONTEMPORARY TEACHER THROUGH THE EYES OF STUDENTS, PEDAGOGUES, AND PARENTS

The paper analyses the array of viewpoints on professional and personal qualities essential for the contemporary teacher. The author presents professional and personal qualities of a teacher from historic prospective, describes the opinions of Russian and foreign scholars on the problem. The data from a survey of opinions of school children and their parents, views of students and university lecturers on the person of the XXI century teacher are presented.

Текст научной работы на тему «Качества современного учителя глазами студентов, педагогов, учащихся, родителей»

указали 12 % испытуемых, то в контрольном 78 %.

Все категории респондентов отметили изменение стиля делового общения в пользу доброжелательности, открытости. Люди стали чаще говорить и слышать комплименты, стали легче решаться производственные задачи, улучшилось физическое и психическое самочувствие персонала, повысился экономический эффект в конкретных делах.

Итак, имидж помогает достичь людского признания, изменяет оценочное отношение к специа-

листу, способствует позитивному отношению к профессии и бизнесу. В совокупности с профессиональными знаниями, умениями и навыками он формирует компетентную, успешную личность профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: Инфра-М, 2006.

Антропова Любовь Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 55-39-76.

Antropova, Lubov Vasilievna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 55-39-76.

УДК 378.147

E. В. Яковлева

КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ

Е. V. Yakovleva

THE QUALITIES OF A CONTEMPORARY TEACHER THROUGH THE EYES OF STUDENTS, PEDAGOGUES, AND PARENTS

Статья посвящена анализу взглядов на профессионально-личностные качества современного учителя. Профессионально-личностные качества учителя рассматриваются автором с исторической позиции, приводятся данные экспериментального исследования, связанного с изучением мнений школьников, их родителей, студентов и самих педагогов на личность учителя XXI века.

Профессионально-личностные качества учителя; моделирование, социальные ожидания.

The paper analyses the array of viewpoints on professional and personal qualities essential for the contemporary teacher. The author presents professional and personal qualities of a teacher from historic prospective, describes the opinions of Russian and foreign scholars on the problem. The data from a survey of opinions of school children and their parents, views of students and university lecturers on the person of the XXI century teacher are presented.

Professional and personal qualities of a teacher, professiogram, society expectations.

Эволюция социально-экономических и поли- осознание антропогенного характера эпохи, воз-тических взаимодействий в стране и мире, форми- растание в ее содержании роли личностного нача-рование нового образа науки, действительности, ла и соответствующая переиерархизация образо-

вательных ценностей предполагают не только новую парадигму образования, но и формирование адекватной ей параметрии личности учителя XXI века. Эта новая ситуация требует и нового, гуманизированного образа учителя, в котором обеспечен приоритет человеческих качеств.

Вопросу о личностных качествах учителя всегда уделялось большое внимание. Уже знаменитые сократовские беседы показали значимость эрудиции, гибкости и диалектичное™ ума, общительности и такта учителя. М. Ф. Квинтилиан, осмысливая взаимосвязь человеческих проявлений в обучении, увидел особое значение нравственных качеств учителя как условие взаимопонимания и взаимодействия ученика и педагога.

По мнению Я. А. Коменского, учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, широко образованным и трудолюбивым; ставящим перед собой задачу развивать все стороны личности ребенка, основываясь на закономерностях его естественного развития. И. Г. Песталоцци описал и практически показал образец человеколюбия педагога. А. Дистервегом выдвинута система требований к учителю: любить профессию и детей, в совершенстве владеть предметом, постоянно заниматься самообразованием, иметь сильную волю и твердый характер, быть требовательным, но справедливым и др.

Для гуманистических традиций отечественной педагогики (Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др.) характерным было представление о добре и доброте учителя. К. Д. Ушинский придавал особое значение характеру взаимоотношений ученика и учителя, полагая, что действенное влияние на ученика возможно лишь на основе субъектных отношений, основа которых - любовь и уважение педагога к ребенку. Учитель, по мнению К. Д. Ушин-ского, это не только преподаватель тех или иных предметов, но и воспитатель, любящий и ответственно относящийся к своему делу. Для этого он должен быть широко образован, владеть педагогическим мастерством и обладать психолого-педагогическим тактом. Л. Н. Толстой считал, что успех обучения и воспитания зависит от личности учителя, от развитости таких его качеств, как любовь к детям и своему делу.

В 20-е годы XX века в исследованиях М. М. Рубинштейна была предпринята попытка (не потерявшая своей актуальности и в современ-

ной ситуации) обосновать наиболее существенные черты личности учителя, обеспечивающие успешность его профессиональной деятельности. Ученый выделяет «социальную черту», суть которой заключается в «любви к раскрывающемуся, растущему человеку, желании сообщить ему себя» [1, с. 28], «эстетическую черту» как черту художественного творчества, момент искусства в созидании ценностей и др. [6, с. 32]. Среди важнейших личностных образований - оптимизм и физическая пригодность, актерские и внешние данные, компетентность и стремление к совершенствованию, эмоциональная заразительность и готовность совершать волевые усилия, терпимость и требовательность, справедливость и ораторские способности [1, с. 36 - 51].

Сегодня, как и в былые времена, требования к учителю многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими. В. А. Сластенин посвятил цикл исследований прогностическому моделированию личности учителя. В исследованиях В. А. Сластенина [2] - [3] и его школы в числе приоритетных характеристик профессионально-педагогической направленности обоснованы следующие: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогичес-кая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, работоспособность и др. Сформулированные в модели требования к личности учителя по мере накопления теоретического и практического опыта в дальнейшем были подвергнуты уточнению, дополнению и обогащению.

В последние годы Л. Ф. Спирин уточнил идеальную абстрактную модель личности учителя, в комплексе обобщающую ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе и в любом образовательном учреждении. Модель включает направленность личности учителя (профессиональные потребности, мотивы участия в педагогической работе, основные виды деятельности и их успешность, свойства личности, выражающие гражданскую и профессионально-педагогическую направленность); интеллектуальные, нравственные, волевые, эмоциональные черты характера,

общепедагогические умения и навыки. Л. Ф. Спирин особо заостряет внимание на индивидуальном почерке профессиональной деятельности конкретного педагога [4, с. 130 - 140].

В русле психологической концепции деятельности учителя Л. М. Митина разработала структурно-иерархическую модель личности педагога, центральное место в которой занимают профессионально-значимые качества: проектировочно-гно-стические и рефлексивно-перцептивные (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт). Каждое из указанных качеств, в свою очередь, включает комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и общении. По мнению Л. М. Митиной, более высокий уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проек-тировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных [5].

На сегодняшний день исследователями выделяется уже более 70 качеств личности учителя, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности. К наиболее важным качествам педагога исследователи относят: эмоциональность (А. О. Прохоров, В. П. Трусов и др.), общительность (Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецин-ский и др.), способность понимать учащихся (Э. А. Гришин, Ф. Н. Гоноболин и др.), любовь к детям (Ш. А. Амонашвили и др.) и т.д.

Обобщая предложенные исследователями качества личности учителя, В. И. Андреев на основе исторического подхода к анализу педагогической деятельности в прошлом, настоящем и в перспективе рассматривает следующие предположительные, на наш взгляд, вполне реальные требования к учителю XXI века: профессиональную компетентность; методологическую культуру, творческие и исследовательские способности; интеллигентность, сформированность гуманных качеств; знания, практические умения из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, кибернетика, этика, экономика, право и др.; непрерывное самообразование; овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта [6, с. 12 - 13].

Модель личности современного учителя разрабатывается также зарубежными педагогами и психологами (М. Грин, Р. Берне, К. Рейд, Д. Хопкинс, А. Комбс, Н. Боуэрс, Р. Соур, А. М. Кей и др.).

А. Маслоу утверждал, что эффективные учителя характеризуются общей направленностью к актуализации, им свойственно теплое отношение к людям, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам [7, с. 688].

Р. Берне охарактеризовал необходимость следующих качеств учителя для его эффективной профессиональной деятельности: 1) стремление к максимальной гибкости; 2) способность к эмпа-тии, сензитивность к потребностям учащихся; 3) умение придать личностную окраску преподаванию; 4) установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5) владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов на уроке письменным; 6) эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность [8].

В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». Этих людей отличает уникальная комбинация личных качеств и устойчивых тенденций реагирования, которые выступают как субъективные предпосылки профессионализма в педагогической работе. Примером могут служить результаты анализа конкретных поведенческих проявлений профессионально важных качеств учителя, приведенные в работе А. М. Кея [9]. В ней описаны 28 поведенческих образцов эффективного учителя: от умений предотвращать и прерывать неправильное поведение, умений управлять интеллектуальной деятельностью в соответствии с закономерностями генезиса до умений распределения своего внимания и проявления в действиях свидетельств признания личности и ценности детей.

Перечисление можно продолжить практически без ограничений: точек зрения на то, какие личностные качества важны для педагога, столько же, сколько и авторов, рассматривающих эту тему. Это разнообразие точек зрения обусловлено бесконечностью свойств самой личности, сложностью феноменов педагогической деятельности, разнообразием особенностей протекания педагогического процесса, многокачественностью и вариативностью действий и операций педагогической деятельности, различием в теоретических

подходах к рассмотрению личности, а также, по мнению Е. И. Рогова [10, с. 62], зависимостью личностных качеств педагога от социально-исторических условий.

Таким образом, обобщенные портреты современного идеального отечественного и зарубежного педагога во многом схожи. Такой учитель гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с учениками. Он неформален и гибок в общении с учащимися, рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценка и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя и других. Если обобщить позиции анализа приоритетных проблем, которые предстоит активно решать учителю XXI века, то по признаку доминирования профессиональных и личностных качеств он должен быть профессионально компетентной, культурной, интеллигентной, духовной, творческой, саморазвивающейся личностью.

Качества идеального учителя рассматриваются учеными не только в модельных представлениях. Начиная с 30-х годов XX века в нашей стране постоянно изучался вопрос о том, какие качества учителя имеют наибольшее значение для учащихся. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Вот портрет «хорошего» учителя того времени: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

Согласно более поздним исследованиям (40-е годы) ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. В 60-е годы идеальный учитель должен был обладать такими качествами, как уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, остроумие, приятная наружность, понимание всех своих учеников и др. В 70-е годы образ «хорошего» учителя описывался детьми так: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет. Исследования 90-х годов показывают, что первые места в иерархии качеств идеального учителя у учеников занимают доброта, внимательность, чувство юмора, такт [11, с. 215-216].

Таким образом, ученики 30-40-х годов боль-

ше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность учителя, а в 90-х на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, открытость, такт, чувство юмора, умение общаться.

Мы посчитали полезным выявить, каковы социальные ожидания в отношении личности учителя сегодня, каким его хотят видеть учащиеся, родители, каким видят облик современного учителя сами педагоги и студенты - будущие учителя.

Участниками исследования стали педагоги школ г. Череповца, учащиеся и их родители, студенты - будущие учителя Череповецкого государственного университета. Исследование проводилось в 2006 - 2008 гг. В исследовании использовались следующие методы: анкетирование, интервьюирование, собеседование, методика «Неоконченные предложения» и др.

С целью изучения мнения учителей проводилось анкетирование среди педагогов-практиков разной специализации школ № 14, 39, 40 г. Череповца (150 человек, стаж работы от 1 до 38 лет).

Анализ полученных данных показал, что в целом перечень профессионально-личностных качеств современного учителя оказался весьма длинным (более 30) и все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности любого педагога. Вторичное ранжирование позволило выделить 15 наиболее часто встречающихся качеств, в большей степени отражающих облик современного учителя, по мнению педагогов. По общему числу полученных выборов на первом месте находится образованность (куда учителя включают и профессиональные знания), на втором - воспитанность, на третьем - терпимость, на четвертом - творческие способности и пятое отдано ответственности. Другие качества педагога (доброжелательность, общительность, эмпатия, организаторские способности, гуманизм, способность к рефлексии, стремление к саморазвитию, способность к саморегуляции, исполнительность, широта взглядов) получили более низкие ранги, но и они фактически выделены как самые существенные и значимые для облика современного учителя.

Респондентам было также предложено провести самооценку по перечисленным качествам личности. Высокий уровень самооценки по данным качествам обнаружен у 34 % учителей, средний -у 57 %, низкий - у 9 % . Причем для молодых учи-

телей (со стажем работы до 5 лет) характерна высокая самооценка, учителям с большим стажем (более 15 лет) работы свойственно ее занижение.

Анкетирование будущих учителей проводили среди студентов, обучающихся на педагогических специальностях Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (3-й курс - 45 человек и 5-й курс - 47 человек, возраст 19-21 год).

У студентов ведущие позиции в иерархии наиболее значимых качеств учителя занимают знания, эрудиция. Такие черты характера, как доброжелательность, эмпатия, гуманизм и др. занимают более низкие ранговые позиции. Давая учителю выделенные позитивные характеристики, респонденты ориентировались в основном на идеал, на нормативный элемент (учитель должен быть...). Вместе с тем около 15 % опрошенных студентов дают отрицательную характеристику почти по всем приведенным параметрам (учитель глазами вчерашнего школьника), называя среди присущих учителю качеств в реальности такие, как отсутствие объективности, справедливости, понимания, творчества. Негативные черты реального современного учителя объясняются студентами как результат непривлекательности образа жизни учителя, когда он выступает как символ неуспешности (маленькая зарплата, перегруженность работой и т.д.).

Таким образом, выделяя в идеальном облике современного учителя такие черты, как эмпатия, гуманизм, доброжелательность, умение строить отношения с учащимися на основе сотрудничества и др., и студенты, и учителя осознают, что на практике, к сожалению, учительство пока не обладает данными качествами в полной мере, не проявляет их в реальном педагогическом процессе, взаимодействуя с детьми.

В исследовании приняли участие 48 родителей учащихся школы № 14 и 45 родителей учащихся школы № 40 г. Череповца.

По мнению родителей, учитель прежде всего должен хорошо знать свой предмет и быть эрудированным в других областях знания. Это соотносится и с желаемой, по мнению родителей, задачей школы - дать ребенку знания.

Второе место занимают качества учителя, отражающие его стиль общения с детьми. Родители видят учителя, обладающего демократическим стилем общения, построенным на принципах гуманизма. Этому способствует и интеллигентность

учителя, и воспитанность, и доброжелательность, и проявление интереса к личности каждого ребенка, и эмпатия, и умение выслушать каждого ученика, понять его проблемы и др.

Третью позицию занимают умения учителя построить процесс обучения - способность создать атмосферу творчества на уроке, методическая грамотность, умение добиваться того, чтобы все учащиеся следовали за ходом мысли учителя и др.

Отвечая на вопрос, какие качества учителя, работающего в классе, где учится ваш ребенок, вы цените, родители выстроили несколько другую очередность. Говоря о конкретных учителях (а не об идеале, как в первых вопросах), родители в первую очередь называют личностные характеристики учителя (любовь, доброта, внимание, добросовестность и др.), а потом уже профессиональные (профессионализм, знание предмета, организаторские способности и др.). Это свидетельствует о том, что в глазах родителей наибольшим авторитетом обладает учитель, который прежде всего строит свои отношения с детьми на основе гуманизма, взаимопонимания и сотрудничества, а не только владеет профессиональными знаниями.

В рамках предпринятого исследования была рассмотрена проблема «Учитель глазами учащихся». В анкетировании принимали участие ученики 7-11-х классов школ № 14 и 40 г. Череповца, всего 347 человек.

Иерархия наиболее желательных качеств личности учителя в глазах школьников 7 - 9-х классов строится следующим образом. Первое место, как и у родителей, у школьников занимает такое качество учителя, как эрудиция, знание своего предмета. Далее - методическая грамотность в построении урока и умение слушать ученика, интересоваться его мнением. В первую пятерку также вошли такие качества, как интеллигентность, доброжелательность, проявление интереса к личности каждого ученика, умение найти к каждому индивидуальный подход.

Исходя из полученных данных, можно заключить: несмотря на то, что первые позиции в иерархии качеств современного учителя у школьников 7-9-х классов занимают знания и методическая грамотность (т.е. профессиональные качества учителя), все же для них представляют интерес и личностные - доброжелательность, умение слушать, способность сопереживать и др.

Анкетирование учащихся 10-11-х классов по-

казало, что, прогнозируя облик учителя современной школы, абсолютное большинство старшеклассников (более 70 %) видит прежде всего старшего опытного друга, а уже потом квалифицированного в своей области профессионала-предметника.

Учащиеся отдают приоритет именно душевным качествам учителя, хотят, чтобы он был добрым, понимающим, справедливым, терпимым, честным, общительным, творческим, с чувством юмора.

Знание предмета, умение интересно объяснять учебный материал при этом отходят на второй план. Предметная специализация учителя значима, но только в том случае, если учебный предмет становится средством общения учителя и учащихся, когда учитель средствами предмета открывает детям новые грани мира, возможности человека, возможности самих детей. В этом случае учитель одновременно является представителем близкого ребенку мира, понимающим этот мир, и носителем иного мира, иной позиции, культуры.

Среди качеств, при наличии которых нельзя быть хорошим учителем, первенство также держат личностные качества педагога. Школьники считают, что учитель не должен быть раздражительным (1-е место по количеству упоминаний), грубым (2), замкнутым (4), не способным понять другую точку зрения (3), не способным к сотрудничеству (5), а также авторитарным, не способным к сопереживанию, не любящим детей и свою профессию.

Что касается профессиональных качеств, то в этом плане школьники не хотят видеть учителя, не знающего своего предмета, неэрудированного, нетворческого, «не имеющего интересов помимо школы».

Однако реалии сегодняшней школы далеко не всегда совпадают с ожиданиями ребенка. Не часто фигура учителя вызывает у него положительные эмоции. Как правило, педагоги сами являются инициаторами ситуативных конфликтов, унижают детей, пренебрегают их возрастными и личностными интересами, лишают права на самостоятельную позицию.

Интересные данные получились при обсуждении со старшеклассниками соответствия реального учителя идеальному образу. Только 15 % отметили, что среди учителей, работающих с ними, есть педагоги, соответствующие «нарисованному идеальному портрету современного учителя»,

31,5 % школьников считают, что на своем пути они не встречали идеального учителя. Около 70 % учащихся считают, что педагоги не знают и не понимают их совсем или понимают недостаточно глубоко. Не считают необходимой для себя помощь и поддержку педагога 55 % старшеклассников, а согласны ее принять иногда около 30 %. Эти цифры свидетельствуют, вероятно, о том, что школьники не очень верят в возможность реальной и действенной помощи со стороны учителя, а не о том, что вообще не нуждаются в ней в принципе.

В учительской профессии учащихся больше всего привлекает возможность общения с людьми (так считают 47 % опрошенных); работа с детьми (37 %); возможность хорошо знать свой предмет и совершенствоваться в нем (28 %); возможность самовыражения (20 %).

В профессии учителя старшеклассникам не нравится: маленькая зарплата, большой объем работы; отсутствие свободного времени; неуважение к профессии со стороны общества; неблагодарность учеников; большие нервные затраты; большая ответственность и др. А 15% опрошенных нами школьников отрицательно относятся к профессии учителя из-за «отсутствия нормальных человеческих контактов между учителем и учеником».

Абсолютно не нравится профессия учителя 12 % учащихся и ничего не привлекает в профессии учителя 8,5 % школьников.

Проведенное исследование, в котором в общей сложности участвовало более 600 человек, показало, что общество, учащиеся и их родители, да и сами учителя заинтересованы в педагоге, который обладает высокой культурой, душевной чуткостью, эмпатией и толерантностью, способен творчески подходить к своей педагогической деятельности.

Именно такие требования предъявляет к учительству наше время и именно этими качествами наряду с профессиональной компетентностью должен обладать Педагог-мастер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя / М. М. Рубинштейн. - М.: Моск. акционерное издательское общество, 1927.- 173 с.

2. Сластенин, В. А. Современные подходы к подготов-

ке учителя / В. А. Сластенин // Пед. образование и наука. -2000. - № 1.-С. 44-51.

3. Сластенин, В. А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. - 1991. - № 10. -С. 79 - 84.

4. Спирин, Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин // Завуч. - 1999. - № 4. - С. 130 - 140.

5. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М.: Флинта, МПСИ, 1998. -201 с.

6. Андреев, В. И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века / В. И. Андреев // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века». Вып. 1. - М.: Магистр, 1994. -С. 12-13.

7. Maslow, A. Some educational implications of the humanistic psychology / A. Maslow. - Harvard educational Re-viev. - 1968. - V. 38,-№4.

8. Берне, P. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

9. Mac Kay, A. Project Quest. Teaching strategies and pupil achievement / A. Mac Kay // Occasional Paper Series. Centre for Research in Teaching. - Univ of Alberta / Canada, 1992.

10. Рогов, E. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Рогов. - Ростов-н/Д, 1999. - 354 с.

11. Журавлев, Д. Имидж учителя - необходимость или дань моде? / Д. Журавлев // Народное образование. - 2003. -№7.-С. 213-218.

Яковлева Елена Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 51-82-91; 8 (8202) 22-07-28; e-mail: [email protected]

Yakovleva, Elena Victorovna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of the Primary Education Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 51-82-91; 8 (8202) 22-07-28; e-mail: [email protected]

УДК 342

О. В. Пономарева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ

О. V. Ponomareva

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPECIALIST AS A CRITERION OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE FEDERAL AND REGIONAL COMPONENTS

В данной статье рассматриваются основные вопросы подготовки профессионально-компетентного специалиста, конкурентно-способного на рынке труда. В логической последовательности представлено значение федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

В статье обсуждаются базовые уровни и условия развития профессиональной компетенции специалиста.

Компетентность, профессионально-компетентный специалист, фундаментальное образование, образовательная политика, регионализация образования, национально-региональный компонент, региональное культурно-образовательное пространство, деятельностный подход.

The paper considers essential issues of training specialists, professionally competent and competitive in the labour market. The autor describes in a logical succession the essense of federal and regional components of the state educational standard of higher professional education in training a competent specialist.

The paper also discusses basic levels and conditions of specialist professional competence development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.